Мода как массовидное психическое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мода как массовидное психическое явление



 

О давнем существовании моды в истории человеческой культуры сви­детельствуют дошедшие до нас источники, датируемые еще вторым тысячелетием до н. э. Они показывают, что мода как массовидное пси­хическое явление бытовала еще в Древнем Египте. Далее ее существо­вание прослеживается в эпоху Античности, Средневековья, Возрож­дения, Нового Времени и вплоть до современности.

Факт долговременного существования моды и ее распространения практически во всех странах мира свидетельствует о том, что мода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции. Эти функции действительно существу­ют, и их немало. Основные из них следующие:

• выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных осо­бенностей;

• дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;

• облегчение поиска себе подобных среди масс людей;

• привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;

• повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;

• обновление и развитие культуры1.

• Кратко рассмотрим каждую из названных психологических функ­ций моды в отдельности.

• В современном обществе всегда имеется несколько модных объек­тов в распоряжении людей, и те, как правило, вольны выбирать для себя любые из них. Поэтому первая функция моды — выражение куль­туры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей — заклю­чается в том, что, следуя моде и делая выбор из множества доступных ее вариантов, человек тем самым представляет себя, свою культуру для окружающих его людей. Через моду, которую он предпочитает, чело­век демонстрирует людям свои вкусы, свои индивидуальные особен­ности. При этом он сознательно или бессознательно рассчитывает на то, что другие люди, вступая с ним в общение, смогут через демонст­рируемую им моду правильно воспринять и оценить его. Это, есте­ственно, может предупредить возникновение многих недоразумений в общении, связанных с неправильным восприятием и оценкой людь­ми друг друга.

 

______

1 Мода как массовидное явление психики обсуждается не только в психологии масс, но и в социологии. Там выделяются несколько иные ее функции, чем в психологии. Они в основном касаются роли моды в устройстве и развитии общества или ее со­циальных функций. Психологов, естественно, интересуют только психологические функции моды, которые проявляются в ее участии в формировании и развитии лич­ности и межличностных отношений.


Вторая функция моды — дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям — связана с первой и проявляется в том, что благодаря моде происходит, с одной стороны, объединение психологически похожих друг на друга людей, с другой стороны, их отделение от множества окружающих людей, след­ствием чего становится появление особых социальных групп.

Третья функция моды — облегчение поиска себе подобных среди масс людей — также является близкой к двум уже названным ее функ­циям, но обладает и своей спецификой. Она состоит в том, что мода почти всегда имеет внешнюю форму выражения — через одежду, суж­дения, предметы, которыми пользуется человек. По ним люди могут быстро найти среди множества других людей себе подобных и отличить их от тех, кто психологически на них не похож. Это, естественно, облег­чает процесс общения, способствует взаимопониманию и помогает из­бегать недоразумений и конфликтов. К примеру, одной из разновидно­стей моды в современном обществе является форменная одежда. По ней люди быстро могут определять профессиональную принадлеж­ность друг друга и решают задачи, связанные с профессией.

Четвертая функция моды — привлечение внимания к человеку со стороны окружающих людей — проявляется в том, что мода — это все­гда нечто новое по сравнению с тем, что уже было. По известному из общей психологии закону, все новое и необычное привлекает к себе повышенное внимание. Поэтому некоторые люди, которым недостает внимания со стороны окружающих, стараются с помощью моды вы­звать к себе интерес.

Следующая, пятая, функция моды — повышение престижа, уровня самосознания и удовлетворенности собой — состоит в том, что с ее помощью индивид решает сразу три обозначенные выше социально-психологические задачи. Зная о том, что модное — это всегда дорогое, редкое и желательное (привлекательное), человек через моду старает­ся повысить свой статус среди окружающих людей, выделиться на их фоне (на него начинают обращать повышенное внимание, ему завиду­ют, и это может его радовать). Известно также явление, в соответствии с которым люди склонны относить к себе как личности те вещи, ко­торыми они обладают. Если эти вещи ценные, то соответственно по­вышается и самооценка человека. Он начинает больше себя уважать, и, как следствие, улучшается его самочувствие и настроение.

Последняя, шестая, функция — это обновление и развитие челове­ческой культуры. Здесь имеется в виду не столько развитие культуры отдельно взятого человека, сколько общества в целом. Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соот­ветственно, переход от одной моды к другой может означать психоло­гическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.

Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. В цик­ле моды можно отметить моменты ее возникновения, признания ее массами населения, распространения и заката. На каждом из этих эта­пов проявляются определенные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями. Обсу­дим эти функции и одновременно с этим рассмотрим этапы возникно­вения и распространения моды.

Цикл движения моды обычно начинается с того, что кто-то предлага­ет нечто новое, что впоследствии может стать модным, то есть приобре­сти популярность среди масс населения. Того, кто предлагает новое, называют законодателем моды, или ее автором. Обычно это незауряд­ный, творчески одаренный человек, который способен создать нечто такое, что может получить высокую оценку со стороны масс людей. Автором моды, к примеру, может стать писатель, художник, дизайнер одежды, ученый, инженер и т. д.

Для того чтобы созданное автором моды произведение получило широкое признание и высокую оценку со стороны людей, его необходи­мо довести до определенного уровня совершенства. Это обычно делают не менее талантливые люди, чем автор моды, но в другой области, свя­занной с производством. Создавая придуманное автором произведение, они могут его улучшить, довести до требуемого уровня совершенства.

Например, высококвалифицированный редактор рукописи писателя, как правило, улучшает качество текста; мастер по изготовлению мод­ной одежды делает ее такой, чтобы она стала привлекательной для по­тенциальных покупателей; высококвалифицированный рабочий изго­тавливает устройство или машину, изобретенную инженером, и вместе с ним доводит ее до определенного уровня совершенства. Все эти люди по праву выступают в качестве соавторов моды.

Далее, чтобы созданная вещь стала популярной, ее необходимо про­демонстрировать массам людей. Это обычно делают те, кого называ­ют демонстраторами, или первичными распространителями, моды. Их роль заключается в том, чтобы привлечь внимание масс людей к вновь созданной вещи и публично продемонстрировать ее достоинства.

Демонстраторами и первичными распространителями моды ста­новятся, как правило, известные люди, которые часто появляются на публике, например на экранах телевизоров или в кино. Их популяр­ность и личная привлекательность способствуют признанию соответ­ствующей вещи и ее превращению в модную. Известно, что многие люди склонны подражать своим кумирам, и им кажется, что если они обладают такой же вещью, которая имеется в распоряжении их ку­мира, то это приближает их к нему, повышает их собственный статус и престиж. Так, например, многие молодые люди, подражая популяр­ным артистам или спортсменам, стараются следовать демонстрируе­мой ими моде.

После того как модная вещь продемонстрирована широкой публи­ке, оценена и получила признание, возрастает спрос на нее среди масс населения. Для того чтобы удовлетворить этот спрос и сделать став­шую модной вещь доступной, такой, которую в свое распоряжение мо­гут получить массы населения, необходимо наладить ее массовое про­изводство и удешевить.

На данном этапе цикла движения моды в действие вступают про­мышленники (предприниматели). Они быстро налаживают производ­ство модной вещи, выпускают ее в массовом порядке. Одновременно распространение новой моды стимулируется рекламой, поскольку в обществе имеется конкуренция между разными производителями модных товаров, а «реклама — двигатель торговли».

Население после этого приобретает модную вещь в личное пользо­вание, и на данном этапе эта вещь становится по-настоящему модной. Здесь мода достигает вершины своего существования, но после этого, как это ни парадоксально, начинается естественный и постепенный ее закат. Он связан с тем фактом, что, во-первых, то, чем уже владеют массы людей, модным не является; во-вторых, люди быстро привыкают к модному и у них вновь появляется стремление к обновлению. С этого момента обычно начинается цикл новой моды.

В заключение обсудим влияние моды на психологию масс. Прежде всего отметим, что в большинстве случаев это влияние является поло­жительным. Именно поэтому, наверное, мода возникла давно и продол­жает существовать в наше время. Конкретно влияние моды на психо­логию масс людей может проявляться в следующем:

• улучшение массового настроения;

• повышение удовлетворенности масс людей;

• возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются;

• облегчение общения людей;

• предупреждение и устранение возможных межличностных кон­фликтов.

Улучшение настроения масс людей под влиянием моды происхо­дит по той причине, что, приобщаясь к моде, люди начинают физичес­ки и психологически чувствовать себя лучше. Известно, что всякая новая, модная вещь приносит определенную пользу людям, посколь­ку всякая новая вещь обладает качествами, способными более полно, чем старые вещи, удовлетворить потребности людей. Отсюда и повы­шение настроения тех людей, которые приобщаются к моде.

Повышение удовлетворенности масс людей происходит по той же самой причине. Кроме того, люди осознают, что приобщение к моде или следование ей свидетельствуют о росте их личного благополучия. Действительно, тот, кто приобрел в индивидуальное пользование мод­ную вещь, становится богаче в материальном отношении.

Возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются, следуя моде, объясняется тем, что среди модного есть немало такого, что действительно обогащает людей как интеллекту­ально, так и нравственно. Это, к примеру, касается чтения новых лите­ратурных произведений или научных трудов, знакомства с новыми произведениями искусства.

Облегчение общения благодаря моде происходит по той причине, что, следуя моде, люди легко находят единомышленников и получают удовлетворение не только от взаимопонимания, но и от того, что дру­гие люди переживают и думают то же самое, что и они.

Мода способствует предупреждению и устранению межличностных недоразумений и конфликтов по той причине, что люди, следующие раз­личной моде, стараются не вступать друг с другом в личные взаимоотно­шения. Они знают, что могут не найти друг с другом взаимопонимания.

Так, например, взрослые люди обычно избегают компаний молодежи, которые одеты не так, как, по мнению взрослых, следует одеваться, и ко­торые, соответственно, ведут себя не так, как бы им хотелось. Справед­ливо и обратное: молодые люди, чья мода отличается от моды, харак­терной для консервативно настроенных взрослых людей, стараются меньше контактировать с ними. В итоге уменьшается общее количество межличностных конфликтов в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.015 с.)