Современное состояние социальной психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние социальной психологии



 

В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой со­циально-психологической проблематики и выходом ее на одно из пер­вых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она пре­вратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологи­ческих наук, и внутри ее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать пси­хологию малых групп, общения, межличностных отношений, воспри­ятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфлик­тов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем психологические знания проникли в другие психологи­ческие науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально-психоло­гических знаний в настоящее время строятся многие методы практи­ческой психологии, в том числе различные виды социально-психоло­гических тренингов (активного группового обучения).

60-е годы XX века можно считать временем нового подъема и уско­ренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней появились не только новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и бы­стро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психоло­гию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, на­чиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состо­янии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.

1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социаль­ной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология ма­лых групп, социальных установок, эффективности групповой дея­тельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это — юридическая, экономическая, политическая психология, психо­логия рекламы, управления и многие другие.

3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической пси­хологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления соци­ально-психологических исследований, отличающиеся от тради­ционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов, появляется пси­хология межгрупповых отношений и по-новому трактуются мно­гие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управ­ления и коллектива.

5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на вто­рой план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существую­щими в обществе, или взаимодействием между большими соци­альными группами.

6. Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосудар­ственные и внутриполитические отношения.

7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психоло­гии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гумани­стическую психологию и другие. Социальная психология стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления, науку.

70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и широкого признания социальной психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Она не только стала весьма популярной наукой, но социально-психологические знания проникли и в настоящее вре­мя широко применяются во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортив­ную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными сло­вами, социальная психология превратилась в одну из самых попу­лярных, активно разрабатываемых и востребованных психологичес­ких наук.

Наступившая в конце 80-х годов XX века горбачевская перестрой­ка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на раз­витие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени су­ществования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально-психологичес­кой литературы, расширилась проблематика социально-психологи­ческих научных и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой соци­ально-психологической науки, а российские ученые активно включи­лись в разработку тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются трудности, связанные с точным установлением на­чала социально-психологических исследований?

2. Почему заявку на разработку новой науки под названием «психология народов» можно считать началом развития социальной психологии в це­лом?

3. Какие альтернативные названия имела эта наука до того, как она стала называться социальной психологией?

4. Что представляла собой следующая за психологией народов тематика социально-психологических исследований?

5. Чем отличались пути развития социальной психологии в Европе и США в первые десятилетия XX века?

6. Когда и кем впервые было использовано название «социальная психо­логия»?

7. Когда появились первые экспериментальные социально-психологичес­кие исследования и кого можно считать основателем эксперименталь­ной социальной психологии?

8. В чем состояла специфика разработки социально-психологических про­блем в первые десятилетия XX века?

9. Каковы были особенности обстановки, в которой развивалась психо­логическая наука в целом и социальная психология в первой половине XX века?

 

10. Что представляло собой необихевиористское направление в социаль­ной психологии?

11. Кто и каким образом разрабатывал необихевиористское направление в социальной психологии?

12. На какие идеи опирались представители когнитивистской ориентации в объяснении социально-психологических феноменов?

13. Какое влияние работы немецких гештальтпсихологов оказали на воз­никновение и разработку когнитивистской ориентации в США?

14. Кто конкретно и под каким углом зрения представлял идеи когнитивно­го подхода в социальной психологии?

15. Что такое когнитивное соответствие и когнитивный диссонанс?

16. Каковы были основные идеи психоаналитической («глубинной») ори­ентации в социальной психологии?

17. Кто и каким образом представлял психоаналитическую ориентацию в со­циальной психологии?

18. Что такое интеракционистская ориентация в зарубежной социальной психологии?

19. Каким образом интеракционистская ориентация связана с социологией?

20. Кто из ученых и каким образом разрабатывал идеи интеракционизма в социальной психологии?

21. Что представлял собой символический интеракционизм, теории соци­альных ролей и референтной группы?

22. В чем заключалась разница в направлениях научных исследований в США, Европе и России (бывшем Советском Союзе) во второй поло­вине XX века?

23. Что представляла собой первая в нашей стране дискуссия о предмете и судьбе социальной психологии?

24. Какого рода политические и идеологические ограничения были нало­жены после Октябрьской революции на разработку социально-психо­логической проблематики в нашей стране и почему?

25. Как повлияли события, связанные со Второй мировой войной, на даль­нейшее развитие социальной психологии?

26. По какой причине возникла и как прошла вторая дискуссия о предмете и судьбе социальной психологии в нашей стране?

27. Как развивалась социальная психология в нашей стране после дискус­сии в 60-70-е годы XX века?

28. Какими проблемами преимущественно занимались советские социаль­ные психологи до начала «горбачевской» перестройки?

29. Каким образом перестройка повлияла на судьбу и дальнейшее развитие социальной психологии в России?

30. Каковы основные тенденции развития социальной психологии в совре­менном мире и в России?

31. Каким образом можно охарактеризовать настоящее положение дел в об­ласти социальной психологии?

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 27-47.

2. БитяноваН. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 11-43.

3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С. 6-26.

4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. - С. 7-68.

5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследова­ния / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1979. — С. 6-47.

6. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 17-23.

7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М, 2000. — С.313-355.


Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.005 с.)