Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние социальной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри ее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей. Вместе с тем психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения). 60-е годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней появились не только новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки. Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом. 1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга. 2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это — юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие. 3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других. 4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов, появляется психология межгрупповых отношений и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива. 5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами. 6. Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения. 7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Социальная психология стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления, науку. 70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и широкого признания социальной психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Она не только стала весьма популярной наукой, но социально-психологические знания проникли и в настоящее время широко применяются во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых популярных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук. Наступившая в конце 80-х годов XX века горбачевская перестройка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально-психологической литературы, расширилась проблематика социально-психологических научных и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой социально-психологической науки, а российские ученые активно включились в разработку тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.
Контрольные вопросы 1. В чем заключаются трудности, связанные с точным установлением начала социально-психологических исследований? 2. Почему заявку на разработку новой науки под названием «психология народов» можно считать началом развития социальной психологии в целом? 3. Какие альтернативные названия имела эта наука до того, как она стала называться социальной психологией? 4. Что представляла собой следующая за психологией народов тематика социально-психологических исследований? 5. Чем отличались пути развития социальной психологии в Европе и США в первые десятилетия XX века? 6. Когда и кем впервые было использовано название «социальная психология»? 7. Когда появились первые экспериментальные социально-психологические исследования и кого можно считать основателем экспериментальной социальной психологии? 8. В чем состояла специфика разработки социально-психологических проблем в первые десятилетия XX века? 9. Каковы были особенности обстановки, в которой развивалась психологическая наука в целом и социальная психология в первой половине XX века?
10. Что представляло собой необихевиористское направление в социальной психологии? 11. Кто и каким образом разрабатывал необихевиористское направление в социальной психологии? 12. На какие идеи опирались представители когнитивистской ориентации в объяснении социально-психологических феноменов? 13. Какое влияние работы немецких гештальтпсихологов оказали на возникновение и разработку когнитивистской ориентации в США? 14. Кто конкретно и под каким углом зрения представлял идеи когнитивного подхода в социальной психологии? 15. Что такое когнитивное соответствие и когнитивный диссонанс? 16. Каковы были основные идеи психоаналитической («глубинной») ориентации в социальной психологии? 17. Кто и каким образом представлял психоаналитическую ориентацию в социальной психологии? 18. Что такое интеракционистская ориентация в зарубежной социальной психологии? 19. Каким образом интеракционистская ориентация связана с социологией? 20. Кто из ученых и каким образом разрабатывал идеи интеракционизма в социальной психологии? 21. Что представлял собой символический интеракционизм, теории социальных ролей и референтной группы? 22. В чем заключалась разница в направлениях научных исследований в США, Европе и России (бывшем Советском Союзе) во второй половине XX века? 23. Что представляла собой первая в нашей стране дискуссия о предмете и судьбе социальной психологии? 24. Какого рода политические и идеологические ограничения были наложены после Октябрьской революции на разработку социально-психологической проблематики в нашей стране и почему? 25. Как повлияли события, связанные со Второй мировой войной, на дальнейшее развитие социальной психологии? 26. По какой причине возникла и как прошла вторая дискуссия о предмете и судьбе социальной психологии в нашей стране? 27. Как развивалась социальная психология в нашей стране после дискуссии в 60-70-е годы XX века? 28. Какими проблемами преимущественно занимались советские социальные психологи до начала «горбачевской» перестройки? 29. Каким образом перестройка повлияла на судьбу и дальнейшее развитие социальной психологии в России? 30. Каковы основные тенденции развития социальной психологии в современном мире и в России? 31. Каким образом можно охарактеризовать настоящее положение дел в области социальной психологии? Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 27-47. 2. БитяноваН. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 11-43. 3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С. 6-26. 4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. - С. 7-68. 5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1979. — С. 6-47. 6. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 17-23. 7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М, 2000. — С.313-355. Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.17 (0.009 с.) |