Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискриминация, предрассудки и социальные стереотипыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дискриминацией называют негативные социальные действия, предпринимаемые в отношении определенных людей или представителей социальных групп другими людьми или группами. Дискриминация может проявляться в ограничении прав соответствующих людей, в наложении на них дополнительных обязанностей, в неоправданно частых наказаниях или незаслуженно редких поощрениях соответствующих людей и в других подобных действиях. Дискриминации нередко подвергаются национальные меньшинства (национализм, фашизм), люди с другим цветом кожи (расизм), люди, придерживающиеся иной ______ 1 МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 381. веры (дискриминация по религиозному признаку), индивиды, ведущие необычный образ жизни, имеющие нетрадиционную сексуальную ориентацию, и т. п. Наличие социальной дискриминации обычно свидетельствует о низком уровне развития соответствующего общества и составляющих его людей, об их невысокой культуре. Предрассудки — это необоснованно отрицательное отношение, устойчивая социальная установка человека или групп людей по отношению к другим людям или социальным группам. Предрассудок — это прежде всего когнитивное образование или то, что относится к сфере знаний, размышлений, рассуждений, убеждений о соответствующем объекте. На это указывает вторая составляющая термина — «рассудок». Что касается его первой составляющей, то она свидетельствует о том, что у человека, имеющего предрассудки, заранее существует вполне определенная, в данном случае — негативная, система знаний и представлений, исходя из которой он подходит к общению и взаимодействию с соответствующим объектом, не ставя перед собой задачу узнать его как следует. Предрассудок предполагает уверенность человека в том, что он хорошо знает соответствующий объект, что его знания, безусловно, являются правильными. Предрассудки — это вынесение суждения о ком-либо или чем-либо без предварительного размышления или последующего обоснования данного суждения. Предрассудки — это примерно то же самое, что и предубеждения. Разница между ними заключается лишь в том, что предубеждения — это предварительно сформированные или уже имеющиеся убеждения, а предрассудки — это когнитивные установки, исходя из которых человек рассуждает о соответствующем объекте, оценивает его. Предубеждения, кроме того, не предполагают определенных действий человека в отношении соответствующего объекта, в то время как предрассудки не только предполагают, но и реально управляют соответствующими действиями. Как устойчивая социальная установка предрассудок характеризуется отрицательными знаниями об объекте, исключительно негативными эмоциями, которые вызывает соответствующий объект, готовностью действовать в его отношении недружелюбно или враждебно. Человеку, находящемуся под влиянием предрассудка, всегда не нравится определенная категория людей, как правило тех, кто не похож на него или на представителей той социальной группы, к которой принадлежит он сам. Социальный стереотип — это одновременно и когнитивное, и поведенческое образование. Он включает так называемое стереотипное, негибкое мышление и стереотипные (негибкие, автоматизированные) практические действия. Стереотип, кроме того, представляет собой неоправданное обобщение и значительное упрощение реальности. Примеры стереотипов: «кавказцы — плохие», «русские — хорошие», «богатые — воры, грабители», «бедные — порядочные люди». Стереотипы, в отличие от предубеждений и предрассудков, не всегда являются исключительно отрицательными. Социальные установки, входящие в их состав, могут более или менее правильно отражать реальную действительность и особенности тех или иных групп людей. Однако и в этом случае социальные стереотипы нельзя воспринимать и оценивать как положительное явление, так как они выступают как негибкие и, следовательно, не полностью соответствующие той реальности, которую они отражают. Социально-психологическую почву для предрассудков создает неравный социальный статус людей. Занимая разное положение в обществе, люди формируют определенные предубеждения относительно тех, кто им не равен по статусу. Многие хозяева, к примеру, считают своих рабочих ленивыми и безответственными. Предрассудки позволяют людям, незаслуженно имеющим высокий социальный статус в обществе, оправдывать свое социальное превосходство. Такими предрассудками нередко характеризуются те, кто обладает богатством и властью. Иногда социально-психологической почвой для возникновения, существования и распространения предрассудков становится религия. У верующих нередко наблюдается больше разнообразных предрассудков, чем у неверующих, особенно если их вера принадлежит к разряду религий, где традиционно и давно культивируется неприязнь и нетерпимость к иноверцам. В свое время такое отношение к иноверцам распространяли, например, представители христианской католической религии, оправдывая тем самым свои крестовые походы. Некоторые ученые высказывают предположение, что, возможно, и сами предрассудки являются причиной обращения людей к религии, основанием создания и утверждения таких религиозных идей, которые поддерживали бы соответствующие предрассудки. Однако вопрос о связи предрассудков с религиозной верой является тем не менее до конца не решенным, поскольку, во-первых, опытным путем не подтверждается тезис о том, что среди верующих больше людей, имеющих предрассудки, чем среди неверующих, во-вторых, в современном мире существуют такие религиозные учения — и их большинство, — которые, напротив, призывают к терпимости и одинаковому уважению ко всем без исключения людям, как верующим, так и неверующим, как к тем, кто придерживается данной веры, так и к тем, кто следует другим религиозным учениям. Очевидно, что односторонние обобщения в данном случае неуместны, что влияние религии на предрассудки появляется только в тех вероучениях, которые проповедует исключительную верность своего учения и избранность тех, кто его придерживается. По известному выражению американского психолога Г. Оллпорта, «роль религии парадоксальна: она создает предрассудки и сама же борется против них; она их порождает и одновременно уничтожает». Предрассудки связаны также с известным социально-психологическим явлением, которое носит название «внутригрупповой фаворитизм». Напомним, что этот феномен проявляется в том, что человек, принадлежащий к определенной социальной группе, выделяет ее (в положительном смысле) среди других социальных групп и во всех случаях выбора отдает безусловное предпочтение членам своей социальной группы. Так, например, члены семьи в первую очередь заботятся о своих родственниках, а потом уже о членах других семей. Если им предстоит сделать выбор в своих предпочтениях или при распределении какого-либо блага (привилегии), то они в первую очередь сделают это для своих родных, а затем уже для чужих людей. То есть свои рассматриваются ими как более достойные и в большей степени заслуживающие поддержки, чем чужие. Человек, пришедший к власти, также прежде всего старается поделиться полученными привилегиями со своими, окружает себя близкими ему людьми. Так поступали люди всегда, везде и во все времена, так действует власть и в наши дни. Внутригрупповой фаворитизм характерен для многих существующих в современном обществе социальных групп и организаций, и поэтому межгрупповые предубеждения и предрассудки, связанные с данным явлением, трудноустранимы. Стереотипное мышление и поведение в отношении других людей проявляются в тех случаях, когда люди остро ощущают свою социальную принадлежность, единство со своей социальной группой и ее отличие от чужих социальных групп. Доказано, что исключительная приверженность людей к собственной нации, стране, религии, культуре и т. п. — всему тому, что можно назвать ложно (неадекватно) понимаемым патриотизмом, нередко предрасполагает человека недооценивать людей, живущих в иной стране, относящихся к другой национальности, придерживающихся иной веры и т. д. Парадоксально, но факт: современная демократия, основанная на так называемой индивидуалистической культуре, в большей степени способствует распространению внутригруппового фаворитизма, чем общества, принадлежащие к культуре коллективистической. К примеру, в бывшем Советском Союзе, который, безусловно, представлял собой разновидность именно коллективистической культуры, внутригрупповой фаворитизм был распространен в меньшей степени, чем в современной России, отношения в которой стали строиться на основе культуры индивидуалистической. Интересные данные были получены в исследованиях, где изучалась связь, существующая между приверженностью социальным нормам и предрассудками. Оказалось, что люди, которые не придерживаются социальных норм, в меньшей степени страдают предрассудками, чем те, кто строго придерживается установленных норм. К примеру, в фашистской Германии законопослушность немцев вполне сочеталась с тем, что они разделяли фашистскую идеологию. Примерно то же самое можно сказать о сталинском режиме в бывшем Советском Союзе. Здесь мы встречаемся с некоторого рода социальным парадоксом. С одной стороны, социальные нормы и следование им со стороны людей необходимы для самосохранения и стабилизации общества, с другой стороны, это же создает почву для распространения и укрепления предрассудков, в частности такого: те, кто придерживается установленных норм, — хорошие люди, а те, кто их нарушает, — плохие люди. Заметим, что существование предрассудков и их проявление в реальном поведении людей — разные вещи. Для того чтобы имеющиеся предрассудки проявились в социальном поведении и породили острые социальные конфликты, необходим ряд условий. Одним из таких условий является наличие или отсутствие социальной напряженности в обществе. Если ситуация в обществе относительно спокойная, то существующие в нем предрассудки проявляются в реальных отношениях людей в минимальной степени. Если же ситуация обостряется, то и предрассудки начинают проявляться в большей степени. Второе условие — наличие или отсутствие конкуренции между социальными группами. При обострении конкуренции создается благоприятная почва для проявления предрассудков. «Предрассудки с особой силой дают о себе знать тогда, когда группы состязаются за дефицитные ресурсы»1. Отсюда следует, что общество, к построению которого в свое время в России стремились оказавшиеся у власти вместе с Б. Н. Ельциным экономисты, с социально-психологической точки зрения является далеко не лучшим: оно умножает и усиливает, а не ослабляет предрассудки. Об этом свидетельствует социально-психологическая обстановка, сложившаяся в современной России. До сих пор мы обсуждали в основном социальные или социально-психологические причины предрассудков. Однако в научной и учебной литературе содержатся указания на то, что в качестве предпосылок существования предрассудков может выступать и личность человека, в частности такое его качество, как авторитарность. Многие ученые полагают, что у авторитарной личности имеются склонности, способствующие формированию предрассудков, например стремление к власти. Оно внутренне поддерживается убеждением авторитарной личности в собственном превосходстве над другими людьми и уверенностью в том, что ими нужно руководить, что их необходимо постоянно контролировать. Авторитарные личности обычно являются этноцентрическими, то есть особо выделяют ту расу, нацию или этнос, к которым сами же принадлежат. Авторитарным личностям присущи такие тенденции, как нетерпимость к слабым, установка на наказания за малейшие нарушения порядка, безусловное почитание авторитетов и власти. Они смиренно относятся к наказаниям «сверху» и действуют точно так же по отношению к тем, кто находится «снизу». У таких людей чувство морального превосходства над теми, кого они считают ниже себя, может сочетаться с жестокостью по отношению к ним. В связи с развитием когнитивной психологии во второй половине XX века ученые обратились к изучению когнитивных предпосылок социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков. Сторонники когнитивной психологии считают, что стереотипные убеждения и установки, связанные с предрассудками, существуют не только потому, что они порождаются социальными условиями (так в основном думают социологи и социальные психологи), но и законами мышления как такового: оно само обладает такими особенностями, которые способствуют возникновению и поддержанию предрассудков.
______ 1 Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 460. В этом смысле многие предрассудки похожи на иллюзии восприятия и также являются побочным продуктом соответствующего когнитивного процесса, в данном случае — мышления. В когнитивной психологии, косвенно связанной с социальными предубеждениями и предрассудками, удалось обнаружить немало интересного. Одним из когнитивных феноменов, который, по-видимому, способствует возникновению предрассудков, является категоризация, то есть стремление мышления людей к обобщениям и подведению многих вещей под единое понятие — категорию. Считается, что классификация людей по типам и отнесение их к определенной категории облегчает понимание соответствующих людей. В процессе категоризации индивидуальные особенности людей, не позволяющие их отнести к той или иной категории, игнорируются, не принимаются в расчет; напротив, то, что объединяет людей, подчеркивается и выводится на первый план. Вариантом подобной категоризация и является то, что называют социальным стереотипом. Показано, что социальная стереотипизация или категоризация чаще всего происходят в следующих случаях: • когда у человека имеется дефицит времени для познания окружающих людей; • когда он чрезвычайно занят другими делами; • когда он устал; • когда он эмоционально возбужден. Все это характерно для многих людей, живущих в современном мире, который создает благоприятную почву для возникновения стереотипного, категориального мышления. Кроме категоризации мышления, существует тенденция видеть объекты, объединенные в группу путем категоризации, более единообразными, чем они есть на самом деле. Если, к примеру, людей объединили в группу по какому-либо одному признаку, то проявляется склонность видеть в них единство и по другим признакам — таким, которые на самом деле у них не оценивались. Само деление людей на группы может породить то, что социальные психологи называют эффектом внутригрупповой гомогенности, который представляет собой ощущение того, что люди, принадлежащие к определенной социальной группе, кажутся более похожими друг на друга, чем на самом деле. В результате действия такого когнитивного эффекта люди, принадлежащие к разным группам, могут отличаться друг от друга в большей степени, чем люди, находящиеся внутри этих групп. Еще одним когнитивным феноменом, способным повлиять на социальные стереотипы, является известная в психологии восприятия и понимания людьми друг друга имплицитная теория личности. Она сама по себе задает ограниченный, стереотипный взгляд на людей, так как вполне определенным и однозначным способом связывает между собой внешность, психологию и поведение человека, то есть приписывает людям с теми или иными внешними особенностями вполне определенные психологические свойства. На самом деле столь однозначной зависимости между внешностью и психологией человека не существует. Многие психологи отмечают, что плохое или хорошее настроение человека может соответственно усиливать или ослаблять видение в другом человеке тех или иных особенностей. Например, находясь в хорошем состоянии духа, люди склонны замечать положительное в окружающих; пребывая в плохом настроении — отрицательное. Это в свое время хорошо подметил известный российский актер А. Райкин в одной из своих интермедий. Находясь в хорошем настроении, он напевал: «А кругом идут прохожие, все на ангелов похожие». Однако когда у актера по исполняемой им роли менялось настроение, то и содержание куплета претерпевало соответствующие изменения. Теперь вокруг шли прохожие, «все на дьяволов похожие». Еще одно явление из области когнитивной психологии, весьма похожее на соответствующий феномен из области зрительного восприятия, может оказывать влияние на социальные стереотипы. Если, например, мы рассматриваем некоторый объект с большого расстояния, то на его поверхности можем не различать многие детали: с большого расстояния он нам кажется более однородным, чем есть на самом деле. Однако если тот же объект мы будем рассматривать с близкого расстояния, то почти наверняка заметим в нем многие детали, не воспринимаемые издалека, и, следовательно, сделаем вывод о том, что данный объект неоднородный. Точно так же мы воспринимаем и людей, входящих в свою и чужую группу. К своим мы ближе, и их мы знаем лучше, чем чужих, поэтому между своими усматриваем значительные индивидуальные различия. Чужих людей мы, напротив, знаем хуже, они находятся от нас на большей социально-психологической дистанции и поэтому кажутся более похожими друг на друга, чем свои. Отсюда — возможность формирования социальных стереотипов в отношении других людей и их отсутствия по отношению к своим людям. К примеру, являясь россиянами и хорошо зная своих соотечественников, мы их четко различаем даже по внешности. Однако нам намного труднее различать по той же внешности, например, жителей зарубежного Дальнего Востока: китайцев, вьетнамцев или японцев, поскольку их мы знаем намного хуже. Свой вклад в формирование социальных стереотипов вносит и фундаментальная ошибка атрибуции, согласно которой мы, наблюдая за поведением людей, склонны искать его причины в их психологии, а не в не зависящих от них обстоятельствах. Все описанные в одной из предыдущих глав феномены, связанные с явлением каузальной атрибуции, также имеют отношение и к формированию и сохранению стереотипного мышления, и наличие этих феноменов следует рассматривать как когнитивную предпосылку (составляющую) социальной стереотипизации.
Конформизм Конформизмом называется осознанное социальное поведение человека, при котором он, находясь под психологическим воздействием (давлением) со стороны других людей и имея собственное мнение по какому-либо вопросу, открыто его не заявляет и не отстаивает, а по соображениям личной выгоды принимает мнение тех, кто оказывает на него воздействие (тех людей, от которых в данный момент времени зависит). Первым из социальных психологов провел экспериментальное исследование конформизма американский ученый, ученик и последователь К. Левина, С. Аш. Его эксперимент на эту тему заключался в следующем. В научной лаборатории была собрана группа из 10 человек, в которой настоящим испытуемым являлся только один, а остальные были подставными лицами (с ними тайно от настоящего испытуемого экспериментатор договаривался о том, как они будут вести себя во время эксперимента). Эксперимент состоял из трех серий. В первой серии эксперимента испытуемому в отдельности от группы показывалось изображение трех линий,
представленных на рис. 3. Все линии, изображенные слева, были разной длины, а одна линия, представленная справа, равнялась одной из трех, представленных слева. Сами линии четко различались по длине — так, как это показано на рисунке. Испытуемого, опрашиваемого вне группы, один на один с экспериментатором, просили ответить на простой вопрос: какой из трех линий, представленных слева, равна по длине одиночная линия, изображенная справа. В этой серии опыта все 100 % испытуемых соответственно давали правильные ответы. Во второй серии эксперимента вся группа (один испытуемый с девятью подставными лицами) собиралась вместе и рассаживалась вокруг большого овального стола. Экспериментатор, сославшись на объективную необходимость повторить первую часть опыта, задавал членам группы тот же самый вопрос о сравнении длины линий. Члены группы давали ответы на него в порядке очереди, но таким образом, чтобы последним в группе отвечал настоящий испытуемый. Со всеми подставными лицами экспериментатор заранее договаривался о том, что они в группе будут давать один и тот же, неправильный, ответ. Таким образом, настоящий испытуемый во второй серии опыта оказывался перед единодушным и неверным ответом на вопрос, на который он раньше, в первой серии опыта, уже дал правильный ответ. Подставная группа, таким образом, оказывала на него в эксперименте психологическое давление, требующее отказаться от своего первоначального и правильного мнения. В заключение — третья серия опыта — еще раз повторялась его первая часть, то есть каждый испытуемый в третий раз, но уже в отсутствие подставной группы и наедине с экспериментатором отвечал на тот же самый вопрос. Результаты данного эксперимента оказались следующими. В первой и третьей частях опыта все без исключения испытуемые на вопрос экспериментатора давали правильные ответы. Однако во второй серии под влиянием группового давления многие из них (около 30 %) отказались от своего правильного мнения и приняли неверное мнение группы. Этот феномен С. Аш и назвал конформизмом. Дальнейшие исследования конформизма обнаружили следующее. 1. Если задача, решаемая человеком, или вопрос, на который ему необходимо было отвечать в присутствии группы, оказывались сложными, то число конформно ведущих себя людей значительно возрастало (ими оказывалось абсолютное большинство членов группы). 2. Если членов группы, испытывавших на себе групповое давление, поддерживал хотя бы еще один член группы, то число конформно ведущих себя людей, напротив, существенно уменьшалось. Классические эксперименты по конформизму отвечают на одни, но порождают другие, не менее сложные вопросы. Среди них следующие. • Почему люди проявляют конформизм? • Почему иногда люди ведут себя конформно, а иногда — нет? • Почему некоторые люди ведут себя неконформно? • Существуют ли типы людей, более или менее склонных к конформизму? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с конформизмом, содержатся в следующих кратких утверждениях. • Установлено, что степень конформизма возрастает, если задача, решаемая человеком, является сложной, а он себя считает некомпетентным. Чем меньше человек уверен в своих взглядах, тем более конформно он себя ведет. Склонность к конформному поведению также зависит от размера группы, которая оказывает психологическое давление на человека: чем больше эта группа, тем сильнее ее давление и тем, следовательно, конформнее будет вести себя человек. • Влияние группы на индивида также зависит от ее значимости для него. Если это референтная группа, то она будет оказывать на него более сильное давление и в такой группе он будет вести себя более конформно, чем в индифферентной группе. • Если человек зависим от соответствующей группы (даже в том случае, когда она не является для него референтной), то под ее влиянием он будет склонен вести себя более конформно, чем под воздействием группы, от которой данный человек независим. • Если человека в группе никто не поддерживает, то он будет более склонен к конформному поведению, чем в том случае, если кто-то его поддерживает, причем чем больше «группа поддержки», тем менее конформно будет себя вести соответствующий индивид. • Склонность к конформному поведению также зависит от положения, занимаемого человеком в группе: чем выше его статус, тем менее он будет склонен вести себя конформно, и наоборот. • В сплоченной группе труднее сопротивляться групповому давлению, чем в психологически разобщенной группе. Это объясняется тем, что сплоченная группа способна оказывать более сильное давление на человека, чем разобщенная группа. В последней сопротивление индивида групповому давлению поддерживается определенной частью группы, которая вместе с ним выступает против тех, кто оказывает соответствующее психологическое давление. • Связь проявлений конформизма с тендерными различиями носит сложный характер. В общем случае нельзя утверждать, что мужчины или женщины больше склонны к конформизму, чем представители противоположного пола. Многое зависит от положения женщины в соответствующем обществе, а также от содержания того вопроса, в отношении которого проявляется конформное поведение. В культурах, где положение мужчины и женщины неодинаково (неравноправно), более склонными к конформизму оказываются те, кто имеет меньше прав. В обществах, где мужчины и женщины равноправны, тендерных различий в склонности к конформизму не обнаруживается. К примеру, в США в эксперименте С. Милгрэма мужчины и женщины вели себя примерно одинаково. Если в некоторой группе обсуждается «мужской» вопрос, то менее склонными к конформизму или, что то же самое, более склонными высказывать и отстаивать собственное мнение по данному вопросу являются мужчины; если же обсуждается «женский» вопрос, то соответственно так себя ведут женщины. • Склонность или не склонность вести себя конформно зависит от индивидуальных, личностных особенностей человека. Люди с сильной волей менее склонны вести себя конформно, чем люди со слабой волей. То же самое можно сказать о людях с высокой самооценкой, развитым интеллектом, высокоразвитым мотивом достижения успехов, власти: такие люди, скорее всего, будут менее склонны к конформизму, чем те, у которых соответствующие свойства являются слаборазвитыми. Люди с так называемыми «сильными» чертами характера будут вести себя менее конформно, чем люди со слабым характером. В общем случае более склонными к конформизму являются личности, которые в большей степени поддаются психологическому влиянию других людей. • Тенденция конформного поведения зависит также от культуры. Есть такие культуры, в которых у детей воспитывается безусловное послушание, а среди взрослых людей культивируется беспрекословное подчинение авторитетам. Понятно, что среднестатистический человек в таких культурах будет более склонен к конформизму, чем человек, воспитанный в культуре, где ценятся самостоятельность и независимость.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.017 с.) |