Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть III. Социальные отношения 432Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА 11. ПРЕДРАССУДКИ: НЕПРИЯЗНЬ К ДРУГИМ...............................433 ■ Природа и власть предрассудков...............................................................434 Что такое предрассудки?.................................................................434 Насколько распространены предрассудки?.......................................437 Расовые предрассудки................................................................437 Исчезают ли расовые предрассудки?........................................437 Скрытые формы предрассудков................................................439 Тендерные предрассудки..............,..............................................442 Тендерные стереотипы.............................................................442 Тендерные установки...............................................................444 Резюме..........................................................................................447 ■ Социальные источники предрассудков.....................................................448 Социальное неравенство..................................................................448 Неравный статус и предрассудок.................................................448 Религия и предрассудки..............................................................449 Воздействие дискриминации: самодостаточное пророчество...........450 «Мы» и «они»................................................................................452 Конформизм..................................................................................456 Институциональная поддержка........................................................457 Резюме..........................................................................................459 ■ Эмоциональные источники предрассудков...............................................459 Фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения»..........................459 Личностная динамика.....................................................................460 Потребность в статусе и принадлежности.....................................460 Авторитарная личность...............................................................462 Резюме..........................................................................................463 ■ Когнитивные источники предрассудков....................................................464 Категоризация................................................................................464 Воспринимаемые сходства и различия.........................................465 Различительные стимулы................................................................468 Особые случаи...........................................................................469 Яркие события...........................................................................470 Атрибуция: справедлив ли этот мир?...............................................472 Пристрастия в пользу группы.....................................................472 Феномен справедливого мира......................................................473 Когнитивные последствия стереотипов.............................................475 Являются ли стереотипы самосохраняющимися?...........................475 Влияют ли стереотипы на суждения индивидуумов?......................478 Можем ли мы ослабить предрассудки?........................................481 Резюме..........................................................................................482 ГЛАВА 12. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ.............................483 ■ Что такое агрессия?......................................................................................484 ■ Теории агрессии............................................................................................486 Является ли агрессия врожденной?..................................................486 Теория инстинктивной агрессин...................................................486 Биологические факторы..............................................................487 Влияние нервной системы........................................................487 Генетические влияния..............................................................488 Биохимические факторы.........................................................488 Является ли агрессия реакцией на фрустрацию?...............................490 Пересмотр теории фрустрации — агрессии....................................491 Фрустрация и депривация — одно и то же?.................................492 Уменьшают ли фрустрацию деньги?............................................494 Феномен уровня адаптации.....................................................495 Относительная депривация......................................................496 Некоторые выводы.................................................................498 Является ли агрессия приобретенным социальным навыком?.............499 Плоды агрессии..........................................................................499 Научение посредством наблюдения..............................................500 Семья....................................................................................501 Субкультура и средства массовой информации..........................501 Резюме..........................................................................................502 ■ Что влияет на агрессию...............................................................................503 Аверсивные случаи.........................................................................503 Боль.........................................................................................503 Жара........................................................................................505 Атакующее поведение.................................................................506 Теснота......................................................................................507 Возбуждение..............................................................................507 Массовая культура.........................................................................509 Порнография и сексуальное насилие................................................510 Искаженное восприятие сексуальной реальности..........................510 Женщина как объект агрессии.....................................................511 Массовое сознание.....................................................................516 Телевидение............................................................ 517 Влияние телевидения на поведение..................... ^ 1 я Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением.....518 Эксперименты с просмотром телевизионных передач.................521 Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение? 522 Влияние телевидения на мышление.............................................523 Групповые влияния.........................................................................525 Резюме..........................................................................................526 ■ Ослабление агрессии...................................................................................527 Катарсис........................................................................................527 Подход с позиций социального научения..........................................529 Резюме..........................................................................................531 ГЛАВА 13. ВЛЕЧЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ.............................................................532 ■ Присоединенное™ и благополучие............................................................ 533 Связь со здоровьем.........................................................................534 Связь с ощущением счастья.............................................................535 Резюме..........................................................................................536 ■ Дружба............................................................................................................537 Близость........................................................................................537 Взаимодействие..........................................................................538 Аи гпципация взаимодействия......................................................539 Простое нахождение в поле зрения..............................................539 Физическая привлекательность........................................................542 Привлекательность и успех у противоположного пола..................543 Феномен «ровни».......................................................................544 Стереотип физической привлекательности.....................................544 Кто привлекателен?....................................................................547 Противостояние: сходство — взаимодополнительность......................550 Ворон — к ворону, голубь — к голубю?......................................551 Сходство рождает приязнь......................................................551 Отсутствие сходства рождает неприязнь...................................552 Притягиваются ли противоположности?.......................................553 Нам нравятся те, кому мы нравимся..................................................555 Атрибуция.................................................................................556 Самоуважение и привлекательность.............................................557 Завоевание уважения у других....................................................557 Резюме..........................................................................................559 ■ Любовь............................................................................................................559 Любовь-страсть..............................................................................560 Теория любви-страсти.................................................................561 Вариации любви........................................................................563 Самоконтроль.........................................................................564 Тендер....................................................................................565 Любовь-дружба..............................................................................565 Резюме......................................................................................568 ■ Поддержание тесных взаимоотношений...................................................568 Привязанность:..............................................................................568 16 ■ Социальная психология Типы привязанности...................................................................570 Супружеская привязанность и счастье.........................................571 Вознаграждаемые отношения...........................................................572 Равное участие (соответствие).........................................................574 Самораскрытие...............................................................................577 ■ Завершение отношений...............................................................................579 Кто разводится?.............................................................................580 Процесс разъединения....................................................................581 Резюме..........................................................................................584 ГЛАВА 14. АЛЬТРУИЗМ: ПОМОЩЬ ДРУГИМ...............................................585 ■ Почему мы оказываем помощь?.................................................................588 Социальный обмен..........................................................................588 Оказание помощи как замаскированный эгоизм............................588 Эмпатия как источник подлинного альтруизма.............................590 Социальные нормы.........................................................................594 Норма взаимности......................................................................595 Норма социальной ответственности..............................................595 Эволюционная психология..............................................................597 Защита рода..............................................................................597 Взаимность................................................................................598 Сравнение и оценка теорий альтруизма............................................599 Резюме..........................................................................................600 ■ Когда мы оказываем помощь?....................................................................601 Ситуационные влияния: число очевидцев.........................................601 Необходимость обратить внимание..............................................602 Интерпретация...........................................................................603 Принятие на себя ответственности...............................................605 Ситуационные влияния: оказание помощи, когда это делают и другие. 607 Ситуационные влияния: давление времени.......................................608 Личностные влияния: чувства..........................................................609 Сознание вины...........................................................................609 Плохое настроение.....................................................................611 Исключения из сценария: «Плохое настроение — хорошие поступки»....612 Хорошее настроение — хорошие поступки...................................613 Личностные влияния: черты личности..............................................614 Личностные влияния: религиозность................................................616 Резюме..........................................................................................618 ■ Кому мы оказываем помощь?.....................................................................618 Тендер...........................................................................................619 Сходство........................................................................................619 Резюме..........................................................................................521 ■ Каким образом мы можем усилить оказание помощи?..........................521 Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи.................. 622 Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности 622 Чувство пины и -чябптя п Я-пбпяяр................ с^п Содержание ■ Yt Социализация альтруизма...............................................................625 Обучение моральному включению (инклюзии).............................625 Моделирование альтруизма.........................................................626 Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам.........627 Знание об альтруизме.................................................................628 Резюме..........................................................................................630 ГЛАВА 15. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ......................................................631 ■ Конфликт........................................................................................................632 Социальные дилеммы..................................................................... 632 Дилемма заключенного...............................................................633 Трагедия общинных выгонов.......................................................635 Решение социальных дилемм......................................................638 Регулирование........................................................................638 Чем меньше, тем лучше............................................................639 Коммуникация........................................................................639 Изменение выигрышей............................................................640 Апелляция к альтруистическим нормам....................................640 Конкуренция..................................................................................641 Восприятие несправедливости..........................................................643 Искаженное восприятие..................................................................645 Зеркальное восприятие...............................................................646 Изменение восприятия................................................................650 Резюме..........................................................................................651 ■ Примирение...................................................................................................652 Контакт.........................................................................................652 Улучшает ли десегрегация расовые установки?.............................652 Когда десегрегация улучшает расовые установки?........................654 Сотрудничество..............................................................................654 Общая внешняя угроза...............................................................655 Экстраординатные цели..............................................................657 Кооперация в обучении.............................................................. 658 Коммуникация............................................................................... 662 Переговоры...............................................................................662 Посредничество..........................................................................663 Превращаем «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты выиграл».....663 Исправление искаженного восприятия с помощью контролируемых коммуникаций................................................................664 Арбитраж..................................................................................668 Умиротворение...............................................................................669 ПОИР.......................................................................................669 Применение в реальной жизни....................................................671 Резюме..........................................................................................672 ■ Глоссарий.......................................................................................................673
ОБ АВТОРЕ Профессор психологии Дэвид Дж. Майерс (David G. Myers) вот уже 28 лет преподает психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Студенты называют его «выдающимся профессором». Манере любит преподавать психологию — этой любовью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он писал для многих журналов, включая «Scientific American» и «Today's Education», и является автором и соавтором десяти книг, последние из которых ««The Pursuit of Happiness: Who is Happy — and Why» (Avon Books, 1993) и «Exploring Social Psychology» (McGrow-Hill, 1994). Исследовательская деятельность доктора Майерса получила высокую оценку: он является лауреатом Премии Гордона Оллпорта девятого сектора Американской психологической ассоциации за свой труд по групповой поляризации. Его научные статьи печатались более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Bulletin» и «Psychological Science». Он является редактором-консультантом в «Journal of Experimental Social Psychology» и в «Journal of Personality and Social Psychology». В свободное от службы время он возглавлял в своем родном городе Комиссию по гуманитарным связям, с его помощью был основан городской Центр общественного содействия, который оказывает поддержку бедным семьям, его лекции звучали в многочисленных университетских и религиозных аудиториях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два взрослых сына и дочь, студентка колледжа.
ПРЕДИСЛОВИЕ Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих результатов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загадкой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помощи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям. Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с человеческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интеллектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психологию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узнавать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений. Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загромождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает социальную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитарное образование, основанное на изучении великих образцов классической литературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная психология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучающие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr 20 ■ Социальная психология посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентрации на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каждому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразовательной дисциплины. Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читателя с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные факты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить студентов к восприятию следующих частей книги. Все последующее изложение представляет собой последовательное развертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья). В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения. Тема второй части — социальное влияние. Уделив должное внимание выявлению культурных источников наших установок и изучению природы конформизма, убеждений и группового влияния, мы усовершенствуем нашу способность распознавать тонкие социальные влияния, воздействию которых все мы подвержены. Третья часть рассматривает установочные и поведенческие манифестации как негативных, так и позитивных социальных отношений. Здесь показано, каким образом предубеждение переходит в агрессию, а влечение — в альтруизм. Заключает главу рассмотрение динамики конфликта и примирения. Тема прикладного значения социальной психологии так или иначе рассматривается в каждой главе, а кроме того освещается в «прикладных» главах, которые заключают каждый раздел. В одну из таких глав («Социальное познание и благополучие челэвека») включен материал, посвященный вкладу социальной психологии в изучение здоровья. В этом издании, как и в предыдущих, особо подчеркивается его мульти-культурная ориентированнссть, что выразилось, в частности, в полном пересмотре главы 6, посвященной проблеме культурных влияний, и в насыщенности текста книги данными исследований, проводившихся в условиях самых разных культур. В центре внимания книги, как и прежде, находятся фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социальных отношений, выявленные с помощью точных эмпирических исследований. Однако иллюстрации этих принципов приобретают все более транснациональный характер и тем самым способствуют осознанию семейственного единства общечеловеческой культуры. Научный аппарат книги полностью обновлен, в нее вошли 600 новых цитат. В пятом издании более полно освещены: ■ «Я» — в новой главе 2 «"Я" в социальном мире»; ■ эволюционная психология — в главе 6, написанной практически заново и называющейся тепеоь «Пол, гены и культуоа»: Предисловие ■ 21 ■ тесные взаимоотношения — в главе 13 под другим названием «Влечение и близость». Новым также является раздел «За кулисами», отражающий взгляды некоторых исследователей, и структура изложения материала, преследующая педагогические цели: главы состоят из легко усваиваемых модулей, обычно три или четыре основных раздела начинаются с предварительного просмотра и заканчиваются разделом «Резюме», в котором систематизируется вышеизложенное и ключевые концепции. Вместе с Торо полагая, что «все, что существует, можно легко и естественно выразить понятным языком», я старался абзац за абзацем сделать книгу наиболее интересной и эффективной. Как и прежде, определения ключевых терминов помещены на полях и в глоссарии в конце книги. ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ Хотя на обложке книги значится имя только одного человека, в действительности в нее внесло свой вклад целое сообщество ученых. Хотя никто из этих людей не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно, что они согласны с каждым из моих утверждений, именно их практические советы помогли сделать эту книгу лучше. В новом издании сохранены все изменения и уточнения, которые были сделаны консультантами и рецензентами предыдущих четырех изданий. Я глубоко признателен уважаемым коллегам: Роберту Аркину (Robert Arkin), Государственный университет Огайо; Сюзан Бирз (Susan Beers), Свит-Бриар колледж; Джорджу Бишопу (George Bishop), Национальный университет Сингапура; Мартину Болту (Martin Bolt), Калвин-колледж; Доротее Брагински (Dorothea Braginsky), университет Фаерфилда; Расселу Кларку (Russel Clark), Государственный университет Флориды; Джеку Крокстону (Jack Croxton), Государственный университет Нью-Йорка в Фредонни; Антони Дубу (Anthony Doob), университет Торонто; Филип Финней (Philip Finney), Государственный университет Миссури; Уильям Фроминг (William Framing), аспирантура тихоокеанской психологической школы; Стивен Фуджита (Stephen Fugita), университет Санта-Клары; Дэйвид А. Гершоу (David A.Gershaw), колледж западной Аризоны; Мэри Алиса Гордон (Mary Alice Gordon), Южный методистский университет; Ранальд Хансен (Ranald Hansen), университет Окленда; Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield), Гавайский университет Джеймс Л. Хилтон (James L. Hilton), Мичиганский университет; Берт Ходжес (Bert Hodges), Гордон-колледж; Уильям Икс (William Ickes), Техасский университет в Арлингтоне; Марита Ииглехарт (Marita Inglehart), Мичиганский университет; Честер Инско (Chester Insko), университет Северной Каролины; Эдвард Джоунз (Edward Jones), Пристонский университет; Джуди Джоунз (Judi Jones), колледж Южной Джорджии; Мартин Каплан (Martin Kaplan), университет Северного Иллинойса; Джанис Келли (Janice Kelly), университет Пердыо; Дуглас Кенрик (Douglas Kenrick), Государственный университет штата Аризоны; Норберт Kepn (Norbert Kerr), Мичиганский госулапстпрнный Выражение признательности ■ 23 Чарльз Кизлер (Charles Kiesler), университет штата Миссури; Дэйвид Мак-Миллен (David McMillen), Государственный университет Миссисипи; Роберт Миллард (Robert Millard), Вассар-колледж; Артур Миллер (Arthur Miller), университет Майами; Теру Мортон (Teru Morton), университет Вальдербильта; Даррен Ныотсон (Darren Newtson), университет штата Вирджиния; Крис О'Салливан (Chris O'Sullivan), университет Букнела; Пол Полус (Paul Paulus), Техасский университет в Арлингтоне; Скотт Плаус (Scott Pious), университет Веслейна; Николас Ротерман (Nicholas Reuterman), университет Эдвардсвилля в Южном Иллинойсе; Линда Силка (Linda Slika), университет Лоуэлла; Ройс Синглетон (Royce Singleton), колледж Святого Креста; Стивен Слэйн (Stephen Slane), Государственный университет Кливленда; Марк Сиайдер (Mark Snyder), Миннесотский университет; Гарольд Стассер (Garold Stasser), университет Майами; Хомер Ставели (Homer Stavely), Государственный колледж Кине; Элизабет Танке (Elizabeth Tanke), университет Сайта-Клары; Вильям Титус (William Titus), Брэйклиф-колледж; Том Тайлер (Tom Tyler), университет Калифорнии, Беркли; Рода Унгер (Rhoda Unger), Государственный Монклэйр-колледж; Билли ван Джоунз (Billy Van Jones), христианский колледж Абелина; Мэри Стюарт ван Ливен (Mary Stuarrt Van Leeuwen), Калвин-колледж; Анн Л. Вебер (Ann L. Weber), университет штата Северной Каролины в Ашвилле; Гари Веллс (Garry Wells), Государственный университет шатат Айовы; Бернард Уитлей (Bernard Whitley), Государственный университет Болла; Киплинг Вильяме (Kipling Williams),университет Толедо; Мидг Вильсон (Midge Wilson), университет Де-Пола. Настоящее, пятое по счету, издание также очень выигрывает от того, что в нем содержатся обзоры, дающие бесчисленные конструктивные предложения, сделанные Гален В. Боденхозен (Galen V. Bodenhausen), Государственный Мичиганский университет; Дэйвид Басе (David Buss), университет штата Мичиган; Синтия Кроун (Cynthia Crown), университет Ксавиера; Аллен Харт (Allen Hart), университет Айовы; Марджори Кребз (Marjorie Krebs), университет Кэннона; Роберт Д. Ридж (Robert D. Ridge), университет Янг Бригама; Ричард А. Смит (Richard A.Smith), университет Кентукки; Шелдон Соломон (Sheldon Solomon), Скидмор-колледж; Анн Л. Вебер (Ann L. Weber), университет Северной Каролины в Ашвилле; Дэниел М. Вегнер (Daniel M.Wegner), университет Вирджинии. Я от души благодарю этих коллег. Хоуп-колледж (Мичиган) и университет Святого Андрея (Шотландия) оказали большую помощь в данных изданиях. Люди и атмосфера, созданная этими двумя учреждениями, сделали удовольствием труд по подготовке публикации книги «Социальная психология». Поэт-эссеист Джек Ридл (Jack Ridl) из Хоуп-колледжа помог создать тот стиль, который вы почувствуете на этих страницах, а Кати Адамски (Kathy Adamski) вновь привнесла хорошее настроение своим превосходным лаоом секпетаоской паботы. Филис и Рик Ван- 24 ■ Социальная психология дервельде (Phyllis & Rick Vandervelde) очень помогли заново оформить это издание, успешно готовя каждый проект с присущим им мастерством и эффективностью. Нтсики Сисулу и Мэри Ли Пайки (Ntski Sisulu & Магу Lee Pikey) помогали выверить библиографию и чтение корректуры. Мэри Ли Пайки также старательно создавала именной индекс и библиографию ссылок на страницы. Если бы Нельсон Блэк (Nelson Black) из Мак-Гроу-Хилл не вдохновил меня, я бы никогда не написал учебник. Элисон Меершаерт (Alison Meerschaert) руководила версткой первого издания. Редактор Дженин Килотта (Jeannine Ciliotta) нежно лелеяла это новое издание, все время предлагая различные уточнения и множество идей и редакторских штрихов. А Джеймс Белзер (James Belser) терпеливо руководил процессом превращения рукописи каждого из изданий в законченную книгу. Я неизмеримо признателен всем, кто помогал мне. Работа с этими людьми над созданием книги оставила самые яркие и радостные впечатления. ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Сегодня российскому студенту, осваивающему начала психологической науки, трудно представить себе, что было время, когда социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета в 1959 году, твердо усвоив (так учили!), что социальная психология — наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако времена меняются и мы меняемся вместе с ними. На волне общественно-политических перемен второй половины 50-х годов, известных ныне как «хрущевская оттепель», произошла некоторая либерализация в сфере научной мысли. Именно тогда ряд ученых (прежде всего ленинградских) поднял в научной печати вопрос о настоятельной необходимости разработки в нашей стране социальной психологии (разумеется, на марксистской основе). Новейшая история отечественной социальной психологии полна знаменательных дат. ■ 1962 год — открытие первой в стране лаборатории социальной психоло- гии при отделении психологии Ленинградского университета. ■ 1966 год — начало преподавания курса социальной психологии на фа- культете психологии, только что открывшемся в Ленинградском государственном университете. ■ 1968 год — открытие там же первой в стране кафедры социальной психо- логии (в Московском университете такая кафедра была открыта в 1972 году). По мере становления новой науки появлялись статьи и монографии пионеров отечественной социальной психологии: Б. Д. Парыгина, Е. С. Кузьмина, А. Г. Ковалева, А. А. Бодалева (и то, что все они были ленинградцами, видимо, не следует рассматривать как случайность). Но основным источником профессиональных знаний для начинающих социальных психологов, в том числе и автора данных строк, были труды американских ученых. Естественно, в силу идеологических ограничений невозможно было использовать эти работы в полном объеме. И без того немало упреков было высказано представителями некоторых отечественных научных школ в адрес своих ленинградских коллег за «некритическое отношение» к американской социальной психологии. К счастью, все это осталось в далеком (как кажется сегодня) прошлом. Наступили иные времена. Рухнули идеологические барьеры. Подрастает новое поколение, знающее о жизни в стране Советов только по книгам, фильмам, спектаклям да рассказам старших. Неизмеримо возрос (по сравнению с советским периодом) международный обмен научной информацией, в том числе и в области социальной психологии. Перестали быть редкостью командировки российских психологов в университеты США и визиты их американских коллег в психологические центры и организации России. Значительно увеличилась чис- 26 ■ Социальная психология ленность российских студентов и аспирантов, проходящих обучение в Америке. Неизмеримо возросло в последние годы и количество переводных изданий американской социально-психологической литературы. Однако книгу Дэвида Майерса, которую читатель сейчас держит в руках, нельзя отнести к публикациям подобного рода. Появление данной работы на русском языке можно считать немаловажным событием для любого из наших психологов, ибо впервые он получает западный (американский) учебник, а не сборник или монографию, охватывающие узкий круг вопросов, каких уже вышло в России немало. Учебник Д. Майерса был опубликован в США в 1983 году и с тех пор переиздавался четыре раза. Как настоящий исследователь, который никогда не бывает полностью удовлетворен сделанным, автор каждый раз вносил в свою книгу определенные изменения и дополнения. Предлагаемый нашему читателю текст представляет собой полный (без каких бы то ни было сокращений) перевод последнего, пятого, издания 1996 года. В соответствии с давно установившейся практикой, в США систематически выходят новые учебники по социальной психологии и переиздаются, с дополнениями, старые. В этом ряду, насколько мне известно, учебник Д. Майерса занимает немаловажное место, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса, как и всякий американский учебник по социальной психологии, весьма своеобразен. Д. Майерс трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные, полученные им и его ближайшими коллегами в сферах межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов. Не сомневаюсь, что труд Д. Майерса будет интересен и полезен не только нашим студентам и аспирантам, но и профессиональным психологам с большим стажем работы. В заключение хотелось бы искренне поблагодарить сотрудников издательства «Питер», людей очень молодых, которые со всем энтузиазмом, свойственным своему возрасту, взялись за публикацию данного учебника для российского читателя и на всех этапах работы относились к ней неформально, с душой, в полной мере сознавая свою ответственность за первый опыт такого рода. А. Л. Свеицицкий, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета г. Санкт-Петербург, январь 1997 г.
Глава 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.77.134 (0.012 с.) |