Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социально-психологического воздействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К методам социально-психологического воздействия относятся те методы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это, прежде всего, методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии. В современной социальной психологии предлагается их классификация и дается научное обоснование. В средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведении публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей. Они опираются на общую теорию массовых коммуникаций и социальных установок и связаны с научными представлениями о том, что такое средства массовой коммуникации и как они влияют на психологию и поведение людей, на их социальные установки. Известно, что эффективность воздействия средств массовой коммуникации на социальные установки людей зависит от восприятия источника информации, отношения людей к нему, от содержания и последовательности передачи и получения людьми информации, от особенностей аудитории, которой эта информация адресована. Соответственно и методы воздействия, реализуемые через средства массовой информации, должны учитывать все эти моменты, быть рассчитаны на их умелое и активное использование. В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяются те же самые методы воздействия, а также способы воздействия, специфические для данных видов деятельности. Так, например, в практике организации и проведения политической рекламы применяют методы, основанные на знании психологии восприятия и понимания людьми друг друга (процедуры формирования образа политика — имиджмейкерство); в коммерческой рекламе используются методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара. В промышленности применяются методы практического социально-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий, в частности — технику брейнсторминга. Она представляет собой метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов (подробнее о технике брейнсторминга см. в части II, главе 7). Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), «промывание мозгов», а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие. Модификация поведения — это, в общем случае, процесс целенаправленного изменения поведения человека с использованием социально-психологических методов воздействия. Термин «модификация поведения» был введен в научный оборот представителем неонеобихевиоризма (социального бихевиоризма) Б. Ф. Скиннером. В созданной им теории и на практике словосочетание «модификация поведения» означало целенаправленное изменение поведения человека или группы людей при помощи системы специально организованных тренировок (обучающих упражнений) и соответствующих подкреплений. Положительные подкрепления в методике модификации поведения даются за совершение человеком социально приемлемых, желательных, формируемых у индивида действий. Социально неприемлемые, нежелательные формы поведения соответственно игнорируются и не наказываются или же получают отрицательные социальные подкрепления. Термин «модификация поведения» используется и в учении другого ученого, представителя той же бихевиористской школы А. Бандуры, в его социально-когнитивной теории. Здесь модификация поведения означает изменение поведения людей или социальных групп из-за воздействия не только на поведение как таковое, но и на когнитивные процессы. Главным средством модификации поведения, по А. Бандуре, является моделирование, то есть создание желательных для человека или социальной группы моделей поведения значимыми для них людьми — теми, которых он (группа) уважает и которым он (они) стремится подражать. В настоящее время практика модификации поведения широко применяется в самых разных сферах деятельности человека: в образовании, медицине, бизнесе, политике, рекламе и других. Словосочетание «промывание мозгов» в метафорическом смысле слова означает попытку целенаправленного, систематического воздействия властей на зависящих от них людей, рассчитанную на изменение их убеждений, социальных установок, взглядов и оценок. Термин «промывание мозгов» вначале использовался для характеристики чисто пропагандистских воздействий, которым в свое время подвергались в коммунистическом Китае американские военнопленные с целью изменения их психологии и поведения в пользу коммунистической (некапиталистической) идеологии. Затем это понятие вошло в обиход и стало применяться для обозначения любых пропагандистских и агитационных воздействий идеологического или политического характера. Тренинг ассертивности — это общее название нескольких психотерапевтических методик, которые используются в работе со специфическими психологическими или поведенческими нарушениями. Общим моментом, объединяющим все эти нарушения, является отсутствие у людей так называемой ассертивности — самостоятельности, независимости, уверенности в себе и т. п. Цель тренинга ассертивности заключается в том, чтобы научить людей открыто и уверенно заявлять о себе, утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интересы в системе социальных и межличностных отношений. Основные цели Т-групп следующие: • познание и принятие человеком себя и других людей такими, какие они есть; • осознание собственных психологических проблем и проблем, существующих у других людей; • повышение искренности и открытости в общении с людьми; • снижение психологических барьеров (барьеров психологической защиты); • совершенствование коммуникативных умений и навыков. В таких группах создаются ситуации, позволяющие участникам изучать складывающиеся между ними взаимоотношения, правильно воспринимать и оценивать свое поведение в группе. Предполагается, что это повысит эффективность групповой работы и позволит членам группы устанавливать между собой хорошие личные и деловые взаимоотношения. Практика работы Т-групп была разработана под руководством К. Левина на основе созданной им теории малых группы. Первоначально эти группы были рассчитаны на анализ группового взаимодействия с целью улучшения результатов групповой работы и познания участниками группы друг друга. Затем Т-группы стали широко применяться и в психотерапевтической и психологической практике. Группы встречи (группы тренинга сензитивности) представляют собой малые социальные группы, создаваемые в рамках имеющей аналогичное название практики групповой психотерапии. В этих группах внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии (так называемых встречах). Под встречей здесь понимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии и в собственном поведении, в социальном окружении или в психологии и поведении других людей. Цели работы таких групп обычно заключаются в том, чтобы снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искренности и желания устранить трудности общения с людьми. Теорию и практику работы групп встречи разработали американские психологи Я. Морено и У. Шутц. С групп встречи началось «движение по освобождению человеческого потенциала». Гештальтгруппы — психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике гештальттерапии. Работа здесь основана на признании того, что большинство проблем психологического и поведенческого характера, возникающих у человека, связано не столько с его прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптироваться в настоящем. Метод гештальттерапии предложил и разработал врач-психиатр и психоаналитик Ф. Перлз. Психолог или психотерапевт, пользующийся этим методом, проводит глубокую индивидуальную работу с одним из членов группы на глазах у остальных ее участников, но в данном процессе принимают участие и другие члены группы. Задача гештальттерапии, как ее формулировал сам создатель метода, заключается в том, чтобы выработать у людей «правильные гешталь-ты», то есть верное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих взаимоотношений. Группы психодрамы — это психотерапевтические или психокоррек-ционные группы, основу которых составляет организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, импровизированный психодраматический спектакль (его также называют психодрамой). В ходе такого спектакля разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек в своей жизни столкнулся. Сюжет для психодрамы предлагает обычно кто-либо из членов группы, взяв его из своей реальной жизни (данного человека в психодраме называют протагонистом). Этот человек исполняет главную роль в разыгрываемом далее психодраматическом спектакле. Роли распределяются между остальными участниками в соответствии с их психологическим или поведенческим сходством с людьми, составляющими социальное окружение протагониста — теми, во взаимоотношениях с которыми он испытывает трудности. После окончания импровизированного психодраматического спектакля производится групповой анализ того, что в нем происходило, намечаются практические пути решения проблемы протагониста и аналогичных проблем других участников группы. Данная техника была создана американским психологом, социологом и врачом-психиатром Я. Морено. Группы телесной терапии — это психокоррекционные или психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике применения методов телесной терапии. В таких группах психологические и поведенческие проблемы человека связываются с состояниями его тела и решаются путем целенаправленного воздействия на физическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Это делается с надеждой на то, что через соответствующие процессы и состояния можно будет положительно повлиять на психологию и поведение человека (предположение на самом деле спорное, не имеющее убедительных научных доказательств). Соответствующая практика создана на основе биоэнергетических концепций А. Лоуэна и В. Райха, доказывающих существование связей между телесным состоянием человека и его психологическими свойствами.
Контрольные вопросы
1. Какое влияние история и происхождение социальной психологии оказали на специфику используемых в ней методов исследования? 2. Каким образом на методы исследования в социальной психологии повлияли общепсихологические методы? 3. Какие методы исследования в социальной психологии были заимствованы из социологии? 4. Что вызвало необходимость разработки социальными психологами собственных методов исследования? 5. Что такое исследовательские методы и методы воздействия? 6. Почему в перечень социально-психологических методов необходимо включать и методы воздействия? 7. Что представляют собой теоретические и эмпирические методы исследования? 8. Какие методы исследования называют обзорно-аналитическим, критическим и конструктивным? 9. Каковы методы эмпирического исследования в социальной психологии? 10. В чем заключается специфика использования в социальной психологии отдельных методов эмпирического исследования? 11. Каковы особенности применения методов наблюдения? 12. Что представляют собой опросные методы исследования? 13. В чем заключается специфика устного, письменного, свободного, стандартизированного, открытого, закрытого и анкетного опросов? 14. Какова практика применения метода анализа документов (контент-анализа) в социальной психологии? 15. Каковы основные сферы применения социально-психологических методов в практике? 16. Что представляют собой методы воздействия, используемые в политической и экономической рекламе? 17. Каковы научные основания методов психологического воздействия, применяемых в политике и экономике? 18. Что представляет собой брейнсторминг, где и как он используется? 19. Что такое процедуры модификации поведения по Б. Скиннеру, какова сфера их практического применения? 20. Что называют техникой «промывания мозгов»? 21. Каковы разновидности социально-психологического тренинга? 22. Как формулируются цели и задачи тренинга ассертивности? 23. В чем заключаются особенности работы Т-групп? 24. Какие группы называют группами встречи (группами тренинга сензи-тивности), каковы их основные цели и задачи? 25. Что такое гештальттерапия, кто ее предложил? 26. Что представляет собой метод психодрамы? 27. В чем заключается специфика работы групп телесной психотерапии?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 47-68. 2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004. — С. 52-79. 3. Бигпянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 46-54. 4. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. — М., 1992. 5. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М., 1997. — С. 230-365. 6. Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977. 7. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М., 1980. 8. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., БреусЕ.Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001. - С. 98-115, 148-152, 192-204. 9. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 46-62. 10. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. — М., 1995. 11. Свенцицкий А. А., Семенов В. Е. Социально-психологическое исследование // Методы социальной психологии. — Л., 1977. 12. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 342-453. 13. Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.-С. 10-198. 14. Чернышев А. С, Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. — М., 2005. - С. 9-55. Часть II ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕЛЕНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Глава 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.13.244 (0.011 с.) |