Методы социально-психологического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социально-психологического воздействия



 

К методам социально-психологического воздействия относятся те ме­тоды, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это, прежде все­го, методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в про­цессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и группо­вой психотерапии. В современной социальной психологии предлага­ется их классификация и дается научное обоснование.

В средствах массовой коммуникации, в практике организации и про­ведении публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации приме­няются методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей. Они опираются на общую теорию массовых коммуни­каций и социальных установок и связаны с научными представлениями о том, что такое средства массовой коммуникации и как они влияют на психологию и поведение людей, на их социальные установки.

Известно, что эффективность воздействия средств массовой ком­муникации на социальные установки людей зависит от восприятия источника информации, отношения людей к нему, от содержания и по­следовательности передачи и получения людьми информации, от осо­бенностей аудитории, которой эта информация адресована. Соответ­ственно и методы воздействия, реализуемые через средства массовой информации, должны учитывать все эти моменты, быть рассчитаны на их умелое и активное использование.

В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяются те же самые методы воздействия, а также способы воздействия, специфи­ческие для данных видов деятельности. Так, например, в практике орга­низации и проведения политической рекламы применяют методы, осно­ванные на знании психологии восприятия и понимания людьми друг друга (процедуры формирования образа политика — имиджмейкерство); в коммерческой рекламе используются методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.

В промышленности применяются методы практического социаль­но-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий, в част­ности — технику брейнсторминга. Она представляет собой метод орга­низации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повы­шение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов (подробнее о технике брейнстор­минга см. в части II, главе 7).

Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно на­звать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), «промывание мозгов», а также разнообразные спосо­бы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.

Модификация поведения — это, в общем случае, процесс целена­правленного изменения поведения человека с использованием соци­ально-психологических методов воздействия.

Термин «модификация поведения» был введен в научный оборот предста­вителем неонеобихевиоризма (социального бихевиоризма) Б. Ф. Скиннером. В созданной им теории и на практике словосочетание «модификация поведения» означало целенаправленное изменение поведения человека или группы людей при помощи системы специально организованных тре­нировок (обучающих упражнений) и соответствующих подкреплений. По­ложительные подкрепления в методике модификации поведения даются за совершение человеком социально приемлемых, желательных, форми­руемых у индивида действий. Социально неприемлемые, нежелательные формы поведения соответственно игнорируются и не наказываются или же получают отрицательные социальные подкрепления.

Термин «модификация поведения» используется и в учении друго­го ученого, представителя той же бихевиористской школы А. Банду­ры, в его социально-когнитивной теории.

Здесь модификация поведения означает изменение поведения людей или социальных групп из-за воздействия не только на поведение как та­ковое, но и на когнитивные процессы. Главным средством модификации поведения, по А. Бандуре, является моделирование, то есть создание же­лательных для человека или социальной группы моделей поведения зна­чимыми для них людьми — теми, которых он (группа) уважает и которым он (они) стремится подражать.

В настоящее время практика модификации поведения широко при­меняется в самых разных сферах деятельности человека: в образова­нии, медицине, бизнесе, политике, рекламе и других.

Словосочетание «промывание мозгов» в метафорическом смысле слова означает попытку целенаправленного, систематического воздей­ствия властей на зависящих от них людей, рассчитанную на изменение их убеждений, социальных установок, взглядов и оценок. Термин «про­мывание мозгов» вначале использовался для характеристики чисто про­пагандистских воздействий, которым в свое время подвергались в ком­мунистическом Китае американские военнопленные с целью изменения их психологии и поведения в пользу коммунистической (некапиталис­тической) идеологии. Затем это понятие вошло в обиход и стало приме­няться для обозначения любых пропагандистских и агитационных воз­действий идеологического или политического характера.

Тренинг ассертивности — это общее название нескольких психоте­рапевтических методик, которые используются в работе со специфи­ческими психологическими или поведенческими нарушениями. Общим моментом, объединяющим все эти нарушения, является отсутствие у людей так называемой ассертивности — самостоятельности, незави­симости, уверенности в себе и т. п. Цель тренинга ассертивности за­ключается в том, чтобы научить людей открыто и уверенно заявлять о себе, утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интере­сы в системе социальных и межличностных отношений.

Основные цели Т-групп следующие:

• познание и принятие человеком себя и других людей такими, ка­кие они есть;

• осознание собственных психологических проблем и проблем, су­ществующих у других людей;

• повышение искренности и открытости в общении с людьми;

• снижение психологических барьеров (барьеров психологической защиты);

• совершенствование коммуникативных умений и навыков.

В таких группах создаются ситуации, позволяющие участникам изу­чать складывающиеся между ними взаимоотношения, правильно вос­принимать и оценивать свое поведение в группе. Предполагается, что это повысит эффективность групповой работы и позволит членам груп­пы устанавливать между собой хорошие личные и деловые взаимоотно­шения. Практика работы Т-групп была разработана под руководством К. Левина на основе созданной им теории малых группы. Первоначаль­но эти группы были рассчитаны на анализ группового взаимодействия с целью улучшения результатов групповой работы и познания участ­никами группы друг друга. Затем Т-группы стали широко применять­ся и в психотерапевтической и психологической практике.

Группы встречи (группы тренинга сензитивности) представляют со­бой малые социальные группы, создаваемые в рамках имеющей ана­логичное название практики групповой психотерапии. В этих группах внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии (так называемых встречах). Под встречей здесь по­нимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии и в собственном поведении, в социальном окружении или в психологии и поведении других людей. Цели работы таких групп обычно заключа­ются в том, чтобы снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искрен­ности и желания устранить трудности общения с людьми. Теорию и практику работы групп встречи разработали американские психо­логи Я. Морено и У. Шутц. С групп встречи началось «движение по освобождению человеческого потенциала».

Гештальтгруппы — психотерапевтические группы, создаваемые и ис­пользуемые в практике гештальттерапии. Работа здесь основана на при­знании того, что большинство проблем психологического и поведен­ческого характера, возникающих у человека, связано не столько с его прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптиро­ваться в настоящем. Метод гештальттерапии предложил и разработал врач-психиатр и психоаналитик Ф. Перлз. Психолог или психотера­певт, пользующийся этим методом, проводит глубокую индивидуаль­ную работу с одним из членов группы на глазах у остальных ее участни­ков, но в данном процессе принимают участие и другие члены группы. Задача гештальттерапии, как ее формулировал сам создатель метода, заключается в том, чтобы выработать у людей «правильные гешталь-ты», то есть верное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих взаимоотношений.

Группы психодрамы — это психотерапевтические или психокоррек-ционные группы, основу которых составляет организуемый и прово­димый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психоло­гической помощи, импровизированный психодраматический спектакль (его также называют психодрамой). В ходе такого спектакля разыгры­вается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с ак­центом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек в своей жизни столкнулся. Сюжет для пси­ходрамы предлагает обычно кто-либо из членов группы, взяв его из своей реальной жизни (данного человека в психодраме называют про­тагонистом). Этот человек исполняет главную роль в разыгрывае­мом далее психодраматическом спектакле. Роли распределяются между остальными участниками в соответствии с их психологическим или поведенческим сходством с людьми, составляющими социальное окру­жение протагониста — теми, во взаимоотношениях с которыми он ис­пытывает трудности. После окончания импровизированного психо­драматического спектакля производится групповой анализ того, что в нем происходило, намечаются практические пути решения пробле­мы протагониста и аналогичных проблем других участников группы. Данная техника была создана американским психологом, социологом и врачом-психиатром Я. Морено.

Группы телесной терапии — это психокоррекционные или психоте­рапевтические группы, создаваемые и используемые в практике при­менения методов телесной терапии. В таких группах психологические и поведенческие проблемы человека связываются с состояниями его тела и решаются путем целенаправленного воздействия на физичес­кое состояние и физиологические процессы, происходящие в организ­ме человека. Это делается с надеждой на то, что через соответствующие процессы и состояния можно будет положительно повлиять на психо­логию и поведение человека (предположение на самом деле спорное, не имеющее убедительных научных доказательств). Соответствующая практика создана на основе биоэнергетических концепций А. Лоуэна и В. Райха, доказывающих существование связей между телесным со­стоянием человека и его психологическими свойствами.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое влияние история и происхождение социальной психологии ока­зали на специфику используемых в ней методов исследования?

2. Каким образом на методы исследования в социальной психологии по­влияли общепсихологические методы?

3. Какие методы исследования в социальной психологии были заимство­ваны из социологии?

4. Что вызвало необходимость разработки социальными психологами соб­ственных методов исследования?

5. Что такое исследовательские методы и методы воздействия?

6. Почему в перечень социально-психологических методов необходимо включать и методы воздействия?

7. Что представляют собой теоретические и эмпирические методы иссле­дования?

8. Какие методы исследования называют обзорно-аналитическим, крити­ческим и конструктивным?

9. Каковы методы эмпирического исследования в социальной психологии?

10. В чем заключается специфика использования в социальной психологии отдельных методов эмпирического исследования?

11. Каковы особенности применения методов наблюдения?

12. Что представляют собой опросные методы исследования?

13. В чем заключается специфика устного, письменного, свободного, стан­дартизированного, открытого, закрытого и анкетного опросов?

14. Какова практика применения метода анализа документов (контент-ана­лиза) в социальной психологии?

15. Каковы основные сферы применения социально-психологических ме­тодов в практике?

16. Что представляют собой методы воздействия, используемые в полити­ческой и экономической рекламе?

17. Каковы научные основания методов психологического воздействия, при­меняемых в политике и экономике?

18. Что представляет собой брейнсторминг, где и как он используется?

19. Что такое процедуры модификации поведения по Б. Скиннеру, какова сфера их практического применения?

20. Что называют техникой «промывания мозгов»?

21. Каковы разновидности социально-психологического тренинга?

22. Как формулируются цели и задачи тренинга ассертивности?

23. В чем заключаются особенности работы Т-групп?

24. Какие группы называют группами встречи (группами тренинга сензи-тивности), каковы их основные цели и задачи?

25. Что такое гештальттерапия, кто ее предложил?

26. Что представляет собой метод психодрамы?

27. В чем заключается специфика работы групп телесной психотерапии?

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 47-68.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологи­ческие законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004. — С. 52-79.

3. Бигпянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 46-54.

4. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. — М., 1992.

5. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жу­кова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М., 1997. — С. 230-365.

6. Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психо­логии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.

7. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и приклад­ных исследованиях. — М., 1980.

8. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., БреусЕ.Д. Психология затруд­ненного общения. - М., 2001. - С. 98-115, 148-152, 192-204.

9. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 46-62.

10. Методики социально-психологического исследования личности и ма­лых групп. — М., 1995.

11. Свенцицкий А. А., Семенов В. Е. Социально-психологическое исследова­ние // Методы социальной психологии. — Л., 1977.

12. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 342-453.

13. Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.-С. 10-198.

14. Чернышев А. С, Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики пси­хологической диагностики группы в совместной деятельности. — М., 2005. - С. 9-55.


Часть II

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ,

СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕЛЕНИЯ

И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ


Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.041 с.)