II. 29. Методы управления сельскохозяйственным производством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. 29. Методы управления сельскохозяйственным производством.



Слово «метод» в самом общем смысле означает способ или образ действия, прием. Применительно к управлению – это способ осуществления управленческой деятельности. Его следует отличать от принципов или руководящих правил управления. Принципы не выбирают; они показывают, какими правилами должен руководствоваться в своей деятельности руководитель или специалист. Методы управления, напротив, характеризуют средства, с помощью которых можно добиться реализации данных принципов, воздействовать на подчиненных для достижения поставленной цели. Другими словами, методы – это не фактические действия, а возможные способы управления. Выбор их зависит от многих объективных и субъективных факторов, т. е. отнюдь не произволен. Следует также иметь в виду, что методы управления выражают законченный акт воздействия на управляемую систему (объект управления). Их нужно отличать от методов выработки решений, которые характеризуют процесс управления и которые можно также назвать методами работы руководителя.

В теории управления различают методы прямого и косвенного, формального и неформального воздействий. К методам прямого воздействия можно отнести административные, косвенного воздействия – экономические и социально-психологические. Неформальное воздействие реализуется через воспитательную работу руководителя, психологию общения с подчиненными, личное поведение на работе и т. д.

Эффективность использования различных методов управления зависит от многих факторов, таких, как общий уровень развития производства, квалификация кадров управления и др.

Выбор методов управления зависит также от поставленной задачи и конкретной ситуации, в которой ее надо выполнить.

Экономические методы управления осуществляются путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами.

Содержание экономических методов выражается в целенаправленном воздействии на экономические интересы работников и трудовых коллективов.

Это предполагает использование таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно-материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.

На деятельность предприятий оказывают воздействие многие внешние экономические факторы: возраст населения, конкуренция на внутреннем и международном рынках, технологический уровень отраслей АПК, доступность ресурсов, положение на финансовых рынках, поведение покупателей и их платежеспособный спрос, рынок труда, политическая ситуация в стране и мире, поведение внутренних инвесторов, правовые или административные ограничения, вмешательство со стороны правительства и др.

Воздействие каждого из названных экономических рычагов на управляемую систему в зависимости от уровня управления будет разным. Такие рычаги, как кредитование, бюджетное финансирование, налоги, страховые платежи, и ряд других влияют косвенно, так как устанавливаются внешними по отношению к предприятию органами. Прямое воздействие на работников оказывают оплата труда, премирование и др., устанавливаемые на самом предприятии.

Управление производственной деятельностью на любом предприятии АПК требует постоянного координирования и регулирования осуществляемых с помощью мер административного воздействия, подчинения исполнителей руководителям Совокупность средств такого воздействия, направленного на успешное выполнение трудовыми коллективами и отдельными работниками стоящих перед ними задач, и составляет содержание административных методов управления.

Административные методы по сравнению с экономическими более оперативны с точки зрения воздействия на исполнителей, а следовательно, и на весь производственный процесс. Они предполагают обязательное выполнение указаний руководителя; в противном случае неизбежна как дисциплинарная, так и материальная ответственность.

Значение административных методов особенно велико при оперативном управлении производством, но без них не могут в полной мере быть реализованы и экономические методы.

Административные методы управления имеют следующие особенности:

они выражают отношения соподчиненности и действуют не через стимулирование (как экономические методы), а в принудительном порядке;эти методы предписывают четкую программу действий исполнителя (задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия, ограничения);

они ограничивают свободу выбора исполнителя, за исключением самостоятельности, предоставляемой в рамках полученного задания;

с их использованием связано осуществление не только всех функций, но и других методов управления;

средства административного воздействия существенно отличаются по степени жесткости — от прямых приказов до рекомендаций и советов;

невыполнение административных предписаний рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет соответствующие меры взыскания.

При использовании административных методов управления необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие отношения между руководителями и исполнителями. Их подразделяют на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие, рекомендательные и установительные. Последние определяют правила выполнения работы, не являющиеся строго обязательными. Другими словами, нормы могут быть более или менее жесткими.

Задача каждого руководителя - умело управлять настроением подчиненных, способствовать удовлетворению их потребностей в самореализации. Для этого и служат социально-психологические» методы управления, основанные на использовании соответствующих факторов функционирования коллектива. К ним относятся прежде всего социальное планирование, социальная преемственность и профилактика, регулирование и нормирование, обмен опытом, профессиональная учеба кадров, соревнование, моральное стимулирование, оптимальное сочетание убеждения и принуждения, правильно поставленная критика. Здесь очень важны доверие между подчиненными и руководителями, привлечение работников к управлению, гарантии сохранения работы, своевременность выплаты заработной платы, внимание к условиям труда и быта и т. д.

В системе средств социально-психологического воздействия особую роль играют такие категории, как коллектив и личность, авторитет и лидерство, стиль управления, ораторское искусство, служебная этика.

Главная цель социального планирования — предвидение возможных социальных изменений в коллективе и умелое приспособление к ним. Объектами социального планирования выступают социальная и квалификационная структура коллектива, образовательный уровень работников, их материальное благосостояние и жилищные условия, условия труда, социальные отношения в коллективе.

Моральное стимулирование бывает коллективным (когда поощряется весь коллектив за общие результаты работы) и индивидуальным. Коллективное поощрение активизирует деятельность людей, направленную на координацию, кооперацию и взаимопомощь.

Критика позволяет вскрывать недостатки в работе и устранять их. Высшая ее форма - критика делом; поучительный пример всегда был лучшим способом воздействия на окружающих. Руководитель должен чаше информировать коллектив о достижениях отдельных подразделений и работников.

Социальная преемственность, сохранение традиций коллектива обеспечивается за счет различных мероприятий – празднования памятных событий, организации фотостендов, издания брошюр и буклетов, посвященных истории предприятия и т. п.

Похвала — один из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителями и подчиненными; при этом важно выбрать для нее подходящие время, место и форму. Она может быть как прямой, так и косвенной (в виде искреннего интереса к личности работника, его заботам и нуждам).

Хорошее знание коллектива позволяет руководителю умело использовать как убеждение, так и принуждение в качестве средств психологического и педагогического воздействия. Убеждение-ведущий метод воспитания; существует целый ряд педагогических приемов убеждения (показ, разъяснение, беседа, поощрение, личный авторитет и др.). Принуждение может носить как позитивный, так и негативный характер, и прибегать к нему нужно, лишь продумав все последствия.

Среди средств социально-психологического воздействия на работников особое место принадлежит соревнованию (конкуренции). Стремление выделиться из себе подобных, добиться признания своих способностей, повысить свой рейтинг у окружающих — естественная психологическая потребность человека. Руководители предприятий должны умело пользоваться этим создавая в коллективе атмосферу здоровой конкуренции.

 

11. 30. Порядок обработки док-ов и требования, предъявляемые к ним.

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичной учетной информацией, на основании которой ведется бухучет. Бухг. документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт свершения хоз. операций, право на их совершение, или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Объектами учетных документов является процессы производства и реализации, а также отдельные подразделения предприятия. Кроме учетных документов учитываемая информация может содержаться на материальных носителях информации. Бухг. документы классифицируются по следующим признакам: назначению, порядку составления, способу отражения хозяйственных операций, месту составления, количеству учетных позиций, оформлению однородных операций, способу записи. К оформлению документов предъявляются особые требования:

1. Своевременность оформления док-тов. Первичные док-ты составл-ся в момент совершения операции.

2. Точность, ясность, полнота содерж-ия операции оформляемых док-ов. В каждом жок-те текст, характ-ий операцию, следует составить конкретно, все показатели по форме док-та должны быть заполнены, а свободные графы и строки прочеркнуты.

3. Четкое заполнение док-та. Они заполняются на машинке, чернилами или хим. карандашом аккуратно и разборчиво. В док-ах не допускается не оговоренные исправления.

В каждом док-те должны быть обязательн. реквизиты:

- наименование док-та

- код формы

- дата составления док-та

- наименование предп-ия от имени к-го составлен документ

- содерж-ие хоз. операции

- измерители хоз. операции

- должность лиц, ответственных за совершение хоз. операции и правильность ее совершения

- личные подписи с их расшифровкой.

При необход-ти могут быть включены и дополнит. реквизиты (место нахождения орган-ии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.009 с.)