Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидер и лидерство. Различия между лидером и руководителем

Поиск

 

Лидером называется член группы, чей авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Лидер обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руково­дитель. Лидера обычно не выбирают и не назначают. Им, как правило, становится человек, которого члены группы сами признают лидером и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать.

Лидером далеко не всегда и не обязательно является официальный руководитель группы. Чаще всего им становится кто-либо другой, при­чем в одной и той же группе может быть несколько лидеров, и, кроме того, сами лидеры группы могут время от времени меняться.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение членов группы обычно осуществляются через лидеров, поль­зующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней вы­сокий статус. Авторитет лидера в группе, как правило, не меньший, чем авторитет руководителя. Лидер группы, как и ее руководитель, в состоя­нии поднять, увлечь членов группы на выполнение какого-либо дела.

Поначалу, когда исследования лидерства только еще начинались (начало им было положено работами К. Левина), ученые не различа­ли лидеров, не предлагали их классификацию. Дальнейшие исследо­вания, однако, показали, что лидеры в группе могут быть разными. Кроме того, было установлено, что один и тот же лидер время от вре­мени может вести себя в группе по-разному. В связи с этим возникла необходимость постановки и решения следующих двух дополнитель­ных вопросов, связанных с лидером и лидерством.

1.Что представляют собой типы лидеров?

2.Каковы основные стили лидерства?

Рассмотрение последнего вопроса мы перенесем в заключительный параграф данной главы, а первый обсудим сейчас.

В ходе соответствующих исследований были выявлены и описаны следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, либераль­ный, бюрократический, лидер мнений, номинальный лидер, лидер, ори­ентированный на людей, лидер, ориентированный на работу (решаемую группой задачу), харизматический и ситуационный лидеры.

Авторитарный — это лидер, для которого характерны следующие особенности поведения по отношению к зависимым от него людям: властность, стремление единолично принимать все решения, навязы­вание их другим людям, оказывая при этом на них психологическое дав­ление, склонность настаивать на неукоснительном исполнении своих решений, использование приказов и распоряжений как основных ме­тодов воздействия на людей, невнимание к ним как личностям, избе­гание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, сосредоточен­ность в основном на деловых взаимоотношениях в группе.

Демократический лидер является в социально-психологическом пла­не противоположностью авторитарному лидеру. В его действиях по отношению к зависимым от него людям преобладают следующие ти­пичные тенденции: уважение людей, признание за ними права посту­пать по-своему, учет мнений других людей, общение с ними как с рав­ными, обращение к людям с просьбами и с советами, а не с приказами или распоряжениями.

Либеральным называют лидера, чье поведение по отношению к людям характеризуется следующими особенностями: предоставление им пол­ной свободы действий, отсутствие какого бы то ни было контроля, неже­лание оказывать на них воздействие, передача другим членам группы сво­их полномочий и подчинение решениям, которые принимает группа.

Бюрократическим называют лидера, предпочитающего пользовать­ся формально-бюрократическим методом руководства, то есть лидера, чья власть и авторитет в соответствующей группе поддерживаются бюрократическими методами. Такой лидер отдает предпочтение фор­мальным методам организации общения и взаимодействия с людьми, бумагам, документам, соблюдению регламента, следованию установ­ленному порядку и т. п.

Лидер мнения — это человек, к мнению которого члены группы боль­ше всего прислушиваются, суждениям и оценкам которого они больше всего доверяют. Это, например, может быть хороший, наиболее знаю­щий специалист или лучше всего информированный по какому-либо вопросу человек. Такой человек, однако, не всегда является лидером группы в других отношениях.

В качестве номинального лидера выступает человек, который лишь формально считается лидером в группе, но фактически свои лидер­ские обязанности в группе не выполняет. Вместо него группой руко­водит кто-то другой или вообще не руководит никто.

Ориентированным на людей лидером называют человека, для кото­рого главным в его деятельности является благополучие составляю­щих данную группу людей. Лидером, ориентированным на работу (ва­риант — на решаемую группой задачу), называют лидера, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед ней задачи, а не благополучие составляющих ее людей. Лидеры, ориенти­рованные на людей, в определенном отношении являются противопо­ложностью лидерам, ориентированным на работу, хотя возможны ситу­ации, когда та и другая тенденции — ориентация на работу и людей — сочетаются в действиях одного и того же лидера.

Харизматическим лидером называют человека, который «родился быть лидером», которому, как говорят, на роду написана судьба: быть лидером для других людей. Считается, что такой человек от природы наделен соответствующими, особенными лидерскими свойствами: способностями и чертами характера.

Ситуационным называют лидера, который на некоторое время мо­жет стать лидером в группе, если в ней сложится благоприятная для этого ситуация. Ситуационный лидер иногда рассматривается как аль­тернатива харизматическому лидеру.

Забегая вперед, отметим, что типология лидеров во многом совпа­дает с представленной в последнем параграфе данной главы класси­фикацией стилей лидерства, и это не случайно. С одной стороны, тип лидера определяется по предпочитаемому им стилю лидерства; с дру­гой стороны, стилю лидерства дают характеристику в соответствии с индивидуальными (личностными) особенностями лидера, которые он демонстрирует в общении с людьми.

С начала использования в отечественной социально-психологичес­кой литературе понятий лидера и лидерства (70-е годы XX века) возник вопрос о том, чем отличается лидер группы от официально существую­щего в ней или назначаемого руководителя. Этот вопрос в зарубежной социально-психологической литературе фактически не обсуждался. Более того, все, что касается лидера (лидерства), автоматически и бе­зоговорочно переносилось на руководителя (руководство), поскольку там, где ученые первыми приступили к разработке этой проблематики (США, 30-е годы XX века), руководителями групп в основном стано­вились лидеры, а назначенные руководители должны были выступать в роли лидеров для руководимых ими групп.

Данный вопрос впервые возник в условиях советской авторитарной системы в то время, когда в нашей стране начались исследования ли­дерства. В этой социальной системе в то время не существовало практи­ки выбора руководителей: их, как правило, официально назначали. По­этому с самого начала нужно было развести понятия лидера (лидерства) и руководителя (руководства), в том числе и для того, чтобы показать, что созданная на Западе теория лидерства советским людям якобы не подходит. Наиболее четко и последовательно лидерство (лидер) и ру­ководство (руководитель) были разведены в работах Б. Д. Парыгина.

Сравнивая лидера и руководителя (соответственно руководство и лидерство), Б. Д. Парыгин указывает на следующие различия меж­ду ними.

1. Лидер в основном осуществляет регуляцию неофициальных отно­шений в группе, в то время как руководитель управляет главным образом официальными отношениями.

2. Лидерство — это явление, характерное для системы межличност­ных (психологических) отношений, в то время как руководство — феномен, свойственный системе социальных (общественных) от­ношений.

3. Лидерство возникает стихийно, а руководство — организованно.

4. Для появления или изменения лидерства не существует каких-ли­бо официально принятых процедур, в то время как для появления и изменения руководства такие процедуры существуют.

5. Явление лидерства менее стабильно и более динамично, чем явле­ние руководства. Лидер может появляться и изменяться в группе часто, в то время как руководитель появляется и сменяется намно­го реже.

6. Руководитель, воздействуя на группу и ее членов, пользуется сис­темой официально закрепленных за ним прав и соответствующих санкций, в то время как лидер ни правами, ни официальными сан­кциями не располагает.

7. Процесс принятия решений руководителем намного более сло­жен в процедурном отношении, чем процесс принятия решений лидером.

8. Сфера проявлений лидерства и деятельности лидера — это в ос­новном малая группа, в то время как область проявлений деятель­ности руководителя выходит за пределы малой группы.

 

Теории лидерства

 

За время исследования феномена лидерства сложилось несколько те­орий, по-разному отвечающих на следующие связанные с лидерством вопросы.

• Каждый ли человек может стать лидером в группе?

• Какими свойствами нужно обладать, чтобы быть хорошим лиде­ром?

• Совокупность каких условий обеспечивает выход человека в ли­деры группы?

Ответы на эти вопросы, представленные в обобщенном и система­тизированном виде, получили название теорий лидерства, хотя полноценные теории лидерства должны были охватывать и объяснять все, что связано с лидером и лидерством, а не только отвечать на данные вопросы. Со временем сложились и чаще всего упоминаются в совре­менной научной литературе следующие теории лидерства: харизмати­ческая, ситуационная, теория ценностного обмена и системная.

Харизматическая теория лидерства связывает его с наличием у че­ловека особых личностных свойств, которые позволяют ему быть ли­дером среди других людей. В данной теории, кроме того, утверждает­ся, что соответствующие свойства имеются у человека с рождения или даны ему как некая «благодать от бога» (отсюда — название данной теории, поскольку слово «харизма» означает одновременно и «божий дар» и «божья благодать»).

Исследования, направленные на опытную проверку данной теории, не подтвердили ее. Авторы соответствующих исследований пытались отыскать и описать черты личности или способности, свойственные хорошим лидерам, имеющиеся у одних людей с рождения и отсутству­ющие у других людей. Это, однако, сделать не удалось, так как много­численные описания таких черт, полученные разными авторами, между собой не совпадали и, кроме того, среди черт, упоминаемых в разных работах, оказалось немало таких, от которых зависит успешность лю­бой деятельности человека, а не только лидерства как такового. В ре­зультате никаких общих личностных свойств, которые назывались бы всеми без исключения сторонниками харизматической теории лидер­ства, не оказалось. Кроме того, практически все называемые в разных списках черты харизматического лидера врожденными не являются.

Ситуационная теория лидерства, пришедшая на смену харизмати­ческой, содержала в себе иное объяснение феномену лидерства. Со­гласно этой теории человеку вовсе не обязательно обладать какими-то особенными личностными качествами, чтобы стать лидером. Для этого достаточно иметь некоторые положительные свойства, ценимые людь­ми, и благоприятную ситуацию для их проявления. Именно ситуация, складывающаяся в группе, определяет выход того или иного человека в лидеры, если его достоинства оказываются в данной ситуации вос­требованными другими членами группы. Таким образом, в решении вопроса о том, что определяет выход человека в лидеры группы, в си­туационной теории лидерства акцент был перемещен с личности ли­дера на ситуацию, сложившуюся в группе.

В теории ценностного обмена, автором которой считается российский психолог Р. Л. Кричевский, утверждается, что превращение человека в лидеры группы зависит не столько от его индивидуальных особеннос­тей или ситуации, складывающейся в группе, сколько от взаимодействия данного человека с группой. Если в ходе такого взаимодействия инди­вид и группа обнаружат общие интересы или ценности, то это обстоя­тельство будет способствовать выходу соответствующего человека в ли­деры группы. Индивид и группа, говоря словами Кричевского, как бы «обмениваются ценностями», и если в ходе такого обмена обнаружива­ется, что их ценности совпадают или взаимно дополняют друг друга, то этого достаточно, чтобы группа избрала данного человека в лидеры.

Обсуждение учеными различных теорий лидерства показало, что каждая из них содержит в себе определенную долю истины и правиль­но акцентирует внимание на том, что необходимо для лидерства. Одна­ко, подчеркивая необходимое, каждая из рассмотренных выше теорий лидерства не может претендовать на то, что она описывает достаточные условия для выхода того или иного человека в лидеры. Необходимо, по-видимому, сочетание многих факторов, чтобы конкретный человек стал лидером в конкретной группе.

Из этих соображений родилась еще одна теория лидерства, которая получила название системной. В данной теории лидерства утвержда­ется, что, во-первых, лидерство однозначно не определяется единствен­ным фактором; во-вторых, для того, чтобы кто-либо стал лидером в груп­пе, необходимо сочетание целого ряда условий, причем эти условия должны возникнуть одновременно. Например, нужно, наверное, чтобы человек обладал и определенными личными достоинствами, необходи­мыми для лидера, и чтобы в группе сложилась подходящая для его ли­дерства ситуация, и чтобы его собственные ценности соответствовали ценностям других членов группы.

 

Стили лидерства

 

Кроме понятия лидерства, в социальной психологии используется дру­гое понятие, уточняющее представление о нем. Это — стиль лидерства. Он определяется как совокупность средств и методов психологичес­кого воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на остальных членов группы.

Понятие стиля лидерства охватывает собой все возможные взаимо­действия и взаимоотношения, которые складываются между лидером и другими членами группы. Однако в тех случаях, когда это понятие употребляется в социально-психологической литературе, под стилем лидерства понимаются те отношения, инициатором которых в группе выступает именно лидер.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный.


Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью ли­дера, директивностью его действий, единоначалием в принятии реше­ний, систематическим контролем действий ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство группой, подвергать сомнению или оспаривать прини­маемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обя­занности тех, кто от него зависит, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчинен­ный — это дисциплинированный исполнитель.

От авторитарного лидерства демократичный стиль отличается тем, что лидер, использующий подобный стиль, постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработ­ке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанно­стями других членов группы. Часть своих полномочий он доброволь­но передает членам группы. Они, в свою очередь, также добровольно принимают на себя часть его обязанностей и помогают лидеру в испол­нении его функций, если в этом возникает необходимость. Демократич­ный лидер ценит таких людей, кто самостоятелен и инициативен, твор­чески подходит к делу. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства — это форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член груп­пы. Ключевые вопросы внутригрупповой жизни в этом случае или не решаются вообще, или решаются большинством членов группы путем голосования. Фактически в данном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же груп­пой персонально никто не руководит.

Кроме описанных выше трех стилей лидерства, которые в свое время были выделены и описаны еще К. Левином, со временем в социально-психологической литературе стали называться и обсуждаться и многие другие стили лидерства, среди которых такие, как комбинированный и гибкий.

Комбинированным называется стиль лидерства, при котором один и тот же лидер использует в практике общения с членами группы эле­менты всех трех описанных выше стилей лидерства: авторитарного, демократического и либерального, причем они представлены в его действиях примерно в одинаковой пропорции. Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: автори­тарному, демократическому или либеральному.

Гибким называется стиль лидерства, в котором так же, как и в комби­нированном стиле лидерства, могут присутствовать элементы всех трех стилей лидерства — авторитарного, демократического и либерального, однако они в данном случае, как и сам стиль лидерства, не являются стабильными, время от времени меняются в зависимости от складыва­ющейся в группе ситуации. Другими словами, такой стиль лидерства является изменчивым и его вариации зависят от обстановки, сложив­шейся в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.

На протяжении многих лет научного изучения лидерства перед уче­ными и практиками неоднократно возникал вопрос: какой из стилей лидерства является оптимальным (наилучшим)? Поначалу, когда толь­ко еще зарождались соответствующие исследования, считалось, что демократичный стиль лидерства является наилучшим. Это, в частно­сти, утверждал и сам К. Левин. С аргументами сторонников данной точки зрения, казалось бы, трудно было спорить: действительно, в де­мократическом стиле лидерства гораздо больше привлекательных черт, чем в других стилях лидерства. При таком стиле в группе создается самая благоприятная психологическая атмосфера для творческой ра­боты, для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Этот стиль лидерства, безусловно, способствует постановке и реше­нию группой наиболее сложных задач. Он и самими людьми психоло­гически воспринимается как наиболее благоприятный.

Тем не менее утверждать, что данный стиль лидерства является наи­лучшим и к нему надо стремиться во всех случаях жизни, нет основа­ний. Нередко предпочтительнее демократического оказывается автори­тарный и даже либеральный стиль лидерства, например тогда, когда плохо организованной, неспособной к саморегуляции, слаборазвитой группе необходимо в условиях дефицита времени быстро добиться нуж­ного результата. В этом случае требуется строгая дисциплина, взаим­ная ответственность, четкая согласованность действий членов группы. Все это лучше всего обеспечивается именно авторитарным стилем лидер­ства. Поэтому практически самым удачным, скорее всего, является не один какой-либо из перечисленных выше стилей лидерства, а такой, при котором лидер, умея вести себя по-разному: и авторитарно, и демокра­тически, и либерально, и гибко, тонко чувствует атмосферу, сложив­шуюся в группе, и в зависимости от этого меняет свой стиль лидерства.

 

Контрольные вопросы

 

1. Кого называют лидером в группе?

2. Какие существуют типы лидеров?

3. Что представляет собой авторитарный лидер?

4. Какого лидера называют демократическим?

5. Как ведет себя в группе либеральный лидер?

6. Какие особенности отличают бюрократического лидера?

7. Кого называют лидером мнений?

8. Что такое номинальный лидер?

9. Что представляет собой лидер, ориентированный на людей?

10. Как действует лидер, ориентированный на работу (на решаемую груп­пой задачу)?

11. Какого лидера принято называть харизматическим?

12. Какой лидер обозначается как ситуационный?

13. Как взаимосвязаны типология лидеров и классификация стилей лидер­ства?

14. По каким причинам в советской социальной психологии было принято различать лидеров и руководителей?

15. Каковы основные отличия руководителя от лидера?

16. Что такое теории лидерства?

17. Какие теории лидерства существуют в социальной психологии?

18. Что представляет собой харизматическая теория лидерства?

19. Какова основная идея ситуационной теории лидерства?

20. В чем суть теории лидерства, основанной на ценностном обмене?

21. Каковы основные идеи системной теории лидерства?

22. Что такое стиль лидерства?

23. Какие существуют стили лидерства?

24. Какой стиль лидерства называют комбинированным?

25. Что представляет собой гибкий стиль лидерства?

26. Как стиль лидерства связан с типом лидера?

27. Каким образом в современной науке и практике решается вопрос о вы­боре оптимального стиля лидерства?

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 198-229.

2. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 269-295.

3. ДжуэллЛ. Индустриально-организационная психология. — СПб., 2001. — С. 624-667.

4. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. — М., 2005. — С. 337-358.

5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой груп­пы. - М., 2001. - С. 231-277.

6. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 166-174.


Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.013 с.)