ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Политическое лидерство и политическая элита



Основные понятия: политическая партия, электорат, партийная система, общественная организация, фракция, оппозиция, однопартийность, многопартийность, партийный блок, партийная коалиция,элитология, элитический теории, ценностная теория элит, субэлита, истеблишмент, номенклатура, эшелоны власти, региональная элита, лидер, лидерство, политическое лидерство, вождизм, культ личности, эффективность лидерства, социальная трансформация, имиджелогия, политический маркетинг.

1. Современные концепции элитизма.

2. Политическая элита

3. Современные теории лидерства.

4. Политический лидер.

Носителями политической власти являются политические лидеры и политические элиты.

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Элита - от латинского “eligere” - “отбирать” и от фр. “elite” - “отборный”. Данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита.

Существование политической элиты объясняется целым рядом факторов: психологическим и социальным неравенством людей, законом разделения труда, политической пассивностью значительной части населения.

Идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования.

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности и обосновывают правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Впервые понятие “политический (правящий) класс” ввел в научный оборот Гаэтано Моска. Вильфредо Паретто определял элиту как группу наиболее продуктивных или наиболее способных людей. Он писал, что “история человечества - это история постоянной смены элит; одни возвращаются, другие приходят в упадок”. Причину этого он видел в изменении психологии элит. Такой подход был назван психологическим. Моска считал организованность элит их главным преимуществом. Разработанное им направление названо организационным. Названные ученые являются представителями макиавеллистской школы. Ее основные положения:

· любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных;

· элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами;

· массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность;

· элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Основные положения теории демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет):

· Демократия понимается как конкурентная борьба претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Здесь наблюдается новый способ рекрутирования элит (борьба за поддержку народа на выборах), изменение самосознания элиты, зависящей в своей судьбе от рядовых граждан.

· Элита рассматривается как поборница демократических ценностей - свободы равенства, права на труд, социальное обеспечение и т.д.

· Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Основные положения ценностной теории (В.Ронке, Х.Ортега-и-Гассет):

· Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению.

· Положение элиты как высшего слоя оправдано, так как отвечает интересам общества в целом.

· Элита не есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом.

· Формирование элиты не противоречит принципам демократии.

· Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

П. Шаран выделил традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство развивающихся стран. Современную элиту он характеризует как рациональную. Она состоит из четырех групп.

Высшая элита принимает все важнейшие в обществе решения. В её состав ходит высшее руководство страны и их ближайшее окружение. Принято считать, что в западных странах на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты.

В среднюю элиту включают лиц, характеризующихся тремя признаками – уровнем дохода, профессиональным статусом, образованием. Эта часть элиты составляет примерно 5% взрослого населения. Группы, у которых отсутствует один из трех показателей, образуют маргинальную элиту.

Высший слой государственных служащих составляет административную элиту. Административная элита осуществляет исполнительные функции.

Политическая элита - это часть властвующей элиты. В отличие от других групп элит она непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

Характерными чертами политической элиты являются:

· Малочисленная закрытая группа;

· Высокий социальный статус;

· Значительный объем государственной и информационной власти;

· Непосредственное участие в принятии политических решений;

· Организаторские способности и талант.

Функции политической элиты:

стратегическая – определение политической программы действия путем генерирования новых идей, отражающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев;

коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практической деятельности;

организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь;

интегративная - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

Социальная результативность политической элиты в значительной степени зависит от её качественного состава, профессиональной компетентности. Профессионализм элиты во многом определяется системой отбора. Этому процессу в большинстве стран уделяется особое внимание. Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерскую.

Система гильдий отличается, прежде всего, закрытостью. Отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется из низших слоев самой элиты очень узким кругом руководящих работников. Характерно для этой системы медленное продвижение кандидата на высшие должности, что обусловлено наличием множества формальных требований к претенденту. Это приводит к воспроизводству существующего типа элиты. Без дополнения конкурентными механизмами система гильдий может привести к постепенной дегенерации элиты.

Одним из вариантов системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. В СССР номенклатура представляла относительно замкнутую группу, сосредоточившую в своих руках политическую власть. Закрытый характер номенклатурной системы обусловил во многом деградацию советской политической элиты.

Антрепренерская система отличается, прежде всего, открытостью. Теоретически она дает возможность представителям любых общественных групп претендовать на места в политических структурах, так как ориентирована на личностные качества кандидата. В этом отношении антрепренерская система предоставляет широкие возможности молодым лидерам и нововведениям. Ограниченное число формальных требований к претендентам, широкий круг электората обеспечивают высокую степень конкурентности отбора в элиту. Антрепренерская система лучше приспособлена к современным реалиям.

Государство представляет собой комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера. Речь идет, прежде всего, о парламенте, правительстве, правоохранительных органах и т.д. Административный аппарат составляет становой хребет современного государства, органически сплетающий в единое целое различные его институты по горизонтали и вертикали. Огромная административная организация, созданная для решения проблем современной жизни, постепенно завоевывала определенную автономию от законодательной и судебной ветвей и нередко оказывалась в состоянии самостоятельно формулировать и практически осуществлять политический курс в тех или иных условиях. Таким образом, возникло совершенно новое образование аполитичной власти - современное бюрократические государство.

Понятие “бюрократия” может рассматриваться с трех позиций:

· как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;

· как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;

· как стиль управления.

М.Вебер рассматривает бюрократию как систему административного управления, характеризующуюся следующими признаками: иерархия соподчиненности и ответственности; безликость, т.е. выполнение функций в соответствии с четко фиксированными правилами; постоянство в течение полного рабочего дня на постоянной основе при гарантии доминантного места и продвижения по службе; профессионализм.

П.Я. Мецков определяет бюрократию как особый замкнутый слой лиц, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.

Ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступают самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и в определении путей и способов их достижения. Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы. Лидерство часто рассматривают как разновидность власти; как управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей; как влияние (В. Кац, Л. Эдингер), характеризующееся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Природа лидерства вообще, и политического лидерства в частности достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Согласно теории черт (Э. Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющиеся независимо от ситуации и настроения массы людей, которую они берутся возглавить. Среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Лидером человек может стать в конкретных условиях. Однако представители этой концепции недостаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию.

Теория конституентов (Ф. Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Ситуационный подход истолковывает лидерство как порождение специфической ситуации. Лидеры используют “логику событий” в случаях, когда наступает подходящее время для того, чтобы пустить в ход свое влияние. “Закон ситуаций” Фоллета гласит, что ситуация заранее задается и лидер, реагируя на нее определенным образом, является марионеткой. Но этот закон не всегда срабатывает, ибо сама ситуация может быть создана опытным лидером.

Рассмотренные выше концепции лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства.

Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Обычно выделяют три общих функции:

· диагностическую (аналитическую),

· разработки программы деятельности,

· мобилизационную.

Другие авторы к вышеназванным функциям добавляют инновационную, коммуникативную, организаторскую.

Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти.

Инновационная функция характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.

В отечественной политологии чаще всего выделяют следующие основные функции политического лидера:

Интегративная заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. Ориентационная функция связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.

Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.

Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

Функция легитимации политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М. Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя. Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная М. Дж. Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: знаменосца, служителя, торговца и пожарного. Лидер-знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Лидер-служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. Лидер-торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, “продать” её. Лидер-пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

В зависимости от характера цели и воздействия, оказываемого лидером на общество, Р. Такер выделяет три типа политических лидеров:

· консерваторы,

· реформаторы,

· революционеры.

Консерваторы ориентируются на сохранении общества в неизменном виде. Реформаторы стремятся к преобразованию общества посредством реформ, затрагивающих и политическую систему. Революционеры ставят целью переход к принципиально новой общественной системе.

В соответствии с используемыми лидером методами управления выделяют авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство характеризуется единоличным направляющим воздействием, основанным на применении сил. Авторитарный лидер ориентируется на недемократические методы управления, не допускает критики. Демократический лидер уважительно относится к интересам и мнениям людей, открыт для критики.

В современном мире сформировались несколько новых тенденций в развитии лидерства: 1) Национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса; 2) Возрастание роли и влияния неформальных лидеров; 3) Усиливается концентрация активности лидеров на решение экономических и социальных проблем; 4) Уменьшается вероятность появления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев; 5) Сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества.

Основная литература:

1. Василенко И., Панарин А. Политология. – М., 2003

2. Гаджиев К.С. Политология.-М.,2004

3. Политология /Под ред. В.Д. Перевалова.-М.,2003

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. – М., 2004

Дополнительная литература:

1. Зеленко Б.И. Финансово-промышленные группы в российском политическом процессе// Cоциологические исследования.-2004.-№ 5

2. Ковалев В.А., Кротов П.П. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия //Cоциологические исследования.-2004.-№ 7

3. Маслов В.П. Моделирование политических процессов и роль личности в истории// Cоциологические исследования.-2005.-№ 10

4. Политология / Под ред. А.А. Радугина.- М., 2001

5. Турин А. Социология Власти : генезис идей// Cоциологические исследования.-2004.-№ 7

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.011 с.)