Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Социокультурные аспекты политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: политическая культура, субкультура, цивилизация, идентичность, историческая преемственность, политическая символика, ценности, политическое поведение, гражданская позиция. 1. Сущность и функции политической идеологии 2. Современные политические идеологии Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди выдвигают (формируют) комплекс идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых (основополагающих) идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Термин идеология» был введен в научный оборот ее в XVIII в. французским философом А. Дестютом де Траси. Но до настоящего времени идут дискуссии об источниках и статусе как идеологии в целом, так и политической идеологии как ее важнейшего компонента Марксизм, например, исходит из обусловленности идеологии социально-политическим положением класса, рассматривает ее как систему научных знаний. Для неоанархизма идеология является порождением массового сознания. Либерально-позитивистская трактовка идеологии определяет ее как надисторическое явление, существующее вне зависимости от социальных и политических условий. Многие известные западные политологи (М. Вебер, К. Манчей и др.) относят идеологию к области веры, т.е. отрицают ее научность. Некоторые видные политологии (Г, Моска, Р. Михельс) считают, что политическая идеология порождена нуждами легитимизации власти; другие (О. Лемберг) считают ее инструментом интеграции общности. Но в целом практически общепризнанна связь политической идеологии с интересами социальных групп. Суммируя рациональные оценки и подходы к толкованию политической идеологии как формы политического сознания, можно дать ее определение. Политическая идеология (от греческого «idea» – понятие и «logos» – знание) – система идей, взглядов, представлений социальной группы, класса, национального образования, выражающих и защищающих их интересы с помощью политической власти или воздействия на нее. Иными словами, политическая идеология – это доктрина, обосновывающая притязания на власть или ее использование какой-либо группой граждан (класс, нация и т.д.). Как специфическая форма общественного сознания политическая идеология выполняет определенные функции в организации и реализации власти: · Целеобразующая или ориентационная функция (формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть.). · Мобилизационная или программно-практическая функция (перевод теории в практику: разработка конкретных программ, методов достижение власти и ее использования). · Интегративная (сплочение, формирование единства социальной группы). · Коммуникативная функция (формирование особого языка политического общения: знаков, символов, ритуалов). К числу других функций идеологии можно отнести еще познавательную, ценностную, пропагандистскую, функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы и др. Типы идеологий Политические идеологии различают по двум критериям: 1) по предлагаемой модели желаемого общества; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Если первое расчленяет политические идеологии на правовые, центристские и левые, то вторые противопоставляет радикалов (выступают за постоянные глубокие революционные преобразования), консерваторам (стремятся к сохранению установившегося политического порядка.). Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Левый политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости. Основные политические течения в современном мире Несомненно, что самыми великими идеологическими течениями были и остаются мировые религии – христианство, ислам и буддизм. Глубинная, корневая суть религии видится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (например, христианская духовность), нравственности общества, человечности. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Либерализм – одно из самых распространенных идеологических течений (от латинского liberalis – свободный). Либерализм сформировался в конце XVII – нач. XVIII, как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита, Т. Джефферсона, Дж. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам. Основной экономический постулат этой идеологии – частная собственность как основа свободы личности в сфере предпринимательства. При этом классический либерализм отрицательно относится к вмешательству государства, считая это ограничением возможности свободной конкуренции предпринимателей, вмешательство в частную жизнь индивида, ограничением прав человека. Как и все другие идеологии, либерализм в процессе развития менял свои теоретические и политические акценты. Во второй половине ХХ века эволюция классического либерализма привела к созданию его современной формы – неолиберализма. Суть неолиберализма заключается в том, что наряду с абсолютной ценностью частной собственности, прав и свобод граждан признается необходимость и важность роли государства в решении экономических проблем общества. Допускаются элементы государственного регулирования экономики как средство избежать ее кризиса в результате стихийного развития рынка. Эта программа получила в политологии название «государство всеобщего благоденствия» (теоретики Дж. М. Кейне, К. Боулдинг и др.). Широко известны и имеют много последователей в мире такие социально-политические идеи неолиберализма, как концепции «информационного общества» (О. Тоффлер), «Конвергенции» (Дж.Гэлбрейт, У. Ростоу, П. Сорокин, р. Арон и др.), «Социального глобализма» (Д. Медоуз, Э. Ласло, Дж. Биерман и др.). На основе идей либерализма получил развитие различные концепции плюрализма в политике, теории политического участия, (партисипаторная демократия), элитарные теории, что во многом обусловило популярность либерализма в современном мире. Оппонентами либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм (от латинского conservate – сохранять, охранять). Он возник как антиреволюционная феодально-религиозная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Важнейшими теоретиками консерватизма конца XVIII – нач. Х1Х были Э. Берк, С. Кольридж, Ж. Де Местр, Рене де Шатобриан и др. Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм – идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают в общественном развитии приоритет преемственности перед нововведениями. Отсюда – неприятие сторонниками этой идеологии революций, переворотов, войн и других потрясений и катаклизмов. Классический консерватизм, защищая частную собственность и свободу частного предпринимательства отрицательно относится к вмешательству и регулированию экономики со стороны государства. Однако в политической жизни для консерватизма характерны забота о сохранении стабильности государства и общественного строя. После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм. Это идеология, сочетающая идеи традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители: в теории А. Хайек, М. Фриден и др., в политике – Р. Рейган, М. Тетчер, Г. Коль, Ж. Ширак. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности – семья, религия, мораль – с ценностями постиндустриального общества (творческий труд, уникальность личности, образование). Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения, к управлению. Неоконсерваторы выступают за сокращение, в отличие от либералов, государственных социальных программ. Их лозунг – «равенство возможностей», а не равенство результатов. Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи, родственные социалистическому учению «бродят по Европе» вот уде 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм мы находим уже у Платона в его учении об идеальном государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических сочинениях Т. Мора (XVI в.), Т. Компанеллы (XVI – XVII вв.) Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII – нач. XIX в., когда их пытались воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» Г. Бабефа 1796 г. во Франции и развернутые модели политического (социалистического) устройства А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Определенный вклад в разработку этих идей внесли французские просветители и, прежде всего, Ж.-Ж. Руссо. В середине Х1Х в. попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. На базе их учения сформировалось идеологическое течение – марксизм, которое провозгласило себя идеологией пролетариата. Теоретической базой этой идеологии послужили, представление о социализме как обществе справедливости, лишенном эксплуатации. Экономической основой служит понимание общественной собственности как приоритетной базы социализма. В начале ХХ в. марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Ленинизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этого идеологического течения (сталинизм, маоизм и др.). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство – распад мировой системы социализма и СССР. Однако теория и методология ленинизма занимают и сегодня важное место в мировой общественной мысли. Принципиально иных социально-политических установок придерживаются социал-демократы. Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели К. Каутский и Э. Берштейн. Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ, при сохранении социального мира. Сторонники этого направления исходят из того, что социализм – это не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества (доктрина «демократического социализма» или социализма «с человеческим лицом»). Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов в ряде стран Западной Европы (Германия, Швеция, Финляндия и др.). Что касается современной России, то здесь идет борьба между двумя идеологическими полюсами: либерализм (ориентация на рынок, реформирование всех сфер общественной жизни) на одном полюсе и коммунизм на другом, правые и левые. Центристские ориентации до сих пор остаются невостребованными. Социальная база большинства идеологий, за исключением левых ориентаций, еще только формируется. Основные черты со временной российской политической идеологии. Прежде всего, - это эклектизм, когда в имеющихся идеологиях причудливо переплетаются между собой зачастую несовместимые консервативные, либеральные и радикальные идеи и взгляды. При этом следует особо указать на возрастание в общем объеме идей доли религии, православия, претендующего на духовное лидерство в нынешнем обществе, что в нашем некогда атеистическом обществе воспринимается часто как фарс. Еще одна черта российских идеологий - это откровенный американизм, постулаты которого все более превращаются в значимые и даже решающие для российской политической жизни, например, идеи монетаризма, в соответствии с которыми и осуществляются реформы в нашем государстве (по крайней мере, так утверждает оппозиция). Важной чертой развития отечественных политических идеологий является, в общем-то, их тупиковое состояние: появление принципиально свежих, сильных идей - явление весьма редкое и даже исключительное. Политики зачастую просто перехватывают друг у друга популярные идеи (та же идея патриотизма) и пытаются на этом заработать для себя необходимый властный, интеллектуальный и духовный капитал. Таким образом, основные тенденции в развитии российских политических идеологий. Попробуем выделить некоторые из них. Прежде всего, - это стремление к расширению социальной базы различных политических идеологий: каждая из них надеется овладеть сознанием как можно большего числа людей, а поэтому апеллирует к самым различным социальным слоям. Далее, это тенденция к унификации политических идеологий, поскольку они в стремлении повлиять на многих людей активно используют лучшие идеи и аргументы даже оппозиционных идеологий. Вот почему провести четкие и разделительные линии между современными политическими идеологиями бывает очень сложно. Далее нужно указать на тенденцию к ослаблению роли и влияния как крайне правых, так и крайне левых политических идеологий - стремление к центру. Политическая идеология регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества. Она содержит также совокупность представлений и теорий о лучшем устройстве будущего общества. Основная литература: 1. Василенко И., Панарин А. Политология. – М., 2003 2. Гаджиев К.С. Политология.-М.,2004 3. Политология /Под ред. В.Д. Перевалова.-М.,2003 4. Политология / Под ред. Ю.А. Мельвиля. – М.: МГИМО, 2004. 5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. – М., 2004 Дополнительная литература: 1. Косов Г.В. Политология. - Ставрополь, 2001. 2. Политология / Под ред. А.А. Радугина. -М., 2000 3. Соловьев А.И. Политология. -М., 2001
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.223 (0.009 с.) |