Лекция 5. Социокультурные аспекты политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Социокультурные аспекты политики



Основные понятия: политическая культура, субкультура, цивилизация, идентичность, историческая преемственность, политическая символика, ценности, политическое поведение, гражданская позиция.

1. Сущность и функции политической идеологии

2. Современные политические идеологии

Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди выдвигают (формируют) комплекс идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии.

Без базовых (основополагающих) идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.

Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой.

Термин идеология» был введен в научный оборот ее в XVIII в. французским философом А. Дестютом де Траси. Но до настоящего времени идут дискуссии об источниках и статусе как идеологии в целом, так и политической идеологии как ее важнейшего компонента

Марксизм, например, исходит из обусловленности идеологии социально-политическим положением класса, рассматривает ее как систему научных знаний. Для неоанархизма идеология является порождением массового сознания.

Либерально-позитивистская трактовка идеологии определяет ее как надисторическое явление, существующее вне зависимости от социальных и политических условий. Многие известные западные политологи (М. Вебер, К. Манчей и др.) относят идеологию к области веры, т.е. отрицают ее научность.

Некоторые видные политологии (Г, Моска, Р. Михельс) считают, что политическая идеология порождена нуждами легитимизации власти; другие (О. Лемберг) считают ее инструментом интеграции общности.

Но в целом практически общепризнанна связь политической идеологии с интересами социальных групп.

Суммируя рациональные оценки и подходы к толкованию политической идеологии как формы политического сознания, можно дать ее определение.

Политическая идеология (от греческого «idea» – понятие и «logos» – знание) – система идей, взглядов, представлений социальной группы, класса, национального образования, выражающих и защищающих их интересы с помощью политической власти или воздействия на нее. Иными словами, политическая идеология – это доктрина, обосновывающая притязания на власть или ее использование какой-либо группой граждан (класс, нация и т.д.).

Как специфическая форма общественного сознания политическая идеология выполняет определенные функции в организации и реализации власти:

· Целеобразующая или ориентационная функция (формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть.).

· Мобилизационная или программно-практическая функция (перевод теории в практику: разработка конкретных программ, методов достижение власти и ее использования).

· Интегративная (сплочение, формирование единства социальной группы).

· Коммуникативная функция (формирование особого языка политического общения: знаков, символов, ритуалов).

К числу других функций идеологии можно отнести еще познавательную, ценностную, пропагандистскую, функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы и др.

Типы идеологий

Политические идеологии различают по двум критериям:

1) по предлагаемой модели желаемого общества;

2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

Если первое расчленяет политические идеологии на правовые, центристские и левые, то вторые противопоставляет радикалов (выступают за постоянные глубокие революционные преобразования), консерваторам (стремятся к сохранению установившегося политического порядка.).

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.

Левый политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости.

Основные политические течения в современном мире

Несомненно, что самыми великими идеологическими течениями были и остаются мировые религии – христианство, ислам и буддизм. Глубинная, корневая суть религии видится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (например, христианская духовность), нравственности общества, человечности.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил.

Либерализм – одно из самых распространенных идеологических течений (от латинского liberalis – свободный). Либерализм сформировался в конце XVII – нач. XVIII, как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита, Т. Джефферсона, Дж. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам. Основной экономический постулат этой идеологии – частная собственность как основа свободы личности в сфере предпринимательства. При этом классический либерализм отрицательно относится к вмешательству государства, считая это ограничением возможности свободной конкуренции предпринимателей, вмешательство в частную жизнь индивида, ограничением прав человека.

Как и все другие идеологии, либерализм в процессе развития менял свои теоретические и политические акценты. Во второй половине ХХ века эволюция классического либерализма привела к созданию его современной формы – неолиберализма.

Суть неолиберализма заключается в том, что наряду с абсолютной ценностью частной собственности, прав и свобод граждан признается необходимость и важность роли государства в решении экономических проблем общества. Допускаются элементы государственного регулирования экономики как средство избежать ее кризиса в результате стихийного развития рынка. Эта программа получила в политологии название «государство всеобщего благоденствия» (теоретики Дж. М. Кейне, К. Боулдинг и др.).

Широко известны и имеют много последователей в мире такие социально-политические идеи неолиберализма, как концепции «информационного общества» (О. Тоффлер), «Конвергенции» (Дж.Гэлбрейт, У. Ростоу, П. Сорокин, р. Арон и др.), «Социального глобализма» (Д. Медоуз, Э. Ласло, Дж. Биерман и др.).

На основе идей либерализма получил развитие различные концепции плюрализма в политике, теории политического участия, (партисипаторная демократия), элитарные теории, что во многом обусловило популярность либерализма в современном мире.

Оппонентами либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм (от латинского conservate – сохранять, охранять). Он возник как антиреволюционная феодально-религиозная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Важнейшими теоретиками консерватизма конца XVIII – нач. Х1Х были Э. Берк, С. Кольридж, Ж. Де Местр, Рене де Шатобриан и др.

Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм – идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают в общественном развитии приоритет преемственности перед нововведениями. Отсюда – неприятие сторонниками этой идеологии революций, переворотов, войн и других потрясений и катаклизмов.

Классический консерватизм, защищая частную собственность и свободу частного предпринимательства отрицательно относится к вмешательству и регулированию экономики со стороны государства. Однако в политической жизни для консерватизма характерны забота о сохранении стабильности государства и общественного строя.

После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм. Это идеология, сочетающая идеи традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители: в теории А. Хайек, М. Фриден и др., в политике – Р. Рейган, М. Тетчер, Г. Коль, Ж. Ширак.

В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности – семья, религия, мораль – с ценностями постиндустриального общества (творческий труд, уникальность личности, образование). Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения, к управлению. Неоконсерваторы выступают за сокращение, в отличие от либералов, государственных социальных программ. Их лозунг – «равенство возможностей», а не равенство результатов.

Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи, родственные социалистическому учению «бродят по Европе» вот уде 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм мы находим уже у Платона в его учении об идеальном государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических сочинениях Т. Мора (XVI в.), Т. Компанеллы (XVI – XVII вв.) Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII – нач. XIX в., когда их пытались воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» Г. Бабефа 1796 г. во Франции и развернутые модели политического (социалистического) устройства А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Определенный вклад в разработку этих идей внесли французские просветители и, прежде всего, Ж.-Ж. Руссо.

В середине Х1Х в. попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. На базе их учения сформировалось идеологическое течение – марксизм, которое провозгласило себя идеологией пролетариата.

Теоретической базой этой идеологии послужили, представление о социализме как обществе справедливости, лишенном эксплуатации. Экономической основой служит понимание общественной собственности как приоритетной базы социализма.

В начале ХХ в. марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию.

Ленинизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этого идеологического течения (сталинизм, маоизм и др.). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство – распад мировой системы социализма и СССР. Однако теория и методология ленинизма занимают и сегодня важное место в мировой общественной мысли.

Принципиально иных социально-политических установок придерживаются социал-демократы. Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели К. Каутский и Э. Берштейн. Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ, при сохранении социального мира. Сторонники этого направления исходят из того, что социализм – это не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества (доктрина «демократического социализма» или социализма «с человеческим лицом»). Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов в ряде стран Западной Европы (Германия, Швеция, Финляндия и др.).

Что касается современной России, то здесь идет борьба между двумя идеологическими полюсами: либерализм (ориентация на рынок, реформирование всех сфер общественной жизни) на одном полюсе и коммунизм на другом, правые и левые. Центристские ориентации до сих пор остаются невостребованными. Социальная база большинства идеологий, за исключением левых ориентаций, еще только формируется.

Основные черты со временной российской политической идеологии.

Прежде всего, - это эклектизм, когда в имеющихся идеологиях причудливо переплетаются между собой зачастую несовместимые консервативные, либеральные и радикальные идеи и взгляды. При этом следует особо указать на возрастание в общем объеме идей доли религии, православия, претендующего на духовное лидерство в нынешнем обществе, что в нашем некогда атеистическом обществе воспринимается часто как фарс.

Еще одна черта российских идеологий - это откровенный американизм, постулаты которого все более превращаются в значимые и даже решающие для российской политической жизни, например, идеи монетаризма, в соответствии с которыми и осуществляются реформы в нашем государстве (по крайней мере, так утверждает оппозиция).

Важной чертой развития отечественных политических идеологий является, в общем-то, их тупиковое состояние: появление принципиально свежих, сильных идей - явление весьма редкое и даже исключительное. Политики зачастую просто перехватывают друг у друга популярные идеи (та же идея патриотизма) и пытаются на этом заработать для себя необходимый властный, интеллектуальный и духовный капитал.

Таким образом, основные тенденции в развитии российских политических идеологий. Попробуем выделить некоторые из них.

Прежде всего, - это стремление к расширению социальной базы различных политических идеологий: каждая из них надеется овладеть сознанием как можно большего числа людей, а поэтому апеллирует к самым различным социальным слоям.

Далее, это тенденция к унификации политических идеологий, поскольку они в стремлении повлиять на многих людей активно используют лучшие идеи и аргументы даже оппозиционных идеологий. Вот почему провести четкие и разделительные линии между современными политическими идеологиями бывает очень сложно.

Далее нужно указать на тенденцию к ослаблению роли и влияния как крайне правых, так и крайне левых политических идеологий - стремление к центру.

Политическая идеология регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества. Она содержит также совокупность представлений и теорий о лучшем устройстве будущего общества.

Основная литература:

1. Василенко И., Панарин А. Политология. – М., 2003

2. Гаджиев К.С. Политология.-М.,2004

3. Политология /Под ред. В.Д. Перевалова.-М.,2003

4. Политология / Под ред. Ю.А. Мельвиля. – М.: МГИМО, 2004.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. – М., 2004

Дополнительная литература:

1. Косов Г.В. Политология. - Ставрополь, 2001.

2. Политология / Под ред. А.А. Радугина. -М., 2000

3. Соловьев А.И. Политология. -М., 2001

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.041 с.)