ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Политическая власть



Основные понятия: власть, политическая власть, господство, механизм властвования, легальность, харизма, легитимность, типы легитимного господства, разделение властей.

1. Природа власти: сущность, основные концепции.

2. Особенности политической власти, ее ресурсы.

3. Политическое господство и политическая легитимность.

Тема «Политическая власть» является центральной в курсе политологии. При изучении первого вопроса важно понять, что власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует там, где есть устойчивые объединения людей, и является механизмом регуляции общественной жизни, гарантом ее целостности. Сущность власти заключается в ее способности признавать отношения между людьми, целесообразность, разумность, упорядоченность. Без власти невозможно коллективное существование человека.

Вместе с тем, власть оказывается и самым таинственным, загадочным явлением. Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться атрибутам власти.

Все эти проблемы в той или иной форме становились уже античными мыслителями. Так, Платон размышлял об источниках власти, формах ее осуществления и типах государственного устройства. Аристотель впервые выдвинул идею естественного происхождения политической власти и считал, что человек от природы – политическое существо.

Расцвет социально-политических исследований в эпоху Возрождения и в Новое время связан с исследованиями сущности политической и, прежде всего, государственной власти в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

Известны различные трактовки и подходы к определению природы власти.

Теологическая концепция власти. Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли.

Биологическая концепция. Ее представители (М. Марсель, Ф. Ницше) рассматривают власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.

Психологические определения власти раскрывают субъективную мотивацию властных отношений (З. Фрейд, К. Юнг).

Для современной политической науки также характерно существование разнообразных подходов к определению власти. Вот только некоторые из них:

Бихевиористские концепции (Ч. Мериам, Г. Лассуэл и др.) трактуют власть как тип поведения: командование – подчинение. Власть, таким образом, сводится к взаимодействию личностей, подчеркивается субъективная мотивация власти.

Телеологические (целевые) определения власти трактуют ее как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

Системный подход (Т. Парсонс, Д. Истон) исходит из понимания власти как авторитарного распределения ценностей и принятии решений. Власть выступает, как способность политической системы выполнять ее обязательства перед народом.

Позитивистско-социологический подход к определению власти сформулирован немецким социологом М. Вебером. Он определяет власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. При таком подходе власть предстает как взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект определенными средствами осуществляет контроль над объектом.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Так, власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других.

Исходя из этих положений, можно дать наиболее распространенное в литературе определение власти. Власть – это реальная способность и возможность тех или иных сил или личности оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различных средств – воли, авторитета, права, насилия.

Различают следующие виды власти: политическую, экономическую, социальную, партийную, военную, средств массовой информации (СМИ) и др.

Предметом нашего рассмотрения является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти.

Ее отличительными чертами являются:

1. Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны.

2. Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для других видов власти.

3. Публичность, т.е. всеобщность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона).

4. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической).

5. Многообразие ресурсов.

Исходя из этих особенностей, можно дать определение политической власти.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю по руководству и управлению всем обществом, оказывать определяющее воздействие на поведение масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства компонентах политической системы общества: в рамках, но и в других компонентах политической системы общества: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

В структурном отношении основными компонентами политической власти являются субъект, объект, ресурсы (средства).

Субъектом власти (ее направляющим началом) могут выступать индивид, организация, общность людей (народ, нация) или мировое сообщество – ООН. Субъекты воздействуют на объект политической власти (индивиды, слои и общности, классы, общество) через распоряжение (приказ, закон, команда), в котором объекту предписывается необходимое поведение. От характера таких предписаний во многом зависти отношение объекта власти к субъекту.

Ресурсы власти – это средства властного воздействия. В современной политологии имеется несколько подходов к классификации ресурсов власти. Например, исходя из важнейших сфер жизнедеятельности общества и индивидов, выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и принудительные (силовые) ресурсы.

Экономические ресурсы – материальные ценности, деньги, полезные ископаемые, плодородные земли и т.п.;

Социальные: различные привилегии, передвижения в иерархической структуре, образование, социальное обеспечение и т.д.;

Культурно-информационные: СМИ, знания и информация, средства их получения;

Принудительные (силовые): институты физического принуждения, оружие;

Важно отметить, что субъект власти в реализации своей воли всегда использует совокупность всех ресурсов, что позволяет ему достичь поставленной цели. И еще: в современных демократических обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения в совокупности с таким ресурсом как информация.

Функции политической власти

1. Выработка стратегии управления обществом.

2. Поддержание общественного порядка и стабильности.

3. Выявление, ограничение и разрешение конфликтов, достижение общественного согласия.

4. Руководство и управление обществом в целом и каждой его сферой в отдельности (политической, экономической, социальной, военной и др.).

5. Функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам тех сил, которые пришли к власти.

Для характеристики властных отношений часто используется термин «политическое господство». Чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть, закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах.

Политическое господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, выделение особого аппарата управления.

Для политической власти очень важна положительная оценка ее со стороны народа, объекта этой власти. В политологии этот момент отражен в понятии «легитимность». Отметим, что легитимность – явление политическое (качество власти, определяемое опорой на согласие масс, соответствие законам, нормам, традициям), а легальность – юридическое (способ узаконения политического порядка).

В зависимости от мотивов подчинения власти в политологии выделяются различные типы легитимности. Классической считается типология политического господства, предложенная М. Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционный тип, характерный для вождя племени, монарха. Он основан на традиции, привычке подчиняться власти, вере в ее священность.

Харизматический тип. Такая легитимность основана на эмоциях и вере людей в исключительные качества («харизма» – божья благодать) властителя, политического лидера. Харизматический тип власти часто наблюдается в периоды социальных потрясений, революций.

Рационально-легальный тип основывается на вере людей в законность и рациональность существующих правил формирования власти. Это тип легитимности характерен для демократических государств.

Существуют и другие типы легитимности политической власти (идеологическая, структурная, персонализированная) и др.

Легитимность сочетается с противоположным ей процессом – делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Это особенно видно на примере современной России.

Одним из важнейших проявлений кризиса легитимности власти в нашей стране является противоречие в ценностных основаниях большинства общества и правящей элиты. Основной массе населения неприемлемы возникшее крайне резкое социальное расслоение, привилегии, которыми пользуются богатые и власть предержащие. Это является одной из причин делегитимации современной политической власти в России.

Новые тенденции в развитии политической власти. В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции, в развитии политической власти.

1. Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических.

2. Вторая тенденция – интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран.

3. Третья тенденция – разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти.

4. Четвертая тенденция – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти.

5. Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур.

Вывод теме. Категория власти является центральным понятием политической науки. Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, руководства, регуляции, контроля, координации и мобилизации.

Эффективность власти является одной из ее важных характеристик. Сама эффективность во многом зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти.

Основная литература:

1. Василенко И., Панарин А. Политология. – М., 2003

2. Гаджиев К.С. Политология.-М.,2004

3. Политология /Под ред. В.Д. Перевалова.-М.,2003

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. – М., 2004

Дополнительная литература:

1. Великая Н.М. Власть и гражданское общество // Cоциологические исследования.-2004.-№ 3

2. Великая Н.М. Проблемы консолидации общества и власти// Cоциологические исследования.-2005.-№5

3. Политология/ Под ред. А.А. Радугина.- М., 2000

4. Соловьев А.И. Политология.- М., 2001

5. Реутов Е.В. Общество и власть в регионе // Cоциологические исследования.-2006.-№ 9

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.007 с.)