Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Введение в политологию↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Л.А. Часовская ПОЛИТОЛОГИЯ Фондовые лекции СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. Введение в политологию.... 3 Лекция 2. История политических учений.. 16 Лекция 3. Политическая власть.. 45 Лекция 4. Политическое лидерство и политическая элита.. 53 Лекция 5. Социокультурные аспекты политики.. 65 Лекция 6. Политические отношения и процессы... 74 Лекция 7. Политические системы... 96 Лекция 8. Гражданское общество и государство.. 106 Лекция 9. Мировая политика и международные отношения.. 118
Типы политических прогнозов. Существуют следующие типологии прогнозов: Проблемно-целевой: различаются поисковые и нормативные прогнозы. Поисковые прогнозы — определение возможных состояний объекта в будущем. Это условное продолжение в будущее существующих тенденций развития изучаемого явления, отвечающее па вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? Нормативные прогнозы — определение путей и сроков достижения желательных состояний объекта, принимаемых на основе заданных норм, идеалов, целей. Отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования выделяют самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы. Самосбывающиеся прогнозы имеют настолько сильное воздействие на объект, что сбываются даже, несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого. Самоопровергающиеся прогнозы не реализуются на практике, однако в этом и состоит их цель. Главное — показать негативные последствия осуществления одного из возможных вариантов развития политической ситуации с целью его предотвращения. По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают: оперативные прогнозы — рассчитанные на перспективу, не позволяющую ожидать сколько-нибудь существенных изменений объекта — ни качественных, ни количественных; такие прогнозы содержат лишь детально-количественные оценки; краткосрочные прогнозы — рассчитаны на перспективу только количественных изменений; среднесрочные прогнозы — охватывают перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами, в них количественные оценки изменений преобладают над качественными; долгосрочные прогнозы — рассчитаны на перспективу преимущественно качественных изменений; дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы — охватывают перспективу, связанную с такими значительными качественными изменениями, которые отражают самые общие перспективы развития объекта. В политических прогнозах принят следующий временной масштаб: оперативные — до одного месяца, краткосрочные — до одного года, среднесрочные — обычно до 5 лет, долгосрочные — на период свыше 5 и до 15 лет, дальнесрочные — за пределами долгосрочных. В силу высокого динамизма политических процессов обычно используется оперативное и краткосрочное прогнозирование. Лекция 2. История политических учений Основные понятия:, западничество, леворадикальные направления, "легальный марксизм", механицизм, надстройка, наука, общественно-экономическая формация, парадигма, славянофильство, социал-дарвинизм, стадии экономического роста, субъективный метод, феноменология, конфуцианство, патерналистская теория, античный полис, идеальное государство, аристократия, олигархия, демократия, тирания, полития, политический реализм, суверенитет, теория “общественного договора”, теория разделения властей, естественные права человека, консерватизм, либерализм, утопический социализм, правовое государство.
1. Происхождение и основные этапы развития политической мысли 2. Российская политическая традиция Л.А. Часовская ПОЛИТОЛОГИЯ Фондовые лекции СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. Введение в политологию.... 3 Лекция 2. История политических учений.. 16 Лекция 3. Политическая власть.. 45 Лекция 4. Политическое лидерство и политическая элита.. 53 Лекция 5. Социокультурные аспекты политики.. 65 Лекция 6. Политические отношения и процессы... 74 Лекция 7. Политические системы... 96 Лекция 8. Гражданское общество и государство.. 106 Лекция 9. Мировая политика и международные отношения.. 118
Лекция 1. Введение в политологию
Основные понятия: политология, политика, политическое развитие, политический профессионализм. 1. Политика: сущность, функции 2. Политология: сущность, функции, методы В самом общем виде политология - это наука о политике. В современной политической науке нет однозначного определения термина “политика”, что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: · социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру; · субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; · научно сконструированные, раскрывающие её деятельностный характер. Кроме этого, в современной литературе можно выделить директивный подход в определении политики. Сторонники директивного подхода к пониманию политики рассматривают политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. При функциональном подходе сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий при полном их согласовании. Участники политической жизни выполняют строго обусловленные правилами роли, разделение которых необходимо для обеспечения эффективности политики и сохранения целостности общества. Функциональный подход акцентирует основное внимание на технологии политических взаимодействий, т.е. на того, кто принимает политическое решения, как они осуществляются, каковы способы регулирования управляющих на изменяющиеся условия жизни общества. Коммуникативный подход рассматривает политику как универсальное средство обеспечения целостности и механизмы регулирования конфликтов в обществе. Интеграция и целостность общества могут достигаться по-разному, поэтому в рамках данного подхода можно встретить такое определение политики: политика - это сфера интеграции на основе реализации общего интереса, обеспечение всеобщего блага институтами государственной власти; Сущность политики может быть раскрыта через ряд определений, каждое из которых отражает ее сущностные признаки: · политика является сферой властных отношений, т.е. отношений по поводу власти, ее организации, распределении между различными группами интересов, определения направления деятельности государства и его институтов; · политика - способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных веществ, их согласовании на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества. Реализацию и доминирование общего интереса в противовес частным потребностям индивидов групп реализует государство; · политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей. Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование. Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе. Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: · Функция обеспечения целостности и стабильности общества. · Функции мобильности и обеспечения эффективности общей деятельности. · Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречие, предупреждает их или цивилизованно разрешает. · Управленческая и регулятивная функция политики. · Функции политической социализации. · Гуманитарная функция (создание гарантий прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности. В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс (отношения). Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражения сложный, многообъектный и конфликтный характер, политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Политика имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: · политическое сознание; · субъекты политики; · политическую организацию; · политические отношения; · политическую культуру; · политические интересы. Политическая жизнь общества - это совокупная деятельность индивидов, социальных слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации своих интересов. Структурными компонентом политической жизни общества являются: государство (представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратура, органы юстиции, милиции, органы государственной безопасности и др.), политические партии и политические движения; общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе м в международные политические отношения; СМИ; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политики и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность политических ценностей, образов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти, политическая деятельность. Все эти формы политической жизни тесно связаны между собой. Они находятся в постоянном движении, изменении. В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-то причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает политическое напряжение, которое может перерасти в открытый политический конфликт. Последний может вызвать в обществе политическую нестабильность. Среди эффектов политической жизни на первом месте стоят институты, отношения нормы и ценности. Именно среди них и начинается кризис, так как обнаруживается их слабая практическая значимость в меняющихся условиях жизни. Политология (политическая наука) - область научного знания, изучающая политику, политические отношения, политические системы. Включает в себя теорию политики, политических систем и их элементов (государства, партий, политических режимов), управление социально-политическими процессами, теорию международных отношений. Объект политологии - политическая сфера жизни общества, все происходящие в ней явления и процессы. Предмет политологии: закономерности формирования и развития власти. Предмет политической науки: в 1948 году комиссия ООН по образованию, науке и культуре (UNESCO) приняла резолюцию, в которой оговаривался следующий перечень изучаемых политической наукой вопросов: · Политическая теория. Ее задача состоит в предложении теоретических моделей, позволяющих объяснять различные факты и явления, связанные с политической жизнью общества. · Политические институты. Исследования о центральных и местных органах власти, о правительственных учреждениях, их функциях и практике их реальной деятельности. · Партии и общественные мнения. Группы интересов, выборы, электорат, информация и пропаганда. · Международные отношения. Внешняя политика государств, изучение международных организаций и механизмов, которым они подчиняются. Политология как единая интегральная наука о политике имеет сложную структуру и включает, как уже было сказано, целый ряд более частных дисциплин: политическую философию, политическую теорию, политическую историю, теорию международной политики. Политическая философия была первой формой существования политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества, анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл важнейших политических явлений – власть, государство, права человека. Политическая теория рассматривает прежде всего институциональные аспекты организации власти. Она обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, политических партий. Теория международной политики исследует внешнеполитическую деятельность государств, партий и общественных движений, деятельность международных организаций и объединений. Политология развивается, взаимодействуя с другими общественными науками. Их объединяет общий объект исследования — политическая жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. В то же время каждая из общественных наук обладает самостоятельностью, что, прежде всего, определяется спецификой предмета. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти, а философия, например, исследует наиболее общие вопросы политики. Философское обоснование используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности политических явлений и процессов, политэкономия экономически обосновывает политические процессы и позволяет видеть в политических процессах борьбу за реализацию экономических интересов. Политология дает развитие политической власти, формы и методы ее функционирования и использования; возникновение и эволюция политических интересов, взглядов и отношений людей; закономерности политики и политической деятельности, развития политического процесса. В центре политологии — политическая власть и все процессы, связанные с ней. Методы политологии (система приемов анализа на разных уровнях изучения политической сферы жизни общества): 1) социологический подход — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры; 2) нормативно-ценностный подход — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. д.. Требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение; 3) функциональный метод — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.п.; 4) бихевиористский метод — исходит из необходимости применения к политике приемов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп; 5) структурно-функциональный анализ — рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспектаций (ожиданий); 6) системный подход — изучение политики как целостного, сложного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой; 7) институциональный метод — ориентирует на рассмотрение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т. е. государства, права, партий, других организаций и объединений, правительственных программ и др. регуляторов политической деятельности; 8) исторический метод — требует изучения политических явлений в последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего; 9) общелогические методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и т. п.; 10) методы эмпирических исследований — использование статистики; анализ документов, анкетный опрос; наблюдение, осуществляемое исследователем; теория игр и т. п. В последние годы для исследования политической жизни общества стали использовать и такие общенаучные методы как синергетика и теория катастроф Политология выполняет в обществе ряд социально значимых функций: · познавательную, · политической социализации, · политической рефлексии, · инструменталистскую, · диагностическую, · прогностическую. Политическое прогнозирование — научно обоснованное суждение о вероятных состояниях политической системы и отдельных ее элементов в будущем, а также о возможных путях и сроках их достижения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.213 (0.008 с.) |