Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические воззрения Древнего Китая.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Важное место в развитии политических воззрений на Востоке принадлежит мыслителям Древнего Китая. Расцвет древнекитайской общественно-политической мысли относится к VI-III вв. до н.э. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Основателем даосизма считается Лао-цзы. живший по преданию в VI в. до н.э В основе этого учения лежит понятие «Дао» (буквально - путь), которое Лао-цзы трактует не как проявление божественной «небесной воли», а как естественную закономерность. Оно воплощает в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Перед лицом человека дао предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Существующие в обществе недостатки сторонники этого учения объясняли отклонением людей от истинного Дао. Даосизм поэтому осуждает гордыню, проповедует умеренность и средний достаток. Чрезмерная активность властей, притеснения и непомерные сборы есть нарушение Дао. И потому свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну Дао» и повести за собой народ. Наиболее влиятельной политической доктриной в истории Китая являлось конфуцианство. Родоначальником этого направления является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Eго взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), которая оказывала и продолжает оказывать большое влияние на мировоззрение китайцев. Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Однако в отличие от своих предшественников он выделял благо родных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек который всем своим поведением утверждает нормы морали. И именно по критериям Конфуций предлагал выдвигать людей в государственную службу. Он сформулировал своеобразный завет для государственного управления: С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) — основатель школы моистов. Моизм развивал идею естественного равенства всех людей, утверждая, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от их происхождения. Источником Мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Следование небесному образцу Мо-цзы называл «почитанием мудрости как основы управления». Он утверждал, что власть должна отроиться не только на насилии и наказание но и на «наставлении народа», нравственном воздействии на него.Мо-цзы настаивал на необходимости учитывать в процессе управления интересы простого народа и освобождать его от непомерного гнета и нищеты. Это необходимое условие мира в обществе. Немалый интерес представляет идеология древнекитайского легизма. Крупнейшим представителем раннего легизма является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Главные положения этого учения содержатся в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разработали учение о технике отправления власти. Шан Ян отстаивал необходимость управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Он критиковал сторонников конфуцианства, которые видели идеал управления в следовании этическим традициям, устоявшемуся ритуалу и т. п. Легисты утверждали, что жестокие законы и их неукоснительное соблюдение необходимы потому, что взаимоотношения населения и государства носят антагонистический характер: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Закон для легистов — средство устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Во II-I вв. до н.э. происходит соединение конфуцианства с идеями легизма. И на основе этого соединения возникает государственная религия Китая. Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, после окончания пресловутой «культурной революции» в Китае вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций «буддистского социализма». С процессом возрождения, казалось, забытых идей связано и распространение восточных религиозных культов, отмеченное во многих странах, включая и нашу страну.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.253 (0.009 с.) |