ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические воззрения Древнего Китая.



Важное место в развитии политических воззрений на Востоке принадлежит мыслителям Древнего Китая. Расцвет древнекитайской общественно-политической мысли относится к VI-III вв. до н.э. Наиболее влиятельными политическими учени­ями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Основателем даосизма считается Лао-цзы. живший по преданию в VI в. до н.э В основе этого учения лежит понятие «Дао» (буквально - путь), которое Лао-цзы трактует не как проявление божественной «небесной воли», а как естественную за­кономерность. Оно воплощает в себе высшую добродетель и естественную спра­ведливость. Перед лицом человека дао предстает в виде сверхъестественного за­кона, управляющего миром. Существующие в обществе недостатки сторонники этого учения объясняли от­клонением людей от истинного Дао. Даосизм поэтому осуждает гордыню, пропове­дует умеренность и средний достаток. Чрезмерная активность властей, притесне­ния и непомерные сборы есть нарушение Дао. И потому свои надежды на восста­новление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с ум­ными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудес­ную тайну Дао» и повести за собой народ.

Наиболее влиятельной политической доктриной в истории Китая являлось конфуцианство. Родоначальником этого направления является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Eго взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), которая оказывала и продолжает оказывать большое влияние на мировоззрение китайцев. Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Однако в отличие от своих предшественников он выделял благо­ родных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек который всем своим поведением утверждает нормы морали. И именно по критериям Конфуций предлагал выдвигать людей в государственную служ­бу. Он сформулировал своеобразный завет для государственного управления:
«Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчи­няться». Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство он рассматривал как одну большую семью. Власть императора, кото­рый является «сыном неба», отождествлялась им с властью отца. Властные отноше­ния в обществе рассматривались как семейные отношения, когда младшие зави­сят от воли старших. Конфуций — сторонник ненасильственных методов правления. Он призывал правителей, и подданных строить свои отношения на основании добродетели. Ос­новная добродетель подданных — преданность правителю, послушание и почти­тельность к «старшим» вообще. Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о прави­лах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфу­ций был решительным противником управления на основе законов. Он призывал опираться на традиционные религиозно-моральные методы воздействия на населе­ние страны. Если управлять на основе законов, поддерживающих порядок при по­мощи наказаний, то народ будет стремиться уклоняться от них, считал Конфуций. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится. Добродетель Конфуция — это обширный набор принципов: правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, предан­ность правителю, долга и прочее.

С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) — основатель школы моистов. Моизм развивал идею естественного равенства всех людей, утверждая, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует вы­двигать наиболее мудрых, независимо от их происхождения. Источником Мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Следование небесному образцу Мо-цзы называл «почитанием мудрости как ос­новы управления». Он утверждал, что власть должна отроиться не только на на­силии и наказание но и на «наставлении народа», нравственном воздействии на него.Мо-цзы настаивал на необходимости учитывать в процессе управления интере­сы простого народа и освобождать его от непомерного гнета и нищеты. Это необхо­димое условие мира в обществе.

Немалый интерес представляет идеология древнекитайского легизма. Круп­нейшим представителем раннего легизма является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Главные положения этого учения содержатся в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разра­ботали учение о технике отправления власти. Шан Ян отстаивал необходимость управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Он критиковал сторон­ников конфуцианства, которые видели идеал управления в следовании этическим традициям, устоявшемуся ритуалу и т. п. Легисты утверждали, что жестокие законы и их неукоснительное соблюдение необходимы потому, что взаимоотношения населения и государства носят антаго­нистический характер: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом го­сударстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Закон для легистов — средство устрашающего превентивного террора. За малей­ший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью импе­ратора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопро­вождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Во II-I вв. до н.э. происходит соединение конфуцианства с идеями легизма. И на основе этого соединения возникает государственная религия Китая.

Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, после оконча­ния пресловутой «культурной революции» в Китае вновь получило официальное при­знание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций «буддистского социализма». С процессом возрождения, казалось, забытых идей связано и распространение вос­точных религиозных культов, отмеченное во многих странах, включая и нашу страну.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.006 с.)