ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политическая мысль Западной Европы в конце XVIII - первой половине XIX веков



Общественно-политическая жизнь Западной Европы в указанный период про­ходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков. Сторонники реставрации старых феодальных порядков сгруппировались вок­руг идей консерватизма. Идеологи нарождающегося капиталистического общества разрабатывали идеи либерализма. Противники частной собственности и капитализ­ма продолжали интенсивную разработку идей социализма. Появляется марксизм, выработавший новый историко-материалистический взгляд по проблемам обще­ственного развития, судеб общества и государственности.

Иммануил Кант (1724-1804) порывает с рационалистической концепцией просветителей XVIII века в вопросах трактовки разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в чело­веческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. Это озна­чало, что просвещение осмысливалось Кантом как всемирно-исторический про­цесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Отсюда следует: разумное есть нараста­ющий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Кант определяет государство как соединение множе­ства людей, подчиненных правовым законам. При этом, признавая договорный ха­рактер образования государства, Кант рассматривает договор лишь как идею разу­ма, а не как реальное событие. Эта идея является «безошибочным мерилом» права и бесправия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в ряде своих произведений, особенно в «Философии права», изложил цельную систему социально-политиче­ских и правовых взглядов. Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое представляет собой целую систему материальных потребнос­тей, обусловленных развитием промышленности и торговли, а также сферу реали­зации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданское общество упорядочивается стоящей над ним политической влас­тью — государством. Гегель в своем творчестве не обходит своим вниманием и сферу межгосудар­ственных отношений, которую он трактует как область проявления внешнего госу­дарственного права. Международное право — это лишь долженствование, которое зависит от суверенных воль различных государств. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен лишь войной.

В первой половине XIX в. в Англии и во Франции получают распространение социалистические (коллективистские) теории. Начало развитию социалистиче­ской мысли положил Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760-1825). Ему принадлежит заслуга в выдвижении ряда интересных идей в отно­шении общественного строя. Общество будущего, как он считал, — это промыш­ленное общество, основанное на научно и планово организованной крупной про­мышленности. Поэтому «политика» как наука об обществе должна, согласно Сен-Симону, превратиться в науку о производстве, организации промышленности, планировании. Сен-Симон вводит в оборот понятие плана политической и соци­альной жизни, что, по его мнению, является концентрированным выражением все­го прогресса цивилизации. При этом, как считал Сен-Симон, первостепенное зна­чение приобретает централизованное управление обществом.

Идеи утопического социализма подготовили почву для возникновения социаль­но-политического учения марксизма. Его создатели, К. Маркс и Ф. Энгельс, сфор­мировали цельное и систематизированное учение о причинах и характере обще­ственного развития. Маркс и Энгельс настойчиво отстаивали положение о том, что все известные до сих пор способы производства были построены на социальном неравен­стве и эксплуатации. Их основа — разрыв между трудом и собственностью на средства производства. Тот, кто не обладает собственностью, вынужден, идти на­ниматься к собственнику. Последний присваивает себе часть продуктов труда. Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям об­щественной жизни, представления об истории и современном состоянии как непрерывной череде классовых противоречий представляет собой важный вклад марксизма в методологию политической и социологической мысли. Учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государ­ства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противополож­ными интересами. Эта идея особенно активно защищалась Энгельсом, называв­шим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставив­шим задачу отправить в будущем обществе государство «в музей древностей, ря­дом с прялкой и с бронзовым топором». Таким образом, политическая мысль Западной Европы в первой половина XIX в. осуществила дальнейшее развитие идей Просвещения: закладываются прел посылки для обоснования идеи правового государства; заявляет о себе идеология либерализма, нацеленная на защиту прав и свобод личности; разрабатываются основы коммунистической идеологии, ставившей своей целью радикальное преоб­разование всех общественных отношений, Все это расширяло возможности даль­нейшего прогресса политической мысли.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.004 с.)