Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политическая мысль западной европы в конце XVIII - первой половине XIX вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественно-политическая жизнь Западной Европы в указанный период проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков. Сторонники реставрации старых феодальных порядков сгруппировались вокруг идей консерватизма. Идеологи нарождающегося капиталистического общества разрабатывали идеи либерализма. Противники частной собственности и капитализма продолжали интенсивную разработку идей социализма. Появляется марксизм, выработавший новый историко-материалистический взгляд по проблемам общественного развития, судеб общества и государственности. Иммануил Кант (1724-1804) порывает с рационалистической концепцией просветителей XVIII века в вопросах трактовки разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. Это означало, что просвещение осмысливалось Кантом как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Отсюда следует: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Кант определяет государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. При этом, признавая договорный характер образования государства, Кант рассматривает договор лишь как идею разума, а не как реальное событие. Эта идея является «безошибочным мерилом» права и бесправия. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в ряде своих произведений, особенно в «Философии права», изложил цельную систему социально-политических и правовых взглядов. Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое представляет собой целую систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, а также сферу реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданское общество упорядочивается стоящей над ним политической властью — государством. Гегель в своем творчестве не обходит своим вниманием и сферу межгосударственных отношений, которую он трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право — это лишь долженствование, которое зависит от суверенных воль различных государств. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен лишь войной. В первой половине XIX в. в Англии и во Франции получают распространение социалистические (коллективистские) теории. Начало развитию социалистической мысли положил Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760-1825). Ему принадлежит заслуга в выдвижении ряда интересных идей в отношении общественного строя. Общество будущего, как он считал, — это промышленное общество, основанное на научно и планово организованной крупной промышленности. Поэтому «политика» как наука об обществе должна, согласно Сен-Симону, превратиться в науку о производстве, организации промышленности, планировании. Сен-Симон вводит в оборот понятие плана политической и социальной жизни, что, по его мнению, является концентрированным выражением всего прогресса цивилизации. При этом, как считал Сен-Симон, первостепенное значение приобретает централизованное управление обществом. Идеи утопического социализма подготовили почву для возникновения социально-политического учения марксизма. Его создатели, К. Маркс и Ф. Энгельс, сформировали цельное и систематизированное учение о причинах и характере общественного развития. Маркс и Энгельс настойчиво отстаивали положение о том, что все известные до сих пор способы производства были построены на социальном неравенстве и эксплуатации. Их основа — разрыв между трудом и собственностью на средства производства. Тот, кто не обладает собственностью, вынужден, идти наниматься к собственнику. Последний присваивает себе часть продуктов труда. Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, представления об истории и современном состоянии как непрерывной череде классовых противоречий представляет собой важный вклад марксизма в методологию политической и социологической мысли. Учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно активно защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство «в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». Таким образом, политическая мысль Западной Европы в первой половина XIX в. осуществила дальнейшее развитие идей Просвещения: закладываются прел посылки для обоснования идеи правового государства; заявляет о себе идеология либерализма, нацеленная на защиту прав и свобод личности; разрабатываются основы коммунистической идеологии, ставившей своей целью радикальное преобразование всех общественных отношений, Все это расширяло возможности дальнейшего прогресса политической мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.72.26 (0.007 с.) |