![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политическая мысль Западной Европы в конце XVIII - первой половине XIX веков
Общественно-политическая жизнь Западной Европы в указанный период проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков. Сторонники реставрации старых феодальных порядков сгруппировались вокруг идей консерватизма. Идеологи нарождающегося капиталистического общества разрабатывали идеи либерализма. Противники частной собственности и капитализма продолжали интенсивную разработку идей социализма. Появляется марксизм, выработавший новый историко-материалистический взгляд по проблемам общественного развития, судеб общества и государственности. Иммануил Кант (1724-1804) порывает с рационалистической концепцией просветителей XVIII века в вопросах трактовки разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. Это означало, что просвещение осмысливалось Кантом как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Отсюда следует: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Кант определяет государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. При этом, признавая договорный характер образования государства, Кант рассматривает договор лишь как идею разума, а не как реальное событие. Эта идея является «безошибочным мерилом» права и бесправия. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в ряде своих произведений, особенно в «Философии права», изложил цельную систему социально-политических и правовых взглядов. Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое представляет собой целую систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, а также сферу реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданское общество упорядочивается стоящей над ним политической властью — государством. Гегель в своем творчестве не обходит своим вниманием и сферу межгосударственных отношений, которую он трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право — это лишь долженствование, которое зависит от суверенных воль различных государств. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен лишь войной. В первой половине XIX в. в Англии и во Франции получают распространение социалистические (коллективистские) теории. Начало развитию социалистической мысли положил Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760-1825). Ему принадлежит заслуга в выдвижении ряда интересных идей в отношении общественного строя. Общество будущего, как он считал, — это промышленное общество, основанное на научно и планово организованной крупной промышленности. Поэтому «политика» как наука об обществе должна, согласно Сен-Симону, превратиться в науку о производстве, организации промышленности, планировании. Сен-Симон вводит в оборот понятие плана политической и социальной жизни, что, по его мнению, является концентрированным выражением всего прогресса цивилизации. При этом, как считал Сен-Симон, первостепенное значение приобретает централизованное управление обществом. Идеи утопического социализма подготовили почву для возникновения социально-политического учения марксизма. Его создатели, К. Маркс и Ф. Энгельс, сформировали цельное и систематизированное учение о причинах и характере общественного развития. Маркс и Энгельс настойчиво отстаивали положение о том, что все известные до сих пор способы производства были построены на социальном неравенстве и эксплуатации. Их основа — разрыв между трудом и собственностью на средства производства. Тот, кто не обладает собственностью, вынужден, идти наниматься к собственнику. Последний присваивает себе часть продуктов труда. Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, представления об истории и современном состоянии как непрерывной череде классовых противоречий представляет собой важный вклад марксизма в методологию политической и социологической мысли. Учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно активно защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство «в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». Таким образом, политическая мысль Западной Европы в первой половина XIX в. осуществила дальнейшее развитие идей Просвещения: закладываются прел посылки для обоснования идеи правового государства; заявляет о себе идеология либерализма, нацеленная на защиту прав и свобод личности; разрабатываются основы коммунистической идеологии, ставившей своей целью радикальное преобразование всех общественных отношений, Все это расширяло возможности дальнейшего прогресса политической мысли. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.004 с.) |