ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Политические системы



Основные понятия: политическая система общества, «вход», «выход», «требования», «поддержка», политическая социализация и рекрутирование, аритикуляция и агрегирование интересов, политическая коммуникация, политическая стабильность.

1. Политическая система общества: сущность, функции

2. Типология и социодинамика политических систем

В начале 1950-х годов в политический науке появляется концепция политической системы. Наиболее значимые теоретические модели политической системы были разработаны американскими политологами Д. Истоном, Г. Алмондом, К. Дойчем. Концепция политической системы, во-первых, вывела на первый план рассматриваемые лишь на периферии в рамках традиционного государствования проблемы взаимодействия общественной структуры и политических институтов, социальной среды и центров принятия решений. Во-вторых, она придала функционально-динамический характер изучению совокупности государства как активного взаимодействия последних с сообществом людей. В-третьих, концепция политической системы выстраивает в единую модель государственные (исполнительные, законодательные и судебные) и негосударственные институты (партии, групповые объединения, СМИ и т.д.), макро- и микроструктуры политического мира.

Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система представляет собой легитимную систему, поддерживающую порядок в обществе или обеспечивающую его упорядоченную трансформацию. Функции интеграции и адаптации обеспечиваются как по отношению к внутренней структуре данного общества, так и перед лицом других обществ.

Г.Алмонд подчеркивал, что узаконенное право на физическое принуждение отличает политический способ поддерживать в обществе интеграцию от других способов – социального, культурного и др.

Системная модель Д. Истона

Механизм функционирования политической системы включает четыре фазы:

«вход» – воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки (например, требование население снизить подоходный налог);

конверсия (преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства;

«выход», принятие решений и их реализация в форме практических акций;

результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи».

Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью является выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение ее баланса с внешней средой.

Политическая система - чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

Г. Алмонд выделял следующие функции политической системы: (Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Функции представляют собой способы реагирования на изменения ее внутреннего состояния и внешней среды):

А: Функции, действующие на входе в политическую систему:

· Политическая социализация и рекрутирование.

· Артикуляция интересов.

· Аккумуляция интересов.

· Политическая коммуникация.

Б: Функции, действующие на выходе из системы:

· Составление правил деятельности системы.

· Применение этих правил.

· Вынесение суждений о характере применения правил.

Рассмотрим более подробно сущность функций группы А.

Политическая социализация и рекрутирование

Чтобы включиться в структуру деятельности политической системы каждому индивиду необходимо усвоить тот или иной способ ориентации в политическом окружении, т.е. стать носителем определенного вида политической культуры. Именно этот процесс своеобразного социального обучения и является, по мнению Д.В. Гончарова и И.Б. Гоптаревой, политической социализацией индивида.

Политическое рекрутирование и политическая мобилизация – это работа политической системы по корректировке структуры и содержания политической культуры граждан, приспособление ее к собственным целям и задачам так, чтобы политическое поведение индивидов способствовало ее стабильности и эффективности.

Артикуляция интересов

Артикуляция (от лат. «articulare» - членораздельно выговаривать) – это процесс выражения какого-либо содержания общественных интересов.

Аккумуляция интересов

Аккумуляция интересов – трансформация артикулированных интересов в программы собственно политической деятельности.

Политическая коммуникация

Процессы политической социализации, артикуляции, аккумуляции интересов и внедрения их в структуру политической системы протекают благодаря бесчисленным актам передачи информации между отдельными индивидами, группами людей и организациями.

Коммуникация в широком смысле слова - все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов.

Понятия “массовая коммуникация”, “массовая информация” вошли в язык в XX в. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как “масса”, “толпа”, “публика”, и , во-вторых, с техногенным фактором: передачи принципиально новых средств передачи информации.

Политическая коммуникация – это, по Д.Грэберу, «составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики».

Различают два вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т.п.

Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций политической системы. Обычно выделяют следующие:

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает прежде всего определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Типологии политических систем

В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.

Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:

· либеральные демократии,

· коммунистические (авторитарно-радикальные),

· традиционные,

· популистские,

· авторитарно-консервативные.

Большинство западных политологов выделяет следующие три типа политических систем:

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейская система. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточный характер между европейско-континентальной и англо-американскими системами. Для них характерно взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

· тоталитарную,

· авторитарную,

· демократическую.

Демократия (греч. — народовластие, понимаемое в разные эпохи и разными социальными субъектами по-своему). Например, демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы. Термин “демократия” употребляется также применительно к организации и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная, производственная демократия). Как форма государственно-политического устройства возникла вместе с возникновением государства, заменившего первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм государства, при демократии официально признается власть большинства, равноправие граждан, верховенства закона, осуществляется выборность основных органов государства. Различают непосредственную и представительную демократию. В первом случае основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами (напр., на собраниях, посредством референдумов), во втором — выборными учреждениями.

Ключом к пониманию сущности демократии является принцип народного суверенитета. Он означает, что политические решения, т.е. решения, связанные с государственным управлением, принимаются в соответствии с волей членов данного сообщества. Принцип народного суверенитета тесно связан с принципом гражданства. Именно полноправные граждане и составляют в своей совокупности тот самый народ, который становится основой демократического правления.

Тоталитаризм

Тоталитарная модель политической системы наряду с моделью демократической представляет собой одну из наиболее общих альтернатив общественной эволюции.

Тоталитарное общество - это этатистское общество (от фр.L`etat -«государство»), т.е. общество, в котором все стороны общественной и индивидуальной жизни проникнуты жестким контролем со стороны государства.

К.Фридрих и З.Бжезинский выделили основные компоненты в структуре политических систем тоталитарного типа («тоталитарный синдром»):

· Однопартийная система.

· Наличие официально господствующей идеологии.

· Монополия на средства массовой информации.

· Монополия на все виды вооруженной борьбы.

· Система террористического полицейского контроля.

· Система централизованного контроля и управления экономикой.

Авторитаризм

В современных авторитарных системах власть имеет коллегиальный характер, и они, как правило, избегают чрезмерного попрания правового и конституционного порядка, а также норм международного сообщества.

Главная отличительная черта современных авторитарных систем состоит в том, что их институциональная структура существенно снижает уровень политической соревновательности. Сущность авторитаризма состоит в том, что авторитарные правительства не желают идти на риск, связанный с допуском организаций на «политический рынок».

Основная литература:

1. Василенко И., Панарин А. Политология. – М., 2003

2. Гаджиев К.С. Политология.-М.,2004

3. Политология /Под ред. В.Д. Перевалова.-М.,2003

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. – М., 2004

Дополнительная литература:

1. Политология /Под ред. А.А. Радугина.- М., 2000

2. Шабанов М.А. Посткоммунистическмй трансформационный процесс в России: «механизменная» перспектива анализа // Cоциологические исследования.-2004.-№ 1

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.01 с.)