Сравнение политических режимов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение политических режимов



Учебная группа делится на две-три команды. Задача состоит в том, чтобы в процессе совместного обсуждения определить преимущества и недостатки двух типов политического режима – демократического и авторитарного. Используя лист ватмана, необходимо расставить в приоритетном порядке по двум колонкам на каждый режим положительные и отрицательные (как минимум по пять) качества. Побеждает команда, подобравшая большее количество характерных черт.

Материал: ватман, скотч, маркер.

 

Контрольные тесты:

1. Укажите черту, общую для всех определений политической системы:

а) адаптация к условиям окружающей среды;

б) применение узаконенного принуждения в обществе;

в) уравнительное распределение материальных благ;

г) авторитарные методы управления.

 

2. Бюрократия – это:

а) власть лучших или для лучших целей;

б) власть уполномоченных над неуполномоченными;

в) власть большинства над меньшинством;

г) власть немногих.

 

3. Что такое агрегация интересов? Кто выполняет эту функцию?

 

4. К какому типу социального государства Вы бы отнесли РФ?

 

5. Двухпартийная система существует в:

а) Германии;

б) России;

в) Великобритании;

г) Америке.

 

 

6. Сколько партий нужно, по Вашему мнению, в современном российском обществе?

 

7. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика…

а) Франция;

б) США;

в) Марокко;

г) Нидерланды.

 

8. Назовите страну с унитарным государственным устройством…

а) Канада;

б) Италия;

в) Германия;

г) Бразилия.

 

9. В какой из названных стран формой правления является президентско-парламентская республика?

а) Великобритания;

б) Франция;

в) Германия;

г) Япония.

 

Литература

Основная:

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000.-447с.

2. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

3. Милецкий В.П. Социальное государство: Эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Сб. Политические процессы в России в сравнительном измерении.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.- 176с.

 

Дополнительная:

1. Андрейченко А.В. Партийный расклад//Политический класс.-2007.-№11

2. Дюверже Морис. Политические партии.- М.: Академ. Проект.-2002.- 520с.

3. Исаев Б.А. Политология: Учебное пособие.- СПб.: Военмех.- 2002.- 174с.

4. Куличенко А.В. Политические партии и развитие демократии: быт России и Германии//Политические исследования.- 2004. -2.

5. Маркарян К. Корпоративное государство//Политический класс.-2008.-№6

6. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ.- СПб.: Петрополис.- 1995.- 236с.

7. Холодковский К.Г. Противостояние левые-правые: анахронизм или смена координат//Политические исследования.- 2005.- 6.

Сайты политических партий:

http://www.edinros.ru

http://www.kprf.ru

http://www.ldpr.ru

http://www.spravedlivo.ru

http://www.sps.ru

http://www.yabloko.ru

 

Семинар 7. Демократия

План:

4 Понятие демократии, ее основные принципы, процедуры и формы.

5 Теории демократии.

6 Информационные технологии и “ компьютерная демократия”

 

 

Методические советы

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на многозначность понятия демократия и, следовательно, рассмотреть ее основные значения. Коротко отметив основные принципы, процедуры и формы демократии, студент должен проанализировать сильные и слабые стороны непосредственной и представительной демократий.

Второй вопрос требует рассмотрения следующих теорий демократии:

ü Античная теория;

ü Классическая теория;

ü Шумпетеровская тория;

ü Элитистские теории;

ü Плюралистические теории;

ü Рыночная демократия;

ü Суверенная демократия.

Третий вопрос может быть рассмотрен в форме дискуссии по вопросу – чего больше привносит «компьютерная демократия»: свободы или рабства?

 

 

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Проблемой всех демократических организаций является «железный закон олигархических тенденций», сформулированный Р. Михельсом. Его суть – управленческое решение, в конечном итоге, принимает узкий круг лиц. Сама логика управленческого труда ведет к формированию управленческой элиты, которая постепенно выходит из-под контроля рядовых членов и подчиняет деятельность организации (партии, профсоюза) своим интересам.

Насколько универсален, с Вашей точки зрения, этот «железный закон»?

2. Демократия - одна из самых парадоксальных форм правления. Продолжите заполнение таблицы «Демократия: плюсы и минусы» и сформулируйте выводы.

 

Положительные стороны (плюсы) демократии Отрицательные стороны (минусы) демократии
1. Утверждает состязательность политики, превосходство «слова» над силой; 1. Низкий профессионализм (некомпетентность большинства);
2. Опирается на политическое участие граждан; 2. Отсутствие персональной ответственности;
3. Утверждает открытость (публичность) общественных отношений (в т.ч. принятия решений); 3. Непостоянство и «внушаемость» массы людей;
4. …   4. …
5. …   5. …

 

 

3. На президентских выборах 2000 года в США, кандидат от демократической партии А.Гор набрал в целом больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Однако, в соответствии с американской избирательной системой президентом стал Буш.

Демократично ли это?

 

4. Как Вы оцениваете возможности «электронной демократии»?

 

 

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

- демократия – «это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн)

- «Быть демократом значит на деле считаться с интересами большинства народа, а не меньшинства» (В.И. Ленин)

 

Контрольные тесты:

1. Какие из приведенных оценок не относятся к демократическим политическим режимам?

а) все демократические режимы соблюдают права человека;

б) все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям;

в) все демократические режимы характеризуются разделением властей;

г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления;

д) для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное устройство.

 

2. Чем современная демократия отличается от античной?

 

Античная демократия Современная демократия
1. Прямая 1. …
2. Воля большинства 2. …
3. Преследование инакомыслящих 3. …
4 Занятие должностей по жребию (кстати, в чем смысл?) 4. …
5. … 5. …

 

3. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам. Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.

 

4. Кому принадлежит определение демократии как «институционального устройства для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть… через конкурентную борьбу за голоса избирателей»?

а) С. Липсету;

б) И. Шумпетеру;

в) А. Лэйну;

г) Ф. Шмиттеру.

 

Литература

Основная:

4. Васильева Н.А. Информационные возможности демократического процесса. Сб. Политические процессы в России в сравнительном измерении.- СПб.: СПбГУ.- 1997.- 176с

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с.

 

Дополнительная:

7. Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые//Политические исследования.- 2004.- 8.

8. Красин Ю.А. Метаморфозы демократии в изменяющемся мире// Политические исследования.- 2006.- 4.

9. Лебедев В.А., Кирее В.В. Концепция суверенной демократии//Политический класс.-2007.-№6

10. Пантин И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы// Политические исследования.- 2003.- 1.

11. Руденко В.Н. Новые Афины или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе)//Политические исследования.- 2006.- 4.

12. Филиппова Н.А. Прямая демократия в политико-правовой системе современной России//Политические исследования.- 2006.-4.

 

 

Семинар 8. Политическое участие

План

1. Понятие и типология политического участия.

3. Выборы и выборные (избирательные) системы.

4. Механизм формирования голоса избирателя.

 

Методические советы

В первом вопросе надо дать определение основному понятию и рассмотреть его формы. Особое внимание следует уделить абсентеизму, выяснив его причины. Студент должен понимать разницу между автономным и мобилизованным политическим участием, конвенциональным и неконвенциональным участием, вскрыть причины политического протеста.

В заключение первого вопроса следует рассмотреть участие молодежи в политической жизни современной России.

При подготовке ко второму вопросу следует уяснить место и роль выборов, обосновать их основную роль в политическом участии.

Необходимо разобраться в двух основных выборных (избирательных) системах – мажоритарной и пропорциональной, показать их в действии (на примерах выборов Президента РФ и депутатов ГД РФ).

При подготовке к третьему вопросу необходимо рассмотреть различные модели, при помощи которых анализируется механизм формирования голоса избирателя в т.ч. Вашего голоса.

Надо «пропустить» себя через «воронку причинности» (социально-психологическая модель), определив и ранжировав значимые лично для Вас факторы, которые в совокупности приводят Вас к решению голосовать или нет, а если голосовать, то именно так, а не иначе.

 

Контрольные задания

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

 

а) политическое поведение; 1) свободная, добровольная деятельность ин­дивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;
б) абсентеизм; 2) уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;
в) политические протест; 3) участие, основанное на принуждении и на­правленное исключительно на поддержку политической системы;
г) автономное участие; 4) совокупность реакций социальных субъек­тов на деятельность политической системы;
д) конвенциональное участие; 5) состояние недовольства, вызываемое рас­хождением между реальным и/или оцени­ваемым и ожидаемым состоянием, к кото­рому стремится субъект;
е) политический терроризм; 6) незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;
ж) мобилизованное участие; 7) участие в выборах;
з) неконвенциональное участие; 8) оппозиционная деятельность экстремист­ских организаций или отдельных личнос­тей, целью которых является систематичес­кое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания прави­тельства и населения;
и) депривация; 9) легальное и регулируемое законом учас­тие;
к) электоральное учас­тие; 10) проявление негативного отношения к поли­тической системе в целом, ее нормам, цен­ностям, принимаемым решениям в откры­то демонстрируемой форме;
л) политическая идентификация; 11) соотнесение личных политических пред­почтений с нормами, ценностями и по­зициями политической партии или группы.

 

 

2. Что означает принцип справедливости выборов?

 

3. Что означают понятия «позитивный абсентеизм» и «негативный абсентеизм»?

 

4. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы.

 

5. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Заполните таблицу:

 

    Мажоритарная система Пропорциональная система
Достоинства 1.   2.   3.   1.   2.   3.
Недостатки 1.   2.   3.   1.   2.   3.

 

6. С какой целью в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов?

а) сэкономить бюджетные средства;

б) не допустить полного разорения кандидатов;

в) обеспечить равенство возможностей кандидатов;

г) проконтролировать доходы кандидатов.

 

7. Исследование политического рынка в период проведения избирательной кампании предполагает выделение сегментов электората. Какие из указанных признаков являются наиболее важными для выделения его сегментов?

а) демографические данные (пол, возраст);

б) уровень доходов;

в) семейное положение;

г) партийная идентификация;

д) эмоциональные ориентации;

е) религия;

ж) этнический состав.

 

8. По итогам Президентских выборов в США (2000г.) кандидат от демократической партии А.Гор получил больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Президентом, как известно, стал Буш.

Какие особенности избирательной системы США сделали это возможным?

 

Контрольные тесты:

 

1. Конвенциональное участие в политике – это…

а) подписание конвенций, петиций, воззваний;

б) полный отказ от любых форм политической активности;

в) конформистский тип политического поведения;

г) участие в деятельности, направленной против существующей политической системы;

д) легальное и регулируемое законом политическое поведение.

 

2. Неконвенциональное участие сводится…

а) к участию в неразрешенных митингах, забастовках, антиправительственных акциях;

б) к полному безразличию в политике;

в) к участию в деятельности разрешенных законом партий;

г) к участию в голосовании.

 

3. Роль демократических выборов в политической жизни общества – это…

а) средство легитимации политического режима;

б) форма участия граждан в политической жизни;

в) формальный политический ритуал;

г) проявление свободы политического выбора избирателей;

д) средство мобилизации населения на выполнение решений власти;

е) демократический процесс формирования представительной власти;

ж) смена власти мирным путем;

з) благоприятная возможность ознакомления граждан с альтернативными программами общественных преобразований;

и) публичная демонстрация доверия (недоверия) к политическому руководству и приводимому им политическому курсу;

к) рекрутирование политической элиты;

л) возможность заниматься политическим популизмом.

 

4. Назовите слово, используемое в политике для обозначения тех, кто выбирает…

 

 

Литература

Основная:

 

5. Ежов С.П. Политология. Учебное пособие.-СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2007.-112с. Лекц. 7.

6. Лаборатория. Инструментарий политолога: «Воронка причинности»// Политические исследования.- 2002.- №5.

7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А.Василика.-М.: Юрист, 2005.- 600с. Гл.9,13.

8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с. Гл. 5, § 3; Гл.17, § 3; Гл. 25

 

Дополнительная:

 

  1. Ашихмина А.Г. Попов П.В., Подвинцев О.Б. О критериях оценки выборов//Политические исследования.- 2004.- 4.
  2. Барсукова С.Ю., Звячинцев В.И. Механизм «политического инвестирования» или как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь//Политические исследования.- 2006.- 2
  3. Гаврилов Г.А. Некоторые особенности выборов по многомандатным избирательным округам//Политические исследования.- 2006.- 4.
  4. Панов П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие партий в регионах России//Политические исследования.- 2005.- 5.

 

Ресурсы в Internet:

Органы государственной власти Российской Федерации

http://www.gov.ru

 

Президент Российской Федерации

http://president.kremlin.ru

 

Совет Федерации

http://www.council.gov.ru

 

Государственная Дума

http://duma.ru

 

Информационные каналы Государственной Думы и Совета Федерации

http://www.akdi.ru/gd/akdi.HTM

http://www.akdi.ru/sf/akdi.HTM

 

Правительство Российской Федерации

http://www.government.gov.ru

 

Правительство и федеральные органы исполнительной власти

Российская Федерация (электронная версия справочника)

http://www.cityline.ru/politika/prav/pravbook.html

 

Политические партии в России. Справочник центра «Панорама»

http://www.panorama.org

 

Международный фонд избирательных систем (Россия)

http://www.ifes.ru

 

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

http://www.cikrf.ru

 

Политические исследования. Полис

http://www.politstudies.ru

 

Санкт-Петербургский политологический журнал

http://politjournal.spb

 

ПОЛИТ.РУ

http://www.polit.ru

 

КРЕМЛЬ.ORG

http://www.kreml.org

Контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу политологии

1 . Объект и предмет политологии.

2. Политика как амбивалентное явление.

3 . Научные трактовки политики (институциональные, антропологические, субстанциональные и др.)

4. Методы политологии.

5. История политической мысли (Платон, Аристотель, Макиавелли).

6. Почему теорию рационального выбора называют экономическим подходом к политике? В чем ее суть?

7. Взаимодействие политики с экономикой:

7.1. Факторы, обуславливающие воздействие экономики на политику 7.2.Факторы, обуславливающие воздействие политики на экономику.

8. Понятие власти и ее научные трактовки (бихевиористские, психологические, реляционистские, власть как нулевая сумма).

9. Структура власти и характеристика ее элементов.

10. Особенности политической власти.

11 .Принцип разделения властей. Его обоснование и практическая реализация.

12. Особенности реализации принципа разделения политической власти. Сущность президентской и парламентской политических моделей.

13. Принцип разделения политической власти в Конституции РФ и его реализации в ходе реформы властной вертикали.

14. Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу.

15. Эффективность власти и ее критерии.

16. Политическая элита и политическое лидерство: понятия и теории.

17. Политические лидеры современной России.

18. Политическая система общества: понятие и структура.

19. Характеристика государства (понятие, функции, формы правления и формы территориально-государственного устройства, правовое и социальное государство, государство и гражданское общество).

20. Демократия: основные теории и политическая практика.

21. Политическая культура.

22 .Политическая социализация.

23 .Традиционные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.

24.Партии и партийные системы. Типология политических партий.

25. Политическое участие. Его основные формы и виды. Причины абсентеизма.

26.Роль выборов в органы власти. Основные избирательные системы.

27. Механизм формирования голоса избирателя.

28.Геополитика: основные этапы формирования и развития.

ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

1. Объектом изучения политологии выступает:

а)соотношение общественных и личных интересов;

б)социальная структура общества;

в)политическая сфера общественной жизни.

 

2. Какое суждение является правильным:

а)все партии делятся только по классовому признаку;

б)все партии имеют целью борьбу за государственную власть;

в)все партии имеют индивидуальное фиксированное членство.

 

3. Какое высказывание соответствует идеологии консерватизма:

а)«Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

б)«Равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

в)«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

 

4. Какое из высказываний соответствует социал-демократической идеологии:

а)«Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

б)«Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

в)«Человек по натуре своей не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен».

 

5. Верно ли, что важнейшая идея либерализма утверждает:

а)естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

б)абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

в)существование универсального морального порядка.

 

6. Какое из приведенных высказываний принадлежит представителям марксистского учения:

а)«Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;

б)«Там, где начинается политика, кончается мораль»;

в)«Политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений между классами».

 

7. Политическая социализация может быть определена как:

а)развитие политических институтов общества;

б)внутреннее взаимодействие, возникающее между людьми со схожими политическими убеждениями;

в)процесс, посредством которого индивидуум формирует политическую ориентацию и взгляды на проблему окружающего мира.

 

8. Немецкий ученый М.Вебер понимал легитимное господство как:

а)гармоничное существование различных социальных групп;

б)власть, опирающуюся на насилие;

в)господство, признанное со стороны управляемых индивидуумов.

 

9. Что понимается под категорией политическая власть в правовом государстве:

а)использование элитой своих преимуществ;

б)управление слабыми со стороны сильных;

в)делегирование обществом государству политических полномочий.

 

10. Какое суждение является правильным:

а)во Франции существует многопартийная система;

б)в Германии существует двухпартийная система;

в)в США действует многопартийная система.

 

11. Укажите набор признаков авторитарного политического режима:

а)2,3;

б)1,2;

в)3,4.

если 1 – чрезмерный централизм; 2 – запрет оппозиции; 3 – тотальный контроль государства над жизнью общества; 4 – наличие многопартийной системы.

 

12. Какому типу политического режима соответствует следующая формулировка: «Неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах»:

а)тоталитаризм;

б)либеральная демократия;

в)авторитаризм.

 

13. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются:

а)на правящие и оппозиционные;

б)легальные и нелегальные;

в)оппозиционные и легальные.

14. Что из следующего является главным и необходимым условием для существования демократической политической системы:

а)наличие многопартийности;

б)ограниченный по времени мандат на пребывание у власти политических лидеров;

в)выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.

 

15. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика:

а)Великобритания;

б)Германия;

в)США.

 

16. Что из перечисленного не является видом неконвенционального участия:

а)участие в выборах;

б)голодовка;

в)участие в неразрешенной властями демонстрации.

 

17. Выполняя ряд общественных функций, политология, в частности, выступает теоретической основой политических реформ и разработки оптимальных моделей управления государством. Как называется данная функция политологического знания в обществе:

а)политическая социализация;

б)аксеологическая (оценочная);

в)управленческая и регулятивная.

 

18. Субъекты политики – это:

а)только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических целей;

б)отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в)индивидуумы, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности.

 

19. Укажите черту, общую для всех определений политической системы:

а)адаптация к условиям окружающей среды;

б)применение узаконенного принуждения в обществе;

в)уравнительное распределение материальных благ.

 

20. Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»:

а)Т. Гоббсу;

б)Дж. Локку;

в)Н. Макиавелли.

 

21. Пропорциональная избирательная система способствует:

а)росту численности политических партий и объединений;

б)сохранению числа политических партий;

в)уменьшению числа политических партий.

 

22. Сторонники, какой политической идеологии абсолютизировали принцип «государство – ночной сторож»:

а)либерализм;

б)консерватизм;

в)социализм.

 

23. Для какого политического режима характерно проникновение государства во все сферы общественной жизни:

а)правового;

б)авторитарного;

в)тоталитарного.

 

24. Какой ученый выдвинул идею «осевого региона мировой политики» (Хартленда):

а)Н. Спайкмен;

б)К. Хаусхофер;

в)Х. Маккиндер.

 

25. Конвенциональное участие в политике – это:

а)один из видов авторитаризма;

б)участие в политике на каких-либо условиях;

в)легальное, регламентированное законом участие.

 

26. Демократический строй государства предполагает подчинение:

а)меньшинства большинству;

б)большинства меньшинству;

в)всего населения власти одного или нескольких лиц.

 

27. Кому принадлежат право, согласно Конституции РФ, инициировать вопрос об отрешении президента от должности:

а)Совету Федерации;

б)Конституционному суду;

в)Государственной думе.

28. Какому мыслителю принадлежит следующее высказывание: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?:

а)Т. Джефферсону;

б)Ш. Монтескье;

в)Ж.-Ж. Руссо.

 

29. Абсентеизм – это:

а)идея безвластия, безгосударственного устройства общества;

б)исключительные политические качества лидера;

в)форма уклонения избирателей от участия в голосовании.

 

30. Что такое государственный суверенитет:

а)совокупность прав народа на свободу выбора социального и политического строя;

б)существование граждан для блага государства;

в)независимость государства во внутренних делах.

 

31. Какой из перечисленных принципов соответствует плюралистической концепции демократии:

а)автономия личности и ее первичность по отношению к народу и его воле;

б)ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира;

в)соперничество и баланс групповых интересов как социальная основа демократической власти.

 

32. Какой из суждений соответствует Конституции РФ:

а)правительство РФ – высший представительный орган власти;

б)правительство принимает федеральные законы;

в)правительство – исполнительный орган власти, который принимает постановления в рамках Конституции и федеральных законов.

 

33. Выделите страну с федеративным государственным устройством:

а)США;

б)Канада;

в)Израиль.

 

 

34. В каком произведении был впервые обоснован принцип разделения власти:

а)«Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо;

б)«Левиафан» Т. Гоббса;

в)«О духе законов» Ш. Монтескье.

 

35. Кто согласно Конституции РФ назначает судей Конституционного суда:

а)Совет Федерации;

б)президент;

в)Государственная дума.

 

36. К институтам гражданского общества относятся:

а)политические институты;

б)общественные организации;

в)законодательные органы.

 

37. Политическая социализация – это:

а)процесс политической дифференциации;

б)политическая деятельность по регулированию социальных отношений;

в)процесс усвоения личностью образцов политического поведения, значимого опыта.

 

 

Ключ.

 

в б в б б в в в в а в б а в в в в в б

 

 

в а а в в в а в б в в в в а в а б в

 

 

 

Кафедра социологии

 

 

Практикум

 

 

Семинарские занятия

по политологии

 

Сергей Петрович Ежов

 

 

 

 

 

Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60 х 90 1/16

Усл. 3,3 п.л. Тир.120 экз.

 

 

 

Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (Технический университет)

 

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.013 с.)