Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение политических режимов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебная группа делится на две-три команды. Задача состоит в том, чтобы в процессе совместного обсуждения определить преимущества и недостатки двух типов политического режима – демократического и авторитарного. Используя лист ватмана, необходимо расставить в приоритетном порядке по двум колонкам на каждый режим положительные и отрицательные (как минимум по пять) качества. Побеждает команда, подобравшая большее количество характерных черт. Материал: ватман, скотч, маркер.
Контрольные тесты: 1. Укажите черту, общую для всех определений политической системы: а) адаптация к условиям окружающей среды; б) применение узаконенного принуждения в обществе; в) уравнительное распределение материальных благ; г) авторитарные методы управления.
2. Бюрократия – это: а) власть лучших или для лучших целей; б) власть уполномоченных над неуполномоченными; в) власть большинства над меньшинством; г) власть немногих.
3. Что такое агрегация интересов? Кто выполняет эту функцию?
4. К какому типу социального государства Вы бы отнесли РФ?
5. Двухпартийная система существует в: а) Германии; б) России; в) Великобритании; г) Америке.
6. Сколько партий нужно, по Вашему мнению, в современном российском обществе?
7. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика… а) Франция; б) США; в) Марокко; г) Нидерланды.
8. Назовите страну с унитарным государственным устройством… а) Канада; б) Италия; в) Германия; г) Бразилия.
9. В какой из названных стран формой правления является президентско-парламентская республика? а) Великобритания; б) Франция; в) Германия; г) Япония.
Литература Основная: 1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000.-447с. 2. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с. 3. Милецкий В.П. Социальное государство: Эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Сб. Политические процессы в России в сравнительном измерении.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.- 176с.
Дополнительная: 1. Андрейченко А.В. Партийный расклад//Политический класс.-2007.-№11 2. Дюверже Морис. Политические партии.- М.: Академ. Проект.-2002.- 520с. 3. Исаев Б.А. Политология: Учебное пособие.- СПб.: Военмех.- 2002.- 174с. 4. Куличенко А.В. Политические партии и развитие демократии: быт России и Германии//Политические исследования.- 2004. -2. 5. Маркарян К. Корпоративное государство//Политический класс.-2008.-№6 6. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ.- СПб.: Петрополис.- 1995.- 236с. 7. Холодковский К.Г. Противостояние левые-правые: анахронизм или смена координат//Политические исследования.- 2005.- 6. Сайты политических партий: http://www.edinros.ru http://www.kprf.ru http://www.ldpr.ru http://www.spravedlivo.ru http://www.sps.ru http://www.yabloko.ru
Семинар 7. Демократия План: 4 Понятие демократии, ее основные принципы, процедуры и формы. 5 Теории демократии. 6 Информационные технологии и “ компьютерная демократия”
Методические советы При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на многозначность понятия демократия и, следовательно, рассмотреть ее основные значения. Коротко отметив основные принципы, процедуры и формы демократии, студент должен проанализировать сильные и слабые стороны непосредственной и представительной демократий. Второй вопрос требует рассмотрения следующих теорий демократии: ü Античная теория; ü Классическая теория; ü Шумпетеровская тория; ü Элитистские теории; ü Плюралистические теории; ü Рыночная демократия; ü Суверенная демократия. Третий вопрос может быть рассмотрен в форме дискуссии по вопросу – чего больше привносит «компьютерная демократия»: свободы или рабства?
Контрольные вопросы Логические задания и проблемные вопросы: 1. Проблемой всех демократических организаций является «железный закон олигархических тенденций», сформулированный Р. Михельсом. Его суть – управленческое решение, в конечном итоге, принимает узкий круг лиц. Сама логика управленческого труда ведет к формированию управленческой элиты, которая постепенно выходит из-под контроля рядовых членов и подчиняет деятельность организации (партии, профсоюза) своим интересам. Насколько универсален, с Вашей точки зрения, этот «железный закон»? 2. Демократия - одна из самых парадоксальных форм правления. Продолжите заполнение таблицы «Демократия: плюсы и минусы» и сформулируйте выводы.
3. На президентских выборах 2000 года в США, кандидат от демократической партии А.Гор набрал в целом больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Однако, в соответствии с американской избирательной системой президентом стал Буш. Демократично ли это?
4. Как Вы оцениваете возможности «электронной демократии»?
5. Прокомментируйте следующие высказывания: - демократия – «это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн) - «Быть демократом значит на деле считаться с интересами большинства народа, а не меньшинства» (В.И. Ленин)
Контрольные тесты: 1. Какие из приведенных оценок не относятся к демократическим политическим режимам? а) все демократические режимы соблюдают права человека; б) все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям; в) все демократические режимы характеризуются разделением властей; г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления; д) для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное устройство.
2. Чем современная демократия отличается от античной?
3. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам. Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.
4. Кому принадлежит определение демократии как «институционального устройства для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть… через конкурентную борьбу за голоса избирателей»? а) С. Липсету; б) И. Шумпетеру; в) А. Лэйну; г) Ф. Шмиттеру.
Литература Основная: 4. Васильева Н.А. Информационные возможности демократического процесса. Сб. Политические процессы в России в сравнительном измерении.- СПб.: СПбГУ.- 1997.- 176с 5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с. 6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с.
Дополнительная: 7. Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые//Политические исследования.- 2004.- 8. 8. Красин Ю.А. Метаморфозы демократии в изменяющемся мире// Политические исследования.- 2006.- 4. 9. Лебедев В.А., Кирее В.В. Концепция суверенной демократии//Политический класс.-2007.-№6 10. Пантин И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы// Политические исследования.- 2003.- 1. 11. Руденко В.Н. Новые Афины или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе)//Политические исследования.- 2006.- 4. 12. Филиппова Н.А. Прямая демократия в политико-правовой системе современной России//Политические исследования.- 2006.-4.
Семинар 8. Политическое участие План 1. Понятие и типология политического участия. 3. Выборы и выборные (избирательные) системы. 4. Механизм формирования голоса избирателя.
Методические советы В первом вопросе надо дать определение основному понятию и рассмотреть его формы. Особое внимание следует уделить абсентеизму, выяснив его причины. Студент должен понимать разницу между автономным и мобилизованным политическим участием, конвенциональным и неконвенциональным участием, вскрыть причины политического протеста. В заключение первого вопроса следует рассмотреть участие молодежи в политической жизни современной России. При подготовке ко второму вопросу следует уяснить место и роль выборов, обосновать их основную роль в политическом участии. Необходимо разобраться в двух основных выборных (избирательных) системах – мажоритарной и пропорциональной, показать их в действии (на примерах выборов Президента РФ и депутатов ГД РФ). При подготовке к третьему вопросу необходимо рассмотреть различные модели, при помощи которых анализируется механизм формирования голоса избирателя в т.ч. Вашего голоса. Надо «пропустить» себя через «воронку причинности» (социально-психологическая модель), определив и ранжировав значимые лично для Вас факторы, которые в совокупности приводят Вас к решению голосовать или нет, а если голосовать, то именно так, а не иначе.
Контрольные задания
Логические задания и проблемные вопросы: 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
2. Что означает принцип справедливости выборов?
3. Что означают понятия «позитивный абсентеизм» и «негативный абсентеизм»?
4. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы.
5. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Заполните таблицу:
6. С какой целью в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов? а) сэкономить бюджетные средства; б) не допустить полного разорения кандидатов; в) обеспечить равенство возможностей кандидатов; г) проконтролировать доходы кандидатов.
7. Исследование политического рынка в период проведения избирательной кампании предполагает выделение сегментов электората. Какие из указанных признаков являются наиболее важными для выделения его сегментов? а) демографические данные (пол, возраст); б) уровень доходов; в) семейное положение; г) партийная идентификация; д) эмоциональные ориентации; е) религия; ж) этнический состав.
8. По итогам Президентских выборов в США (2000г.) кандидат от демократической партии А.Гор получил больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Президентом, как известно, стал Буш. Какие особенности избирательной системы США сделали это возможным?
Контрольные тесты:
1. Конвенциональное участие в политике – это… а) подписание конвенций, петиций, воззваний; б) полный отказ от любых форм политической активности; в) конформистский тип политического поведения; г) участие в деятельности, направленной против существующей политической системы; д) легальное и регулируемое законом политическое поведение.
2. Неконвенциональное участие сводится… а) к участию в неразрешенных митингах, забастовках, антиправительственных акциях; б) к полному безразличию в политике; в) к участию в деятельности разрешенных законом партий; г) к участию в голосовании.
3. Роль демократических выборов в политической жизни общества – это… а) средство легитимации политического режима; б) форма участия граждан в политической жизни; в) формальный политический ритуал; г) проявление свободы политического выбора избирателей; д) средство мобилизации населения на выполнение решений власти; е) демократический процесс формирования представительной власти; ж) смена власти мирным путем; з) благоприятная возможность ознакомления граждан с альтернативными программами общественных преобразований; и) публичная демонстрация доверия (недоверия) к политическому руководству и приводимому им политическому курсу; к) рекрутирование политической элиты; л) возможность заниматься политическим популизмом.
4. Назовите слово, используемое в политике для обозначения тех, кто выбирает…
Литература Основная:
5. Ежов С.П. Политология. Учебное пособие.-СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2007.-112с. Лекц. 7. 6. Лаборатория. Инструментарий политолога: «Воронка причинности»// Политические исследования.- 2002.- №5. 7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А.Василика.-М.: Юрист, 2005.- 600с. Гл.9,13. 8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с. Гл. 5, § 3; Гл.17, § 3; Гл. 25
Дополнительная:
Ресурсы в Internet: Органы государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент Российской Федерации http://president.kremlin.ru
Совет Федерации http://www.council.gov.ru
Государственная Дума http://duma.ru
Информационные каналы Государственной Думы и Совета Федерации http://www.akdi.ru/gd/akdi.HTM http://www.akdi.ru/sf/akdi.HTM
Правительство Российской Федерации http://www.government.gov.ru
Правительство и федеральные органы исполнительной власти Российская Федерация (электронная версия справочника) http://www.cityline.ru/politika/prav/pravbook.html
Политические партии в России. Справочник центра «Панорама» http://www.panorama.org
Международный фонд избирательных систем (Россия) http://www.ifes.ru
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации http://www.cikrf.ru
Политические исследования. Полис http://www.politstudies.ru
Санкт-Петербургский политологический журнал http://politjournal.spb
ПОЛИТ.РУ http://www.polit.ru
КРЕМЛЬ.ORG http://www.kreml.org Контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу политологии 1. Объект и предмет политологии. 2. Политика как амбивалентное явление. 3. Научные трактовки политики (институциональные, антропологические, субстанциональные и др.) 4. Методы политологии. 5. История политической мысли (Платон, Аристотель, Макиавелли). 6. Почему теорию рационального выбора называют экономическим подходом к политике? В чем ее суть? 7. Взаимодействие политики с экономикой: 7.1. Факторы, обуславливающие воздействие экономики на политику 7.2.Факторы, обуславливающие воздействие политики на экономику. 8. Понятие власти и ее научные трактовки (бихевиористские, психологические, реляционистские, власть как нулевая сумма). 9. Структура власти и характеристика ее элементов. 10. Особенности политической власти. 11.Принцип разделения властей. Его обоснование и практическая реализация. 12. Особенности реализации принципа разделения политической власти. Сущность президентской и парламентской политических моделей. 13. Принцип разделения политической власти в Конституции РФ и его реализации в ходе реформы властной вертикали. 14. Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу. 15. Эффективность власти и ее критерии. 16. Политическая элита и политическое лидерство: понятия и теории. 17. Политические лидеры современной России. 18. Политическая система общества: понятие и структура. 19. Характеристика государства (понятие, функции, формы правления и формы территориально-государственного устройства, правовое и социальное государство, государство и гражданское общество). 20. Демократия: основные теории и политическая практика. 21. Политическая культура. 22.Политическая социализация. 23.Традиционные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм. 24.Партии и партийные системы. Типология политических партий. 25. Политическое участие. Его основные формы и виды. Причины абсентеизма. 26.Роль выборов в органы власти. Основные избирательные системы. 27. Механизм формирования голоса избирателя. 28.Геополитика: основные этапы формирования и развития. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
1. Объектом изучения политологии выступает: а) соотношение общественных и личных интересов; б) социальная структура общества; в) политическая сфера общественной жизни.
2. Какое суждение является правильным: а) все партии делятся только по классовому признаку; б) все партии имеют целью борьбу за государственную власть; в) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство.
3. Какое высказывание соответствует идеологии консерватизма: а) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»; б) «Равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»; в) «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
4. Какое из высказываний соответствует социал-демократической идеологии: а) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»; б) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»; в) «Человек по натуре своей не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен».
5. Верно ли, что важнейшая идея либерализма утверждает: а) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; б) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей; в) существование универсального морального порядка.
6. Какое из приведенных высказываний принадлежит представителям марксистского учения: а) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»; б) «Там, где начинается политика, кончается мораль»; в) «Политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений между классами».
7. Политическая социализация может быть определена как: а) развитие политических институтов общества; б) внутреннее взаимодействие, возникающее между людьми со схожими политическими убеждениями; в) процесс, посредством которого индивидуум формирует политическую ориентацию и взгляды на проблему окружающего мира.
8. Немецкий ученый М.Вебер понимал легитимное господство как: а) гармоничное существование различных социальных групп; б) власть, опирающуюся на насилие; в) господство, признанное со стороны управляемых индивидуумов.
9. Что понимается под категорией политическая власть в правовом государстве: а) использование элитой своих преимуществ; б) управление слабыми со стороны сильных; в) делегирование обществом государству политических полномочий.
10. Какое суждение является правильным: а) во Франции существует многопартийная система; б) в Германии существует двухпартийная система; в) в США действует многопартийная система.
11. Укажите набор признаков авторитарного политического режима: а) 2,3; б) 1,2; в) 3,4. если 1 – чрезмерный централизм; 2 – запрет оппозиции; 3 – тотальный контроль государства над жизнью общества; 4 – наличие многопартийной системы.
12. Какому типу политического режима соответствует следующая формулировка: «Неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах»: а) тоталитаризм; б) либеральная демократия; в) авторитаризм.
13. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются: а) на правящие и оппозиционные; б) легальные и нелегальные; в) оппозиционные и легальные. 14. Что из следующего является главным и необходимым условием для существования демократической политической системы: а) наличие многопартийности; б) ограниченный по времени мандат на пребывание у власти политических лидеров; в) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.
15. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика: а) Великобритания; б) Германия; в) США.
16. Что из перечисленного не является видом неконвенционального участия: а) участие в выборах; б) голодовка; в) участие в неразрешенной властями демонстрации.
17. Выполняя ряд общественных функций, политология, в частности, выступает теоретической основой политических реформ и разработки оптимальных моделей управления государством. Как называется данная функция политологического знания в обществе: а) политическая социализация; б) аксеологическая (оценочная); в) управленческая и регулятивная.
18. Субъекты политики – это: а) только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических целей; б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе; в) индивидуумы, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности.
19. Укажите черту, общую для всех определений политической системы: а) адаптация к условиям окружающей среды; б) применение узаконенного принуждения в обществе; в) уравнительное распределение материальных благ.
20. Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»: а) Т. Гоббсу; б) Дж. Локку; в) Н. Макиавелли.
21. Пропорциональная избирательная система способствует: а) росту численности политических партий и объединений; б) сохранению числа политических партий; в) уменьшению числа политических партий.
22. Сторонники, какой политической идеологии абсолютизировали принцип «государство – ночной сторож»: а) либерализм; б) консерватизм; в) социализм.
23. Для какого политического режима характерно проникновение государства во все сферы общественной жизни: а) правового; б) авторитарного; в) тоталитарного.
24. Какой ученый выдвинул идею «осевого региона мировой политики» (Хартленда): а) Н. Спайкмен; б) К. Хаусхофер; в) Х. Маккиндер.
25. Конвенциональное участие в политике – это: а) один из видов авторитаризма; б) участие в политике на каких-либо условиях; в) легальное, регламентированное законом участие.
26. Демократический строй государства предполагает подчинение: а) меньшинства большинству; б) большинства меньшинству; в) всего населения власти одного или нескольких лиц.
27. Кому принадлежат право, согласно Конституции РФ, инициировать вопрос об отрешении президента от должности: а) Совету Федерации; б) Конституционному суду; в) Государственной думе. 28. Какому мыслителю принадлежит следующее высказывание: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?: а) Т. Джефферсону; б) Ш. Монтескье; в) Ж.-Ж. Руссо.
29. Абсентеизм – это: а) идея безвластия, безгосударственного устройства общества; б) исключительные политические качества лидера; в) форма уклонения избирателей от участия в голосовании.
30. Что такое государственный суверенитет: а) совокупность прав народа на свободу выбора социального и политического строя; б) существование граждан для блага государства; в) независимость государства во внутренних делах.
31. Какой из перечисленных принципов соответствует плюралистической концепции демократии: а) автономия личности и ее первичность по отношению к народу и его воле; б) ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира; в) соперничество и баланс групповых интересов как социальная основа демократической власти.
32. Какой из суждений соответствует Конституции РФ: а) правительство РФ – высший представительный орган власти; б) правительство принимает федеральные законы; в) правительство – исполнительный орган власти, который принимает постановления в рамках Конституции и федеральных законов.
33. Выделите страну с федеративным государственным устройством: а) США; б) Канада; в) Израиль.
34. В каком произведении был впервые обоснован принцип разделения власти: а) «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо; б) «Левиафан» Т. Гоббса; в) «О духе законов» Ш. Монтескье.
35. Кто согласно Конституции РФ назначает судей Конституционного суда: а) Совет Федерации; б) президент; в) Государственная дума.
36. К институтам гражданского общества относятся: а) политические институты; б) общественные организации; в) законодательные органы.
37. Политическая социализация – это: а) процесс политической дифференциации; б) политическая деятельность по регулированию социальных отношений; в) процесс усвоения личностью образцов политического поведения, значимого опыта.
Ключ.
Кафедра социологии
Практикум
Семинарские занятия по политологии
Сергей Петрович Ежов
Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60 х 90 1/16 Усл. 3,3 п.л. Тир.120 экз.
Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (Технический университет)
190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.115.61 (0.016 с.) |