Семинар 1. Политика как объект изучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Политика как объект изучения



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

 

Семинар 1.

Политика как объект изучения…………………………………………...5

 

Семинар 2.

Политическая мысль Никколо Макиавелли…………………………….10

 

Семинар 3.

Политика и экономика…………………………………………………....12

 

Семинар 4.

Политическая власть………….……………………………………………..16

 

Семинар 5.

Политические элиты и лидеры……………………………………………..23

 

Семинар 6.

Политическая система общества……………………………………………28

 

Семинар 7.

Демократия…………..……………………………………………………35

 

Семинар 8.

Политическое участие…………...……………………………………….39

 

Ресурсы в Internet…………………………………………………………….44

 

Контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу политологии…45

 

Тестовые материалы, используемые при подготовке

к зачету по курсу политологии………………………………………….......46

 

 

Введение

Практикум по политологии предназначен для оказания методической помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. Практикум носит комплексный характер и включает в себя восемь тем с планами занятий, вопросы, выносимые на обсуждение с рекомендациями по их освещению, логические задания и проблемные вопросы, предназначенные для самоконтроля и обсуждения на занятиях, а также ресурсы Internet и список основной и дополнительной литературы.

Семинарские занятия являются обязательной формой обучения и имеют целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях, а также при самостоятельной работе. Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным и проблемным вопросам, обсуждение эссе. Эссе – это литературный жанр, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением материала, ориентированный на разговорную речь. Темой эссе может быть как один из вопросов плана, так и логическое задание или проблемный вопрос.

 

Семинар 1. Политика как объект изучения

План

1 Объект и предмет политологии

2 Возникновение и развитие политологии

3 Функции политологии

 

Методические советы

При подготовке первого вопроса надо вспомнить, что такое объект и предмет любой науки. Далее надо определить объект и предмет политической науки. При рассмотрении этого вопроса следует обосновать следующее утверждение: политика явление амбивалентное, объяснить почему нет и не может быть ее одного, исчерпывающего определения.

Проанализировать четыре блока проблем, подлежащих, по мнению экспертов ЮНЕСКО, изучению политической наукой.

При подготовке второго вопроса можно «утонуть» в том объеме материала, который к нему относится. Здесь особенно важно структурировать свой ответ. В начале, обычно анализируются политические воззрения Платона с Аристотелем, с одной стороны, и Конфуция с другой. При этом надо объяснить почему Платон и Аристотель считаются двумя полюсами, между которыми развивалась политическая наука.

Анализу политических воззрений Н. Макиавелли будет посвящено отдельное семинарское занятие и поэтому в заключительной части вопроса следует обратить внимание на становление политологии как самостоятельной науки, которое происходит в XIX - XX веках.

Третий вопрос предусматривает раскрытие (с помощью примеров) основных функций политологии: гносеологической, прогностической, политической социализации, управленческой и регулятивной.

 

 

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Политика в жизни человека играет роль судьбы (Наполеон Бонапарт).

Аргументировано подтвердите или опровергните это утверждение.

 

2. Однажды у Эйнштейна спросили, почему человечество, достигшее таких высот в физике и открывшее атом, до сих пор не смогло найти политических средств, предотвращающих его военное использование. На что великий ученый ответил, что «просто политика намного сложнее физики».

Попробуйте порассуждать о том, что имел в виду Эйнштейн. В чем и почему, на Ваш взгляд, политология может быть сложнее естественных наук?

 

3. В истории политической мысли прослеживаются две диаметрально противоположные традиции. Одна восходит к Платону и свиде­тельствует о том, что искусство управления доступно лишь избранным. Оно требует определенного таланта и специаль­ного обучения. Другая традиция связана с именем Аристоте­ля. Она определяет политику как участие в управлении госу­дарством всех граждан.

Что Вы сами думаете по этому поводу? Можете ли Вы най­ти аргументы в оправдание той и другой позиций? Что ново­го в эту проблему привнесла современность?

 

4. Когда-то Платон писал о том, что наилучшим государст­венным устройством является такое, в котором во главе госу­дарства стоят философы. С тех пор прошло много столетий, человечество достигло прогресса во всех сферах жизни. Тем не менее, пожелание Платона осталось невыполненным.

В чем причина того, что философы до сих пор нечасто оказываются у власти? Ведь они лучше других знают, как должно быть организовано справедливое правление.

 

5. Аристотель предложил классификацию форм правления, зависящую от способов организации власти, выделив т.н. «правильные» и «неправильные» формы.

    Власть одного Власть немногих Власть большинства
Правильные   Монархия Аристократия Полития
Неправильные   Тирания Олигархия Демократия

 

Чем, на Ваш взгляд, отличаются по Аристотелю «правильные» формы правления от «неправильных»?

 

6. В массовом сознании бытует представление отом, что политика во все времена была «грязным делом». Для достижения своих целей политики не гнушаются самых разных, в том числе и неблаговидных, средств. Поэтому для тех, кто идет в «большую политику», не остается ничего ино­го, как играть по тем же правилам («с волками жить — по-волчьи выть»). При таком подходе к политике честный человек старается держаться от нее подальше. Однако в по­литической теории и практике существует и другая пози­ция. Она связана с именем Аристотеля, который подчерки­вал высокий статус гражданина и важность его участия в ре­шении государственных дел.

Какой Вам видится политика?

 

7. Политическая жизнь включает в себя элементы многообразных политических отношений и действия разнородных социальных слоев, классов, наций, государств, партий, личностей. Ее участники в соответствии со своими интересами (правильно или неправильно понятыми) отстаивают свои позиции, стремятся проводить свою ли­нию. Эти интересы весьма многообразны. Каковы они? Подумайте и выделите несколько групп интересов, которые реально существуют у реальных участников политической жизни.

 

8. Древнегреческий философ Платон под политикой понимал искусство жить вместе. Искусство единства во множестве. Согласны ли Вы с этой формулой? И если "да", то, что нужно для ее реализации? Какие политические условия (процедуры, институты, методы) необ­ходимы для интеграции интересов различных классов, социальных слоев, групп, наций?

 

Контрольные тесты:

1. Какие из нижеперечисленных определений политики, на Ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны?

а) Концентрированное выражение экономики;

б) процесс управления;

в) отношения по поводу власти;

г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;

д) борьба классов;

е) властное распределение ценностей внутри общества;

ж) система согласования социальных интересов;

з) искусство возможного;

и) деятельность, направленная на достижение блага всего общества;

к) форма общения людей, способ коллективного существования человека;

л) отношения «друзей» - «врагов».

 

2. Назовите причины, обуславливающие интерес многих философов к социально-политической проблематике.

 

3. Что является предметом политической науки?

а) общество в целом;

б) политические отношения;

в) классы и социальные группы;

г) политическая власть;

д) политические институты;

е) политические идеи;

ж) типы социальных действий;

з) права человека;

и) неравенства;

к) государство;

л) процесс властного распределения ценностей в обществе;

м) социальные конфликты;

н) эволюция общественных отношений.

 

4. Когда возникла политическая наука?

 

5. Прогностическая функция политологии заключается:

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества;

в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;

г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.

Литература

Основная:

1. Политология. Учебное пособие для технических вузов /Под ред. М.А. Василика.- СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО«Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002.- 400с.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 447с.

3. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

 

Дополнительная:

1. Исаев Б.А. Политология: учебное пособие.- СПб.: «Военмех», 2002.- 174с.

2. Политическая наука: новые направления/Пер. с англ. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой. Научный редактор Е.Б. Шестопал.- М., Вече, 1999.- 816с.

3. Политология: Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.-М.: Юрайт-Издат, 2005.- 692с.

4. Политология: учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 624с.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с.

6. Третьяков В.Т. «Свобода лучше, чем несвобода». Какой будет Россия при новом президенте Дмитрии Медведеве?// Политический класс.- 2008.- №4

 


Методические советы

В первом вопросе студенты должны вспомнить поздний или Высокий период эпохи Возрождения, выдающихся личностей этого периода, их творения. Н. Макиавелли был одним из них. Надо раскрыть суть понятия «личность эпохи Возрождения», рассмотреть жизнедеятельность Н. Макиавелли.

Второй вопрос посвящен анализу двух глав основной работы Н. Макиавелли – «Государь». Формулировка подвопросов сознательно актуализирована, чтобы студенты почувствовали нетленность этой работы, заключающуюся в созданной автором методологии анализа общественно-политической жизни. Знание человеческой природы («Макиавелли великий знаток природы человеческой» - А.С. Пушкин), соединенное с виртуозным владением наукой логикой делает работы Н. Макиавелли востребованными во все времена.

В заключении семинарского занятия студенты должны дать ответы на вопрос – почему политическое развитие мирового сообщества, современный маркетинг, менеджмент, консалтинг невозможно представить без идей Н. Макиавелли?

Литература

Основная:

 

1. Бурлацкий Ф.М. Загадка Макиавелли: Драматургические, исторические, социологические новеллы /Ф.М. Бурлацкий.- 2- изд.- М.: Рипол Классик, 2003.- 351с.

2. Жизнь Никколо Макьявелли/Сост. Ю.В. Артемьева.- СПб.: Лениздат, 1993.- 414с.

3. Кристиан Жиль. Никколо Макаивелли. Серия «ЖЗЛ». М., «Молодая гвардия», 2005 – 239с.

4. Никколо Макиавелли. Государь. М., Планета, 1990г. – 79с.

 

Дополнительная:

 

  1. Карри П., Зарате О.Макиавелли для начинающих/Пер. с англ. Л.В. Харламова; Худ. обл. М.В. Драко.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-176с.
  2. Макиавелли, маркетинг и менеджмент.- СПб.: Питер, 2004,-272с.
  3. Менеджер Мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли./Пер. с англ. Retired Capos Non-Profit Association.- М.: «ЭТ СЕТЕРА ПАБЛИШИНГ», 2003.- 178с.
  4. Морис Жоли. Разговор в аду между Макиавелли и Монтескье/Пер. немецкого «МК-Трейд»; Санкт-Петербург, 2004.- 232с.
  5. Никколо Макиавелли. Pro et contra: Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология/Сост. В.В. Сапов; - СПб.: Изд-во РХГИ, 2002.-695с.

Методические советы

Первый вопрос требует рассмотрения теории рационального выбора or теории игр. Особое внимание следует уделить исследованию взаимодействий рациональных и эгоистичных акторов (actor – деятель), причем политических акторов.

При рассмотрении второго вопроса надо выявить взаимосвязь и взаимообусловленность политики и экономики. Это можно сделать, проанализировав как факторы обуславливающие влияние экономики на политику, так и факторы, обуславливающие обратное влияние.

Суть третьего вопроса состоит в уяснении того, что экономическая политика выступает квинтэссенцией взаимодействия политического и экономического. Желательным является ретроспективное рассмотрение экономической политики РФ с 1992г по настоящее время.

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Как соотносятся политика и экономика?

 

2. Проделайте политологический анализ гипотетического шага в экономической политике российского правительства: замена «плоской» шкалы налогообложения физических лиц (13%) на «прогрессивную». Рассмотрите последствия этого решения в отношении различных социально-экономических групп и слоев общества, финансовой и политической стабильности.

 

3. Если бы главой нашего государства были Вы, какое решение Вы бы приняли в ответ на демонстративные действия эстонских властей демонтировавших накануне Дня Победы 2007 года памятник Воину-освободителю и ликвидировавших на этом месте братскую могилу советских солдат?

При принятии государственного решения Вы должны иметь в виду следующее:

во-первых, технические условия строительства Северо-Европейского газопровода таковы, что он должен пройти через территориальные воды Эстонии и, следовательно, судьба этого грандиозного проекта во многом зависит от отношений с этой страной;

во-вторых, владельцами терминалов и других портовых сооружений мощного транспортного комплекса Эстонии являются не столько эстонцы, но иностранные, в том числе российские компании (химический холдинг «Еврохим», группа компаний «Северстальтранс», концерн «Кузбассразрез-уголь», «Трансойл» и др.)

Аргументируйте свое решение.

 

4. Сделайте сравнительный анализ бюджетных расходов США, ФРГ и России, используя прилагаемые таблицы.

О каких особенностях политики они свидетельствуют?

 
 
 


Таблица 1

Величина расходной части бюджета на 2004г., дол. США

 

Страна Дол. США
США 2,229,425,000,000
ФРГ 315,695,695,687
РФ 91,838,075,834

 

Таблица 2

Расходная часть бюджета Соединенных штатов Америки на 2004г.

(по основным разделам)

Расходы Дол. США %
Государственное управление 20,503,000,000 0,92
Судебная власть 39,413,000.000 1,77
Международная деятельность 25,622,000,000 1,15
Национальная оборона 390,419,000,000 17,51
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 68,598,000,000 3,08
Наука 22,851,000,000 1,02
Энергетика 21,244,000,000 0,95
Сельское хозяйство 20,799,000,000 0,93
Охрана окружающей среды 7,433,000,000 0,33
Образование 61,381,000,000 2,75
Культура и искусство
Средства массовой информации
Здравоохранение 505,457,000,000 22,67
Социальная политика 497,299,000,000 22,30
Прочие расходы, в том числе внебюджетные целевые фонды 548,406,000,000 29,60

Источник: [Electronic references]: http://www.whitehouse.gov/omb/bud-get/fу2004/highlights.html;

http://faculty.ucc.edu/egh-damerow/us_bud-get.htm.

Таблица 3

Расходная часть бюджета Федеративной Республики Германия на 2004г.

(по основным разделам)

Расходы Дол. США %
Государственное управление и местное самоуправление 2,665,195,300 0,84
Судебная власть 20,383,902 0,01
Международная деятельность 2,680,483,227 0,85
Национальная оборона 30,094,284,598 9,53
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 4,624,597,963 1,64
Наука и образование 10,690,083,061 3,39
Промышленность, энергетика и строительный комплекс 41,676,163,410 13,20
Сельское хозяйство 7,209,531,646 2,28
Охрана окружающей среды 691,778,703 0,22
Культура и искусство
Средства массовой информации
Здравоохранение и спорт 1,769,577,568 0,56
Социальная политика 120,140,175,523 38,06
Прочие расходы, в том числе внебюджетные целевые фонды 93,433,440,784 29,69

Источник: [Electronic references]: http://www.bundesregierund.de.

 

Таблица 6

Расходная часть бюджета Российской Федерации на 2004г.

(по основным разделам)

Расходы Дол. США %
Государственное управление и местное самоуправление 2,655,413,155 2,89
Судебная власть 1,147,172,437 1,25
Международная деятельность 1,555,467,367 1,69
Национальная оборона 14,446,032,920 15,73
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 10,715,096,709 11,67
Наука 1,593,927,894 1,74
Промышленность, энергетика и строительный комплекс 2,332,195,077 2,54
Сельское хозяйство 1,020,482,277 1,11
Охрана окружающей среды 427,551,147 0,47
Образование 4,063,890,530 4,43
Культура и искусство 555,500,293 0,60
Средства массовой информации 374,817,088 0,40
Здравоохранение и спорт 1,624,903,554 1,77
Социальная политика 5,561,273,458 6,06
Прочие расходы, в том числе внебюджетные целевые фонды 43,764,351,918 47,65

Источник: О Федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный Закон Российской Федерации от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ // Парламент, газ. 2003. № 239.

5. Американские власти «выдавливают» табачные компании со своей территории, борются с курением, запрещают употребление спиртных напитков (включая пиво) до достижения 21 года. Разве они не понимают, что это невыгодно для доходной части бюджета?

Аргументируйте свой ответ.

 

Контрольные тесты:

1. Форма государства, где властвует наиболее богатая часть общества…

a. аристократия;

b. меритократия;

c. плутократия;

d. олигархия.

 

2. Какова степень взаимовлияния политики и экономики?

 

3. Основная дихотомия в экономике…

a. добро – зло;

b. выгодно – невыгодно;

c. красивое – некрасивое.

 

4. Этатизм – это …

 

 

Литература.

Основная:

1. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. Новосибирск, 1995. – 207с.

2. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. Учебник.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.- 472с.

3. Политология. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. д.э.н., профессора Г.В. Полуниной.- М.: «Акалис», 1997.- 277с.

 

Дополнительная:

1. Барсукова С.Ю. Власть и бизнес: новые правила игры//Политические исследования. – 2006.- 6.

2. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991.

3. Кондрачук В.В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса: во зло и во благо?//Политические исследования. – 2005. – 3.

4. Федотова В.Г. Государственное вмешательство в капиталистическую экономику//Политический класс.-2007.-№8

 

Методические советы

Английский социолог Р.Мартин писал: «Власть, как и любовь – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». Целью рассмотрения первого вопроса как раз и является выяснение сути такого социального феномена как власть. Студент должен проанализировав бихевиористские, психологические и реляционистские трактовки власти выйти на ее развернутое определение. Далее надо охарактеризовать основные элементы власти, составляющие ее структуру.

При рассмотрении второго вопроса надо сначала сформулировать основные признаки политической власти, отличающие ее от других видов власти. Следующий этап это теоретическое и практическое рассмотрение принципа разделения властей и его реализация в обществе.

В заключении студент должен охарактеризовать два основных индикатора с помощью которых дается качественная характеристика политической власти, а именно: легитимность и эффективность власти, а также установить их взаимосвязь.

 

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Проанализируйте четыре комбинации, представленные в таблице Липсета и выявите их взаимообусловленность.

 

2. Проанализируйте высказывание французского политолога М.Дюверже: «Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти». В чем на Ваш взгляд проявляется это двуличие?

 

3. На свете существуют две истина, которые следует помнить нераздельно. Первая: источник верховной власти – народ; вторая: он не должен ее осуществлять (Ривароль).

Попробуйте подтвердить или опровергнуть это утверждение.

 

4. Основатель даосизма, древнекитайский мудрец Лао-цзы однажды сказал о власти: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает».

Подумайте над этим изречением. Что означает градация, предложенная мудрецом? Проиллюстрируйте ее историче­скими примерами.

 

5. В чем, на Ваш взгляд, причины трагедии короля Лира?

 

6. Какое из следующих двух высказываний, по Вашему мнению, более точно.

Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть (Б.Шоу).

Дайте человеку «лычки», а сволочью он сам станет (неизвестный автор).

Аргументируйте свой ответ.

 

Контрольные тесты:

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

 

а) харизма 1) юридическое обоснование законности политической власти;
б) легитимность 2) власть мудрецов-старейшин;
в) медиакратия 3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;
г) кратология 4) власть толпы;
д) легальность 5) наука о власти;
е) охлократия 6) тип господства, опирающийся на освещенные обычаем нормы;
ж) плутократия 7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;
з) легальное господство 8) один из важнейших видов социального вза­имодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами;  
и) теократия 9) тип господства, основывающийся на при­знании добровольно установленных юри­дических норм, направленных на регули­рование отношений господства и подчине­ния;
к) традиционное господство 10) признание народом и политическими сила­ми правомерности, законности политичес­кой власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов се избра­ния;
л) власть 11) форма власти, основным субъектом кото­рой выступает наиболее богатый слой об­щества;
м) геронтократия 12) один из типов легитимного господства, ко­торый характеризуется отношением к поли­тическому лидеру как к высшему, сверхор-динарному существу.

 

2. Что является лучшим примером практической реализации властных полномочий?

а) принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего он сам никогда бы не совершил;

б) Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А;

в) А вынуждает сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б;

г) Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А.

 

3. Известно, что власть основывается на:

а) авторитете;

б) принуждении;

в) прямом насилии.

Можете ли Вы дополнить этот список?

 

 

4. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от СМИ?

а) интерес;

б) распределение материальных благ;

в) принуждение;

г) убеждение.

 

5. Попытайтесь обозначить отсутствующий в таблице тип личности и «примерить» его на известных Вам российских политиков.

 

 

Мотивация власти и тип личности*

Преобладающая потребность Отношение к власти Условное обозначение типа личности
Потребность в свободе Власть как стремление к независимости и самостоятельности  
Гедонистические потребности Власть как источник материального благополучия и других личных выгод  
Потребность в самоутверждении Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы  
Потребность в самовыражении Власть как игра  
Потребность быть личностью Власть как служение людям, обществу  

* Каверин С.Б. Потребность власти. М., 1991.

 

 

Литература

Основная:

1. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000.-447с.

 

Дополнительная:

1. Андреев Д.А., Бордюгов Г.А. Пространство власти при Владимире Путине//Политический класс.-2007.-№8

2. Грызлов Б.В. Восемь российских парламентов.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.- 112с.

3. Дахин А.С. Система государственной власти в России//Политические исследования.- 2006.- 3.

4. Конфисахор А.Г. Психология власти.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004.- 235с.

5. Комаровский В.С. Административная реформа в России//Политические исследования.- 2005.- 4.

6. Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России//Политические исследования.- 2005.- 3.

 

 

Приложение к семинару №4.

Методические советы

В начале первого вопроса надо рассмотреть учения В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса, а затем современные элитистские теории.

Второй вопрос предполагает выяснение основных трактовок политического лидерства, теорией и типологий. Особое внимание следует обратить на способы рекрутирования политических лидеров и элит.

Третий вопрос предполагает подготовку социально-психологических портретов лидеров современной России, с учетом полученных знаний по предшествующим вопросам.

 

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

 

1. Почему для общества необходима циркуляция элит?

 

2. Каким образом элитарность сочетается с демократией? Не противоречат ли они друг другу?

 

3. Что Вы можете сказать о элите и контрэлите в современной России?

 

4. Приведите исторические примеры харизматических лидеров.

 

5. Назовите трех, на Ваш взгляд, самых ярких лидеров XXвека.

 

6. Великий французский полководец сказал: «Армия ослов, управляемая львом, все равно сильнее, чем армия львов, управляемая ослом». Чьи это слова?

 

7. Каковы способы рекрутирования политических лидеров и элит?

 

8. Американская исследовательница М. Херманн предложила следующие типы политических лидеров: лидер – знаменосец; лидер – торговец; лидер – служитель; лидер – пожарник; лидер – марионетка. «Примерьте» эти типологии на политических лидеров современной России.

 

 

Дискуссии:

Дискуссия №1.

Дискуссия №2.

Дискуссия №3.

Борьба с коррупцией.

В качестве вариантов решения проблемы могут быть предложены: ужесточении контроля и наказаний, неотвратимость наказания, повышение зарплат чиновникам (как следствие, заинтересованность в сохранении своего места), свобода СМИ (прозрачность деятельности чиновников), уменьшение роли (доли) государства в обществе (как следствие, уменьшение армии чиновников, их полномочий и возможностей злоупотреблений), усиление частого сектора.

 

Работа в группах.

Качества лидера.

Учебная группа делится на две-три подгруппы. Задача состоит в том, чтобы в процессе совместного обсуждения определить черты характера, которыми должен обладать современный лидер. Используя лист ватмана, студенты должны записать по семь черт характера в приоритетном порядке. Представитель каждой группы проводит презентацию. Результаты проделанной работы записываются на доске. В процессе подготовки в качестве вспомогательного материала может использоваться «психологическая помощь» в виде набора разнообразных черт характера личности, предлагаемая ниже.

Качества личности. Аналитический ум. Активность. Авторитетность. Аккуратность. Бахвальство. Бескорыстие. Бескомпромиссность. Бесстрашие. Верность идеалам. Внешняя привлекательность. Шарм. Доверие. Высокомерие. Внимательность. Вежливость. Волюнтаризм. Воинственность. Глупость. Дальновидность. Дар предвидения. Дееспособность. Демократизм. Доблесть. Дипломатичность. Доверчивость. Доброта. Доброжелательность. Жестокость. Занудство. Интуиция. Политическое чутье. Инициативность. Изобретательность. Карьеризм. Коммуникативность. Конформизм. Компетентность. Лживость. Любезность. Лукавство. Мужественность. Мелочность. Мудрость. Нахальство. Наглость. Напористость. Навязчивость. Оптимизм. Ответственность. Обязательность. Порядочность. Принципиальность. Подхалимство. Прагматизм. Пунктуальность. Прямолинейность. Решительность. Реалистичность. Самоотверженность. Самолюбие. Справедливость. Терпимость. Теле- и фотогеничность. Толерантность. Трусость. Упорство. Упрямство. Уравновешенность. Успешность в делах. Хорошая память. Хитрость. Харизматичность. Честность. Человеколюбие. Чувство долга. Чувство юмора. Эгоистичность. Энтузиазм. Эрудиция. Энергичность. Цинизм. Целеустремленность.

Материал: ватман, скотч, маркер.

 

 

Литература

Основная:

1. Артемов Г.П. Политическая социология: Учеб.пособие. – М.:ЛОГОС, 2003.-280с.

2. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с.

 

Дополнительная:

1. Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции.//Политические исследования – 2004.-№2,3.

2. Овчиникова О.Г. Путин, Блэр, Буш: биографии, аналогии.- М., Проспект, 2004.-287с.

3. Политическая психология лидерства. Социальная психология лидерства. В кн. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.1,2. Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом «Бахрак», 1999.-608с.

4. Салин П. «Третий срок» Владимира Путина: кадры решают все//Политический класс.-2008.-№6

5. Фатенков А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности.// Политические исследования – 2005.-№2

6. Фрейк Н.В. Политическая харизма: версии и проблемы// Социологические исследования – 2003. -№12

Методические советы

В первом вопросе надо сначала рассмотреть классическую модель политической системы Д. Истона. Далее следует дать характеристику ее основным элементам – государству и политическим партиям.

Второй вопрос предполагает характеристику тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

В третьем вопросе надо дать сравнительный анализ указанных политических систем. Это можно сделать через три модели взаимодействия законодательной власти с исполнительной, а именно: президентской, суперпрезидентской и парламентской.

 

 

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе.

Назовите основные положения системного подхода:

а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;

б) система — это сумма частей, ее составляющих;

в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система взаимодействует с окружающей средой;

д) любая система в большей или меньшей степени способна адап­тироваться к окружающей среде;

е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;

ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.

 

2. T. Гоббс полагал в качестве главной причины образова­ния государства страх, вызванный незащищенностью перед возможным насилием со стороны ближних и внешних вра­гов; Дж. Локк — целесообразность, выгоду, связанную с воз­можностью сохранения собственности и урегулирования конфликтов.

Чьи доводы, на ваш взгляд, выглядят весомее?

 

3. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую сис­тему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающие­ся распределения благ и услуг; требования, связанные с регули­рованием поведения; требования в сфере коммуникации и ин­формации. Раскройте содержание этих требований.

При рассмотрении этого вопроса надо иметь в виду, что, например, требование доступного жилья, становится реальным при выполнении следующих 3-х условий:

ü Стоимость продажи 1 квадратного метра равна среднемесячной зарплате в регионе;

ü Ипотечный кредит дается на срок от 25 лет и более;

ü Процентная ставка не превышает 8%.

(А. Вахмистров, вице-губернатор СПб по строительству)

«А и Ф – Петербург» №23, 2007г.

4. Какие из указанных условий способствуют укреплению поли­тической стабильности?

а) наличие классового типа стратификации;

б) высокие показатели экономического развития и удовлетворен­ность большинства общества своим уровнем жизни;

в) способность политической системы адекватно реагировать на по­ступающие в нее требования, корректируя политику в соответ­ствии с ними;

г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;

д) наличие устойчивых политичес­ких норм, разделяемых большин­ством общества;

е) низкая степень институализации;

ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в формировании власти;

з) отсутствие оппозиции;

и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;

к) легитимность политической власти;

л) отсутствие требований, предъяв­ляемых к системе;

м) устойчивая и эффективная система политической социализации.

 

5. Среди методов, используемых для обеспечения поли



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.013 с.)