Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа по дисциплине «Государственная инновационная политика»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УВМР _______________ А.М. Кочнев «____» ______________ 200__ г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Форма обучения – очная/очно-заочная/заочная Факультет управления экономики и права КГТУ
Курс – 5 Семестр – 9/10
Всего – 150 час.
Казань, 2007
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (________ г. утверждения)
на основании утвержденного учебного плана (от __. __. _ 200_ _ г.) по специальности (дата утверждения УП Ученым советом КГТУ)
Типовая программа по дисциплине отсутствует
Разработчик программы профессор кафедры МиПД ___________ Т.З.Мухутдинова
Рабочая программа одобрена кафедрой МиПД, протокол от __. __. 200__ г. № ____
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методической комиссии Института эколномики, управления и права и социально-гуманитарных технологий от __. __. 200__ г. № ____
Председатель методической комиссии от __. __. 200__ г. № ___
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Государственная инновационная политика» относится к циклу к циклу дисциплин специализации. Данная дисциплина изучается на пятом курсе студентами специальности 080507 «менеджмент организации». Форма обучения студентов – очная, очно-заочная, заочная. В соответствии с учебным планом специальности 080507 дисциплина изучается студентами в обязательном порядке. Код дисциплины по учебному плану – ДС. 04. Изучение дисциплины «Государственная инновационная политика» не предусмотрено ГОС ВПО.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Цели преподавания дисциплины
1.1.1 Объект изучения дисциплины – государственная научно-техническая и инновационная политика. Предмет изучения– государственная научно-техническая и инновационная политика, ее цели и задачи, стратегии, реализация в настоящее время перехода от традиционной научно-технической политики к инновационной научно-технологической, что предполагает всестороннюю поддержку и стимулирование инноваций; методы воздействия государства на активизацию инновационной деятельности предприятия, региона, страны. 1.1.2 При организации учебного процесса по дисциплине устанавливаются следующие цели ее преподавания: а) формирование и закрепление у студентов знаний по развитию, рациональному размещению и эффективному использованию научно-технического и инновационного потенциала страны, региона, формированию его структуры; б) формирование и закрепление у студентов знаний по методам увеличения вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства; в) формирование и закрепление у студентов знаний по формам и методам финансирования и другой поддержки инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса.
1.1.3 В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи: ¨ ознакомление студентов с целями и задачами государственной научно-технической и инновационной политики, нормативно-правовым регулированием инновационной политики, методами воздействия на инновационную деятельность, финансовой базой инноваций, критериями финансирования инновационной деятельности, рынком инновационной продукции, ее характеристиками и информационным обеспечением, ¨ ознакомление студентов с Концепцией государственной инновационной политики Республики Татарстан, законами Российской Федерации и Республики Татарстан и приоритетными направлениями в области науки, научно-технической и инновационной политики; ¨ ознакомление студентов с формами и методами активизации и стимулирования инновационной деятельности, с финансовой базой научной, научно-технической и инновационной деятельности. Изучение программно-целевого планирования позволит студентам понять государственную поддержку научной и инновационной деятельности через установление приоритетов в науке и технике и целевом их финансировании через целевые программы. Студенты на практических занятиях научатся работать с информационно-поисковыми системами, базой данных Консультант-Плюс, в Интернете, пользоваться их содержанием при изучении необходимого материала (большого массива законов и законодательных актов в области научной и инновационной деятельности, гражданского кодекса и других материалов), ознакомятся с приоритетными направлениями науки и техники в области фундаментальных исследований и с критическими технологиями федерального уровня. Студенты рассмотрят и обсудят конкретные федеральные, республиканские, межвузовские, целевые комплексные и другие научно-технические и инновационные программы, а также программы, в которых принимают участие профессорско-преподавательский состав и научные специалисты КГТУ.
1.2 Результаты, достигаемые при обучении
1.2.1Студент, изучивший дисциплину, должен: ¨ знать понятия: «государственная инновационная политика», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент», «инновационный проект», «инновационная программа», «финансовая база инноваций», «жизненный цикл инноваций»; ¨ иметь представление о принципах и механизмах государственной научно-технической и инновационной политики, о необходимости создания со стороны правительства благоприятного инновационного климата и других важных условий для активизации инновационной деятельности предприятий в целях осуществления быстрого технологического роста, экономического процветания и улучшения благосостояния населения страны, повышения ее обороноспособности; ¨ знать особенности современного экономического состояния в мире, стране и регионе; взаимовлияние государственной научно-технической и инновационной политики и развития производительных сил; ¨ знать современные экономические методы активизации и стимулирования инновационной деятельности предприятий, нормативно-правовые основы регулирования инновационной деятельности и методы воздействия на нее, особенности инновационной политики со стороны государства в России и в Республике Татарстан. 1.2.2Студент, изучивший дисциплину, должен уметь: ¨ работать с компьютерными базами данных (база данных Консультант-Плюс и аналогичные) и в Интернете и проводить практические исследования по поиску, выбору и анализу необходимых законодательных актов для подготовки документации при работе с инновационными проектами и программами,, при поиске источников финансирования инновационных проектов на разных стадиях их готовности; ¨ разработать инновационный проект и инновационную программу или оказать помощь в разработке инновационного проекта и инновационной программы техническим специалистам и предприятиям для их представления в различные инвестиционные фонды, или провести их экспертизу; ¨ разработать бизнес-план инновационного предпринимательского проекта и провести его экспертизу. Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Государственная инновационная политика» могут быть успешно использованы: студентами при выполнении дипломных работ, при определении приоритетности выбранной тематики, разработке инновационных программ и проектов, бизнес-планов инновационных предпринимательских проектов и их экспертизе; специалистами при разработке инновационной стратегии предприятия, разработке планов и выборе приоритетов технического развития, поиске финансового обеспечения, определении эффективности инновационной деятельности.
1.3 Предшествующие дисциплины
В таблице 1 представлены темы предшествующих дисциплин, которые необходимо изучить студенту для успешного освоения материалов дисциплины «Государственная инновационная политика».
Таблица 1 – Дисциплины и их темы, используемые при изучении дисциплины «Государственная инновационная политика»
1.4 Последующие дисциплины
В таблице 2 представлены темы дисциплины «Государственная инновационная политика», знание которых необходимо студенту для усвоения материалов других дисциплин, изучение которых предусмотрено образовательной программой по специальности 080507 на базе данной дисциплины в будущем, а также при подготовке отчетов по практике различных видов, выполнении выпускной квалификационной работы, подготовке и сдаче междисциплинарного государственного экзамена и др. Таблица 2 – Использование материалов дисциплины «Государственная инновационная
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Распределение учебного времени по видам занятий
Распределение времени, отведенного учебным планом специальности 080507 на изучение дисциплины «Государственная инновационная политика» (по видам занятий и их темам), представлено в таблице 3. Таблица 3 – Распределение по видам занятий и формам обучения (О – очная, ОЗ – очно-заочная, З – заочная) учебного времени дисциплины СД.Ф.13 «Государственная инновационная В часах
Лекции Общая продолжительность лекционных занятий и распределение учебного времени по отдельным темам представлены в таблице 3. Далее приводится конкретное содержание лекционных занятий по темам. Сегодня важнейшим фактором стабильного ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ Приоритетные направления государственной инновационной политики и программно-целевое управление. Понятия и типы инновационных, комплексных и целевых программ, инновационных проектов. Порядок формирования, финансирования и выполнения инновационных научно-технических программ и проектов. Нормативные материалы. Методы прогнозирования и формы представления технических и экономических показателей в программах. Тема 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Законодательство — основной регулятор инноваций и научно-технической деятельности. Основные законодательные акты Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности». Закон «Об образовании». Указ Президента РФ «О доктрине развития российской науки». Указ Президента РФ «О государственной поддержке интеграции образования и фундаментальной науки». Основополагающий для инновационной деятельности Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Общие законодательные акты (налоговое законодательство, гражданский кодекс, земельный кодекс.) Тема 5. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ Прямое государственное и косвенное методы регулирования научной и инновационной деятельности. Их содержание и характеристика. Налоговая политика. Основные направления совершенствования налоговой политики. Стимулирование инноваций государством через систему налогов. Формирование внебюджетных фондов. Кредитная политика. Роль кредита в осуществлении инновационной деятельности. Схема участия коммерческого банка в функции инновационной деятельности. Основные функции банка при выдаче кредита под инновационные проекты (размещение свободных денежных ресурсов, порученческая функция, стимулирующая функция). Этапы отбора инновационных проектов под инвестиции. Правовая защита интеллектуальной собственности. Объекты защиты. Основные формы правовой защиты интеллектуальной собственности. Авторское право, патент, изобретение, промышленный образец, полезная модель и т. д. Временные рамки для различных действий, предусмотренные патентным законом РФ. Лицензионный договор. Понятие — “ноу-хау”, его основные признаки. Договор на создание, передачу и внедрение научно-технической продукции, инженерно-консультационных и иных услуг. Другие формы взаимодействия. Структура договора, приложений к нему. Общие правила при оформлении. Тема 6. ФИНАНСОВАЯ БАЗА ИННОВАЦИЙ Факторы и критерии финансирования инновационной деятельности. Система финансирования — инструмент реализации государственной политики. Критерии целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Критерии оптимальности форм прямой государственной поддержки по конкретным направлениям науки и техники. Критерии эффективности механизма, стимулирующего привлечения ресурсов из внебюджетных источников. Формирование механизма финансирования на общесистемном и на элементном уровнях. Принцип адаптивности. Факторы, влияющие на общесистемном уровне. Структура основных целей государственной научно-технической политики текущего периода. Новые цели и приоритеты в финансировании научно-технической сферы. Выборочная поддержка ведущих научных организаций. Целевая избирательная поддержка конкретных программ, проектов и работ. Индивидуальная поддержка ведущих ученых. Способы и источники финансирования. Адресное использование финансирования инновационной деятельности. Источники финансирования инноваций в мировой практике: государственные ассигнования, собственные средства промышленных фирм, высших учебных заведений, средства некоммерческих организаций, кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал. Учет источников финансирования в РФ по направлениям: средства республиканского (местного) бюджета, собственные средства, средства внебюджетных фондов, средства организаций предпринимательского сектора, средства частных неприбыльных организаций, средства иностранных источников. Госбюджетное финансирование. Прямые бюджетные ассигнования (базовое финансирование научной организации, конкурсное распределение средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований — система грантов). Гранты. Конкурсное распределение средств — как форма, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере. Выделение госзаказа на конкурсной основе (конкурс предложений). Выполнение госзаказа на конкурсной основе (конкурс готовых решений). Стремление государства свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поиск заказчика, непосредственно заинтересованного в результатах исследований, финансируемых из бюджета — один из способов снижения риска. Внебюджетное финансирование. Внебюджетные источники финансирования научно-технического развития. Собственные средства. Прибыль. Накопленный амортизационный фонд. Уставной капитал. Направления, финансируемые за счет собственных средств. Перспективные источники финансирования. Лизинг. Объекты лизинга. Участник лизинговой сделки. Прямой и косвенный лизинг. Разновидности лизинговых сделок: по составу участников, по типу имущества, по степени окупаемости имущества, в зависимости от условий амортизации, финансовый и оперативный, по объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества, в зависимости от сектора рынка, по характеру лизинговых платежей. Венчурное финансирование. характерные черты инвесторов венчурного капитала. Траст — как разновидность венчурного финансирования. Ценные бумаги. Облигации, акции. Эффективность научных исследований. Сложности определения экономической эффективности НИР. Четыре основных метода оценки эффективности исследований и разработок: метод соотносительности, метод движения денежных средств, метод конечной оценки проекта, метод объявленных исследовательских доходов. Тема 7. РЫНОК ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ Характеристика рынка. Научно-техническая продукция как товар. Субъекты инновационного рынка (государство, предприятия, учреждения, университеты, фонды, физические лица). Объекты инновационного рынка (результаты интеллектуальной деятельности), их формы. Понятие «передача (трансфер) технологий». Отличительные особенности рынка инноваций. Рыночная неопределенность. Технологическая неопределенность. Продуктовая ориентация. Технико-рыночная ориентация. Формы передачи технологий. Формы передачи технологий на коммерческой основе. Некоммерческие формы передачи технологий. Формы коммерческой передачи информации. Понятие лицензии. Вертикальный и горизонтальный трансфер технологий. Информационное обеспечение инноваций на рынке. Главное свойство информации как продукта — достоверность. Источники информации. Первичная и вторичная информации, их достоинства и недостатки. Виды обмена информацией. Базы данных, банки данных, их особенности. Компьютерные системы управления базами данных. Компьютерные сети (локальные и удаленные). Экспертные системы. Компьютерная экспертная система. Система экспертизы. Главная задача экспертизы. Функции экспертизы: прогнозирование показателей технического уровня проекта и обобщение полученных оценок для принятия решения. Задачи экспертизы с точки зрения различных видов анализа (технического анализа, коммерческого анализа, экологического анализа, организационного анализа, социального анализа, финансового анализа, экономического анализа). Этапы экспертизы инвестиционной заявки: предварительная экспертиза, независимая экспертиза, принятие решения о финансировании проекта. Цели предварительной экспертизы и основные причины отсева проектов. Методы отбора проектов на этапе независимой экспертизы. Отбор проектов с помощью перечня критериев. Группы критериев (целевые, внешние и экологические, критерии предприятия реципиента, научно-технические, коммерческие, производственные, рыночные, критерии региональных особенностей проекта). Балльная оценка рассматриваемых проектов. Финансово-коммерческая оценка (оценка финансового состояния предприятия, определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций).
Тема 8. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновационное предпринимательство в России и РТ. Государственный координационный центр по инновациям. Малый бизнес и инновации. Технопарки – инновационный этап развития межвузовской научно-технической программы. Научно-технологический парк. Инкубатор бизнеса. Современные инновационные структуры (бизнес-парки, СЭЗ, финансово-промышленные группы, венчурный капитал и др.) Развитие и защита предпринимательства. Приоритетные направления развития предпринимательской деятельности. Стимулирование малого предпринимательства. Поддержка предпринимательской деятельности в приоритетных направлениях. Приоритетные направления предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и формы их стимулирования и поддержки. Структуры, поддерживающие малое предпринимательство в РТ. Тема 9. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ
Задачи и содержание экономических отношений в области международного научно-технического сотрудничества. Основные организации формы международного сотрудничества. Международные лицензионные соглашения в науке и технике. Экономическая эффективность международных обменов технологиями. Товарная концепция обмена научно-техническими результатами. Лабораторные занятия Учебным планом специальности 080507 не предусмотрено проведение лабораторных занятий по дисциплине «Государственная инновационная политика».
Курсовая работа
Учебным планом специальности 080507 не предусмотрено выполнение студентами курсовой работы по дисциплине «Государственная инновационная политика».
Курсовой проект
Учебным планом специальности 080507 не предусмотрено выполнение студентами курсового проекта по дисциплине «Государственная инновационная политика».
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 3.1 Характеристика самостоятельной работы студентов
3.1.1 Общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом специальности 080507 по дисциплине «Государственная инновационная политика» для очной, очно-заочной и заочной форм обучения, а также распределение учебного времени по отдельным темам представлены в таблице 3. СРС включает следующие виды работ: ¨ изучение теоретического (лекционного) материала по темам в течение семестра; ¨ подготовку к письменной работе по указанным темам; ¨ подготовку к практическим занятиям; ¨ подготовку и сдачу реферата по одной из предложенных тем; ¨ подготовку к сдаче экзамена; ¨ сдача экзамена. По результатам осуществления СРС применяются следующие виды контроля: ¨ выдача вопросов для самостоятельного контроля знаний по дисциплине; ¨ проведение текущего контроля усвоения теоретического материала — устный опрос на лекциях и практических занятиях, проверка письменных работ по темам; ¨ проведение консультаций по вопросам, вызывающим затруднения (1 час в неделю); ¨ выдача заданий для подготовки рефератов по одной из предлагаемых тем; ¨ проведение консультаций по подготовке рефератов; ¨ прием защиты рефератов.
3.1.2 Развернутая схема внеаудиторной работы студентов с указанием форм деятельности и соответствующих им форм контроля результатов, а также примерного времени, затрачиваемого студентом на выполнение различных видов работ (включая подготовку к занятиям), и ссылок на рекомендуемые источники информации представлены в таблицах А.1-А.3 (приложение А) – соответственно для очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Государственная инновационная политика» 4.1 Основная литература При изучении дисциплины «Государственная инновационная политика» в качестве основных источников информации рекомендуется использовать следующую литературу:
4.2 Дополнительная литература
В качестве дополнительной литературы при изучении дисциплины «Государственная инновационная политика» могут быть рекомендованы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стрекалов О. Б. Инновационный менеджмент. Учебное пособие — Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 1997. — 256 с. — ISBN 5-7882-0030-X. 2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005 – 448 с. 3. Стрекалов О.Б. Инновационное развитие региона: Состояние и перспективы. — Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 1997. — 148 с. 4. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. — Таганрог. Изд-во ТРТУ. 1998. (Электронная версия книги в Интернете). 5. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Монография. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. — 244 с. (Электронная версия книги в Интернете) 6. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В. О. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. 7. Республика Татарстан: Время больших перемен./ Отв. ред. Ф. Х. Мухаметшин. — Казань, Изд-е Кабинета Министров Республики Татарстан, 1996. — 383 с. 8. Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. 9. Закон Республики Татарстан «О науке и научной деятельности» от 18 июня 1998 г. №1661. 10. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1996 г. № 2727п-П8. Приоритетные направления развития науки и техники. 11. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1996 г. № 2728п-П8. Критические технологии федерального уровня. 12. Критические технологии федерального уровня, 2002 г. (В Интернете или в базах данных). 13. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. Науч. ред. и автор предисловия Л. И. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 519 с. 14. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: «Прогресс», 1990. 15. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.– М.: «Экономика», 1989. – 271 с. 16. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 718 с. 17. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. — М.: «Аланс», 1994. — 303 с. 18. Порядок формирования, финансирования и выполнения инновационных научно-технических программ и проектов (Нормативно-методические материалы). Изд. 2-е, перераб. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию М., 1996. (Серия “Инновационная деятельность”; выпуск 8). 19. Лабораторный практикум по физикохимии компонентов окружающей среды: Учеб. пособие / А.А.Мухутдинов, О.А.Сольяшинова, Е.В.Владимирова, Т.З.Мухутдинова, С.В. Фридланд / – Казань, Казан. гос. технол. ун-т, 2005. – 188 с. 20. Курс экономической теории: Учебник — 4-е доп. и перераб. издание. — Киров: «АСА», 1999 г. — 752 с. / Под ред. проф. Чепурина М.А., проф. Киселевой Е.А. 21. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Эксперим. учебник для общеобразоват. учреждений с углубл. изуч. экономики. — М., Фонд за экономическую грамотность, 1995. — 624 с. 22. Журнал «Мировая экономика и международные отношения». 23. Журнал «Эксперт»
Приложение А Планируемое содержание самостоятельной работы студента при изучении дисциплины Таблица А.1 – Очная форма обучения
|