Тема №8. Общество как объект философского анализа 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Общество как объект философского анализа



Занятие 8/1. Лекция:

«Общество как целостная, саморазвивающаяся система»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с современными подходами социально- философского осмысления общественной жизни.

2. Осуществить анализ признаков, характеризующих общество как сложную саморазвивающуюся систему.

3. Раскрыть диалектику основных сфер жизни общества.

Вопросы лекции:

1. Социальная философия как теория и методология познания общества.

2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни.

Методические рекомендации:

На протяжении многих тысяч лет общество объективно продолжает оставаться одним из самых сложных объектов познания. Различные аспекты состояния, функционирования и развития общества изучаются в рамках целого ряда наук. Социальная философия в этом ряду выступает как теория и методология системного осмысления общественной жизни.

При изучении первого вопроса лекции важно отметить то, что социально-философский анализ позволяет:

– исторически ретроспективно воссоздать объект;

– отвлечься от случайностей и обнаружить необходимое, проникнуть за явление в сущность;

– увидеть общество целостно, осуществив системный и структурный анализ общественной жизни;

– исследовать объект глубоко и всесторонне, до выявления закономерностей его функционирования и развития;

– обнаружить тенденции и перспективы социального развития;

– выявить логико-историческую последовательность, а значит вскрыть причинно-следственные связи и отношения в общественном развитии.

Важно понимать, что исследуя общество как историко-социальный феномен, мы обращаемся довольно часто не к обществу как данности, а имеем дело с идеализированным объектом исследования, собственно оперируем идеальной моделью.

Социально-философский анализ общества сводится к следующему:

· понимание общества как обособившейся от природы части материального мира, характеризующегося целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей и социальных институтов по воспроизводству человека, материальной и духовной культуры, системы норм и принципов жизни, общественных отношений;

· сущность общества конкретизируется в его существенных признаках:

– наличие людей, наделенных сознанием, как материально-духовных носителей организации и функционирования общества;

– функционирование системы организации и управления (государственные и общественные институты);

– нормы и принципы, поведения, общения и деятельности;

– наличие общественных отношений;

– мыслительная и практическая деятельность субъектов общества как их действительная жизнь и др.

Общество относится к числу сложных, саморазвивающихся динамичных систем.

Признаками общества как системы являются:

– целостность;

– способность сохранять себя под воздействием внутренних и внешних дестабилизирующих факторов;

– субстратность, способность развиваться на своей собственной основе;

– структурность;

– функциональность;

– действие объективных законов;

– наличие подсистем и др.

Системное функционирование и развитие общества состоит во взаимосвязи и взаимодействии его признаков, элементов, объективных законов и субъективности индивидов, в определенной скоординированности и субординированности деятельности субъектов, материально-физического и духовного развития людей, уровней и сфер жизни общества, в соотнесенности истории общества с прогрессивным или регрессивным его развитием и других показателях.

При изучении второго вопроса лекции «Общество как система: диалектика основных сфер его жизни» важно не упустить из поля зрения следующие аспекты:

Обществосложноорганизованная, иерархичная, многоуровневая система, каждый элемент которой может рассматриваться в качестве подсистемы или самостоятельной системы;

· система – это упорядоченное организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих её элементов;

· в обществе как сложной социальной системе определяющим является не совокупность элементов ее составляющих, а сущностной характер связей и отношений между ними;

· в зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических (для «тела») или духовных (для «души») потребностей выделяют два уровня жизни общества:

– материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;

– духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни;

· в зависимости от существования необходимо-важных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:

– материально-производственная сфера жизни общества;

– социальная сфера жизни общества;

– политико-правовая сфера жизни общества;

– духовная сфера жизни общества;

· сфера (подсистема) жизни общества представляет собой разновидность социальной организации и деятельности, обладающая особым содержанием, закономерностями и объединением круга лиц, способами или средствами функционирования, определенными пределами распространенности;

· социально-культурным основанием выделения сфер жизни общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной жизнедеятельности общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования.

Сфера материально-производственной жизни общества:

· это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей;

· это преимущественно вещная и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где создаются материальные основы жизни людей, используется НТП, удовлетворяются материально-физические потребности.

В структуре материально-производственной жизни можно выделить:

– финансовую жизнь общества;

– жизнедеятельность субъектов промышленности;

– сельское хозяйство;

– жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи;

– материально-производственная индивидуальная трудовая деятельность;

– жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве;

– научно-технический прогресс как направление материально-производственной деятельности;

– функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере;

– система норм и принципов материально-производственной жизнедеятельности и управления экономикой страны; торговля; сфера хозяйственного сервиса;

– система экономических отношений.

Основными критериями материально-производственной сферы жизни общества выступают:

– развитость орудий трудовой жизнедеятельности;

– наличие новых, экологически безвредных технологий;

– реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве;

– внутренний валовой продукт;

– способы организации воспроизводства материальной культуры в соотношении с формами собственности и принципами хозяйственной деятельности.

Социальная сфера жизни общества:

· необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность индивидов и других субъектов общества и отношений, характеризующая их положение в обществе с позиций социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, достойного уровня и качества жизни.

Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по субъектам:

а) в демографическом аспекте: положение в обществе младшего поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений; мужчин и женщин;

б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп и специальностей;

в) по социальному признаку: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бездомных, бедных, многосемейных и т. д.

Вместе с тем, структуру социальной сферы можно представить также и по основным слагаемым статуса личности или социальной общности (права, свободы, обязанности и ответственность).

Основными критериями социальной жизни общества выступают:

– статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни;

– положение демографических, этнических, профессиональных, конфессиональных и других общностей в гражданском обществе;

– качество и уровень жизни людей.

Политико-правовая сфера жизни общества:

· подсистема, содержанием которой является установление имущественных отношений на основе форм собственности и осуществление власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти;

· жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой;

· основными субъектами политической жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи;

· политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках – в политической организации общества как совокупности политических институтов – государства, политических партий, движений, союзов и т. п.;

· важной характеристикой политической жизни является ее системность, в которую входят: политическая организация общества, политические отношения и деятельность субъектов, функционирование политического сознания, режим осуществления власти, политическая культура субъектов общества.

Структуру политико-правовой сферы жизни общества составляют:

– общение, поведение и деятельность субъектов политической сферы (их действительная политическая жизнь);

– система политико-правовых отношений общества;

– совокупность функционирующих политических институтов;

– политическая и правовая культура субъектов;

– осуществление режима власти.

Главными критериями политико-правовой жизни являются:

– согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны;

– наличие политических прав и свобод и их осуществление;

– демократизм;

– верховенство закона в политической деятельности субъектов общества, качество и степень правового регулирования активности общества, граждан и др.

Духовная сфера жизни общества:

· необходимая подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека;

Духовная сфера жизни характеризуется:

– производством идей, духовных ценностей, символов и знаков как идеальных образований;

– развитием сознания и духовного мира различных социальных субъектов;

– развитием нравственных, эстетических отношений, отношений свободы совести и др.

В структуре духовной сферы жизни общества выделяются:

– процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания;

– научная жизнь общества;

– художественно-эстетическая жизнь общества;

– образовательно-воспитательный процесс в обществе;

– функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

– информационная жизнь общества;

– нравственная жизнь общества.

Основными критериями духовной сферы жизни общества являются:

· развитость индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств;

· осознание человеком самого себя, своих отношений с природой и обществом;

· гуманистическая направленность типа общественного мировоззрения;

· состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества;

· мера развитости образования, науки, информационной жизни общества, искусства;

· практическая реализация свободы совести граждан.

Формы взаимодействия основных сфер жизни могут проявляться:

· во взаимозависимости и взаимообогащении содержания сфер жизни через обмен деятельностью и ценностями;

· в активном взаимном влиянии друг на друга (политика и экономика);

· в приоритетности той или сферы жизни на различных исторических этапах функционирования общества;

· в актуализации теоретико-идеологической или обыденно-практической сторон жизни общества;

· в способности к интеграции как способа объединения возможностей основных сфер жизни при решении общесоциальных или общегосударственных задач.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является объектом и предметом социально-философского познания?

2. Что является главной задачей и предназначением социальной философии?

3. Какие аспекты анализа общества раскрываются в его системных признаках?

4. Каковы сущностные характеристики материально-производственной сферы общественной жизни?

5. Политико-правовая сфера жизни общества: содержание, структура и критерии?

6. Каковы содержание, структура и критерии социальной сферы жизни общества?

7. В чем заключается специфика духовной сферы жизни общества?

8. Какова диалектика взаимодействия основных сфер жизни общества?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 8/2. Лекция:

«Смысл и направленность развития истории»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с современным философским пониманием смысла и направленности развития истории.

2. Раскрыть многообразие философских подходов к определению основных критериев общественного прогресса.

3. Выявить единство и различия формационного и цивилизационного подходов как способов анализа развития человеческой истории.

Вопросы лекции:

1. Проблема общественного прогресса и его критериев.

2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

Методические рекомендации:

Вопросы смысла и направленности жизнедеятельности людей тесно связаны с проблемами общественного прогресса. Философски осмыслить общество - значит поставить и решить наиболее сложные его проблемы, объяснить источники, движущие силы и направленность его развития.

При рассмотрении первого вопроса лекции важным представляется анализ основных идей к пониманию общественного прогресса в истории философской мысли:

– человечество постоянно и непрерывно совершенствуется (Лукреций Кар);

– сведение общественного прогресса к прогрессу человеческого разума (А.Тюрго);

– при всей неравномерности развития разных стран и народов, мировая история представляет собой единый развивающийся процесс (И.Гердер);

– общественный прогресс определяется исключительно степенью свободы человека (И.Кант);

– развитие человечества не совершается без борьбы, существовали и периоды регресса (Г.Гегель);

– идея прогресса имеет в своей основе религиозное обоснование (Н.Бердяев).

· Общественный прогресс представляет собой переход от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным ее формам, включая поступательное развитие всей мировой истории.

К наиболее важным существенным признакам общественного прогресса следует отнести:

– поступательное, положительное продвижение жизнедеятельности людей во времени и пространстве в соответствии со смыслом жизни, их потребностями и интересами;

– совокупность позитивных качественных изменений в социальной жизни людей и их культуре;

– подготавливается всем ходом развития человеческой истории;

– являясь универсальным законом развития общества, прогресс не имеет прямолинейной направленности, он всегда гибок и многообразен;

– может проявляться в различных формах развития общества (эволюционной или в революционный);

– социальный прогресс часто достигается ценой жизни сотен тысяч людей;

– соотносится с регрессом как деструктивным социальным развитием.

Одним из важнейших вопросов является выявление основных критериев общественного прогресса и требованиях, предъявляемых к ним.

Среди основных требований, предъявляемых к критерию общественного прогресса можно выделить:

– объективность;

– научность;

– единство объективного и субъективного;

– всеобщий характер действия.

Существует весьма широкий спектр подходов к определению основных критериев общественного прогресса. Основаниями для их выделения служит многообразие важнейших сторон социальной жизни: экономика, политика, право, наука, мораль, религия и др.

Среди основных частных критериев общественного прогресса сегодня выделяются:

– уровень развития производительных сил;

– состояние демократизма, политических прав и свобод граждан;

– уровень развития и использования научных знаний в интересах человека;

– уровень развитости и значимости моральных норм;

– правовой статус личности и уровень его реализации;

– уровень развития религиозного сознания.

Представляется, что данные частные критерии играют достаточно важную роль в жизни социума, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Существует острая необходимость в выработке общефилософского критерия общественного прогресса, где определяющим является положение человека в социуме, степень развития его духовных и физических сил, удовлетворение многообразных потребностей и интересов.

В рамках общефилософского критерия наиболее важными сторонами жизни человека в социуме являются:

– реальное положение человека в обществе;

– его политико-правовой статус;

– состояние демократизма и гуманизации отношений в обществе;

– реальная степень свободы (светской и религиозной);

– уровень и качество жизни;

– уровень образованности и воспитанности;

– особая значимость норм морали как регуляторов общественной жизни;

– состояние научных знаний и открытий и их использование во благо человека;

– наличие свободного времени;

– возможность и полнота удовлетворения потребностей и интересов.

При рассмотрении второго вопроса лекции «Формационный и цивилизационный подход к развитию общества» важно обратить внимание обучаемых на то, что из всего многообразия подходов, объясняющих развитие общества наиболее содержательными и актуальными являются формационная и цивилизационная концепции.

Создателями формационной концепции общественного развития были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Основу их теории составляет материалистическое понимание истории:

а) решающее значение в развитии общества принадлежит экономическому фактору (материальному производству);

б) основой для периодизации всемирной истории выступают производственные отношения, определяющими из которых выступают отношения собственности;

в) в научный оборот вводится категория общественно-экономическая формация, которая отражает конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, функционирующий и развивающийся в соответствии с объективными законами;

г) в структуре общественно-экономической формации выделяется базис и надстройка: где базис – это совокупность производственных отношений, а надстройка – это возникающие на основе базиса и соответствующие ему идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты;

д) развитие человеческой истории представляется как естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и до коммунистической.

При анализе цивилизационной концепции важно осмыслить, что категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь в середине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственных структур, в условиях наличия высокой степени разделения труда.

Содержание понятия «цивилизация» определяется достаточно многообразно:

· цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной;

· под цивилизацией также понимают такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными, когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе;

· цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками.

Автором цивилизационной концепции развития истории по праву является А. Тойнби (1889-1975). Основное содержание его концепции можно свести к следующим исходным положениям:

– исторический процесс представляет собой совокупность локальных, замкнутых цивилизаций развивающихся на своей собственной основе;

– неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания;

– рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, существование которых зависит всецело от природных условий;

– существует четыре основные фазы становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад);

– возникновение цивилизации так же как и ее дальнейший прогресс определяется способностью людей давать адекватные ответы на «вызовы» природного или социального характера;

– необходимое условие сохранение цивилизации – ее духовное единство на основе приобщения к вселенской религии.

В рамках социально-философского анализа данной проблемы особый интерес представляет установление содержательной характеристики цивилизации как особой, специфической формы самореализации социальной общности, а также выявление и объяснение сущности цивилизации как социально-исторической целостности.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика философского понимания смысла и направленности развития истории?

2. Раскройте многообразие подходов в понимании идеи общественного прогресса в истории философской мысли.

3. Каково содержание частных критериев общественного прогресса?

4. Общефилософский критерий общественного прогресса и его содержание.

5. Формационная концепция и ее вклад объяснение процесса развития человеческой истории?

6. Цивилизационная концепция А. Тойнби и ее исходные положения.

7. В чем состоит единство и различия формационного и цивилизационного подходов к анализу развития общества?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 8/3. Семинар:

«Основные проблемы социальной философии»

Время - 2 часа

Цели семинара:

1. Углубление знаний обучаемых по основным проблемам социально-философского анализа общественной жизни.

2. Контроль за усвоением обучаемыми пройденного учебного материала.

3. Формирование философской культуры правильного мышления и речи будущих сотрудников МЧС.

4. Воспитание личной ответственности за высокие результаты учебы в академии.

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.008 с.)