Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №8. Общество как объект философского анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 8/1. Лекция: «Общество как целостная, саморазвивающаяся система» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с современными подходами социально- философского осмысления общественной жизни. 2. Осуществить анализ признаков, характеризующих общество как сложную саморазвивающуюся систему. 3. Раскрыть диалектику основных сфер жизни общества. Вопросы лекции: 1. Социальная философия как теория и методология познания общества. 2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни. Методические рекомендации: На протяжении многих тысяч лет общество объективно продолжает оставаться одним из самых сложных объектов познания. Различные аспекты состояния, функционирования и развития общества изучаются в рамках целого ряда наук. Социальная философия в этом ряду выступает как теория и методология системного осмысления общественной жизни. При изучении первого вопроса лекции важно отметить то, что социально-философский анализ позволяет: – исторически ретроспективно воссоздать объект; – отвлечься от случайностей и обнаружить необходимое, проникнуть за явление в сущность; – увидеть общество целостно, осуществив системный и структурный анализ общественной жизни; – исследовать объект глубоко и всесторонне, до выявления закономерностей его функционирования и развития; – обнаружить тенденции и перспективы социального развития; – выявить логико-историческую последовательность, а значит вскрыть причинно-следственные связи и отношения в общественном развитии. Важно понимать, что исследуя общество как историко-социальный феномен, мы обращаемся довольно часто не к обществу как данности, а имеем дело с идеализированным объектом исследования, собственно оперируем идеальной моделью. Социально-философский анализ общества сводится к следующему: · понимание общества как обособившейся от природы части материального мира, характеризующегося целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей и социальных институтов по воспроизводству человека, материальной и духовной культуры, системы норм и принципов жизни, общественных отношений; · сущность общества конкретизируется в его существенных признаках: – наличие людей, наделенных сознанием, как материально-духовных носителей организации и функционирования общества; – функционирование системы организации и управления (государственные и общественные институты); – нормы и принципы, поведения, общения и деятельности; – наличие общественных отношений; – мыслительная и практическая деятельность субъектов общества как их действительная жизнь и др. Общество относится к числу сложных, саморазвивающихся динамичных систем. Признаками общества как системы являются: – целостность; – способность сохранять себя под воздействием внутренних и внешних дестабилизирующих факторов; – субстратность, способность развиваться на своей собственной основе; – структурность; – функциональность; – действие объективных законов; – наличие подсистем и др. Системное функционирование и развитие общества состоит во взаимосвязи и взаимодействии его признаков, элементов, объективных законов и субъективности индивидов, в определенной скоординированности и субординированности деятельности субъектов, материально-физического и духовного развития людей, уровней и сфер жизни общества, в соотнесенности истории общества с прогрессивным или регрессивным его развитием и других показателях. При изучении второго вопроса лекции «Общество как система: диалектика основных сфер его жизни» важно не упустить из поля зрения следующие аспекты: Общество – сложноорганизованная, иерархичная, многоуровневая система, каждый элемент которой может рассматриваться в качестве подсистемы или самостоятельной системы; · система – это упорядоченное организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих её элементов; · в обществе как сложной социальной системе определяющим является не совокупность элементов ее составляющих, а сущностной характер связей и отношений между ними; · в зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических (для «тела») или духовных (для «души») потребностей выделяют два уровня жизни общества: – материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень; – духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни; · в зависимости от существования необходимо-важных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются: – материально-производственная сфера жизни общества; – социальная сфера жизни общества; – политико-правовая сфера жизни общества; – духовная сфера жизни общества; · сфера (подсистема) жизни общества представляет собой разновидность социальной организации и деятельности, обладающая особым содержанием, закономерностями и объединением круга лиц, способами или средствами функционирования, определенными пределами распространенности; · социально-культурным основанием выделения сфер жизни общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной жизнедеятельности общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования. Сфера материально-производственной жизни общества: · это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей; · это преимущественно вещная и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где создаются материальные основы жизни людей, используется НТП, удовлетворяются материально-физические потребности. В структуре материально-производственной жизни можно выделить: – финансовую жизнь общества; – жизнедеятельность субъектов промышленности; – сельское хозяйство; – жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи; – материально-производственная индивидуальная трудовая деятельность; – жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве; – научно-технический прогресс как направление материально-производственной деятельности; – функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере; – система норм и принципов материально-производственной жизнедеятельности и управления экономикой страны; торговля; сфера хозяйственного сервиса; – система экономических отношений. Основными критериями материально-производственной сферы жизни общества выступают: – развитость орудий трудовой жизнедеятельности; – наличие новых, экологически безвредных технологий; – реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; – внутренний валовой продукт; – способы организации воспроизводства материальной культуры в соотношении с формами собственности и принципами хозяйственной деятельности. Социальная сфера жизни общества: · необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность индивидов и других субъектов общества и отношений, характеризующая их положение в обществе с позиций социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, достойного уровня и качества жизни. Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по субъектам: а) в демографическом аспекте: положение в обществе младшего поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений; мужчин и женщин; б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп и специальностей; в) по социальному признаку: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бездомных, бедных, многосемейных и т. д. Вместе с тем, структуру социальной сферы можно представить также и по основным слагаемым статуса личности или социальной общности (права, свободы, обязанности и ответственность). Основными критериями социальной жизни общества выступают: – статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни; – положение демографических, этнических, профессиональных, конфессиональных и других общностей в гражданском обществе; – качество и уровень жизни людей. Политико-правовая сфера жизни общества: · подсистема, содержанием которой является установление имущественных отношений на основе форм собственности и осуществление власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти; · жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой; · основными субъектами политической жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи; · политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках – в политической организации общества как совокупности политических институтов – государства, политических партий, движений, союзов и т. п.; · важной характеристикой политической жизни является ее системность, в которую входят: политическая организация общества, политические отношения и деятельность субъектов, функционирование политического сознания, режим осуществления власти, политическая культура субъектов общества. Структуру политико-правовой сферы жизни общества составляют: – общение, поведение и деятельность субъектов политической сферы (их действительная политическая жизнь); – система политико-правовых отношений общества; – совокупность функционирующих политических институтов; – политическая и правовая культура субъектов; – осуществление режима власти. Главными критериями политико-правовой жизни являются: – согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны; – наличие политических прав и свобод и их осуществление; – демократизм; – верховенство закона в политической деятельности субъектов общества, качество и степень правового регулирования активности общества, граждан и др. Духовная сфера жизни общества: · необходимая подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека; Духовная сфера жизни характеризуется: – производством идей, духовных ценностей, символов и знаков как идеальных образований; – развитием сознания и духовного мира различных социальных субъектов; – развитием нравственных, эстетических отношений, отношений свободы совести и др. В структуре духовной сферы жизни общества выделяются: – процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; – научная жизнь общества; – художественно-эстетическая жизнь общества; – образовательно-воспитательный процесс в обществе; – функционирование религии, свободомыслия и атеизма; – информационная жизнь общества; – нравственная жизнь общества. Основными критериями духовной сферы жизни общества являются: · развитость индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств; · осознание человеком самого себя, своих отношений с природой и обществом; · гуманистическая направленность типа общественного мировоззрения; · состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; · мера развитости образования, науки, информационной жизни общества, искусства; · практическая реализация свободы совести граждан. Формы взаимодействия основных сфер жизни могут проявляться: · во взаимозависимости и взаимообогащении содержания сфер жизни через обмен деятельностью и ценностями; · в активном взаимном влиянии друг на друга (политика и экономика); · в приоритетности той или сферы жизни на различных исторических этапах функционирования общества; · в актуализации теоретико-идеологической или обыденно-практической сторон жизни общества; · в способности к интеграции как способа объединения возможностей основных сфер жизни при решении общесоциальных или общегосударственных задач. Вопросы для самоконтроля: 1. Что является объектом и предметом социально-философского познания? 2. Что является главной задачей и предназначением социальной философии? 3. Какие аспекты анализа общества раскрываются в его системных признаках? 4. Каковы сущностные характеристики материально-производственной сферы общественной жизни? 5. Политико-правовая сфера жизни общества: содержание, структура и критерии? 6. Каковы содержание, структура и критерии социальной сферы жизни общества? 7. В чем заключается специфика духовной сферы жизни общества? 8. Какова диалектика взаимодействия основных сфер жизни общества? Литература: 1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 8/2. Лекция: «Смысл и направленность развития истории» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с современным философским пониманием смысла и направленности развития истории. 2. Раскрыть многообразие философских подходов к определению основных критериев общественного прогресса. 3. Выявить единство и различия формационного и цивилизационного подходов как способов анализа развития человеческой истории. Вопросы лекции: 1. Проблема общественного прогресса и его критериев. 2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Методические рекомендации: Вопросы смысла и направленности жизнедеятельности людей тесно связаны с проблемами общественного прогресса. Философски осмыслить общество - значит поставить и решить наиболее сложные его проблемы, объяснить источники, движущие силы и направленность его развития. При рассмотрении первого вопроса лекции важным представляется анализ основных идей к пониманию общественного прогресса в истории философской мысли: – человечество постоянно и непрерывно совершенствуется (Лукреций Кар); – сведение общественного прогресса к прогрессу человеческого разума (А.Тюрго); – при всей неравномерности развития разных стран и народов, мировая история представляет собой единый развивающийся процесс (И.Гердер); – общественный прогресс определяется исключительно степенью свободы человека (И.Кант); – развитие человечества не совершается без борьбы, существовали и периоды регресса (Г.Гегель); – идея прогресса имеет в своей основе религиозное обоснование (Н.Бердяев). · Общественный прогресс представляет собой переход от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным ее формам, включая поступательное развитие всей мировой истории. К наиболее важным существенным признакам общественного прогресса следует отнести: – поступательное, положительное продвижение жизнедеятельности людей во времени и пространстве в соответствии со смыслом жизни, их потребностями и интересами; – совокупность позитивных качественных изменений в социальной жизни людей и их культуре; – подготавливается всем ходом развития человеческой истории; – являясь универсальным законом развития общества, прогресс не имеет прямолинейной направленности, он всегда гибок и многообразен; – может проявляться в различных формах развития общества (эволюционной или в революционный); – социальный прогресс часто достигается ценой жизни сотен тысяч людей; – соотносится с регрессом как деструктивным социальным развитием. Одним из важнейших вопросов является выявление основных критериев общественного прогресса и требованиях, предъявляемых к ним. Среди основных требований, предъявляемых к критерию общественного прогресса можно выделить: – объективность; – научность; – единство объективного и субъективного; – всеобщий характер действия. Существует весьма широкий спектр подходов к определению основных критериев общественного прогресса. Основаниями для их выделения служит многообразие важнейших сторон социальной жизни: экономика, политика, право, наука, мораль, религия и др. Среди основных частных критериев общественного прогресса сегодня выделяются: – уровень развития производительных сил; – состояние демократизма, политических прав и свобод граждан; – уровень развития и использования научных знаний в интересах человека; – уровень развитости и значимости моральных норм; – правовой статус личности и уровень его реализации; – уровень развития религиозного сознания. Представляется, что данные частные критерии играют достаточно важную роль в жизни социума, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Существует острая необходимость в выработке общефилософского критерия общественного прогресса, где определяющим является положение человека в социуме, степень развития его духовных и физических сил, удовлетворение многообразных потребностей и интересов. В рамках общефилософского критерия наиболее важными сторонами жизни человека в социуме являются: – реальное положение человека в обществе; – его политико-правовой статус; – состояние демократизма и гуманизации отношений в обществе; – реальная степень свободы (светской и религиозной); – уровень и качество жизни; – уровень образованности и воспитанности; – особая значимость норм морали как регуляторов общественной жизни; – состояние научных знаний и открытий и их использование во благо человека; – наличие свободного времени; – возможность и полнота удовлетворения потребностей и интересов. При рассмотрении второго вопроса лекции «Формационный и цивилизационный подход к развитию общества» важно обратить внимание обучаемых на то, что из всего многообразия подходов, объясняющих развитие общества наиболее содержательными и актуальными являются формационная и цивилизационная концепции. Создателями формационной концепции общественного развития были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Основу их теории составляет материалистическое понимание истории: а) решающее значение в развитии общества принадлежит экономическому фактору (материальному производству); б) основой для периодизации всемирной истории выступают производственные отношения, определяющими из которых выступают отношения собственности; в) в научный оборот вводится категория общественно-экономическая формация, которая отражает конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, функционирующий и развивающийся в соответствии с объективными законами; г) в структуре общественно-экономической формации выделяется базис и надстройка: где базис – это совокупность производственных отношений, а надстройка – это возникающие на основе базиса и соответствующие ему идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты; д) развитие человеческой истории представляется как естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и до коммунистической. При анализе цивилизационной концепции важно осмыслить, что категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь в середине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственных структур, в условиях наличия высокой степени разделения труда. Содержание понятия «цивилизация» определяется достаточно многообразно: · цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной; · под цивилизацией также понимают такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными, когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе; · цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Автором цивилизационной концепции развития истории по праву является А. Тойнби (1889-1975). Основное содержание его концепции можно свести к следующим исходным положениям: – исторический процесс представляет собой совокупность локальных, замкнутых цивилизаций развивающихся на своей собственной основе; – неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания; – рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, существование которых зависит всецело от природных условий; – существует четыре основные фазы становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад); – возникновение цивилизации так же как и ее дальнейший прогресс определяется способностью людей давать адекватные ответы на «вызовы» природного или социального характера; – необходимое условие сохранение цивилизации – ее духовное единство на основе приобщения к вселенской религии. В рамках социально-философского анализа данной проблемы особый интерес представляет установление содержательной характеристики цивилизации как особой, специфической формы самореализации социальной общности, а также выявление и объяснение сущности цивилизации как социально-исторической целостности. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика философского понимания смысла и направленности развития истории? 2. Раскройте многообразие подходов в понимании идеи общественного прогресса в истории философской мысли. 3. Каково содержание частных критериев общественного прогресса? 4. Общефилософский критерий общественного прогресса и его содержание. 5. Формационная концепция и ее вклад объяснение процесса развития человеческой истории? 6. Цивилизационная концепция А. Тойнби и ее исходные положения. 7. В чем состоит единство и различия формационного и цивилизационного подходов к анализу развития общества? Литература: 1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012. Занятие 8/3. Семинар: «Основные проблемы социальной философии» Время - 2 часа Цели семинара: 1. Углубление знаний обучаемых по основным проблемам социально-философского анализа общественной жизни. 2. Контроль за усвоением обучаемыми пройденного учебного материала. 3. Формирование философской культуры правильного мышления и речи будущих сотрудников МЧС. 4. Воспитание личной ответственности за высокие результаты учебы в академии. Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.017 с.) |