Оперативно-тактические особенности отдельных объектов, зданий и сооружений района выезда части



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оперативно-тактические особенности отдельных объектов, зданий и сооружений района выезда части



 

После усвоения общих оперативно-тактических особенностей района и особенностей отдельных участков приступают к детальному изучению объектов, зданий и со­оружений в районе выезда части.

Изучение объектов, зданий и сооружений проводят в целях детального усвоения их оперативно-тактических особенностей и выработки у начсостава навыков и умений по организации и тактике тушения пожаров на этих объектах в любой обстановке.

В первую очередь организуют изучение наиболее важ­ных и пожароопасных объектов, на которые составляют оперативные планы и карточки пожаротушения. Для этих объектов заранее предусматривают автоматический вызов подразделений по повышенным номерам вызова. Исходя из конкретных условий района выезда, степени знания объектов начсоставом и других обстоятельств, намечают очередность и сроки изучения объектов. Это позволяет постоянно поддерживать у начсостава высокий уровень информированности об оперативно-тактических особенно­стях объектов в районе выезда части, что необходимо для успешной организации тушения пожаров.

Самым эффективным способом оперативно-тактиче­ского изучения объектов являются групповые занятия с начсоставом. На этих занятиях, при хорошей их органи­зации и правильной последовательности изучения объек­та (рис. 3.2), начсостав получает за короткое время зна­чительно больше сведений об оперативно-тактических осо­бенностях объекта, чем при самостоятельном его изуче­нии. Кроме этого, на групповых занятиях у начсостава путем обсуждения особенностей, способствующих и пре­пятствующих развитию и тушению пожаров, а также ре­шения пожарно-тактических задач и рассмотрения эпи­зодов вырабатываются наиболее правильные понятия и навыки действий по организации управления силами и средствами; здесь же отрабатывается тактика тушения пожаров на конкретных объектах. После группового изучения объекта для более глубокого усвоения его опера­тивно-тактических особенностей и происшедших измене­ний используют метод самостоятельного изучения. Лица, пропустившие групповые занятия, изучают оперативно-тактические особенности данного объекта самостоятельно под контролем непосредственных начальников.

 

Рис.3.2 Принципиальная схема изучения объекта

Изучение объектов на групповых занятиях можно ус­ловно разделить на следующие этапы: изучение общих сведений, составляющих оперативно-тактическую харак­теристику объекта; изучение территории и планировки объекта, а также отдельных зданий, сооружений, наибо­лее пожароопасных цехов и участков.

Изучение общих сведений проводится перед выходом па объект в классе или непосредственно на объекте — в местах, оснащенных различными наглядными пособиями (комната инструктажа рабочих и служащих по вопросам пожарной безопасности и т. п.).

Вначале по планам и схемам изучают: расположение объекта в районе выезда; кратчайшие пути следования к нему и возможные объезды при возникновении препят­ствий на основных путях следования; границы объекта, разрывы между объектом и соседними зданиями и соору­жениями; въезды на территорию предприятия и режим их работы. Определяют ближайшие водоисточники, распо­ложенные за территорией объекта, и их характеристики. Затем изучают: общую планировку объекта, расположе­ние основных цехов; внутриобъектовые транспортные маршруты и проезды, возможность перемещения по ним крупногабаритной пожарном техники; подъезды к зда­ниям, сооружениям и технологическим площадкам; ме­ста ввода и трассировку водопроводных сетей, располо­жение на них пожарных гидратов, задвижек, водомеров; наличие газопроводов и других инженерных коммуника­ций; расположение естественных и искусственных водое­мов; возможности использования при тушении пожаров пожарных поездов, кораблей и катеров.

Пожарную опасность основного производства целесо­образно изучать по ходу технологического процесса. Для этой цели необходимо привлекать опытных работников из инженерно-технического персонала. При этом рассмат­ривают пожарную опасность сырья, полуфабрикатов, го­товой продукции, анализируют основное технологическое оборудование с точки зрения его пожаро- и взрывоопасности, учитывают наличие в производстве сильнодейст­вующих ядовитых, взрывоопасных и радиоактивных ве­ществ. Целесообразно ознакомить начсостав с планом ликвидации последствий аварий на технологическом обо­рудовании и с предполагаемыми действиями пожарных подразделений в процессе ликвидации последствий ава­рий, а также охарактеризовать имеющиеся средства связи, стационарные установки обнаружения, извещения и туше­ния пожаров, организацию, состояние и возможности местной (объектовой) пожарной охраны. В заключение руководитель занятий, при необходимости, знакомит нач­состав с организацией тушения пожаров, происшедшим на данном объекте, с основными положениями Боевого устава и других руководящих документов по вопросам тушения пожаров на подобных объектах и ведомственны­ми правилами техники безопасности, а также с результатами последних пожарно-технических обследований данного объекта.

Изучение территории и планировки объекта прово­дится после усвоения общих сведений. Непосредственно на местности в следующем порядке изучаются: особенно­сти территории, прилегающей к объекту; расположение въездов на объект; размещение и назначение отдельных зданий, сооружений и установок на территории объекта и их внешняя характеристика; система противопожарного водоснабжения; трассировка и особенности эксплуатации газовых, нефтяных и других коммуникаций, транспорти­рующих пожаровзрывоопасные вещества.

При анализе прилегающей территории рассматривают общие оперативно-тактические особенности зданий и со­оружений, прилегающих к границе объекта. Обращают внимание на противопожарные разрывы между объектом и зданиями и сооружениями, особенно IV—V степеней ог­нестойкости, оценивают возможность распространения огня на строения объекта и наоборот, переброса огня с территории объекта на соседние здания и сооружения (особенно склады сгораемых материалов) и на лесные массивы. Необходимо изучить источники противопожар­ного водоснабжения на прилегающей территории, их ха­рактеристики по запасам воды и возможному расходу ее для целей пожаротушения. Для этого запоминают: рас­положение пожарных гидрантов, пожарных и производственных водоемов на соседних объектах, кратчайшие пути подъездов к ним и к естественным водоисточникам, и также места, оборудованные для забора воды. Опре­деляют, какое количество пожарных машин можно установить одновременно па водоисточники. Уясняют, какой суммарный расход воды обеспечивают прилегающие во­доисточники для тушения пожаров на изучаемом объ­екте. Следует подчеркнуть, что нередко начсостав плохо знает водоисточники на соседних объектах или не знает о наличии на них значительных запасов воды для производственных нужд, а потому не использует их для пожаротушения, что приводит к затяжным пожарам и большим материальным потерям. Поэтому при изучении источников на прилегающей к объекту территории необходимо определять наиболее целесообразные способы подачи воды к месту пожара — с применением автонасо­сов или насосных станций, путем подвоза автоцистерна­ми или подачи вперекачку. Необходимо также изучить наиболее целесообразные пути прокладки магистральных рукавных линий, способы их защиты при прокладке через транспортные магистрали, места прокладки через ограж­дения, порядок их охраны от повреждений. Знание нач­составом водоисточников на прилегающей к объекту тер­ритории, способов подачи воды из них и путей прокладки рукавных магистральных линий часто является решаю­щим условием, определяющим эффективность тушения пожаров в зданиях и сооружениях, расположенных по периметру промышленных предприятий.

В процессе изучения прилегающей территории начсо­став ознакамливается с въездами на территорию объекта. При этом отмечают, какие въезды работают круглосуточ­но, какова их загрузка транспортными средствами в ра­бочее время и при следовании к каким цехам, зданиям и сооружениям какие въезды необходимо использовать в первую очередь. Изучают резервные въезды на террито­рию объекта, их особенности работы и целесообразность использования для въезда пожарных машин. Особенно тщательно намечаются маршруты проезда крупногаба­ритной пожарной техники, чтобы исключить повреждения коммуникаций. Нужно определить наличие железнодо­рожных путей на прилегающей территории и объекте, чтобы при необходимости вызвать пожарные поезда. При наличии водных путей следует предусмотреть примене­ние пожарных кораблей и катеров. Вопросы беспрепят­ственного пропуска пожарных подразделений через за­пасные въезды на объект для тушения пожаров необхо­димо решить организационно с руководством объекта.

Изучение общей планировки и застройки объекта, раз­мещения и назначения отдельных зданий, сооружений и установок противопожарного водоснабжения объекта, а также трассировки газовых, нефтяных и других комму­никаций осуществляется в комплексе. Изучение общей планировки целесообразно начинать с основных въездов на объект по маршрутам, заранее определенным руково­дителем занятий.

Маршруты должны быть разработаны так, чтобы нач­состав мог полностью представить всю территорию объ­екта и свободно на нем ориентироваться. Перемещаясь по этим маршрутам, изучают: основные проезды, подъезда к цехам и складам; размещение и назначение отдельных зданий, сооружений и установок, внешнюю их характе­ристику (наличие противопожарных разрывов, высоту зданий, степень огнестойкости, наличие стационарных пожарных лестниц, количество входов и выходов, располо­жение транспортных въездов внутрь цехов, состояние и кпд покрытий, наличие фонарей и слуховых окон и др.); возможности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения) на другое, способы защиты их от огня; наличие систем сухотрубов для подачи воды на сгораемые покрытия больших площадей и другие соору­жения и установки; наличие и возможность растекания ЛВЖ, ГЖ, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) по уклонам местности; места подъездов и уста­новки пожарных машин, автолестниц, коленчатых авто­подъемников и др.

Одновременно, следуя по намеченным маршрутам, с начсоставом изучают систему противопожарного водо­снабжения. Уясняют путем личного осмотра расположе­ние пожарных гидрантов, проверяют их исправность, за­поминают тип и диаметры труб сети, на которой они уста­новлены, подъезды к ним и указатели, способы повыше­ния напора в водопроводной сети. Определяют водоот­дачу водопроводной сети, особенно на участках тупико­вых водопроводов, а также количество пожарных машин, которое можно одновременно установить на этих участ­ках. Изучают также расположение пожарных водоемов, подъезды к ним, проверяют их исправность и наличие воды, уточняют способы забора воды из водоемов, коли­чество пожарных машин, которое можно одновременно установить на каждый из них, способы пополнения во­дой. Рассматривая водоемы для производственной воды, кроме общих данных, уточняют способы забора: это особенно важно, если вода подогрета, так как высота ее всасывания значительно уменьшается при повышении температуры воды. Возле естественных водоисточников необходимо обратить внимание на пирсы и площадки с твердым покрытием; требуется выяснить, сколько машин на них можно установить одновременно, каковы способы забора воды, имеются ли указатели.

При изучении водоисточников рассматривают кратчайшие пути и способы прокладки рукавных магистраль­ных линий, способы их защиты от транспорта, возможного (разлива ГЖ, кислот и других агрессивных веществ, оценивают целесообразность подачи воды вперекачку или подвоза ее автоцистернами).

При изучении технологических коммуникаций определяют возможность разлива жидкостей и распространения огня по открытым лоткам, подземным траншеям, про­веряют наличие в них несгораемых перемычек, предот­вращающих растекание потоков жидкостей на большие площади, намечают места ввода пеногенераторов для тушения и защиты, устанавливают возможное время об­рушения опор открытых коммуникаций и способы их за­щиты в условиях пожара.

После усвоения начсоставом общих оперативно-такти­ческих особенностей объекта приступают к изучению от­дельных зданий, сооружений, открытых технологических установок и наиболее пожароопасных цехов и участков. Изучение зданий, сооружений и установок целесообразно проводить по потоку основного технологического процес­са производства.

На данном этапе с начсоставом изучают планировку зданий, их конструктивные особенности, оценивают пожаровзрывоопасность технологического процесса, особен­ности развития возможных пожаров, опасность обрушения конструкций и оборудования. Характеризуются наличные системы обнаружения, извещения и тушения пожаров, обсуждаются особенности первоочередных действий об­служивающего персонала при возникновении аварий и пожаров, определяются пути развертывания и введения сил и средств подразделений при тушении пожаров.

Рассматривая оперативно-тактическую характеристи­ку зданий, изучают: внутреннюю планировку этажей, рас­положение и состояние путей эвакуации; огнестойкость стен, перекрытий и перегородок: степень соответствия нормам защитных устройств в проемах противопожарных преград; расположение пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях; особенности вентиляционных систем, электрооборудования под высоким напряжением и порядок его отключения; работу внутрицеховых тран­спортных устройств, технологических коммуникаций и особенности их отключения; все возможные пути распро­странения пожара. В подвалах определяют: основные входы и выходы; горючую нагрузку; пути распростране­ния огня и продуктов сгорания в расположенные выше этажи; устройство снегом обнаружения, извещения и ту­шения пожаров: наиболее целесообразные места вскры­тия для выпуска дыма и снижения температуры; пути вво­да сил и средств для тушения пожаров. При наличии чердаков рассматривают: конструктивные особенности чердачных перекрытий и покрытий; расположение противопожарных преград и их соответствие противопожар­ным требованиям; системы вентиляции, лифтовое оборудование; расположение слуховых окон, а также входов на чердак с лестничных клеток и наружных стационарных пожарных лестниц; места установки автолестниц и ко­ленчатых автоподъемников и перехода с них на чердак; наиболее целесообразные варианты вскрытия покрытий для выпуска дыма и снижения температуры; пути ввода сил и средств; способы предотвращения быстрого распро­странения огня по покрытиям, а также вопросы техники безопасности при работе на покрытиях. При наличии бесчердачных покрытий изучают: их конструктивные особен­ности; устойчивость против обрушения в условиях пожа­ра и меры предупреждения обрушений; расположение фонарей, переходов на покрытиях; места и способы вскрытия покрытий для предотвращения скрытого рас­пространения огня; расположение стационарных пожар­ных лестниц, противопожарных преград, легкосбрасываемых конструкций, систем сухотрубов для подачи воды при тушении покрытия и др.

Одновременно с изучением характеристики здания (рассматривают: общую пожарную опасность производства, расположенного в этом здании; пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в тех­нологическом процессе (сырье, промежуточные продукты, ситовая продукция, катализаторы и др.), их токсичность в нормальных условиях, при горении к термическом разложении; взаимодействие различных соединений с водой и другими огнетушащими веществами. Кроме того, изучают: особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы; наиболее пожароопасные места: размещение перекрывающих устройств; расположение локальных установок пожаротушения и порядок приведения их в действие; возможность обрушения аппаратов и оборудования в условиях пожаров, взрывов различных веществ, емкостей и сосудов, находящихся под давлением, нитратов с ЛВЖ и горючими газами; вероятность разлива ГЖ, расплавления и растекания горящих веществ и материалов.

При рассмотрении оперативно-тактической характеристики здания и пожарной опасности технологического процесса необходимо определить места нахождения людей и период работы, их количество и оценить, какая может создаться опасность для их жизни от огня и дыма при возникновение пожаров, а также установить надежность путей их эвакуации. Одновременно рассматривают случаи производственных аварий и пожаров, способы их предупреждения, обстановку и последствия аварии, пожара или взрыва, действия обслуживающего персонала ДПФ и пожарных подразделений при ликвидации пожара, последствий аварии или взрыва.

На открытых технологических установках определяют вид, количество, агрегатное состояние, степень нагрев ГЖ и газов; давление в аппаратах установки, возможность самовоспламенения ГЖ и газов при выходе из аппаратов и коммуникаций в аварийных ситуациях; опасность взрыва аппаратов и образования взрывоопасных парогазовоздушных смесей, факельного горения продук­тов на установке, растекания горящих потоков жидкостей и жидких газов; наличие обваловок и преград, пред­отвращающих их разлив на большие площади, под этажерки, в системы канализации и подземных коммуникаций. Проверяют: расположение стационарных лестниц, переходов и площадок на этажерках и отдельных аппа­ратах, стационарных лафетных стволов, оросителей, систем парогазового тушения (и уточняют порядок их не пользования при пожарах и авариях); пути развертывания и подачи огнетушащих средств пожарными подразделениями, прибывшими к месту взрыва.

Большинство промышленных предприятий, кроме основного технологического процесса, имеет и другие, обеспечивающие основной, технологические процессы и операции, которым присущи различные степени пожарной опасности. В таких случаях следует детально рассмотреть все производственные помещения и наружные установки. технологические процессы и операции с точки зрения пожаровзрывоопасности, а также развития и тушения пожаров.

В заключение при анализе оперативно-тактических особенностей отдельных зданий и сооружений начсостав должен: спрогнозировать обстановку вероятного пожара, последствия аварий и взрывов, обобщить действия обслуживающего персонала, ДПФ и подразделений пожарной охраны, уяснить расстановку пожарной техники по водоисточникам, пути прокладки магистральных рукавных линий и введения огнетушащих средств для тушения и защиты при возникновении пожаров.

После изучения оперативно-тактических особенности промышленного объекта рассматривают и уясняют: общие вопросы организации тушения пожаров; состав и боеспособность пожарных подразделений и формирований по охране объекта; наличие и вид пожарной техники, специальных огнетушащих средств и их количество, необхо­димое для тушения пожаров на данном предприятии, а также организацию доставки их из гарнизона пожарной охраны; наличие аварийных служб на объекте, режим их работы и взаимодействие при тушении пожаров.

При рассмотрении гражданских зданий и сооружений следует учитывать этажность, особенности планировки этажей и конструктивного решения, степень огнестойкости конструкций, а также время их постройки. Жилые и осо­бенно общественные здания разнообразны по своим объемно-планировочным и конструктивным решениям. В современной практике массового жилищного строительства Преимущественно сооружают многоэтажные здания (до девяти этажей), повышенной этажности (от десяти до двадцати пяти этажей), крупноблочные, крупнопанель­ные, кирпичные, с несущими стенами и каркасные. Гражданские здания бывают с секционной и коридорной пла­нировками. В зданиях повышенной этажности устраивают незадымляемые лестничные клетки, системы дымоудаления, подпора воздуха, внутренние противопожарные во­допроводы. Все перечисленные особенности примени­тельно к конкретному району начсостав должен изучить и твердо знать; при тушении пожаров это позволит умело использовать системы противопожарной защиты зданий, свободно ориентироваться в планировке этажей, отличать несущие конструкции от ненесущих, чтобы предотвратить их быстрое обрушение от высоких температур.

В старых городах и крупных административных центрах построено и эксплуатируется большое количество нетиповых жилых и общественных зданий и сооружений. Здания музеев, выставок, библиотек, уникальных дворцов, культурно-зрелищных учреждений, особенно старой постройки, имеют разнообразные и сложные сгораемые конструкции с пустотами и оригинальными объемно-планировочными решениями. При этих особенностях прове­дение разведки пожара, оценка обстановки и осуществле­ние управления силами и средствами на пожаре, особенно в условиях сильного задымления и скрытого распространения огня, значительно сложнее, чем при открытых пожарах в огнестойких зданиях современных конструкций и типового объемно-планировочного решения.

В районе выезда части чаще всего имеется много жилых и общественных зданий и сооружений как старой, так и новой современной постройки. Изучить оперативно-тактическую характеристику каждого из них групповым методом невозможно, да и нецелесообразно. Поэтому руководитель пожарной части (отряда) определяет перечень характерных типовых зданий повышенной этажности, а также зданий старой постройки, пре­имущественно тех, на которые разработаны планы и карточки пожаротушения для группового изучения, а остальные здания и сооружения изучают индивидуально. Наиболее характерные типовые жилые здания, особенно повышенной этажности, изучают групповым методом, при это знакомят начсостав с порядком и методикой изучения аналогичных зданий и сооружений индивидуально.

Подготовка руководителя к занятиям по изучению района выезда или объекта

 

Результативность занятий по оперативно-тактическому изучению района выезда во многом зависит от того, насколько всесторонней и тщательной была подготовка руководителя занятий. Всю подготовку руководителя к занятиям можно условно разделить на два этапа: подготовку к разработке плана конспекта и непосредственную его разработку.

Первый этап включает в себя: определение и уяснение темы, цели и содержания занятий; изучение учебной и специальной литературы, относящейся к содержанию занятий и методике их проведения; изучение общих особенностей района выезда части или отдельного ее участка, объекта, здания и сооружения в объеме, требуемом для проведения занятий; согласование организационных вопросов с руководством служб района, города ил объекта; подбор и подготовку наглядных и учебных пособий. Определяя содержание занятий, нужно его согласовать по объему со временем, отведенным для изучения темы. При подборе литературы следует, в первую очередь, изучить руководящие документы, касающиеся занятий, а также ознакомиться с планом или карточкой пожаротушения, разработанной на данный объект, наблюдательным делом объекта и с документами последнего пожарно-технического обследования объекта. Затем надо выписать недостатки, выявленные при обследовании, сроки их устранения. Подбирая наглядные пособия кроме плана района выезда или объекта, подготавливают в достаточном количестве справочные и расчетные таблицы, графики, экспонометры, а также план (карточку) тушения пожара, планшеты, справочни­ки водоисточников и др. При необходимости заранее подготавливают для каждого участника занятий ситуаци­онные планы объекта или участка района выезда части.

К занятиям необходимо согласовывать с руководством объекта время проведения занятий, маршрут движения группы начсостава по территории объекта, и также организовать своевременный пропуск участников занятий на объект. С руководителями служб города, района или объекта, при необходимости, договариваются о привлечении требуемых специалистов для проведения занятий с начсоставом. Определив список конкретных лиц, руководитель занятий должен встретиться с этими спе­циалистами и согласовать время проведения занятий, перечень вопросов, которые им предстоит разъяснить нач­составу, и время, отведенное на их изучение.

После перечисленных согласований руководитель приступает к оперативно-тактическому изучению объекта или района (участка) выезда в объеме, определенном содержанием данных занятий.

Второй этап подготовки руководителя занятий — разработка плана-конспекта — может осуществляться только после уяснения всех подготовительных и согласования организационных вопросов. Не допускается раз­работка плана-конспекта без личного изучения руково­дителем занятий на местности района (участка) выезда или объекта, даже если до этого он был хорошо знаком с его оперативно-тактическими особенностями.

План-конспект разрабатывают в произвольной форме, но практикой проведения занятий к нему выработаны определенные требования. План-конспект должен быть содержательным, аккуратным, удобным для пользования состоять, как правило, из двух частей.

В первой части в верхнем правом углу титульного листа располагают запись (по установленной форме) об утверждении плана-конспекта старшим начальником после его просмотра. Ниже указывают: тему и дату проведения занятий, учебную цель; общую продолжитель­ность занятий; используемый метод; наименование участка района выезда или объекта; порядок проведения занятий с указанием времени, отведенного на каждый элемент; перечень учебных вопросов с распределением времени на их изучение; средства материального обеспечения занятий: документы и литературу, используемые при подготовке к занятиям.

В конце первой части можно поместить перечень вопросов, позволяющий осуществить опрос начсостав перед изучением основной темы занятии, чтобы проверить знание руководящих документов, порядка расчета сил и средств и другого материала, касающегося данных занятий.

Опыт показывает, что вторую часть плана-конспекта — разработку для проведения занятий — целесообразно составить по форме из трех граф. В них отража­ются: изучаемые и отрабатываемые вопросы; содержание вопросов; методические приемы изучения.

Определяя перечень вопросов, следует соблюдать ло­гическую последовательность их отработки, чтобы каждый вопрос вытекал из предыдущего, дополнял и расширял его содержание, а предыдущий — обеспечивал необходимую базу для рассмотрения последующего. Для более полного освещения вопроса целесообразно разделять его на подвопросы, что дает возможность руководителю занятий в процессе подготовки глубже его проработать и затем подробнее изложить. При определении последовательности рассмотрения вопросов обязательно учитывают выбранный маршрут продвижения групп начсостава при изучении района выезда, отдельного его участка или объекта. Целесообразно планировать изучение оперативно-тактической характеристики таким образом, чтобы все ее показатели охватывались в комплексе и не приходилось возвращаться по маршруту.

Содержание вопросов и подвопросов необходимо излагать кратко и четко. При этом следую указывать и разъяснять основные особенности оперативно-тактической характеристики, которые способствуют возникновению, развитию и тушению пожаров. Нецелесообразно отражать в содержании второстепенные вопросы, которые не оказывают существенного влияния на оценку возможной пожарной обстановки и принятие решений по тушению пожаров. Для удобства пользования планом-конспектом и быстрого отыскания важных положений документов и оперативно-тактических характеристик целесообразно каким-либо образом выделять. После конспективного изложения содержания каждого вопроса целесообразно записать краткий и обоснованный вывод по вопросу, вытекающий из его содержания, а для крепления материала рекомендуется разработать тактический эпизод или составить задачу. Эпизоды и задачи должны быть сформулированы кратко, иметь конкретное и обоснованное решение. При их разработке руководитель занятий должен учитывать уровень тактической подготовки обучаемого начсостава, а также условия района выезда, его участка или объекта, здания и со­оружения.

Так, при рассмотрении общих оперативно-тактических особенностей района выезда можно предложить определить кратчайшие пути следования к отдельным поселкам, микрорайонам, промышленным предприятиям и другим, наиболее важным объектам, а также наметить возможные пути объезда препятствий на основных маги­стралях. При изучении отдельных участков района выезда обучаемым могут предлагать определить водоотдачу водопроводных сетей; время работы пожарных машин при использовании пожарных водоемов; количество пожарных машин, которое целесообразно распределить по участкам водопроводных сетей (особенно малых диамет­ров и тупиковых), по пожарным водоемам; время пополнения водоемов водой.

Если изучаются безводные участки района или участки с ограниченным запасом воды, можно предложить задачи по расчету подачи воды вперекачку или подвозом автоцистернами. В частности, обучаемые определяют: какие схемы перекачки наиболее целесообразно использовать; сколько необходимо вызвать автоцистерн для подвоза воды и как организовать работу пункта заправки автоцистерн водой; каковы схемы и способы забора воды при использовании гидроэлеваторных систем. Если изучается отдельный объект, здание или сооружение, руководитель составляет задачи по оценке возможной обстановки в наиболее пожароопасных местах по ходу технологического процесса и в местах наиболее быстрого и опасного развития пожара на объекте в целом, по принятию решений начсоставом о боевых действиях. При этом руководитель занятий производит необходимые расчеты для обоснования обстановки пожара, определе­ния сил и средств для тушения.

Если рассматриваются места массового пребывания людей, подготавливаются эпизоды, при которых обу­чаемые предлагают наиболее целесообразные способы списания людей, меры по защите путей эвакуации и пр.

Подготавливая эпизоды и задачи, руководитель занятий при необходимости составляет схемы расстановки пожарных машин на водоисточники (схемы перекачки воды или ее подвоза к месту пожара), а также схемы подачи огнетушащих средств.

Если для изучения отдельных вопросов на занятии приглашаются специалисты служб города, района или инженерно-технический персонал объекта, то по ходу занятий в плане-конспекте целесообразно указывать только планы изучения этих вопросов, согласованные с лицами, привлекаемыми для проведения занятий.

Графу «Методические приемы изучения» заполняют после предыдущих двух граф. Ее содержание является как бы сценарием занятий, и от тщательности разработки этой графы во многом зависят активность обучаемые качество и эффективность занятий. Разработав конспект по всем вопросам, выносимым на занятия, руководитель занятий должен продумать, какие методы и приемы использовать при изучении каждого вопроса и подвопроса, а затем сделать соответствующие записи в данной графе. Например, если какую-то часть вопроса необходимо изложить самому руководителю занятий, в графе так и указывают — «изложить (пояснить)»; если же надо использовать метод беседы, указывают — «спросить» ставят краткие вопросы. Если для закрепления материла начсостав должен самостоятельно оценить обстановку, произвести расчет сил и средств или принять решение тоже делают соответствующую запись в графе; кроме того, фиксируют порядок проверки самостоятельной работы. Решая, как лучше и доходчивее осветить тот или иной вопрос, где по ходу изложения использовать справочные материалы, экспонометры, оперативные и другие документы, руководитель занятии по всему плану-конспекту в данной графе указывает соответствующие методические приемы и делает пометки, способствующие лучшей организации занятий.

В конце плана-конспекта формулируют общие выводы по занятиям, а также индивидуальные задания для самостоятельной работы начсостава. Руководитель занятий подписывает план-конспект, а затем представляет старшему начальнику для просмотра и утверждения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.016 с.)