Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оперативно-тактические особенности отдельных объектов, зданий и сооружений района выезда частиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После усвоения общих оперативно-тактических особенностей района и особенностей отдельных участков приступают к детальному изучению объектов, зданий и сооружений в районе выезда части. Изучение объектов, зданий и сооружений проводят в целях детального усвоения их оперативно-тактических особенностей и выработки у начсостава навыков и умений по организации и тактике тушения пожаров на этих объектах в любой обстановке. В первую очередь организуют изучение наиболее важных и пожароопасных объектов, на которые составляют оперативные планы и карточки пожаротушения. Для этих объектов заранее предусматривают автоматический вызов подразделений по повышенным номерам вызова. Исходя из конкретных условий района выезда, степени знания объектов начсоставом и других обстоятельств, намечают очередность и сроки изучения объектов. Это позволяет постоянно поддерживать у начсостава высокий уровень информированности об оперативно-тактических особенностях объектов в районе выезда части, что необходимо для успешной организации тушения пожаров. Самым эффективным способом оперативно-тактического изучения объектов являются групповые занятия с начсоставом. На этих занятиях, при хорошей их организации и правильной последовательности изучения объекта (рис. 3.2), начсостав получает за короткое время значительно больше сведений об оперативно-тактических особенностях объекта, чем при самостоятельном его изучении. Кроме этого, на групповых занятиях у начсостава путем обсуждения особенностей, способствующих и препятствующих развитию и тушению пожаров, а также решения пожарно-тактических задач и рассмотрения эпизодов вырабатываются наиболее правильные понятия и навыки действий по организации управления силами и средствами; здесь же отрабатывается тактика тушения пожаров на конкретных объектах. После группового изучения объекта для более глубокого усвоения его оперативно-тактических особенностей и происшедших изменений используют метод самостоятельного изучения. Лица, пропустившие групповые занятия, изучают оперативно-тактические особенности данного объекта самостоятельно под контролем непосредственных начальников.
Рис.3.2 Принципиальная схема изучения объекта Изучение объектов на групповых занятиях можно условно разделить на следующие этапы: изучение общих сведений, составляющих оперативно-тактическую характеристику объекта; изучение территории и планировки объекта, а также отдельных зданий, сооружений, наиболее пожароопасных цехов и участков. Изучение общих сведений проводится перед выходом па объект в классе или непосредственно на объекте — в местах, оснащенных различными наглядными пособиями (комната инструктажа рабочих и служащих по вопросам пожарной безопасности и т. п.). Вначале по планам и схемам изучают: расположение объекта в районе выезда; кратчайшие пути следования к нему и возможные объезды при возникновении препятствий на основных путях следования; границы объекта, разрывы между объектом и соседними зданиями и сооружениями; въезды на территорию предприятия и режим их работы. Определяют ближайшие водоисточники, расположенные за территорией объекта, и их характеристики. Затем изучают: общую планировку объекта, расположение основных цехов; внутриобъектовые транспортные маршруты и проезды, возможность перемещения по ним крупногабаритной пожарном техники; подъезды к зданиям, сооружениям и технологическим площадкам; места ввода и трассировку водопроводных сетей, расположение на них пожарных гидратов, задвижек, водомеров; наличие газопроводов и других инженерных коммуникаций; расположение естественных и искусственных водоемов; возможности использования при тушении пожаров пожарных поездов, кораблей и катеров. Пожарную опасность основного производства целесообразно изучать по ходу технологического процесса. Для этой цели необходимо привлекать опытных работников из инженерно-технического персонала. При этом рассматривают пожарную опасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, анализируют основное технологическое оборудование с точки зрения его пожаро- и взрывоопасности, учитывают наличие в производстве сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных и радиоактивных веществ. Целесообразно ознакомить начсостав с планом ликвидации последствий аварий на технологическом оборудовании и с предполагаемыми действиями пожарных подразделений в процессе ликвидации последствий аварий, а также охарактеризовать имеющиеся средства связи, стационарные установки обнаружения, извещения и тушения пожаров, организацию, состояние и возможности местной (объектовой) пожарной охраны. В заключение руководитель занятий, при необходимости, знакомит начсостав с организацией тушения пожаров, происшедшим на данном объекте, с основными положениями Боевого устава и других руководящих документов по вопросам тушения пожаров на подобных объектах и ведомственными правилами техники безопасности, а также с результатами последних пожарно-технических обследований данного объекта. Изучение территории и планировки объекта проводится после усвоения общих сведений. Непосредственно на местности в следующем порядке изучаются: особенности территории, прилегающей к объекту; расположение въездов на объект; размещение и назначение отдельных зданий, сооружений и установок на территории объекта и их внешняя характеристика; система противопожарного водоснабжения; трассировка и особенности эксплуатации газовых, нефтяных и других коммуникаций, транспортирующих пожаровзрывоопасные вещества. При анализе прилегающей территории рассматривают общие оперативно-тактические особенности зданий и сооружений, прилегающих к границе объекта. Обращают внимание на противопожарные разрывы между объектом и зданиями и сооружениями, особенно IV—V степеней огнестойкости, оценивают возможность распространения огня на строения объекта и наоборот, переброса огня с территории объекта на соседние здания и сооружения (особенно склады сгораемых материалов) и на лесные массивы. Необходимо изучить источники противопожарного водоснабжения на прилегающей территории, их характеристики по запасам воды и возможному расходу ее для целей пожаротушения. Для этого запоминают: расположение пожарных гидрантов, пожарных и производственных водоемов на соседних объектах, кратчайшие пути подъездов к ним и к естественным водоисточникам, и также места, оборудованные для забора воды. Определяют, какое количество пожарных машин можно установить одновременно па водоисточники. Уясняют, какой суммарный расход воды обеспечивают прилегающие водоисточники для тушения пожаров на изучаемом объекте. Следует подчеркнуть, что нередко начсостав плохо знает водоисточники на соседних объектах или не знает о наличии на них значительных запасов воды для производственных нужд, а потому не использует их для пожаротушения, что приводит к затяжным пожарам и большим материальным потерям. Поэтому при изучении источников на прилегающей к объекту территории необходимо определять наиболее целесообразные способы подачи воды к месту пожара — с применением автонасосов или насосных станций, путем подвоза автоцистернами или подачи вперекачку. Необходимо также изучить наиболее целесообразные пути прокладки магистральных рукавных линий, способы их защиты при прокладке через транспортные магистрали, места прокладки через ограждения, порядок их охраны от повреждений. Знание начсоставом водоисточников на прилегающей к объекту территории, способов подачи воды из них и путей прокладки рукавных магистральных линий часто является решающим условием, определяющим эффективность тушения пожаров в зданиях и сооружениях, расположенных по периметру промышленных предприятий. В процессе изучения прилегающей территории начсостав ознакамливается с въездами на территорию объекта. При этом отмечают, какие въезды работают круглосуточно, какова их загрузка транспортными средствами в рабочее время и при следовании к каким цехам, зданиям и сооружениям какие въезды необходимо использовать в первую очередь. Изучают резервные въезды на территорию объекта, их особенности работы и целесообразность использования для въезда пожарных машин. Особенно тщательно намечаются маршруты проезда крупногабаритной пожарной техники, чтобы исключить повреждения коммуникаций. Нужно определить наличие железнодорожных путей на прилегающей территории и объекте, чтобы при необходимости вызвать пожарные поезда. При наличии водных путей следует предусмотреть применение пожарных кораблей и катеров. Вопросы беспрепятственного пропуска пожарных подразделений через запасные въезды на объект для тушения пожаров необходимо решить организационно с руководством объекта. Изучение общей планировки и застройки объекта, размещения и назначения отдельных зданий, сооружений и установок противопожарного водоснабжения объекта, а также трассировки газовых, нефтяных и других коммуникаций осуществляется в комплексе. Изучение общей планировки целесообразно начинать с основных въездов на объект по маршрутам, заранее определенным руководителем занятий. Маршруты должны быть разработаны так, чтобы начсостав мог полностью представить всю территорию объекта и свободно на нем ориентироваться. Перемещаясь по этим маршрутам, изучают: основные проезды, подъезда к цехам и складам; размещение и назначение отдельных зданий, сооружений и установок, внешнюю их характеристику (наличие противопожарных разрывов, высоту зданий, степень огнестойкости, наличие стационарных пожарных лестниц, количество входов и выходов, расположение транспортных въездов внутрь цехов, состояние и кпд покрытий, наличие фонарей и слуховых окон и др.); возможности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения) на другое, способы защиты их от огня; наличие систем сухотрубов для подачи воды на сгораемые покрытия больших площадей и другие сооружения и установки; наличие и возможность растекания ЛВЖ, ГЖ, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) по уклонам местности; места подъездов и установки пожарных машин, автолестниц, коленчатых автоподъемников и др. Одновременно, следуя по намеченным маршрутам, с начсоставом изучают систему противопожарного водоснабжения. Уясняют путем личного осмотра расположение пожарных гидрантов, проверяют их исправность, запоминают тип и диаметры труб сети, на которой они установлены, подъезды к ним и указатели, способы повышения напора в водопроводной сети. Определяют водоотдачу водопроводной сети, особенно на участках тупиковых водопроводов, а также количество пожарных машин, которое можно одновременно установить на этих участках. Изучают также расположение пожарных водоемов, подъезды к ним, проверяют их исправность и наличие воды, уточняют способы забора воды из водоемов, количество пожарных машин, которое можно одновременно установить на каждый из них, способы пополнения водой. Рассматривая водоемы для производственной воды, кроме общих данных, уточняют способы забора: это особенно важно, если вода подогрета, так как высота ее всасывания значительно уменьшается при повышении температуры воды. Возле естественных водоисточников необходимо обратить внимание на пирсы и площадки с твердым покрытием; требуется выяснить, сколько машин на них можно установить одновременно, каковы способы забора воды, имеются ли указатели. При изучении водоисточников рассматривают кратчайшие пути и способы прокладки рукавных магистральных линий, способы их защиты от транспорта, возможного (разлива ГЖ, кислот и других агрессивных веществ, оценивают целесообразность подачи воды вперекачку или подвоза ее автоцистернами). При изучении технологических коммуникаций определяют возможность разлива жидкостей и распространения огня по открытым лоткам, подземным траншеям, проверяют наличие в них несгораемых перемычек, предотвращающих растекание потоков жидкостей на большие площади, намечают места ввода пеногенераторов для тушения и защиты, устанавливают возможное время обрушения опор открытых коммуникаций и способы их защиты в условиях пожара. После усвоения начсоставом общих оперативно-тактических особенностей объекта приступают к изучению отдельных зданий, сооружений, открытых технологических установок и наиболее пожароопасных цехов и участков. Изучение зданий, сооружений и установок целесообразно проводить по потоку основного технологического процесса производства. На данном этапе с начсоставом изучают планировку зданий, их конструктивные особенности, оценивают пожаровзрывоопасность технологического процесса, особенности развития возможных пожаров, опасность обрушения конструкций и оборудования. Характеризуются наличные системы обнаружения, извещения и тушения пожаров, обсуждаются особенности первоочередных действий обслуживающего персонала при возникновении аварий и пожаров, определяются пути развертывания и введения сил и средств подразделений при тушении пожаров. Рассматривая оперативно-тактическую характеристику зданий, изучают: внутреннюю планировку этажей, расположение и состояние путей эвакуации; огнестойкость стен, перекрытий и перегородок: степень соответствия нормам защитных устройств в проемах противопожарных преград; расположение пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях; особенности вентиляционных систем, электрооборудования под высоким напряжением и порядок его отключения; работу внутрицеховых транспортных устройств, технологических коммуникаций и особенности их отключения; все возможные пути распространения пожара. В подвалах определяют: основные входы и выходы; горючую нагрузку; пути распространения огня и продуктов сгорания в расположенные выше этажи; устройство снегом обнаружения, извещения и тушения пожаров: наиболее целесообразные места вскрытия для выпуска дыма и снижения температуры; пути ввода сил и средств для тушения пожаров. При наличии чердаков рассматривают: конструктивные особенности чердачных перекрытий и покрытий; расположение противопожарных преград и их соответствие противопожарным требованиям; системы вентиляции, лифтовое оборудование; расположение слуховых окон, а также входов на чердак с лестничных клеток и наружных стационарных пожарных лестниц; места установки автолестниц и коленчатых автоподъемников и перехода с них на чердак; наиболее целесообразные варианты вскрытия покрытий для выпуска дыма и снижения температуры; пути ввода сил и средств; способы предотвращения быстрого распространения огня по покрытиям, а также вопросы техники безопасности при работе на покрытиях. При наличии бесчердачных покрытий изучают: их конструктивные особенности; устойчивость против обрушения в условиях пожара и меры предупреждения обрушений; расположение фонарей, переходов на покрытиях; места и способы вскрытия покрытий для предотвращения скрытого распространения огня; расположение стационарных пожарных лестниц, противопожарных преград, легкосбрасываемых конструкций, систем сухотрубов для подачи воды при тушении покрытия и др. Одновременно с изучением характеристики здания (рассматривают: общую пожарную опасность производства, расположенного в этом здании; пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе (сырье, промежуточные продукты, ситовая продукция, катализаторы и др.), их токсичность в нормальных условиях, при горении к термическом разложении; взаимодействие различных соединений с водой и другими огнетушащими веществами. Кроме того, изучают: особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы; наиболее пожароопасные места: размещение перекрывающих устройств; расположение локальных установок пожаротушения и порядок приведения их в действие; возможность обрушения аппаратов и оборудования в условиях пожаров, взрывов различных веществ, емкостей и сосудов, находящихся под давлением, нитратов с ЛВЖ и горючими газами; вероятность разлива ГЖ, расплавления и растекания горящих веществ и материалов. При рассмотрении оперативно-тактической характеристики здания и пожарной опасности технологического процесса необходимо определить места нахождения людей и период работы, их количество и оценить, какая может создаться опасность для их жизни от огня и дыма при возникновение пожаров, а также установить надежность путей их эвакуации. Одновременно рассматривают случаи производственных аварий и пожаров, способы их предупреждения, обстановку и последствия аварии, пожара или взрыва, действия обслуживающего персонала ДПФ и пожарных подразделений при ликвидации пожара, последствий аварии или взрыва. На открытых технологических установках определяют вид, количество, агрегатное состояние, степень нагрев ГЖ и газов; давление в аппаратах установки, возможность самовоспламенения ГЖ и газов при выходе из аппаратов и коммуникаций в аварийных ситуациях; опасность взрыва аппаратов и образования взрывоопасных парогазовоздушных смесей, факельного горения продуктов на установке, растекания горящих потоков жидкостей и жидких газов; наличие обваловок и преград, предотвращающих их разлив на большие площади, под этажерки, в системы канализации и подземных коммуникаций. Проверяют: расположение стационарных лестниц, переходов и площадок на этажерках и отдельных аппаратах, стационарных лафетных стволов, оросителей, систем парогазового тушения (и уточняют порядок их не пользования при пожарах и авариях); пути развертывания и подачи огнетушащих средств пожарными подразделениями, прибывшими к месту взрыва. Большинство промышленных предприятий, кроме основного технологического процесса, имеет и другие, обеспечивающие основной, технологические процессы и операции, которым присущи различные степени пожарной опасности. В таких случаях следует детально рассмотреть все производственные помещения и наружные установки. технологические процессы и операции с точки зрения пожаровзрывоопасности, а также развития и тушения пожаров. В заключение при анализе оперативно-тактических особенностей отдельных зданий и сооружений начсостав должен: спрогнозировать обстановку вероятного пожара, последствия аварий и взрывов, обобщить действия обслуживающего персонала, ДПФ и подразделений пожарной охраны, уяснить расстановку пожарной техники по водоисточникам, пути прокладки магистральных рукавных линий и введения огнетушащих средств для тушения и защиты при возникновении пожаров. После изучения оперативно-тактических особенности промышленного объекта рассматривают и уясняют: общие вопросы организации тушения пожаров; состав и боеспособность пожарных подразделений и формирований по охране объекта; наличие и вид пожарной техники, специальных огнетушащих средств и их количество, необходимое для тушения пожаров на данном предприятии, а также организацию доставки их из гарнизона пожарной охраны; наличие аварийных служб на объекте, режим их работы и взаимодействие при тушении пожаров. При рассмотрении гражданских зданий и сооружений следует учитывать этажность, особенности планировки этажей и конструктивного решения, степень огнестойкости конструкций, а также время их постройки. Жилые и особенно общественные здания разнообразны по своим объемно-планировочным и конструктивным решениям. В современной практике массового жилищного строительства Преимущественно сооружают многоэтажные здания (до девяти этажей), повышенной этажности (от десяти до двадцати пяти этажей), крупноблочные, крупнопанельные, кирпичные, с несущими стенами и каркасные. Гражданские здания бывают с секционной и коридорной планировками. В зданиях повышенной этажности устраивают незадымляемые лестничные клетки, системы дымоудаления, подпора воздуха, внутренние противопожарные водопроводы. Все перечисленные особенности применительно к конкретному району начсостав должен изучить и твердо знать; при тушении пожаров это позволит умело использовать системы противопожарной защиты зданий, свободно ориентироваться в планировке этажей, отличать несущие конструкции от ненесущих, чтобы предотвратить их быстрое обрушение от высоких температур. В старых городах и крупных административных центрах построено и эксплуатируется большое количество нетиповых жилых и общественных зданий и сооружений. Здания музеев, выставок, библиотек, уникальных дворцов, культурно-зрелищных учреждений, особенно старой постройки, имеют разнообразные и сложные сгораемые конструкции с пустотами и оригинальными объемно-планировочными решениями. При этих особенностях проведение разведки пожара, оценка обстановки и осуществление управления силами и средствами на пожаре, особенно в условиях сильного задымления и скрытого распространения огня, значительно сложнее, чем при открытых пожарах в огнестойких зданиях современных конструкций и типового объемно-планировочного решения. В районе выезда части чаще всего имеется много жилых и общественных зданий и сооружений как старой, так и новой современной постройки. Изучить оперативно-тактическую характеристику каждого из них групповым методом невозможно, да и нецелесообразно. Поэтому руководитель пожарной части (отряда) определяет перечень характерных типовых зданий повышенной этажности, а также зданий старой постройки, преимущественно тех, на которые разработаны планы и карточки пожаротушения для группового изучения, а остальные здания и сооружения изучают индивидуально. Наиболее характерные типовые жилые здания, особенно повышенной этажности, изучают групповым методом, при это знакомят начсостав с порядком и методикой изучения аналогичных зданий и сооружений индивидуально. Подготовка руководителя к занятиям по изучению района выезда или объекта
Результативность занятий по оперативно-тактическому изучению района выезда во многом зависит от того, насколько всесторонней и тщательной была подготовка руководителя занятий. Всю подготовку руководителя к занятиям можно условно разделить на два этапа: подготовку к разработке плана конспекта и непосредственную его разработку. Первый этап включает в себя: определение и уяснение темы, цели и содержания занятий; изучение учебной и специальной литературы, относящейся к содержанию занятий и методике их проведения; изучение общих особенностей района выезда части или отдельного ее участка, объекта, здания и сооружения в объеме, требуемом для проведения занятий; согласование организационных вопросов с руководством служб района, города ил объекта; подбор и подготовку наглядных и учебных пособий. Определяя содержание занятий, нужно его согласовать по объему со временем, отведенным для изучения темы. При подборе литературы следует, в первую очередь, изучить руководящие документы, касающиеся занятий, а также ознакомиться с планом или карточкой пожаротушения, разработанной на данный объект, наблюдательным делом объекта и с документами последнего пожарно-технического обследования объекта. Затем надо выписать недостатки, выявленные при обследовании, сроки их устранения. Подбирая наглядные пособия кроме плана района выезда или объекта, подготавливают в достаточном количестве справочные и расчетные таблицы, графики, экспонометры, а также план (карточку) тушения пожара, планшеты, справочники водоисточников и др. При необходимости заранее подготавливают для каждого участника занятий ситуационные планы объекта или участка района выезда части. К занятиям необходимо согласовывать с руководством объекта время проведения занятий, маршрут движения группы начсостава по территории объекта, и также организовать своевременный пропуск участников занятий на объект. С руководителями служб города, района или объекта, при необходимости, договариваются о привлечении требуемых специалистов для проведения занятий с начсоставом. Определив список конкретных лиц, руководитель занятий должен встретиться с этими специалистами и согласовать время проведения занятий, перечень вопросов, которые им предстоит разъяснить начсоставу, и время, отведенное на их изучение. После перечисленных согласований руководитель приступает к оперативно-тактическому изучению объекта или района (участка) выезда в объеме, определенном содержанием данных занятий. Второй этап подготовки руководителя занятий — разработка плана-конспекта — может осуществляться только после уяснения всех подготовительных и согласования организационных вопросов. Не допускается разработка плана-конспекта без личного изучения руководителем занятий на местности района (участка) выезда или объекта, даже если до этого он был хорошо знаком с его оперативно-тактическими особенностями. План-конспект разрабатывают в произвольной форме, но практикой проведения занятий к нему выработаны определенные требования. План-конспект должен быть содержательным, аккуратным, удобным для пользования состоять, как правило, из двух частей. В первой части в верхнем правом углу титульного листа располагают запись (по установленной форме) об утверждении плана-конспекта старшим начальником после его просмотра. Ниже указывают: тему и дату проведения занятий, учебную цель; общую продолжительность занятий; используемый метод; наименование участка района выезда или объекта; порядок проведения занятий с указанием времени, отведенного на каждый элемент; перечень учебных вопросов с распределением времени на их изучение; средства материального обеспечения занятий: документы и литературу, используемые при подготовке к занятиям. В конце первой части можно поместить перечень вопросов, позволяющий осуществить опрос начсостав перед изучением основной темы занятии, чтобы проверить знание руководящих документов, порядка расчета сил и средств и другого материала, касающегося данных занятий. Опыт показывает, что вторую часть плана-конспекта — разработку для проведения занятий — целесообразно составить по форме из трех граф. В них отражаются: изучаемые и отрабатываемые вопросы; содержание вопросов; методические приемы изучения. Определяя перечень вопросов, следует соблюдать логическую последовательность их отработки, чтобы каждый вопрос вытекал из предыдущего, дополнял и расширял его содержание, а предыдущий — обеспечивал необходимую базу для рассмотрения последующего. Для более полного освещения вопроса целесообразно разделять его на подвопросы, что дает возможность руководителю занятий в процессе подготовки глубже его проработать и затем подробнее изложить. При определении последовательности рассмотрения вопросов обязательно учитывают выбранный маршрут продвижения групп начсостава при изучении района выезда, отдельного его участка или объекта. Целесообразно планировать изучение оперативно-тактической характеристики таким образом, чтобы все ее показатели охватывались в комплексе и не приходилось возвращаться по маршруту. Содержание вопросов и подвопросов необходимо излагать кратко и четко. При этом следую указывать и разъяснять основные особенности оперативно-тактической характеристики, которые способствуют возникновению, развитию и тушению пожаров. Нецелесообразно отражать в содержании второстепенные вопросы, которые не оказывают существенного влияния на оценку возможной пожарной обстановки и принятие решений по тушению пожаров. Для удобства пользования планом-конспектом и быстрого отыскания важных положений документов и оперативно-тактических характеристик целесообразно каким-либо образом выделять. После конспективного изложения содержания каждого вопроса целесообразно записать краткий и обоснованный вывод по вопросу, вытекающий из его содержания, а для крепления материала рекомендуется разработать тактический эпизод или составить задачу. Эпизоды и задачи должны быть сформулированы кратко, иметь конкретное и обоснованное решение. При их разработке руководитель занятий должен учитывать уровень тактической подготовки обучаемого начсостава, а также условия района выезда, его участка или объекта, здания и сооружения. Так, при рассмотрении общих оперативно-тактических особенностей района выезда можно предложить определить кратчайшие пути следования к отдельным поселкам, микрорайонам, промышленным предприятиям и другим, наиболее важным объектам, а также наметить возможные пути объезда препятствий на основных магистралях. При изучении отдельных участков района выезда обучаемым могут предлагать определить водоотдачу водопроводных сетей; время работы пожарных машин при использовании пожарных водоемов; количество пожарных машин, которое целесообразно распределить по участкам водопроводных сетей (особенно малых диаметров и тупиковых), по пожарным водоемам; время пополнения водоемов водой. Если изучаются безводные участки района или участки с ограниченным запасом воды, можно предложить задачи по расчету подачи воды вперекачку или подвозом автоцистернами. В частности, обучаемые определяют: какие схемы перекачки наиболее целесообразно использовать; сколько необходимо вызвать автоцистерн для подвоза воды и как организовать работу пункта заправки автоцистерн водой; каковы схемы и способы забора воды при использовании гидроэлеваторных систем. Если изучается отдельный объект, здание или сооружение, руководитель составляет задачи по оценке возможной обстановки в наиболее пожароопасных местах по ходу технологического процесса и в местах наиболее быстрого и опасного развития пожара на объекте в целом, по принятию решений начсоставом о боевых действиях. При этом руководитель занятий производит необходимые расчеты для обоснования обстановки пожара, определения сил и средств для тушения. Если рассматриваются места массового пребывания людей, подготавливаются эпизоды, при которых обучаемые предлагают наиболее целесообразные способы списания людей, меры по защите путей эвакуации и пр. Подготавливая эпизоды и задачи, руководитель занятий при необходимости составляет схемы расстановки пожарных машин на водоисточники (схемы перекачки воды или ее подвоза к месту пожара), а также схемы подачи огнетушащих средств. Если для изучения отдельных вопросов на занятии приглашаются специалисты служб города, района или инженерно-технический персонал объекта, то по ходу занятий в плане-конспекте целесообразно указывать только планы изучения этих вопросов, согласованные с лицами, привлекаемыми для проведения занятий. Графу «Методические приемы изучения» заполняют после предыдущих двух граф. Ее содержание является как бы сценарием занятий, и от тщательности разработки этой графы во многом зависят активность обучаемые качество и эффективность занятий. Разработав конспект по всем вопросам, выносимым на занятия, руководитель занятий должен продумать, какие методы и приемы использовать при изучении каждого вопроса и подвопроса, а затем сделать соответствующие записи в данной графе. Например, если какую-то часть вопроса необходимо изложить самому руководителю занятий, в графе так и указывают — «изложить (пояснить)»; если же надо использовать метод беседы, указывают — «спросить» ставят краткие вопросы. Если для закрепления материла начсостав должен самостоятельно оценить обстановку, произвести расчет сил и средств или принять решение тоже делают соответствующую запись в графе; кроме того, фиксируют порядок проверки самостоятельной работы. Решая, как лучше и доходчивее осветить тот или иной вопрос, где по ходу изложения использовать справочные материалы, экспонометры, оперативные и другие документы, руководитель занятии по всему плану-конспекту в данной графе указывает соответствующие методические приемы и делает пометки, способствующие лучшей организации занятий. В конце плана-конспекта формулируют общие выводы по занятиям, а также индивидуальные задания для самостоятельной работы начсостава. Руководитель занятий подписывает план-конспект, а затем представляет старшему начальнику для просмотра и утверждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.015 с.) |