Порядок проведения комбинированного занятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок проведения комбинированного занятия.



Порядок проведения комбинированного занятия отражен на рис. 2.1, где указаны все основные его элементы. Под­готовка (организация) обучаемых является, как правило, элементом, присущим любым занятиям. Ее суть заключается в том, чтобы психологически настроить начсостав на плодотворную работу, добиться внимания и активного отношения к занятиям. Для этой цели руководитель занятий может использовать следующие приемы: войдя в аудиторию, сделать небольшую паузу, означающую, что начсоставу следует успокоиться; сделать, тактичное замечание отдельным лицам за нарушение тишины; попросить подготовить тетради, учебные пособия, напомнить примечательное событие или факт, про­исшедший в части, чтобы отвлечь обучаемых от других впечатлений и настроить на работу. Руководитель заня­тия всегда должен быть спокоен, собран, доброжелателен; он не должен делать нетактичные замечания, повышать голос. Организация обучаемых для проведения занятий не занимает много времени, но вместе с тем дает им оп­ределенный заряд психологической энергии и повышает работоспособность.

Перед началом занятий руководитель должен преду­смотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздра­жителей, которые могли бы отвлекать обучаемых от ра­боты и рассеивать их внимание. В частности, не рекомен­дуется заранее выставлять наглядные пособия, развешивать таблицы, схемы.

Из принципов сознательности, систематичности и проч­ности обучения вытекает, что в учебной работе нельзя продвигаться вперед до тех пор, пока обучаемые не усвои­ли пройденный материал. Поэтому проверка и оценка знаний обучаемых является весьма важным элементом занятий по ПТП. Занятия по ПТП с начсоставом подразделений проводятся не ежедневно, а с определен­ным интервалом. В этих случаях руководителю занятий, как правило, следует стремиться к тому, чтобы на каждых занятиях проверялись и оценивались знания всех без иск­лючения обучаемых.

Если на занятиях присутствуют только пять-шесть человек, хорошие результаты дает устный опрос. Он позволяет выявить степень усвоения материала, но лишь у небольшого количества обучаемых. Если на занятиях присутствует значительное количество начсостава, то наряду с устным опросом целесообразно проводить фронтальный опрос. Для проведения письменного опроса руководитель занятий зара­нее готовит несколько вариантов вопросов (в каждый из них можно включить несколько вопросов или задач). Обучаемые дают письменные ответы, позволяющие оценить, их знания.

В подразделениях пожарной охраны, классы которых оборудованы ма­шинами-репетиторами, машинами-экзаменаторами и дру­гими техническими средствами обучения и контроля зна­ний, могут применяться машинный и безмашинный программированные опросы.

Как показывает опыт, работу над пройденным мате­риалом надо организовывать и проводить так, чтобы от обучаемых требовалось не простое воспроизведение, а активное и осмысленное применение изученного материа­ла на практике. Для этой цели необходимо использовать разнообразные упражнения, в процессе которых глубже закрепляются знания, навыки и умения, применять эле­менты расчета сил и средств, определять время работы стволов от заправочных емкостей автоцистерн, водоотда­чу сетей и др.

Изучение нового материала (осмысливание и запоми­нание) начинают, как правило, с установления связи но­вого материала с ранее изученным. Начсостав имеет определенные знания и навыки по ПТП, которые были получены ранее в системе служебной и боевой подготовки в предыдущем и текущем учебных годах. Базируясь на этих знаниях и на накопленном практическом опыте, руководитель занятий может подвести обучаемых к осмыслению логической связи ранее изученного материала с новой темой. Эта связь может определяться последовательностью этапов боевой работы на пожарах (например: разведка пожара, развертывание сил и средств, организация спасания людей и эвакуации имущества, ликвидация горения), тематическим планом служебной и бое­вой подготовки, конкретным примером из практики ра­боты части или гарнизона.

Увязав новую тему с ранее изученным материалом, руководитель занятий должен кратко и четко ее сформу­лировать, поставить цель занятий и назвать основные вопросы, которые должны быть изучены начсоста­вом на занятиях. Усвоение этих вопросов позволяет до­стичь образовательных целей занятий. В то же время руководитель занятий стимулирует проявления активно­сти, настойчивости и самостоятельности при изучении нового материала, тем самым реализуя развивающие цели занятий. Указывая на задачи, стоящие перед коллекти­вом части, увязывая работу подразделений с жизнью об­щества, руководитель стремится достичь воспитательных целей занятий.

Изучение нового материала должно быть проблемным, с постановкой вопросов для активизации обучаемых, и базироваться на ранее полученных знаниях и опыте начсостава. В этих условиях при проведении теоретических занятий широко используется метод беседы. Его суть заключается в том, что руководитель занятий с по­мощью умело поставленных вопросов побуждает обучае­мых к активному воспроизведению изложенного материа­ла в целях его более глубокого осмысления и усвоения. Данный метод можно применять на любом этапе занятия: при изучении нового материала, закреплении, повторении и подведении итогов занятий. Эвристическая беседа, как правило, проводится для сообщения и обобщения новых знаний. При этом руководитель занятий строит вопросы и предполагаемые ответы таким образом, чтобы они под­водили мысль обучаемых к новым моментам, положениям и выводам. Успех беседы зависит от умения поставить требуемый ряд вопросов и знания предполагаемых отве­тов обучаемых. Поэтому вопросы руководителя занятий должны быть сформулированы четко, без лишних пояс­нительных слов. Не рекомендуемся повторять вопрос (особенно в различных формулировках) до получения ответа обучаемых.

Непосредственная работа по усвоению нового мате­риала, как показывает практика, включает в себя первичное его восприятие и осмысление и последующее более глубокое осмысление и запоминание. Поэтому ру­ководитель занятий, как правило, должен предусмотреть двукратную работу обучаемых по восприятию, осмысле­нию и запоминанию. Только при таком условии новый материал может быть усвоен непосредственно на за­нятиях.

Наряду с проблемным изучением материала руководитель занятий при изложении новых сведений может использовать метод рассказа и объяснения. Рассказ це­лесообразно применять, когда обучаемым неизвестны или малоизвестны сообщаемые сведения (например, при изучении новых огнетушащих веществ, способов тушения). В этих случаях рассказ повышает познавательную актив­ность, вызывает интерес и пробуждает любознательность, объяснение эффективно при изучении понятий, положе­ний, закономерностей. При объяснении очень важно обеспечить научную и доказательную логику рассуждений; кроме того, для полного усвоения материала важно добиться сосредоточенности и внимания обучаемых.

Наглядные пособия и технические средства обучения могут рассматриваться как источники новых знаний, сред­ства выработки практических навыков и умений, а также контроля и оценки знаний. Поэтому их целесообразно использовать на всех этапах занятий: при изложении и осмыслении нового материала, при его закреплении, проведении упражнений, проверке и оценке знаний.

Внедрение наглядных пособий и технических средств обучения в учебный процесс — дело творческое. Каждый руководитель занятий должен постоянно оценивать эф­фективность применения наглядных пособий, совершен­ствовать методику и приемы их использования в ходе за­нятий. Следует демонстрировать наглядные пособия строго по ходу изучения материала и каждый раз об­ращать внимание обучаемых на действительные объек­ты и явления, отображаемые пособием. Фрагментарный показ кинофильмов и слайдов органически включаетя в рассказ или объяснение преподавателя.

Важным этапом занятий является выработка навыков и умений по применению знаний на практике. Этот этап связан с использованием методов устных, письменных и практических упражнений. Руководителю занятий надо иметь в виду, что нельзя переходить к упражнениям, если обучаемые не усвоили теоретический материал, который им необходим для выполнения упражнений. Нужно об­ращать особое внимание на осмысление обучаемыми по­рядка и способов выполнения практических упражнений. Несоблюдение этих условий приведет к тому, что цель упражнений не будет достигнута.

На занятиях по ПТП широко используют устные уп­ражнения. С их помощью развивают тактическое мыш­ление, позволяющее оценить обстановку на пожаре, оп­ределить решающее направление боевых действий, про­извести расстановку сил и средств на пожаре.

Для выработки необходимых навыков и умений ис­пользуют письменные упражнения по расчету сил и средств для тушения пожаров, определению времени ра­боты стволов и генераторов от заправочных емкостей по­жарных машин и др. очень важно, чтобы тренировочные упражнения имели творческий характер, а предлагаемые руководителем задания и их выполнение способствовали выработке тактического мышления.

Закрепление учебного материала можно осуществлять по ходу занятий, после изучения отдельного вопроса или темы занятий в целом. Последний вариант чаще осуществляется в виде проверки результатов, достигнутых на данных занятиях. Проверка может проводиться устно или письменно с помощью заранее разработанных вопросов (упражнений). Она позволяет руководителю занятий узнать, как усвоен учебный материал, и установить, ка­кие есть пробелы в знаниях, чтобы ликвидировать их на следующих занятиях, а также выдать персональные задания для самостоятельной работы.

В конце занятий руководитель подводит итоги: кратко напоминает о цели занятий и оценивает степень ее до­стижения; указывает положительные стороны и недостат­ки в работе личного состава на занятиях; дает общее задание обучаемым для самостоятельной работы.

К организации и проведению комбинированных (сме­шанных) уроков руководитель занятий должен подходить особенно внимательно. Прежде всего, очень важно пра­вильно распределить время. На повторение пройденного материала не следует отводить более 20 мин. Важно разнообразить структуру комбинированного урока, исполь­зуя различные методы и приемы обучения (беседа, эври­стическая беседа, рассказ, пояснение и т. д.). На одних за­нятиях проверку знаний можно проводить методами ин­дивидуального и уплотненного опросов, на других — с помощью фронтального письменного или программиро­ванного опроса и т.д. Если ранее изученная тема тесно увязана с новым материалом, то нецелесообразно начи­нать занятия с повторения, лучше совместить последнее с закреплением нового материала.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.005 с.)