Активные методы обучения сотрудников органов управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активные методы обучения сотрудников органов управления



 

В настоящее время наиболее часто используется традиционный метод обучения. Хотя в нём на первый взгляд есть все атрибуты активной учебно-познавательной деятельности: изучение, наблюдение, анализ, обсуждение и т. д.

Однако слушателям с самого начала уготовлена роль ... слушателей. Они и в самом деле слушали и ничего не открывали, не обнаруживали, не искали. Ни каких проблем и вопросов на занятии перед ними не возникало. Руководитель занятий рассказывал, объяснял, обосновывал, иллюстрировал рассказ примерами из жизни. В тоже время учебный процесс должен, во-первых, быть имитацией той среды, в которой живут и трудятся обучаемые; во-вторых, содержать в себе конкретные цели, задачи и проблемы трудовой деятельности; в-третьих, обеспечивать формирование у обучаемых способность решать практические задачи, изменять и улучшать тот мир, в котором они живут.

В процессе тактической подготовки при использовании не имитационных методов обучения можно сформировать у обучаемых знания, умения, навыки по профессии и по специальности, но чрезвычайно трудно сделать это по должности. Активные методы обучения по сравнению с традиционными обеспечат здесь и приближение процесса обучения к условиям практической деятельности реальных работников, и вынужденную активность, и высокую степень интенсивности учебного процесса и его творческий характер.

Активные методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решать три учебно-организационые задачи:

— подчинить процесс обучения управляющему воздействию руководителя;

— обеспечить включение в активную учёбу как подготовленных слушателей, так и новичков;

— установить непрерывный контроль за процессом усвоения материала всеми слушателями.

Кроме этого активные методы обучения способствуют успешному формированию у слушателей комплекса положительных деловых качеств, таких как:

— способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей задачи;

— умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения;

— готовность принять на себя ответственность за деятельность группы;

— способность устанавливать контакты с людьми, правильно распределять и организовывать работу;

— умение преодолевать сопротивление окружения, предупреждать столкновения и разногласия;

— желание быть полезным людям;

— знание уровня своей компетенции, умение анализировать и оценивать свои действия;

— готовность рассматривать проблему с точки зрения своего коллеги, товарища;

— умение находить причины и источники критических ситуаций;

— способность выдвигать и формировать идеи, предложения и проекты;

— готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;

— умение избегать повторения ошибок и просчетов;

— способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;

— способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов, действий;

— умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;

— потребности к самообучению и самосовершенствованию.

Активное обучение помогает человеку обрести власть над ситуацией, исключает возникновение одного из самых неуправляемых явлений «Стечение обстоятельств».

В основеактивных методов обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает руководителя занятий сделать каждого слушателя участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения поставленных задач и проблем в учебном курсе.

Понятие активных методов обучения распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий.

Вот некоторые из них:

— метод конкретных ситуаций (МКС);

— ролевые игры (РИ);

— решение практических задач (РПЗ);

— игровое проектирование (ИП);

— программированный опрос (ПО);

— игровое моделирование боевых действий (ПТЗ, ПТУ);

— деловые игры на местности и в классе (ДИМ, ДИК).

При использовании метода конкретных ситуаций обучаемым предоставляется ситуация, связанная с действиями по тушению пожара. Задачей обучаемых является коллективное принятие решения в указанной ситуации.

Для активизации занятия организуются несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает свой собственный метод решения задачи, и затем обсуждает их.

При обсуждении возможно и предварительное рецензирование и публикация, защита решений и другие способы создания и поддержания эмоционального напряжения обучаемых. Подведение итогов и оценка результатов проводится преподавателем, ведущим занятие. Приведем несколько таких ситуаций:

Пример 1. При тушении пожара в резервуарном парке нефтеперерабатывающего завода был допущен ряд ошибок, которые повлияли на исход тушения пожара. Необходимо выявить допущенные ошибки и принять правильное решение.

Пример 2. Ночью во время пожара в 26-этажном административном здании горение распространилось с 1 этажа на 24, минуя промежуточные этажи. Первый РТП подал стволы на тушение 24 этажа, а после этого принял решение тушить пожар на первом этаже. Необходимо оценить действия первого РТП и принять решение.

Рассмотрим особенности указанных конкретных ситуаций и метода в целом. В этих двух ситуациях обучаемые выступают в качестве экспертов и решают задачи экспертного оценивания. Большая альтернативность здесь обусловлена различием личных приоритетов обучаемых (экспертов). Комплексное мнение экспертов формируется в виде решения со ссылкой на нормативные документы (БУПО, указания и рекомендации по тушению пожаров на конкретных объектах), а также на полученные данные с помощью расчета.

Характерными признаками метода анализа конкретных ситуаций являются следующие: наличие модели социально-экономической системы; большой альтернативности решений; коллективная выработка решений; единая цель при выработке решений; наличие системы оценивания дёятельности обучаемых; наличие управляемого напряжения обучаемых.

Перечисленные признаки метода МКС определяют область его эффективного применения. Очевидно, этот метод наиболее целесообразен в тех случаях, когда рассматривается относительно сложная задача. Однозначное, единственно правильное решение, заранее известное преподавателю может отсутствовать. В этом случае преподаватель при оценке вариантов формирует свое мнение с учетом материалов, предложенных участниками занятий.

Использование метода ролевых игр в учебном процессе позволяет формировать у обучаемых умения и навыка решения профессиональных задач. Однако давно замечено, что эффективность труда руководителя даже в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами деятельности составляет 2:1. Для формирования управленческих качеств необходимо моделировать управляющие системы, соответственно возникает потребность в методах обучения. Таким методом являются ролевые игры. Остановимся на двух примерах.

Пример 1. Во время тушения пожара начальник караула ПЧ-1 отказался выполнять приказания начальника оперативного штаба, сославшись на то, что уже выполняет указание начальника отдела службы и подготовки. Однако начальник штаба настаивал на своем. Начальник караула написал жалобу на начальника оперативного штаба, а начальник оперативного штаба рапорт на начальника караула заместителю начальника службы.

В этой игре среди обучаемых распределяются роли начальника караула, начальника оперативного штаба, начальника отдела службы и подготовки, а также экспертов.

Руководитель игры снабжает участников, исполняющих те или иные роли, соответствующими описаниями ролей и приоритетами.

При разрешении данного конфликта и набора стратегии поведения игра заканчивается разработкой мер. Перед обучаемыми ставится задача: используя ролевые общения, разрешить возникшую конфликтную ситуацию. В качестве другого примера можно привести описание пожара и рассмотреть действия всех должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НБУ и др.) как реально действующих, так и вновь сформированных.

Решение практических задач представляет собойактивный метод обучения, с помощью которого формируется у слушателя навыки решения задач по тушению пожаров, организации службы и подготовки. Упражняясь, слушатель усваивает принципы, закономерности, правила, процедуру, средства и способы решения проблем.

Практические задачи могут охватывать широкий круг вопросов: рассчитать силы и средства для тушения пожара при недостаточном водоснабжении; рассчитать эффективность применения рукавов различного диаметра в оптимальных схемах подачи огнетушащих средств; рассчитать эффективность применения различной пены при тушении пожаров; рассчитать эффективность применения различных огнетушащих веществ; разработать предложения по улучшению психологической подготовки; разработать предложения по укомплектованию и закреплению кадров на службе.

Практические задачи могут быть с оптимальным решением и не имеющие готового решения. Перечислим последние из них:

— задача с неопределенностью исходных данных;

— задача с неопределенностью в постановке вопроса;

— задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными;

— задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии;

— задача, допускающая лишь вероятностные решения, основанные на предвидении дальнейшего развития события;

— задача с ограниченным временем решения;

— задача, требующая решения в использовании работника в несвойственной ему должности или области деятельности;

— задача на обнаружение ошибки в решении;

— задача, помогающая готовиться к какой-либо деятельности;

— задача на повторение пройденного материала;

— задача на выполнение действий по имеющемуся образцу;

— задача, в результате которой появляется нечто новое;

— задача, способы решения которой слушателям известны по прошлому опыту;

— проблемная задача.

“Мозговая атака” (“мозговой штурм”) предложена американским психологом А. Осборном как способ коллективного продуцирования новых идей. Она формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой цели. Для “мозговой атаки” характерны не только простота процедуры и высокая эффективность, но и универсальность. Оказалось, что она может успешно применяться во многих сферах деятельности общества, в том числе при ПТП начсостава. “Мозговую атаку” могут использовать, осуществляя поиск выхода из всех типов ситуаций—стандартных (повторяющихся, типичных), критических (нетипичных для обучаемых) и экстремальных (уникальных, не имеющих аналогов), побуждающих к радикальным мерам, а также поиск вариантов управленческого решения. В ходе “мозговой атаки” ее участники работают активно и напряженно потому, что они не обременены необходимостью обосновывать свои предложения и ограждены от критики. Последняя, будучи мощным средством вскрытия недостатков, иногда выполняет отрицательные функции—тормозит свободное высказывание своих мыслей. В ходе “мозговой атаки” выдвигается проблема, в решении которой принимают участие все без исключения обучаемые. Для этой цели группу обучаемых делят на подгруппы из нескольких человек. В каждой из них назначают эксперта, который обязан фиксировать все выдвигаемые идеи. Для этой цели могут использовать магнитофон.

Процесс проведения “мозговой атаки” делится на следующие этапы:

1. Постановку цели, формулировку проблемы, доведение задачи рабочим подгруппам.

2. “Штурм” — выдвижение идей в каждой рабочей подгруппе, фиксацию идей экспертом письменно или с помощью магнитофона.

3. Оценку идей и отбор наилучших из них в каждой подгруппе, обобщение идей, сведение всего их многообразия к небольшому числу.

4. Сообщение о результатах “мозговой атаки”. При организации и проведении “мозговой атаки” руководители занятий должны соблюдать и обеспечивать следующие правила и условия:

- при ее осуществлении нет начальников и нет подчиненных, все равны;

- каждый участник лично стремится к решению выдвинутой проблемы;

- пытаются достичь полного раскрепощения мысли и свободы воображения обучаемых;

- любую идею и вообще выступление любого обучаемого встречают с одобрением;

- запрещаются критические замечания по любой высказанной идее, а также промежуточная ее оценка;

- стремятся отбросить шаблонное мышление, стереотипы, традиционные решения;

- вопросы, относящиеся к решаемой проблеме, задают обучаемым в такой форме, чтобы можно было давать краткие (без особого обоснования) ответы;

- поощряются комбинации и новые применения уже сделанных предложений по данной проблеме;

- все без исключения высказывания по проблеме фиксируются;

- все высказанные идеи по проблеме объективизируются, т.е. лишаются персональной принадлежности.

Целесообразно, чтобы критика, оценка и отбор предложений обучаемых осуществлялись в отдельно отведенное время специально подобранными лицами, склонными к критической работе.

Опыт показывает, что “мозговая атака” как метод обучения в процессе решения проблемы психологически раскрепощает обучаемых, позволяет им свободно мыслить, не подвергаясь критике и оценке со стороны обучающих, и обеспечивает высокую эффективность развития их мышления.

 

9.5. Игровое моделирование по тушению пожаров при решении задач в классе (деловая игра)

 

Групповые упражнения – одна из наиболее активных и эффективных форм практического обучения начальствующего состава по тактической подготовке. Они позволяют прививать обучаемым навыки по основным вопросам управления подразделениями, а также более глубоко усваивать теоретические положения нормативных и основополагающих документов на фоне конкретной тактической обстановки, имеют важное значение для выработки у начальствующего состава необходимых навыков по вопросам тактики тушения пожаров.

Суть группового упражнения состоит в том, что начальствующий состав, выступая в роли должностных лиц (РТП, НШ, НТ и др.), анализирует оперативную обстановку, принимает решение и докладывает о своих действиях, исходя из тактического замысла группового упражнения, теоретического расчета сил и средств на тушение пожара и вводных, изложенных в материалах группового упражнения.

Участник упражнения, исполняя ту или иную роль, дает необходимые распоряжения, приводит в действие имеющиеся в его распоряжении силы и средства. То есть отрабатывает на занятиях обязанности соответствующего должностного лица и его действия по организации тушения пожара, согласно общему тактическому замыслу. Групповое упражнение, как форма тактической подготовки, связывает теоретические и практические знания и характеризуется тем, что на этих занятиях моделируется конкретная оперативная обстановка. При этом достигается: углубление знаний по вопросам теории и практики тушения пожаров в различных условиях; выработка единства в понимании положений Боевого устава пожарной охраны применительно к конкретным условиям обстановки на пожаре; приобретение навыков в составлении оперативной документации и производстве необходимых расчетов; совершенствование навыков управления подразделениями на пожаре при исполнении обязанностей РТП, НШ, НТ, НБУ в оценке обстановки, принятии решения на оперативно-тактические действия и их организации, а также в выработке командного языка при постановке задач и отдачи приказаний.

Кроме того, групповые упражнения способствуют формированию у слушателей: умения анализировать и оценивать свои действия; умения находить причины и источники критических ситуаций; способности выдвигать и формировать свои идеи и предложения, избегать повторения ошибок и просчетов; готовности идти на риск (оправданный) и принимать нестандартные решения; способности предвидеть последствия предпринимаемых действий; умения ценить и продуктивно использовать рабочее время.

Групповые упражнения проводятся, как правило, в классе на фоне заданной тактической обстановки, создаваемой на макетах, картах, чертежах. Они могут проводиться также на местности.

Групповые упражнения проводятся в отрядах, аппаратах УГПС (ОГПС) или в масштабе гарнизона пожарной охраны. На групповые упражнения в отряде привлекается начальствующий состав, связанный с оперативной работой, сотрудники дежурных служб пожаротушения, начальники ПЧ и их заместители. Руководителем занятий в этом случае является начальник отряда и его заместитель. При проведении групповых упражнений с начальствующим составом гарнизона необходимо создавать группы с учетом выполняемых ими обязанностей с тем, чтобы руководитель более высокого ранга решал и соответственно более сложные задачи.

Например: сотрудники дежурной службы пожаротушения - одна группа, начальники отрядов и их заместители - другая группа, сотрудники отделов и служб аппарата УГПС (ОГПС) - третья группа.

Тематика групповых упражнений разрабатывается начальником гарнизона, начальником отряда и должна учитывать: особенности охраняемого района; уровень подготовки начальствующего состава, привлекаемого к занятиям; проблемы, которые надо решать в данном гарнизоне и др.

Занятия планируются расписанием служебной подготовки или организуются вне плана по мере необходимости (при систематически повторяющихся ошибках в действиях РТП, должностных лиц оперативного штаба пожаротушения) в часы, отведенные на служебную подготовку.

Условием успешного проведения группового упражнения является предварительная разработка материалов, содержащих исходные данные, поэтому каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка руководителя, общие положения которой включают в себя следующее:

1. Определение темы занятий, состав группы; уточнение цели занятий, особенностей объекта, выбранного для занятий; указаний, полученных от старшего начальника; изучение ошибок, допущенных при тушении пожаров, проведении учений.

2. Изучение литературы, руководящих документов, методических разработок по вопросам, относящимся к содержанию занятий.

3. Подбор объекта, отвечающего содержанию занятия группового упражнения (описание ранее происшедшего пожара, на котором были допущены грубые ошибки в тушении или действительное здание, сооружение, участок местности, представляющий интерес, как наиболее сложное, особо важное или пожароопасное) и изучение его оперативно-тактических особенностей.

4. Подготовка необходимых материалов и пособий для проведения занятий (поэтажные планы, генеральный план, разрезы, раздаточный материал, справочная литература, экспонометры, макеты, таблицы, принадлежности для нанесения обстановки и расстановки сил и средств).

5. Разработка учебного дела, которое независимо от формы изложения, состоит из двух частей: первая - раздаточный материал, который выдается начальствующему составу за 3-5 дней до начала занятий и содержит: титульный лист, оперативно-тактическую характеристику объекта, задачи оперативным группам, графическую часть, список учебной литературы и перечень вопросов и необходимых рекомендаций для самостоятельной работы; вторая - вводные, вариант решения.

Раздаточный материал включает в себя:

1. Титульный лист: в правом верхнем углу гриф «Утверждаю» и подпись старшего начальника. В средней части листа название темы, цели занятий, наименование объекта, время проведения занятий и состав участников.

2. Оперативно-тактическая характеристика объекта: размеры здания в плане, высота этажа, конструктивно-планировочное решение, степень огнестойкости, пожарная нагрузка, системы отопления и вентиляция, освещение, схема технологического процесса, установки извещения и тушения пожара. Противопожарное состояние объекта. Внутреннее и наружное пожарное водоснабжение, его краткая характеристика, вид, диаметр водопровода, водоотдача, расстояние от водоисточника до зданий и сооружений. Указывается номер вызова сил и средств, наименование пожарных частей, количество и тип пожарной техники, время следования, представляется реальная численность боевого расчета или же она принимается согласно штатному расписанию. Здесь же указывается возможность использования для пожаротушения сил и средств из резерва, находящегося на опорных пунктах, техники народного хозяйства, организованного населения.

3. Задачи оперативным группам: оценить обстановку на момент прибытия на пожар дежурной службы пожаротушения и действия первого РТП; произвести расчет сил и средств, необходимых для тушения; организовать тушение, произвести расстановку сил и средств и начертить схему.

4. Список литературы включает источники, которые помогут начальствующему составу более качественно подготовиться к исполнению обязанностей, возложенных на участников при выполнении боевых упражнений

5. Графическая часть включает генеральный план (размещение зданий и сооружений), пожарное водоснабжение, разрывы, подъезды и проезды, поэтажные планы, разрезы.

Вторая часть включает в себя вводные и вариант решения. Вводные могут быть самые различные: краткая обстановка к моменту прибытия и введения сил и средств первыми подразделениями, к моменту прибытия дежурной службы пожаротушения, т.е. сил и средств по повышенному номеру вызова. Могут предусматриваться нестандартные ситуации: взрывы, обрушения, недостаток или отсутствие требуемого количества огнетушащих веществ и т.д. Обстановка и действия в максимально возможном объеме показываются на генеральном и поэтажном планах, на разрезах. Вводные выдаются в предусмотренное планом проведения группового упражнения время.

Вариант решения - наиболее сложная часть в разработке материалов для проведения групповых упражнений. Он составляется в период к проведению занятий, который предусматривает полное решение поставленных вопросов, а именно: оценку обстановки к прибытию дежурной службы пожаротушения; оценку действий первого РТП, с указанием недостатков и положительных действий; расчет сил и средств, причем здесь тоже возможны варианты (на момент прибытия ДСП, прибытие сил и средств по вызову номер 2 и выше); определение числа боевых участков; организацию тушения пожара и расстановку сил и средств.

Решение подтверждается схемами, чертежами. На схемах показывается расстановка пожарных автомобилей, количество и тип стволов, диаметр и количество рукавов магистральных линий, требуемый напор на насосах пожарных машин, границы боевых участков, схема связи, посты безопасности ГДЗС, место расположения места пожара, направление развития пожара и решающее направление боевых действий.

На этом разработка замысла заканчивается, и ставятся подписи разработчиков частного замысла.

При проведении группового упражнения основная задача руководителя заключается в том, чтобы четко выполнить намеченный план, решить поставленные задачи, обеспечить активное и творческое участие обучаемых в отработке учебных вопросов.

Каждое групповое упражнение рекомендуется начинать с объявления темы, цели занятий и проверки знаний начальствующим составом основных положений БУПО, руководящих документов по отработанной теме путем постановки вопросов и получения ответов на них. Этим самым руководитель сможет оценить уровень подготовки обучаемых к занятиям.

Учебная группа разбивается на подгруппы, состоящие из 3-5 человек. После этого объявляется оперативное время для изучения обстановки, решения задачи, оформление полученных результатов. Объявляется или выдается вводная на какой-то момент времени, например, к прибытию первого РТП, дежурной службы пожаротушения и начинается самостоятельное решение поставленных задач. Оперативная группа должна оценить действия РТП-1 и обосновать свое решение по оценке начальной обстановки. При отработке вводной руководитель занятий объявляет оперативное время, которым предусматриваются действия обучаемых; определяет в роли каких должностных лиц будут действовать обучаемые; сообщает обучаемым место их нахождения; определяет какими средствами, наглядными пособиями они располагает.

Руководитель занятия обязан заранее предусмотреть возможные варианты решения задачи обучаемыми и действия обучаемых по каждому вопросу. При контроле за ходом проведения занятий и его анализе целесообразно показать к каким вредным последствиям могло бы привести проведение в жизнь непродуманного и не соответствующего обстановке решения, указать на наиболее целесообразное решение.

В ходе занятий руководитель не ограничивается только вводными обстановки, которые были подготовлены заранее и включены в план занятия. Он может их дополнить новыми данными, способствующими более глубокому изучению учебных вопросов.

Подготовка руководителя к разбору идет в процессе всего занятия. Он отмечает удачные и ошибочные решения в действиях обучаемых, уделяет особое внимание характерным ошибкам, причинам их породившим. При этом указывается, к чему могли привести допущенные ошибки в реальных условиях. Разборы большой продолжительности не приносят ожидаемых результатов. Поэтому не рекомендуется перегружать разбор рассмотрением второстепенных вопросов и деталей, так как при их обилии теряется главное. К установленному заранее времени один из участников каждой группы записывает (задиктовывает) полученные данные в таблицу, заранее подготовленную руководителем на учебной классной доске. После этого руководитель занятия заслушивает решения, принятые в группах (РТП, НШ, НТ) в соответствии с поставленными задачами и выполняемым обязанностям. Доклады обучаемых или их ответы не рекомендуется прерывать. Необходимо их выслушать до конца и после этого предложить участникам занятия внести дополнения, поправки, уточнения и рассмотреть эталоны решения задач, которые сравниваются с решениями в подгруппах. Не следует навязывать участникам занятия своего решения, сковывать инициативу обучаемых намеченным решением.

Анализ и оценку действий обучаемых целесообразно производить корректно, оберегая их личные достоинства. Конечно, это не означает, что не следует отмечать недостатки. Ведь руководитель и обучаемый в ходе занятий находятся далеко не в равном положении. Руководителю известен план и решение пожарно-тактической задачи. Поэтому очень легко показать свое превосходство над обучаемыми. Кроме того, участники занятия, как правило, в подавляющем большинстве отдают на занятии все свои знания, стремясь сделать все как можно лучше. В связи с этим к анализу и оценке работы целесообразно подходить тщательно, всесторонне взвешивая всю работу. Очень важно при разборе отмечать оригинальные, смелые и инициативные решения, применение более целесообразных приемов и способов ведения боевых действий.

При оценке решений и действий во время разбора руководителю не следует в категорической форме утверждать, что должно быть именно так, а не иначе, что пожар потушен или наоборот, вышел из-под контроля. Такое категоричное утверждение может быть сделано только на основе результатов реального пожара, а на занятиях такого пожара нет. В связи с этим, можно говорить только о предполагаемых результатах тушения пожара по тем или иным решениям и действиям обучаемых, о вероятной степени боевых задач, о возможном успехе или неудаче.

В конце разбора руководитель делает общие выводы, в которых указывает, в какой степени достигнуты цели занятий, какие мероприятия и в какие сроки необходимо провести для устранения выявленных групповыми упражнениями недостатков.

 

 

7.3 Примерный план деловой игры

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

_______________________

(должность, звание, подпись. фамилия, инициалы)

“____” _________ 20 ___ г.

 

Тема: Тушение пожаров на предприятиях деревообрабатывающей промышленности.

Цель: углубить знания начсостава и усовершенствовать его навыки: в оценке пожарной обстановки; проведении расчетов и обосновании требуемого количества сил и средств; организации управления силами и средствами при тушении пожаров на предприятиях деревообрабатывающей промышленности.

Учебное время: 4 ч.

Метод проведения: оценка смоделированной пожарной обстановки и принятие решений по организации и тушению пожаров на объектах деревообрабатывающей промышленности.

Место проведения: класс тактической подготовки.

Руководящие документы и учебные пособия:

1. Боевой устав пожарной охраны.

2. Повзик Я. С., Клюс П. П., Матвейкин А. М. Пожарная тактика -М.: Стройиздат, 1990. С. 220—244 и др.

Материально-техническое и информационное обеспечение: план деревообрабатывающего комбината, план сборочного цеха, макет сборочного цеха, планшеты и справочники водоисточников, диапроектор и слайды объекта, экспонометры, канцпринадлежности, выписка из расписания выездов дежурных караулов пожарных частей на пожары (прил. 2), Боевой устав пожарной охраны, справочники РТП и другая литература, необходимая для проведения занятий, справочные данные.

Привлекаемые силы и средства пожарной охраны: прил. 2.

Состав обучаемых и игровых коллективов: указывают должности, звания, фамилии и инициалы обучаемых, роли должностных лиц, обязанности которых они исполняют на данных занятиях, количество и состав игровых групп (эти сведения чаще всего помещают в приложении к плану).

Учебные вопросы и время на их отработку (примерное):

1. Проверка готовности обучаемых к занятиям —15 мин.

2. Решение организационных вопросов (объявление составов игровых групп, подготовка документов, схем, литературы, канцпринадлежностей и т.п., объявление темы, цели и порядка проведения занятий) — 10 мин.

3. Изучение общей обстановки (общего оперативно-тактического фона) — 15 мин.

4. Отработка основных учебных вопросов— 130 мин.

5. Разбор занятий, подведение итогов, выдача заданий для самоподготовки — 15 мин.

Отчетные документы по результатам занятий:

1. Решения первого и последующих РТП.

2. Расчет сил и средств для тушения пожара.

3. Рабочие документы штаба пожаротушения.

4. Схема расстановки сил и средств в окончательном виде.

(В перечень могут быть включены и другие отчетные документы — в зависимости от организационной формы деловой игры, отрабатываемой темы и цели занятий.)

 

Оперативно-тактическая характеристика объекта (участка района выезда)

 

Характеристика здания (сооружения): назначение, этажность, высота, степень огнестойкости, размеры в плане, форма здания, характеристика и огнестойкость стен, перекрытий, перегородок, противопожарные преграды, несущие колонны, конструкция чердака, кровля, основные входы и выходы, наличие соседних зданий и сооружений и расстояния между ними и др.

Пожарная опасность технологического процесса: характеристика сырья, готовой продукции, горючая нагрузка, назначение аппаратов, установок и коммуникаций, параметры их работы, характеристика и опасность промежуточных продуктов, количество веществ и материалов, находящихся в технологических аппаратах и установках, и др.

Автоматические системы обнаружения, извещения и тушения пожаров, системы дымоудаления, внутренние противопожарные водопроводы и их характеристика и особенности работы, насосы-повысители, особенности их работы, наружные пожарные лестницы, запасы огнетушащих средств на объекте и др.

Система противопожарного водоснабжения: тип и диаметр водопроводной сети, напор воды, расположение пожарных гидрантов и их удаленность от объекта, наличие пожарных водоемов, объемы воды в них, возможность их пополнения водой, наличие естественных водоисточников, подъезды к ним и места водозабора, наличие производственных емкостей с водой и возможность ее использования для тушения пожаров и др.

В этой части плана необходимо указать все данные оперативно-тактической характеристики объекта (участка района), без которых обучаемые не смогут правильно оценить обстановку, произвести расчет сил и средств для тушения, определить решающее направление и принять правильные решения.

При проведении групповых тактических тренировок оперативно-тактическую характеристику объекта (участка района) целесообразно размножить и вместе со схемами объекта выдать в игровые группы, чтобы обучаемые смогли самостоятельно отыскать все необходимые данные.

 

Тактический замысел занятий

 

В этот раздел плана включают только основные вопросы и данные, которые руководитель занятий определил заранее при разработке замысла: место возникновения условного пожара, его параметры и форму развития на каждое конкретное оперативное время (на момент прибытия первого подразделения, дополнительных сил и средств, старшего оперативного начальника, на момент организации штаба пожаротушения и т.д.), результаты расчета сил и средств, необходимое количество огнетушащих веществ, а также действия подразделений на конкретное оперативное время и др.

 

Содержание и порядок проведения занятий

№ п/п Оперативное время, мин Учебные вопросы и вводные Последовательность и содержание занятий Методические приемы отработки вопросов
Ч1 = Ч + 15 Проверка готовности обучаемых к занятиям 1. Принять доклад старшего группы о готовности начсостава к занятиям.  
2. Собрать у начсостава индивидуальные задания и проверить их выполнение (если они выдавались для подготовки к занятиям).  
3. Проверить теоретические знания обучаемых, предложив раскрыть следующие вопросы: - особенности развития пожаров на предприятиях деревообрабатывающей промышленности; - организацию и особенности тушения пожаров в сушилках древесины; организацию и тушение пожаров в цехах древесностружечных и древесноволокнистых плит; методику расчета сил и средств для тушения пожаров на предприятиях деревообрабатывающей промышленности и т.д. Провести опрос: с помощью технических средств обучения, безмашинный программированный, письменный, уплотненный (письменный и устный одновременно), у классной доски или беглый с места. (Указать выбранный вид опроса и метод его проведения.)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.029 с.)