Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет теории управления↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оглавление Объект и предмет теории управления Понятие управления 3. Основные характеристики школ научного управления Ф. Тейлора и административной школы А. Файоля 4. Характеристики школы человеческих отношении, поведенческой школы и количественной школы управления 5. Сущность и функции управления социально-экономическими процессами 6. Управление и менеджмент 7. Эволюция управленческой мысли. Новая модель управления 8. Самоуправление и саморегулирование в организациях 9. Централизация и децентрализация управления 10. Тенденции развития современного менеджмента 11. Понятие цели 12. Цель управления 13. Сущность и особенности функций управления 14. Планирование и организация как функции управления 15. Функции мотивации и контроля 16. Эффективность управления. Затраты на управление 17. Структура среды управления 18. Внутренняя и внешняя среда управления 19. Факторы внешней среды 20. Методология управления и ее компоненты 21. Понятие методов управления 22. Экономические методы управления 23. Административные и социально-психологические методы управления 24. Понятие «управленческое решение». Сущность и содержание процесса по выработке решения 25. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения (1-и этап) 26. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения (2-и и 3-и этапы) 27. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели (4-й этап) 28. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели (5-й этап) 29. Согласование проекта решения с исполнителями (6-й этап). Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей (7-и этап) 30. Классификация управленческих решений по уровню стандартности и по признаку масштабности 31. Классификация управленческих решении по степени важности 32. Классификация управленческих решении по признаку количества лиц, участвующих в принятии решении 33. Интуитивные и основанные на суждениях управленческие решения 34. Коммуникация и ее особенности. Манеры коммуникативного общения 35. Виды коммуникаций 36. Канал коммуникации 37. Восприятие информации. Барьеры коммуникации 38. Модель коммуникативного процесса 39. Коммуникационный менеджмент 40. Понятие и специфика человеческого ресурса 41. Активизация человеческих ресурсов 42. Развитие человеческих ресурсов. Обучение работников 43. Организационная структура 44. Организационная культура предприятия 45. Особенности управления в государственной службе 46. Технологии современного управления в государственной службе 47. Сущность инновационного менеджмента 48. Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности 49. Принципы организации управленческих инновации 50. Субъекты и объекты управленческих инноваций 51. Методы организации управленческих инновации 52. Наблюдение, опрос и эксперимент как разновидности методов организации управленческих инновации 53. Организация управленческих инновации 54. Система и ее компоненты. Признаки экономической системы 55. Виды систем. Открытые и закрытые системы 56. Закономерности управления различными системами 57. Возможности системного подхода. Разновидности системных связей. Энтропия 58. Этапы и принципы системного подхода в управлении. Основные понятия системного подхода 59. Управление с позиции системного подхода 60. Ситуационный и процессный подходы к управлению 61. Методы исследования систем управления Теория управления: Шпаргалка ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления. Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления. Две трактовки понятия «управление»: 1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность; 2) как механизм управления. Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм. Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории. Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления. Основные этапы развития теории управления: Первый этап развития теории управления: изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления. Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления. Содержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления. Второй этап: определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления. Третий этап: формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией. Четвертый этап изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности. Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель). Шестой этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ Наиболее распространенные определения понятия «управление»: 1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий; 2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности; 3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели; 4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом; 5) процесс формирования целей и способов их достижения; 6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу); 7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта; 8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности. Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы. Основные этапы процесса формирования научной теории: • наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов; • синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности); • формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии; • разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов; • создание методологии исследования процессов заданной типологии; • накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка. Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации. Слово «менеджмент» употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Предмет науки общего менеджмента – общие закономерности, принципы и методы управления организациями. Два основных смысла понятия «менеджмент»: 1) процесс управления; 2) группа людей, составляющих орган управления. Определение понятия «менеджмент» Оксфордским словарем: 1) способ обращения с людьми; 2) административные навыки и умение особого рода; 3) искусство управления; 4) орган управления и люди, его составляющие. Основные значения термина «менеджмент» в русском языке: 1) наука управления; 2) процесс управления людьми в организациях; 3) орган управления и люди, его составляющие. Специальный менеджмент – управление объектами с учетом их специфики или управление специфическими процессами, ресурсами. Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др. Объект общего менеджмента – люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе управления этими организациями. Объект специального менеджмента – своеобразные отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Объектом специального менеджмента могут быть некоторые разновидности специальных процессов (финансовые потоки, исследуемые финансовым менеджментом). Управление – деятельность управляющей подсистемы, которая заключается в выработке управляющего воздействия, его осуществлении для достижения цели деятельности системы в целом. Главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность, – цель. Управление как сознательная целенаправленная деятельность свойственна только человеку и организационным системам. Организационная система – общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей. Признаки группы людей как организационной системы: 1) если имеет одну цель, которую принимают как общую цель все члены группы; 2) если группа состоит, по крайней мере, из двух человек, которые считают себя частью этой группы; 3) если имеет членов группы, которые сознательно работают вместе, для того, чтобы достичь значимой для всех цели. Свойства организационной системы: 1) способность выявлятьиудовлетворятьсвои потребности; 2) целостность; 3) регламентированное поведение и деятельность членов организации; 4) наличие организационной культуры; 5) способность к самообучению и саморазвитию. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ Цель – вариант потребности, выбранный из множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания. Потребность – категория объективная. Цель – субъективная категория, определяемая имеющимся опытом. Цель является конкретным выражением потребности, сформулированной на основе имеющегося опыта и определяет точное функционирование формируемой системы. Результат – мера достижения конкретной цели, т. е. мера удовлетворения потребности. Процесс реализации потребности имеет альтернативные решения. Потребность – это: 1) то, что объективно связывает человека с внешней средой и является условием жизнедеятельности и существования человека; 2) объективно присущие живому организму требования условий, нужных для его сохранения и развития. Для людей она является движущей силой поведения, определенной зависимостью человека от внешнего мира. Цель – представление о модели будущего результата, способного удовлетворить потребность при имеющихся возможностях. Основные свойства цели: • цель конкретна; • выбор цели основан на конкретной потребности индивида или общества; • цель зависит от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием; • цель имеет элемент неопределенности, что приводит к рассогласованию фактически полученного результата и той модели, которая была сформирована; • существование неопределенности в исходной модели делает цель средством оценки будущего результата. Считается, что требование (предписание, директива) «вышестоящей» организации безусловно для «нижестоящей», и поэтому автоматически трансформируется в цель для него, которую следует выполнить. На практике существуют следующие варианты трансформации требования в цель: 1. Требование не ограничивает условия реализации. В этом случае социальному элементу нужно формировать цель, создать условия, которые привели бы к требуемому результату. 2. Требование определяет все элементы цели. В этом случае «проблема выбора» полностью отсутствует. 3. Требование предписывает только точные параметры модели результата. Социальный элемент имеет полную свободу выбора в рамках имеющихся в распоряжении средств. В этом случае обозначенная модель будет входить в состав совокупной цели, а остальные компоненты будут сформулированы на основе его знания в виде принятого решения. 4. Требование не ограничивает условия и методы реализации, но строго обозначает модель результата и совокупности средств ее реализации. В процессе достижения цели, индивид вправе использовать предоставленные ему средства для достижения цели по своему усмотрению. 5. Требование не имеет никаких ограничений. В этом случае не существует конкретных предписаний по всем компонентам цели. ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ Ключевые определения цели управления: 1) состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы; 2) субъективное представление лица, отвечающего за выбор управления, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий; 3) желаемое состояние или движение объекта или системы управления; 4) требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние. Формирование целей управления является основополагающим исходным этапом управления. Целенаправленность – это осознанное движение к поставленной четкой и ясной цели. Требования к цели управления: 1) формулировка цели в понятиях, терминах реально достижимого состояния; 2) четкая определенность цели; 3) ясная формулировка необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители). Виды управления в зависимости от характера поставленной цели: 1. Программное управление – цель формулируется в программе действий (программно-целевое управление). В случае если программа не может быть сформулирована четко, а внимание должно быть уделено решению проблемы, цель соединяется с программой. В ходе разрешения проблем уточняется и содержание целей. 2. Ситуационное управление – цель остается относительно стабильной и при этом необходимо управление функционированием социальными и социально-экономическими системами. В этой ситуации управление осуществляется по отклонениям, то есть система управления реагирует на отклонения (реактивное управление). 3. Целевое управление – при особом значении цели. Все виды целевого управления требуют от каждого руководителя знаний всей структуры общей цели и общих способов, путей их достижения. Формирование целей управления – процесс, зависящий от внешних и внутренних взаимодействий элементов системы управления и факторов окружающей среды. Особенности при определении этапов формирования целей управления: 1. Зависимость цели от качества и количества информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды. Цель определяется управляющей системой. Суть этой закономерности состоит втом, что перед окончательным формированием цели следует детально изучить возможные пути развития объекта управления, предполагаемые воздействия окружающей среды, возможные варианты будущих состояний объекта, их свойства и другие факторы. Чем полнее будет познание этих факторов, тем точнее формируется цель управления. 2. Иерархичность цели, т. е. возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени). Поскольку цель является желаемым будущим состоянием объекта управления, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то ее также можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризующей требуемое состояние объекта управления. Необходимо учитывать, что в процессе движения к поставленной цели объект проходит ряд промежуточных состояний, которые можно представить в виде промежуточных целей или этапов. Общие функции управления Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления. ТакА. Файоль выделил: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. К основным «отечественным» функциям относят: целеполагание, организацию, регулирование, активизацию, контроль. Другие авторы выделяют три группы функций менеджмента: общие функции (формирование целей, планирование, организация и контроль); социально-психологические – связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе (делегирование и мотивация); технологические функции – виды деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера (принятие решений, коммуникация). Наиболее популярной классификацией считается классификация, данная М. Месконом. Автор считает, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Общие функции управления являются обязательными для любой организационной системы, но выделяют еще и конкретные (специальные) функции управления. К ним относят: функции управления ресурсами (управление запасами, персоналом, финансами); функции управления процессами (управление производством, сбытом, маркетингом, материально-техническим снабжением); функции управления результатами (управление производительностью, качеством, затратами). ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Планирование – управленческая деятельность, которая совмещает в себе функции принятия решений, целеполагания, прогнозирования (включая анализ). Планирование (в узком смысле) – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения. Планирование на макроуровне – это основная форма государственного регулирования объектов управления. История развития функции планирования в современном обществе. В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие. В 90-е годы приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Цикл планирования развития объекта управления состоит из следующих звеньев: 1) анализ внешней среды; 2) определение сильных и слабых сторон развития; 3) использование имеющихся преимуществ; 4) разработка плана достижения цели; 5) корректировка целей и отклонений; 6) определение целей. Организация. Эта функция направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функций управления. Организация позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений. Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала. Основные этапы функции организации: 1. Создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений. 2. Установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Принципы, которые необходимо учитывать в процессе выполнения функции организации: 1) единство цели; 2) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми входе планирования; 3) поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; 4) координация различных видов деятельности. СТРУКТУРА СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ Среда управления – совокупность субъектов и сил (факторов), воздействующих и влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность менеджмента. Среда прямого воздействия – совокупность элементов и факторов, непосредственно влияющих на организацию; остальные элементы и факторы являются средой косвенного воздействия. Выделяют макро– и микросреду. Макросреда состоит из факторов широкого социального плана и в основном косвенного воздействия: • экономические; • правовые; • демографические; • политические; • географические; • национальные; • информационные; • научно-технические; • социокультурные; • технологические факторы и другие ресурсы. Микросреда состоит из отдельных субъектов: организаций, групп и отдельных лиц, которые имеют прямое отношение к данному субъекту менеджмента и его возможностям. Микросреда включает: 1) элементы и факторы, контролируемые руководством организации (выбор сферы деятельности, установление целей, инструментарий менеджмента в организации, уровень применяемых технологий, профессионализма и культуры персонала и др.); 2) элементы и факторы, не контролируемые организацией (включая других субъектов рынка – конкретных поставщиков, посредников, потребителей, конкурентов). Особенность: взаимодействуя с факторами микросреды, субъект управления может контролировать и регулировать отношения с ними или имеет право выбирать на рынке тех субъектов, с которыми ему выгодно налаживать отношения. В связи с этим изучать микросреду можно применительно к конкретному субъекту рынка, или в общем плане. Важное место среди характеристик окружающей среды организации занимает ее имидж. Имидж отражает черты организации и ее деятельность, но складывается в сознании внешних субъектов и непосредственно определяет отношение к ней контрагентов, а опосредованно – поведение сотрудников, групп внутри организации. Характеристики имиджа организации: производственная (производится и предлагается контрагентам только то и так, что и как организация привыкла производить и предлагать); • сбытовая (реализовать товар или получить клиента любыми способами); • конкурентно-конъюнктурная (ориентация на поведение конкурентов и на спрос, который сформировался на рынке); • маркетинговая – учет стратегических позиций партнеров и конкурентов при выработке, коррекции и осуществлении стратегии и активное формирование спроса в потребительской среде, приоритет долгосрочных контрактов, выгодных всем участникам, включая производителей, посредников и потребителей. Внешняя среда управления Внешняя среда – совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, но не подвластных ее руководству. Состав внешней среды: во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды. Макросреда является единой для всех субъектов управления в данной стране, регионе, для конкретных организаций, товаров и услуг. Особенность: элементы внешней среды – потребители, конкуренты, посредники и др., могут быть рассмотрены как в целом, т. е. как макросреда, так и как микросреда. Основные характеристики внешней среды управления: 1) многокомпонентность; 2) рост сложности, подвижности, неопределенности; 3) нарастающая взаимосвязанность факторов (изменение одного из них приводит к изменению других факторов); 4) глобализация. Глобализация – комплекс трансграничных взаимодействий между организациями, физическими лицами, институтами и рынками, создание единого общемирового, интернационализированного информационного, товарного, финансового пространства, интегрирование самых разнообразных субъектов в общемировые процессы. Главные направления глобализации: 1) рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества; 2) расширение технологий и финансовых средств, потоков товаров; 3) расширение масштабов информационных обменов через Интернет; 4) деятельность транснациональных корпораций; 5) интернационализация определенных типов преступной деятельности. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Внешняя среда включает: 1) макрофакторы – политические, юридические, макроэкономические, научно-технические, социально-культурные и т. п.; 2) факторы микросреды – потребители, конкуренты, поставщики и посредники, источники капитала, трудовые ресурсы. Политическая обстановка. В последнее десятилетие политическая обстановка характеризуется относительной стабильностью в сфере собственно политических институтов России и в отношении к ним социальных слоев. Юридические факторы. К основным правовым достижениям относятся законодательные акты, регулирующие отношения собственности, предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу, товарные знаки и др. Макроэкономические факторы. Характеризуются следующими показателями: объемы продукции промышленности и сельского хозяйства, валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, оборот розничной торговли, размеры инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, объем платных услуг населению, экспорт и импорт товаров. Информационные факторы. С 90-х годов XX в. новые информационные технологии в сфере управления организаций и структур государственного управления задействованы достаточно широко. Научно-технические и технологические факторы. Основные направления повышения конкурентоспособности российской науки: 1) повышение престижности занятия научной деятельностью; 2) переоснащение парка научного оборудования; 3) противодействие утечке мозгов. Демографические факторы. К ним относятся: численность, структура, динамика и занятость населения. Потребители Основные характеристики потребительского поведения: 1) увеличение значимости личного времени и экономии усилий на выбор и приобретение товаров и услуг; 2) внимание к проблемам и способам охраны окружающей среды. Контрагенты в целом. Для российской экономики свойственно отсутствие доверия экономических агентов друг к другу как во внутренних, так и в международных отношениях. Конкуренты. Важнейшим инструментом борьбы зарубежных конкурентов с российскими экспортерами является антидемпинговое законодательство. Поставщики и посредники. Ключевой сферой конкуренции посредников на наиболее заманчивых региональных рынках России в ближайшее десятилетие станет розничная торговля. В рамках этого необходимо использовать современные технологии торгового сервиса, мерчендайзинга, логистики и дистрибьюции. Трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов войны и труда и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике. Источники капитала – собственные средства организации, заемные средства (кредиты банков или специализированных финансовых институтов – страховых компаний). Типы материалов и технологий находятся под влиянием промышленной революции, стандартизации и механизации, компьютеризации. Технология представляет собой средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный продукт. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ «Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности. Методы управления являются составной частью методологии, а более конкретно – механизма управления. Механизм управления – совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты) – это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления – способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей. Выбор методов управления: методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит от: масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления. Классификация методов управления по различным признакам: 1. По масштабам применения: а) общие, относимые ко всей системе; б) особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др. 2. По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, включая методы ликвидации, банкротства. 3. По отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени опосредованное™ воздействия – прямые и косвенные. 5. По управленческим функциям: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления. 7. По конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др. Существуют методы финансового менеджмента, риск-менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и др. Классификация методов управления по характеру воздействия: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические. Особенность: методы управления по характеру воздействия тесно связаны между собой и имеют много общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ». СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЯ Принятие решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели. Признаки управленческого решения: 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды. Управленческое решение на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффекти
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.013 с.) |