Предмет методики. Основные метод. Понятия. Методы исследования процесса обучения ИЯ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет методики. Основные метод. Понятия. Методы исследования процесса обучения ИЯ.



Предмет методики. Основные метод. Понятия. Методы исследования процесса обучения ИЯ.

Методика – наука, исследующая содержание, цели, закономерности, приёмы, методы, средства организации УВП, а также способы учения и воспитание средствами ИЯ.

Задачи методики:

1) определение учебного предмета языка;

2) определение целей и задач обучения;

3) отбор содержания обучения;

4) изучение деятельности учителя;

5) разработка методов, приёмов, форм работы, использование различных средств обучения;

6) исследование деятельности учащихся.

Общая методика занимается изучением закономерностей процесса обучения ИЯ независимо от того, о каком ИЯ идёт речь.

Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного

Методы исследования основные:

1. Критический анализ литературных источников. Он требует от исполнителя не только усидчивости и высокой работоспособности, но и наличия определённых умений критического отношения к читаемому, умений оценивать, вычленять и обобщать.

2. Изучение и обобщение положительного опыта передовых учителей. Является важным методом, т.к. мастера пед. труда нередко находят прекрасные приёмы и методические решения, использование которых приводит к значительному повышению эффективности учебного процесса.

3. Научно фиксируемое наблюдение. Получило в последние годы широкое распространение. Сбор фактов, их описание в виде классификаций, обобщение в форме выводов позволяет обнаружить объективные закономерности. Наблюдения должны быть всегда целенаправленны.

4. Пробное обучение – без глубокого и длительного изучения самой проблемы, но полагаясь на собственный опыт, эрудицию, учитель предпринимает поиск, благодаря которому подтверждается или отвергается предположение, направленное на усовершенствование процесса обучения ИЯ.

5. Опытное обучение. В распоряжение исследователя попадают лишь суммарные, приближённые показатели, обладающие, однако, достаточной надёжностью.

6. Эксперимент. Он состоит из 4 частей: 1) варьируемые переменные величины (то, что в ходе эксперимента подвергается изменению); 2) неварьируемые переменные величины группы А (признаки личности обучающего и учещагося); 3) неварьируемые переменные величины группы Б (неизменное: текстовый материал, вспомогательные пособия, состав группы, но что по воле экспериментатора может быть сделано варьируемым); 4) финальные переменные – окончательные данные эксперимента. Выделяют 4 фазы эксперимента: 1) организация (разработка гипотезы); 2) реализация (проведение); 3) констатация (выявление колич. и кач. характеристик); 4) интерпретация (объяснение причины полученных результатов).

Методы исследования вспомогательные:

1. Анкетирование. Этот метод относителен когда опрос учащихся осуществляется в массовом порядке.

2. Тестирование. Популярен. Даёт возможность в сравнительно краткие сроки проконтролировать знания и речевые умения большого количества уч-ся.

3. Беседа.

4. Хронометрирование.

5. Осциллографический анализ – исследуется обучение иноязычному произношению, мелодике и ритмике.

Основные методические категории:

В методике в качестве базисных категорий рассматривают приём, метод и систему обучения. Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи. Компоненты приёма: 1) действие, которое совершает ученик; 2) материал, которым оперирует учитель; 3) способы, которыми совершается любое действие; 4) условия, в которых действует ученик. Метод – это обобщённая модель реализации основных компонентов УП по ИЯ, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи. Метод проявляется именно тогда, когда имеет место систематическое повторение одних и тех же форм и способов работы для успешного решения циклично повторяющихся задач УП. Системой обучения можно считать всеобщую модель УП, соответствующую определённой методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.

 

3. Цели и содержание обучения ИЯ на современном этапе развития яз. образования

Цели обучения ИЯ:

1) практическая (ведущая);

2) общеобразовательная;

3) воспитательная;

4) развивающая (организационная (пед. модель), интеллект., коммуникат., информационная).

Содержание обучения:

1) методологическое (обучение приёмам учения);

2) психологическое (формирование ЗУНов как пользоваться языком);

3) лингвистическое (языковой уровень: грам., лекс., фонетич. минимум; речевой уровень: образцы речевых высказываний).

Предметное содержание – даёт представление об окружающем мире, включает сферы общения, темы, ситуации, коммуниктаивн. и страноведческие знания, тексты, языковые ср-ва общения.

Сферы общения: 1) соц.-бытовая; 2) учебно-трудовая; 3) соц.-культурная.

Процессуальный аспект: ЗУНы

Знания – осознание системы языка и правил пользования ею в практической деятельности.

Умения – способность осуществлять речевую деятельность в условиях иноязычного общения.

Навыки – действие с языковым явлением, доведённое до автоматизма в результате выполнения упражнений.

Формирование речи: первичные умения –> навыки –> вторичные умения

Минимум – языковое явление, которое является необходимым для осуществления продуктивных видов РД.

Основные принципы обучения ИЯ:

Принципы – исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, и т.д.). Они относятся к числу базисных категорий методики, и именно реализация принципов обеспечивает эффективность всего процесса обучения.

Не существует общепринятой классификации принципов.

1) Принцип коммуникативной направленности обучения.

2) Принцип дифференцированного и интегрированного обучения.

3) Принцип учёта РЯ.

 

Коммуникативное обучения ИЯ

Методика обучения ЧТЕНИЮ на иностранном языке

Методика обучения ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

На иностранном языке

Письмо – процесс овладения каллиграфией и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала.

Письменная речь – ВРД, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение, и т.д.).

Умение писать включает:

1) начертание букв (каллиграфию);

2) правильное перекодирование звуков речи в адекватные знаки письма, т.е. орфография;

3) построение письменного высказывания (т.е. композиция);

4) лексические, грамматические особенности.

Обучение технике письма.

Техника письма подразумевает овладение графикой письма и орфографией.

Графика – это совокупность всех средств данной письменности.

Обучение графике включает овладение двумя Н: 1) правильным изображением букв; 2) правильным соединением букв в слова. Графике обучают на начальном этапе изучения ИЯ, связывая овладение этим Н с орфографией.

Тренировке подлежат: 1) буквы, отсутствующие в РЯ; 2) буквы, одинаковые по начертанию в РЯ и ИЯ, но имеющие разное звучание; 3) буквы, близкие по начертанию в обоих языках и отличающиеся лишь отдельными элементами; 4) буквы ИЯ, сходные между собой.

Упражнения: копирование рукописных и печатных букв и слов; усложнённое списывание, например, с подчёркивание определённых букв; написание букв на слух; написание алфавита по памяти.

Обучение орфографии (правописанию, или системе правил использования знаков при написании конкретных слов).

Залогом успешного обучения орфографии является развитие фонематического слуха.

Основой для написания становится звуковой анализ. От пишущего требуется услышать и выделить звуки записываемых слов, а затем зафиксировать их соответствующими буквами.

Этапы усвоения:

1) ознакомление с правилом-инструкцией;

2) упражнения на понимание изучаемого явления, умения распознать его в совокупности с уже изученными;

3) упражнения на репродуктивное владение орфограммами;

4) тренировка: упражнения на узнавание и воспроизведение: прочитать слова по буквам, объяснить написание слов, произвести орфографический анализ слова, списать слова, сгруппировав их по орфограммам;

5) упражнения на слуховое восприятие: диктанты (зрительный, зрительно-слуховой, слуховой с предварительным анализом трудностей, слуховой объяснительный, выборочный, самодиктант).

6) контрольный диктант (слуховой).

Письменная речь – изложение мыслей в письменной форме.

Письменная речь: – репродуктивная (изложение, реферат, аннотация)

– продуктивная (сочинение, корреспонденция)

Изложение – передача содержания прочитанного или услышан..

3 вида: 1) развёрнутое (близко к тексту); 2) сжатое; задача - сформировать У выделять в тексте главное, исключать второстепенное; 3) свободное; связано не только с преобразованием, но и с определённой модификацией содержания текста; выражение своего отношения к прочитанному.

Реферат – краткое изложение текста, составленное в результате смысловой переработки информации подлинника и передающее его основное содержание.

Функции: 1) поисковая; 2) коммуникативная; 3) частично-оценочная.

Обязательное требование – ясность и точность в воспроизведении содержания текста. Используются клише, термины и язык первоисточника. Не должно быть критической части.

Структура: 1) заголовочная часть; 2) реферат; 3) справочная часть.

Аннотация – предельно краткое изложение основного содержания текста своими словами, включающее элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.

Характерны: обобщённость, лаконичность изложения, монотонность.

Функции: 1) информационно-познавательная; 2) оценочная; 3) побудительно-рекомендательная.

Сочинение. Возникает вопрос – научить различным жанрам письма (описание, рассуждение, повествование).

В обучении творческой ПР 4 этапа:

1. ориентировочный (ставится проблема, осуществляется поиск информ.);

2. формирующий (определяется композиционно-речевая форма, составляется план, планируется письменный текст, подбирается материал);

3. исполнительский (написание).

4. рефлексивный (перечитывание, исправление, корректирование, сопоставление текста и замысла).

3 подхода в обучении ПР:

1. тексто-центрический (использование образца текста, по аналогии с которым учащиеся будут писать свой текст; проводится детальный анализ содержания и оформления текста). E.g. выделите, найдите, объедините.

2. параллельное письмо (у учащегося есть образец письма, сочинение по теме, он его читает и пишет письмо). E.g. тексты с пропусками.

3. процессуальный (пошаговый).

Использование П как средства обучения:

1) языковому материалу (выпишите из текста слова, относящиеся к…);

2) ВРД:

* аудированию (ответьте письменно на вопросы к тексту);

* говорению (запишите пункты плана в логической последовательности);

* чтению (выпишите из текста ключевые предложения).

 

Самостоятельная работа учащихся по ИЯ. Проблемы развития автономии учащихся в процессе овладения иноязычным общением

Доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях ведёт к торможению восприятия учащиеся. поэтому СР и призвана повысить активность обучаемых за счёт её индивидуального характера.

Условия для организации СР:

1) психологическая готовность и желание учиться;

2) осознание цели;

3) знание самой процедуры выполнения заданий;

4) умение пользоваться средствами обучения;

5) умение видеть опоры в материале заданий;

6) адекватные познавательные и эмоциональные характеристики учащихся;

7) осознание собственных потребностей.

Важна систематичность.

Уровни СР:

1) воспроизводящий (правильное, в нормальном темпе, воспроизведение изученного материала) (есть образец, опора).

2) творческий (умение осуществлять поиск при решении сложных коммуникативных задач) (нет опор, самостоятельные открытия).

3) полутворческий (перенос приобретённых ЗУНов на аналогичную ситуацию) (перенос через трансформацию).

3 вида управления СР:

1. жёсткое (для воспроизводящего уровня).

2. гибкое (для полутворческого уровня).

3. эвристическое (для творческого уровня).

Формы СР:

1) парная;

2) групповая;

3) индивидуальная;

4) фронтальная.

Задания: дифференцированные по степени сложности

недифференцированные

Необходимо сформировать следующие умения СР:

1) ориентироваться в учебном материале;

2) работать со справочной литературой;

3) видеть опоры;

4) осознавать потребности; 5) рационально выполнять задания.

Организация СР при изучении языкового материала:

ФСТ 1, ФСТ 2, лингафонный практикум, видео-, аудиотехнологии, компьютерные технологии.

Устная речь: ЛСС, ЛСКП, памятки.

Чтение: денотатные карты (карта-схема текста с главной информацией текста по середине и с пустыми boxes вокруг, которые необходимо заполнять по мере чтения); поиск информации в тексте, исправление ошибок.

ПР: памятки, образцы писем, диктанты, сочинения, изложения.

Дидактические раздаточные материалы для управления СР:

– задания к упражнениям – памятки

– наводящие вопросы – опоры

– лингафонные практикумы

– компьютерные программы – алгоритмы

– проблемные ситуации – тесты – план

Разновидности СР:

1) автономное учение ИЯ

обучаемые амии участвуют в определении целей и задач, планируют уроки, инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время, высказывают своё отношение к выполняемым видам деятельности, размышляют о процессе усвоения языка.

Для этого необходимо:

а) подход к овладению ИЯ как к процессу добывания знаний;

б) отбор ситуаций, ставящих ученика перед необходимостью самостоятельно выбирать что и как сказать;

в) выделение учащимся нужного количества времени;

г) опора на обучение в сотрудничестве.

Элементы автономии вводятся поэтапно и осторожно.

2) центрированный подход

заключается в max передаче инициативы учения самому ученику. Создаются условия для развития / раскрытия личностных особенностей. используются индивидуальные учебные программы, альтернативные источники информации, творческие проектные задания. Мотивация сохраняется на длительное время. Развивается ум, сообразительность, критичность, самостоятельность, креативность, сотрудничество.

 

 

Особенности обучения ИЯ

Предмет методики. Основные метод. Понятия. Методы исследования процесса обучения ИЯ.

Методика – наука, исследующая содержание, цели, закономерности, приёмы, методы, средства организации УВП, а также способы учения и воспитание средствами ИЯ.

Задачи методики:

1) определение учебного предмета языка;

2) определение целей и задач обучения;

3) отбор содержания обучения;

4) изучение деятельности учителя;

5) разработка методов, приёмов, форм работы, использование различных средств обучения;

6) исследование деятельности учащихся.

Общая методика занимается изучением закономерностей процесса обучения ИЯ независимо от того, о каком ИЯ идёт речь.

Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного

Методы исследования основные:

1. Критический анализ литературных источников. Он требует от исполнителя не только усидчивости и высокой работоспособности, но и наличия определённых умений критического отношения к читаемому, умений оценивать, вычленять и обобщать.

2. Изучение и обобщение положительного опыта передовых учителей. Является важным методом, т.к. мастера пед. труда нередко находят прекрасные приёмы и методические решения, использование которых приводит к значительному повышению эффективности учебного процесса.

3. Научно фиксируемое наблюдение. Получило в последние годы широкое распространение. Сбор фактов, их описание в виде классификаций, обобщение в форме выводов позволяет обнаружить объективные закономерности. Наблюдения должны быть всегда целенаправленны.

4. Пробное обучение – без глубокого и длительного изучения самой проблемы, но полагаясь на собственный опыт, эрудицию, учитель предпринимает поиск, благодаря которому подтверждается или отвергается предположение, направленное на усовершенствование процесса обучения ИЯ.

5. Опытное обучение. В распоряжение исследователя попадают лишь суммарные, приближённые показатели, обладающие, однако, достаточной надёжностью.

6. Эксперимент. Он состоит из 4 частей: 1) варьируемые переменные величины (то, что в ходе эксперимента подвергается изменению); 2) неварьируемые переменные величины группы А (признаки личности обучающего и учещагося); 3) неварьируемые переменные величины группы Б (неизменное: текстовый материал, вспомогательные пособия, состав группы, но что по воле экспериментатора может быть сделано варьируемым); 4) финальные переменные – окончательные данные эксперимента. Выделяют 4 фазы эксперимента: 1) организация (разработка гипотезы); 2) реализация (проведение); 3) констатация (выявление колич. и кач. характеристик); 4) интерпретация (объяснение причины полученных результатов).

Методы исследования вспомогательные:

1. Анкетирование. Этот метод относителен когда опрос учащихся осуществляется в массовом порядке.

2. Тестирование. Популярен. Даёт возможность в сравнительно краткие сроки проконтролировать знания и речевые умения большого количества уч-ся.

3. Беседа.

4. Хронометрирование.

5. Осциллографический анализ – исследуется обучение иноязычному произношению, мелодике и ритмике.

Основные методические категории:

В методике в качестве базисных категорий рассматривают приём, метод и систему обучения. Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи. Компоненты приёма: 1) действие, которое совершает ученик; 2) материал, которым оперирует учитель; 3) способы, которыми совершается любое действие; 4) условия, в которых действует ученик. Метод – это обобщённая модель реализации основных компонентов УП по ИЯ, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи. Метод проявляется именно тогда, когда имеет место систематическое повторение одних и тех же форм и способов работы для успешного решения циклично повторяющихся задач УП. Системой обучения можно считать всеобщую модель УП, соответствующую определённой методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.

 

3. Цели и содержание обучения ИЯ на современном этапе развития яз. образования

Цели обучения ИЯ:

1) практическая (ведущая);

2) общеобразовательная;

3) воспитательная;

4) развивающая (организационная (пед. модель), интеллект., коммуникат., информационная).

Содержание обучения:

1) методологическое (обучение приёмам учения);

2) психологическое (формирование ЗУНов как пользоваться языком);

3) лингвистическое (языковой уровень: грам., лекс., фонетич. минимум; речевой уровень: образцы речевых высказываний).

Предметное содержание – даёт представление об окружающем мире, включает сферы общения, темы, ситуации, коммуниктаивн. и страноведческие знания, тексты, языковые ср-ва общения.

Сферы общения: 1) соц.-бытовая; 2) учебно-трудовая; 3) соц.-культурная.

Процессуальный аспект: ЗУНы

Знания – осознание системы языка и правил пользования ею в практической деятельности.

Умения – способность осуществлять речевую деятельность в условиях иноязычного общения.

Навыки – действие с языковым явлением, доведённое до автоматизма в результате выполнения упражнений.

Формирование речи: первичные умения –> навыки –> вторичные умения

Минимум – языковое явление, которое является необходимым для осуществления продуктивных видов РД.

Основные принципы обучения ИЯ:

Принципы – исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, и т.д.). Они относятся к числу базисных категорий методики, и именно реализация принципов обеспечивает эффективность всего процесса обучения.

Не существует общепринятой классификации принципов.

1) Принцип коммуникативной направленности обучения.

2) Принцип дифференцированного и интегрированного обучения.

3) Принцип учёта РЯ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.074 с.)