Контроль учебных достижений учащихся в процессе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль учебных достижений учащихся в процессе обучения



Контроль – выявление уровня сформированности речевых Н и У, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приёмов и способов обучения.

Самоконтроль – это постоянная установка учащегося на сличение (сравнение) результатов своей деятельности с заданной программой (эталоном).

Взаимоконтроль – вид контроля, направленный на взаимную проверку и оценку качества выполнения того или иного задания, которое предусматривает формирование Н или развитие У.

Виды контроля:

1) взаимоконтроль;

2) самоконтроль => 2 формы: 1) непроизвольная (неосознанная, подсознательная деятельность); 2) произвольная (связана с осознанностью, произвольностью внимания).

Если учащийся сумел включить изученную единицу в высказывание, значит у него сформировался Н самоконтроля, т.е. самоконтроль и формирование Н и У взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Функции контроля:

1) обучающая (способствует повторению и закреплению пройденного материала – совершенствование Н и У);

2) диагностическая (определяет уровень владения языком в соответствии с программой);

3) корректирующая (выявление степени овладения с целью улучшения, совершенствования);

4) оценочная (позволяет вынести суждения о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающегося);

5) управляющая (обеспечивает управление процессом овладения языком);

6) стимулирующая (создаёт положительную мотивацию к обучении, проведение или ожидание контроля стимулирует деятельность учащихся);

Виды контроля:

1) предварительный;

2) текущий;

3) промежуточный;

4) итоговый.

Формы контроля:

1) устный (ролевая игра, рассказ на тему, описание картинки, беседа на тему) и письменный (тесты, реферат, аннотации, письмо другу);

2) беспереводной – одноязычный (вопросно-ответный, цифровое кодирование, тесты, ситуации) и переводной – двуязычный (перевод на РЯ, передача содержания на РЯ);

3) групповой, парный, индивидуальный, фронтальный;

4) открытый, закрытый;

5) самоконтроль, взаимоконтроль.

Выбор формы контроля с точки зрения использования РЯ зависит от цели контроля (проверки точности и глубины, полноты понимания основного содержания), от V и информативной насыщенности текста, от степени подготовленности учащихся и т.д..

Объекты контроля: речевые Н и У, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Способы и приёмы контроля:

1) традиционный (учитель): вербальный, невербальный, вопросно-ответный, ролевая игра, пересказы;

2) тестовый, выборочный, конструирующий, сопоставительный;

3) самоконтроль: программирование, традиционный;

4) взаимоконтроль: круглый стол, парный, групповой.

Требования к контролю:

1) регулярность проверки. Позволяет избегать случайности в выборе объектов контроля, обеспечивает равномерность проверки.

2) дифференцированный подход – в зависимости от учащегося.

3) всесторонность проверки – владение всеми ВРД.

4) объективность.

5) соблюдение воспитательного воздействия оценки: средство воспитания учащихся, влияния на мотивационно-побудительную базу.

Конечным звеном всей системы контроля является внесение коррекции в обучающую деятельность. Коррекция состоит не только в исправлении ошибок, но и в организации дополнительной тренировки в выполнении действий с единицами языка (речи). Под проверкой и оценкой ЗУНов понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой. Оценка – процесс деятельности оценивания уровня сформированности Н и У. Отметка – результат этой деятельности. ЗУНы оцениваются не только с целью наметить пути их совершенствования, углубления, активного включения шк–в в творческую деят–ть, но также и для поощрения и побуждения, иногда и для принуждения к учению.

Оценка и отметка способствуют усилению чувства ответственности, создают мотивационную основу, влияют на общественное положение детей. В то же время, оценки и отметки не должны порождать у учащихся чувство страха.

Тест – совокупность заданий, имеющих специфическую организацию (одновременный охват всех обучаемых, равные условия выполнения, однозначность ответов и др.) и позволяющих определять основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся на каждом этапе овладения ИЯ. Основная роль тестирования в преподавании ИЯ заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком).

Функции тестов: 1) контролирующая; 2) обучающая.

Современный тест – 3 основных компонента:

1) тестовое задание. Вопрос, на который необходимо дать ответ.

2) эталон ответа (образец последовательного и правильного выполнения тестового задания).

3) весовой коэффициент (величина, позволяющая учитывать сложность данного теста). Ку=m/n, где Ку – коэффициент усвоения, m – количество правильных ответов, n – общее количество ответов.

5 уровней тестовых заданий:

1. самый низкий – рецептивный. Задания на узнавание, распознавание различных понятий.

2. репродуктивный. Задания по воспроизведению объектов обучения на уровне памяти.

3. репродуктивно-продуктивный. Задания на понимание и преобразование (выбери слова и заполни пропуски).

4. продуктивный. Применение изученного материала в знакомой ситуации.

5. продуктивно-творческий. Применение З в нестандартной ситуации.

Виды тестов: * закрытые (задания на множественный выбор), * да/нет тесты, * открытые (самостоятельная продукция речевого высказывания), * на перефразирование, * на синонимы/антонимы, * на установление соответствий, * на перенос информации, * на заполнение пропусков, * с переводом, * на завершение, догадку, * на исправление ошибок…

Требования к тестам: 1) объективность; 2) валидность (адекватность проверки тому, что нужно проверять); 3) надёжность (у всех учащихся, правильно выполнивших тест, должны быть одинаковые ответы); 4) нормативность (критерии оценки должны быть однозначны).

 

Самостоятельная работа учащихся по ИЯ. Проблемы развития автономии учащихся в процессе овладения иноязычным общением

Доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях ведёт к торможению восприятия учащиеся. поэтому СР и призвана повысить активность обучаемых за счёт её индивидуального характера.

Условия для организации СР:

1) психологическая готовность и желание учиться;

2) осознание цели;

3) знание самой процедуры выполнения заданий;

4) умение пользоваться средствами обучения;

5) умение видеть опоры в материале заданий;

6) адекватные познавательные и эмоциональные характеристики учащихся;

7) осознание собственных потребностей.

Важна систематичность.

Уровни СР:

1) воспроизводящий (правильное, в нормальном темпе, воспроизведение изученного материала) (есть образец, опора).

2) творческий (умение осуществлять поиск при решении сложных коммуникативных задач) (нет опор, самостоятельные открытия).

3) полутворческий (перенос приобретённых ЗУНов на аналогичную ситуацию) (перенос через трансформацию).

3 вида управления СР:

1. жёсткое (для воспроизводящего уровня).

2. гибкое (для полутворческого уровня).

3. эвристическое (для творческого уровня).

Формы СР:

1) парная;

2) групповая;

3) индивидуальная;

4) фронтальная.

Задания: дифференцированные по степени сложности

недифференцированные

Необходимо сформировать следующие умения СР:

1) ориентироваться в учебном материале;

2) работать со справочной литературой;

3) видеть опоры;

4) осознавать потребности; 5) рационально выполнять задания.

Организация СР при изучении языкового материала:

ФСТ 1, ФСТ 2, лингафонный практикум, видео-, аудиотехнологии, компьютерные технологии.

Устная речь: ЛСС, ЛСКП, памятки.

Чтение: денотатные карты (карта-схема текста с главной информацией текста по середине и с пустыми boxes вокруг, которые необходимо заполнять по мере чтения); поиск информации в тексте, исправление ошибок.

ПР: памятки, образцы писем, диктанты, сочинения, изложения.

Дидактические раздаточные материалы для управления СР:

– задания к упражнениям – памятки

– наводящие вопросы – опоры

– лингафонные практикумы

– компьютерные программы – алгоритмы

– проблемные ситуации – тесты – план

Разновидности СР:

1) автономное учение ИЯ

обучаемые амии участвуют в определении целей и задач, планируют уроки, инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время, высказывают своё отношение к выполняемым видам деятельности, размышляют о процессе усвоения языка.

Для этого необходимо:

а) подход к овладению ИЯ как к процессу добывания знаний;

б) отбор ситуаций, ставящих ученика перед необходимостью самостоятельно выбирать что и как сказать;

в) выделение учащимся нужного количества времени;

г) опора на обучение в сотрудничестве.

Элементы автономии вводятся поэтапно и осторожно.

2) центрированный подход

заключается в max передаче инициативы учения самому ученику. Создаются условия для развития / раскрытия личностных особенностей. используются индивидуальные учебные программы, альтернативные источники информации, творческие проектные задания. Мотивация сохраняется на длительное время. Развивается ум, сообразительность, критичность, самостоятельность, креативность, сотрудничество.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.023 с.)