На начальном этапе средней школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На начальном этапе средней школы



Чтение – рецептивный ВД, заключающийся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора.

Сам процесс чтения, предполагающие анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль.

Чтение имеет 2 формы: про себя (внутреннее) и вслух (внешнее). Ч про себя – основная форма Ч – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; Ч вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

Виды Ч:

1) по степени проникновения в содержания:

а) ознакомительное;

б) изучающее;

в) просмотровое;

г) поисковое.

2) по функции Ч:

а) познавательная функция;

б) ценностно-ориентационная функция;

в) регулятивная функция.

3) по глубине понимания:

а) чтение на уровне значений;

б) чтение на уровне смысла.

Ч имеет трёхфазовую структуру:

1) мотивационно-побудительная фаза. Зарождение потребности, желания, заинтересованности в её осуществлении;

2) аналитико-синтетическая фаза. Протекает либо только на внутреннем плане, либо во внутреннем и внешнем плане. Включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала и его узнавания к его осознанию и принятия смыслового решения;

3) контроль и самоконтроль. Обеспечивает вынесение понимания во внешний план, вербальный и невербальный.

Содержание обучения Ч:

1) иноязычный материал, облечённый в графическую форму;

2) умения в чтении.

На начальном этапе закладываются основы Ч.

Содержание обучения чтению на начальном этапе:

Отдельные слова.

Организовываются по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. После ключевого слова даются столбики слов и их грамзапись, что призвано обеспечить прослушивание образцового чтения слов и чтение за диктором, которое способствует закреплению в памяти графических образов слов благодаря активной совместной работе слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. При работе над Ч отдельных слов необходимо развивать и быстроту реакции на графический образ слова, т.е. обращать внимание на темп прочтения. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться flash cards с написанными на них словами.

Большую помощь может оказать разрезная азбука. Она позволяет применять разнообразные приёмы, способствующие овладению графемно-фонемными соответствиями в английском языке. Обучение Ч слов, не поддающимся правилам, может осуществляться: 1) на основе слов с аналогичным звуком (run, jump, son, mother); 2) с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук (too, two, blue); 3) с использованием полной транскрипции (autumn); 4) по аналогии (right, night – light); 5) на основе чтения за учителем.

Контроль Ч слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе.

Словосочетания и предложения.

Чтение предложений разного типа (!?.) даёт возможность как формировать технику чтения (процессуальный план Ч), так и «пропускать» через зрительный канал учащихся (печатное слово) всё то, что усваивалось устно. При обучении Ч предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чём оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образцового чтения диктора или учителя. Затем он слушает, как нужно правильно прочитать, т.е. следит за образцовым Ч, понимает его и повторяет за диктором при хоровом чтении.

Контроль Ч предложений осуществляется вслух и индивидуально.

Текст.

При работе с текстом необходимо добиваться нормативно-выразительного Ч. Методика обучения такому Ч (Урубкова):

1) интонационная разметка текста. Цель – подготовить учащихся к осознанной имитации;

2) коллективное Ч вслух (хором) размеченного текста. Приём акустической наглядности;

3) парное обращённое Ч. Цель – развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу;

4) индивидуальное шепотное Ч. Цель – укрепить артикуляционные Н;

5) индивидуальное контрольное Ч вслух.

Первоочередная задача на начальном этапе – обучение пользованию графической системой английского языка при самостоятельном озвучивании текста. С помощью Ч вслух происходит овладение Ч про себя.


21. Методика обучения разным видам чтения на среднем и старшем этапах средней школы

Чтение – рецептивный ВД, заключающийся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора.

Сам процесс чтения, предполагающие анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль.

Чтение имеет 2 формы: про себя (внутреннее) и вслух (внешнее). Ч про себя – основная форма Ч – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; Ч вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

Виды Ч:

1) по степени проникновения в содержания:

а) ознакомительное;

б) изучающее;

в) просмотровое;

г) поисковое.

2) по функции Ч:

а) познавательная функция;

б) ценностно-ориентационная функция;

в) регулятивная функция.

3) по глубине понимания:

а) чтение на уровне значений;

б) чтение на уровне смысла.

Ч имеет трёхфазовую структуру:

1) мотивационно-побудительная фаза. Зарождение потребности, желания, заинтересованности в её осуществлении;

2) аналитико-синтетическая фаза. Протекает либо только на внутреннем плане, либо во внутреннем и внешнем плане. Включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала и его узнавания к его осознанию и принятия смыслового решения;

3) контроль и самоконтроль. Обеспечивает вынесение понимания во внешний план, вербальный и невербальный.

Содержание обучения Ч:

1) иноязычный материал, облечённый в графическую форму;

2) умения в чтении.

Понимание текста – раскрытие смысловых связей и отношений, передаваемых посредством языковой формы.

Качественные характеристики понимания текста:

* полнота понимания – количественная мера информации, извлечённой читающим из текста (75-100 %).

* глубина понимания – интерпретация извлечённой информации (понимание подтекста, замысла автора).

Изучающее чтение – предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации. (скорость – 50-60 сл, V – 1-1,25 стр, 4-6 % неизвестных слов, 1-2 тематические линии)

Ознакомительное чтение – протекает в быстром темпе и предусматривает извлечение основной информации текста. (скорость Ч – 140-150 сл, V – 1,5-1,75 стр, 3,6 % неизвестных слов)

Просмотровое чтение – предполагает получение самого общего представления о содержании текста (статьи, книги). (скорость Ч – 550-650 сл, V – более 2 стр)

Изучающее чтение:

Беглый просмотр всего текста, Ч заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы текста, повторное внимательное Ч. Тексты небольшие, но информационно насыщенные.

Умения: 1) точное понимание языкового материала; 2) полное и точное понимание содержания; 3) интерпретация текста.

Виды упражнений: в первом абзаце найдите 2-3 существительных, имеющих приблизительно одинаковое значение, найдите в тексте предложения, выражающие одну и ту же мысль.

Предтекстовый этап: упражнения на соотнесение значения слова с ситуацией и контекстом, на работу со словарём, узнавание и дифференциацию грамматических явлений, на выделение ключевых слов, темы, ремы.

Текстовый этап: деление на смысловые части, выделение смысловых опор, перефразировка, реконструкция текста, выявление смысловых и логических связей, поиск языковых средств.

Послетекстовый этап: упражнения на проверку понимания текста, интерпретацию.

Ознакомительное чтение:

Читается один раз, по заголовку определяется тема, Ч абзаца за абзацем с выделением основной и второстепенной информации, обобщение информации из абзацев в смысловое целое.

Умения: 1) понять факты; 2) установить связи между ними; 3) объединить фаты в смысловое целое.

Виды упражнений: членение текста на смысловые части, определение темы текста по заголовку и некоторым абзацам.

Предтекстовый этап: упражнения на понимание логико-семантических основ текста, на определение связующих средств текста, на языковую догадку, выделение структурно-смысловых элементов, на прогнозирование содержания.

Текстовый этап: упражнения на выделение смысловых вех в тексте, установление смысловых связей между частями текста.

Послетекстовый этап: упражнения на контроль понимания основного содержания, на определение коммуникативных намерений автора, развитие умений оценки прочитанного.

Ставка на воссоздающее воображение читателя.

Просмотровое чтение:

Работа с заголовком, определение главной мысли, сопоставление прочитанного абзаца со своим представлением о главной мысли текста, особое внимание на содержание первого предложения всех абзацев.

Умения: 1) овладение структурно-смысловой и композиционно-речевой формами текста; 2) составление логико-патологической цепочки текста.

Виды упражнений: просмотрите текст и определите его вид, выпишите из текста слова-сигналы, напишите на основе текста сообщение в виде телеграммы.

Предтекстовый этап: упражнения на прогнозирование смыслового содержания текста, определение структурно-композиционных особенностей текстов различных функциональных стилей.

Текстовый этап: упражнения на определение темы текста, определение тематики ряда статей (текстов), контроль понимания прочитанного текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.014 с.)