Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития методики преподавания ИЯ. Устный метод Пальмера и «метод чтения» Уэста и их критический анализ

Поиск

1. Натуральный метод.

Основные положения выводились из практики и наблюдений за становлением речи на родном языке у ребёнка. Представители считали: необходимо воссоздать естественный путь, который характерен для овладения ребёнком речью на родном языке, отсюда и название – естественный (натуральный). Берлиц, Гуэн, Вальтер. Основная цель: развитие у учащихся устной речи, что обеспечивает умение читать и писать, для чего требуется лишь овладение техникой чтения и письма. Из этого следовало, что разрабатывать нужно только методику начального этапа, т.е. методику обучения устной обиходной речи. Необходимо искусственно создать языковую среду подобно естественной. Положения: 1. Исключается родной язык; значение языковых явлений раскрывается с помощью наглядности, контекста или дефиниции. 2. Новый языковой материал вводится только устно. 3. Закрепление материала с помощью подражания учителю с использованием принципа аналогии. 4. Основная форма работы – диалог учителя и учащегося, что содействует активности учащегося.

2. Прямой метод.

Возник на основе натурального. Называется так потому, что его сторонники стремились установить непосредственную (прямую) связь слов и грамматических форм ИЯ с их значением, избегая родной языка учащихся. Фиетор, Пасси, Есперсен, Суит, Эггерт. Начальный и средний этапы – устная речь, продвинутый этап – работа над текстами. Основное отличие от натурального: ограничение языкового материала (лексич., грам., фонетич.). Лексика подбиралась по тематическому принципу, а из грамматики исключались все исключения. Фонетический материал был впервые научно отобран и расширен. Таким образом, представители прямого метода впервые подошли к вопросу об отборе языкового материала и научному определению содержания обучения. В отличие от натурального метода приверженцы прямого метода использовали достижения психологии и лингвистики + обратились к живому разговорному языку; разработали методику обучения устной речи; внимание фонетической стороне языка; система беспереводных средств семантизации лексики, в основе – тема. Неправильно решали вопрос о связи языка и мышления.

–: 1) исключение родного языка; 2) отрицание роли грамматики; 3) интуитивное усвоение языка; 4) преувеличение роли устной речи; 5) учащиеся не приучались к самостоятельной работе.

 

3. Устный метод Пальмера (20-е гг).

В 20 в. обучение ИЯ становится обязательным. Неопрямые методы получают развитие. Обучение на тщательно отобранном языковом материале.

Ввёл принцип отбора лексического материала для учебных целей и создал конкретный минимум для английского языка.

Начальная ступень обучения (0,5 года).

Задачи: 1) научить понимать речь на слух;

2) распознавать и правильно произносить звуки и звукосочетания;

3) воспроизводить лексический и грамматический материал в беседе на обыденные темы.

Содержание обучения: 1. Объект изучения – живой язык и язык литературной прозы. 2. Основа – тексты, к которым предъявляются большие требования (интересные, сюжетные, неописательного характера, содержащие только известные учащимся реалии).

Принципы отбора материала:

1) частотность;

2) структурная сочетаемость (новые единицы вводятся только тогда, когда учащиеся могут сочетать их с уже известными словами);

3) конкретность (введение слов с конкретными значениями);

4) пропорциональность (между отдельными частями речи);

5) целесообразность.

Принципы обучения:

1) активности / пассивности (говорение, письмо – активные; аудирование, чтение – пассивные);

2) сознательного / подсознательного обучения ИЯ. Пальмер отдаёт предпочтение подсознательному обучению. Основа обучения - заучивание образцов, запоминание, РЯ не исключался (перевод – на нач. стадии);

3) градация трудностей (введение трудностей по нарастающей).

Методические принципы:

1) подражание (имитация);

2) заучивание наизусть;

3) устное упреждение;

4) предварительное пассивное восприятие (понимание-говорение-письмо);

5) постепенное введение трудностей и их изоляция;

6) беспереводность;

7) наглядность;

8) ситуативность;

9) исключение всех форм работы кроме устной.

Аудирование предшествует говорению => продуктивная, ситуативная речь => контекстная речь, диалогическая речь => монологическая речь.

Методика обучения: рецептивная (восприятие: чтение, аудирование), репродуктивная (говорение, письмо).

Ступени обучения:

1) первоначальная – научить понимать речь на слух, распознавать и правильно произносить отдельные звуки;

2) промежуточная – обучение пониманию большей части слышимого и читаемого, освоение традиционного письма, главным образом – имитационные упражнения + овладение активным словарём;

3) продвинутая – снижается роль учителя, к концу – умение читать книги, писать сочинения, вести беседу, более творческие упражнения.

Отличия прямого и устного методов:

Прямой: 1. исключение письменных форм работы только на 1 этапе обучения; 2. использование материалов для чтения; 3. сознательное усвоение материала; 4. развитие способности анализировать и синтезировать; 5. зрительное и слуховое восприятие.

Устный: 1. вообще исключение каких бы то ни было письменных форм работы; 2. отсутствие материалов для чтения; 3. сознательное и интуитивное усвоение материала; 4. развитие памяти и языковых навыков. Цель – создать у учащихся систему языковых рефлексов; 5. только восприятие на слух.

Типы устных курсов обучения ИЯ:

1) ознакомительный курс (для учащихся, не знакомых с языков, задача преподавателя – учёт степени трудности упражнений, соблюдение должных пропорций между усвоением и воспроизведением языкового материала, борьба с формирование неправильных навыков);

2) коррективный курс (для учащихся, уже знакомых с языком, но имеющих неправильные навыки и постоянно допускающих ошибки при разговоре, основная цель – устранение старых и формирование новых правильных навыков);

3) продвинутый курс (для хорошо знающих ИЯ, условная беседа и пассивное восприятие, по окончании курса разрешается неограниченное использование письменных форм работы, а также интенсивное и экстенсивное чтение).

Формы работы:

1) рецептивные – объединение восприятия и воспроизведения под силу учащимся, впервые изучающим ИЯ. Ему приходится преодолевать сильное напряжение, т.к. он начал уже думать, что ответить и как произнести слово. Ученики, которые просто воспринимают, сосредоточены и спокойны (упражнения на пассивное и активное восприятие устной речи + тренировочные упражнения);

2) репродуктивные – повторение слов и звуков за преподавателем;

3) условная беседа – условное участие в беседе, т.е. ответы на вопросы;

4) естественная беседа на различные темы.

+:

1. предложил дифференцировать языковой материал, предложил принципы отбора;

2. разработал подстановочные упражнения (таблицы);

3. этот путь требует наименьшей затраты усилий;

4. учёт наклонностей и способностей учащихся;

5. впервые начали различать рецептивное и репродуктивное овладение речью.

–:

1. усвоение языка стихийно, перескакивая через этап восприятия и воспроизведения отдельных слов (целыми фразами);

2. исключение письменных форм работы;

3. отсутствие материалов для чтения.

4. «Метод чтения» Уэста.

Методика изучения ИЯ путём чтения на ИЯ имела широкое распространение во многих странах в 30-40-е гг. Уэст считает рецептивные формы овладения языком первичными и более лёгкими, чем продуктивные. Чтение, по его мнению, является более лёгким, чем слушание, т.к. при чтении нет необходимости понимать различные варианты произношения и читающий может читать доступным ему темпом и перечитывать ему непонятное. Чтение => устная речь.

Задача обучения: научить чтению на английском языке, а УР на последние 2 класса.

Цель обучения: беглое чтение про себя с охватом общего содержания.

Основные методические принципы: 1. идентичность процессов овладения Р и ИЯ; 2. беспереводное понимание читаемого; 3. чтение – специфический речевой процесс, связанный с извлечением информации.

Основной приём: поисковое чтение.

Разработал комплекс пособий (7 штук) (Reader; Supplementary reader; Companion; Composition…).

Виды пособий: 1) книги для чтения, построенные по принципу нарастания трудностей и с учётом возраста и интересов учащихся; 2) книги для дополнительного чтения (составлены на лексико-грамматическом материале, усвоенном при работе с книгами для чтения); 3) книги-словари, которые включают новые слова к каждому уроку; 4) пособия с упражнениями для закрепления языкового материала.

Черты метода:

1. овладение Р и ИЯ как идентичными процессами;

2. усвоение языкового материала путём многократного повторения;

3. изучение грамматики путём аналогии и догадки.

Достижения:

1. беглость чтения про себя;

2. формы проверки понимания;

3. распределение материала;

4. серия учебных пособий.

+:

1) создал хорошую методику обучению чтению;

2) много времени уделял подбору текстов;

3) дифференцированный отбор материала для устной речи и чтения;

4) ввёл чтение про себя;

5) словари.

–:

1) отождествление правил РЯ с ИЯ;

2) изучение грамматики путём аналогии и догадки;

3) отождествление зрелого чтения и ознакомительного;

4) снижение роли учителя;

5) не до конца реализовал свои идеи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.009 с.)