Тема VII. Методы и Технологии обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема VII. Методы и Технологии обучения



Задачи занятия: 1. Сформировать понятие о сущности и возможностях методов и технологий обучения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – возможности методов и технологий обучения при решении разнообразных задач учебной работы.

Уметь – осуществлять выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленной образовательной задачей, находить их оптимальное сочетание, вести поиск их совершенствования, учитывать при этом разные возрастные этапы, оценивать их в реальном педагогическом процессе.

 

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учеников, направленной на решение различных дидактических задач и овладение изучаемым материалом.

Методы обучения активизируют собственные силы личности учеников и способствуют развитию как познавательных процессов, так и личностных свойств и качеств. Под влиянием рационально используемых педагогом методов обучения ученики познают себя (свои интересы, склонности, возможности и т.п.), у них формируются понятия о ценностях в мире и установки на свою роль в изменении и совершенствовании мира. Это позволяет выделить три типа деятельности учеников: интеллектуально-познавательную; деятельность эмоционального характера, влияющую на мотивы и отношение к познаваемым ценностям мира, и практическую деятельность созидательного и творческого характера.

Составной частью методов обучения или отдельной их стороной являются методические приемы, использование которых повышает эффективность методов обучения.

Методические приемы обучения – это части каких-либо методов обучения, которые усиливают действие основных методов или создают организационные предпосылки для их успешного применения. Например, объяснение физического упражнения (метод словесного обучения) воспринимается полнее и точнее, когда осуществляется в замедленном темпе с акцентированием внимания учеников на отдельных его элементах (методический прием обучения). Формирование двигательных умений и навыков проходит быстрее и эффективнее, если многократное выполнение физических упражнений (практический метод обучения) дополняется организацией текущего контроля и элементами анализа выполняемого учеником движения (методический прием обучения) с целью выявления причины допускаемой ошибки.

Отдельные методы обучения могут выступать в роли методического приема и наоборот. Например, в ходе изложения лекционного материала (метод словесного обучения) преподаватель использует кратковременную беседу со слушателями (методический прием обучения), которая может решать разные задачи: акцентировать внимание слушателей на отдельном вопросе; проверить, как воспринимается излагаемый материал и др.

Группировку методов обучения по определенному признаку называют классификацией.

Наибольшее распространение получили классификации методов обучения: по источнику, из которого ученики получают знания, и по характеру познавательной деятельности учеников в процессе обучения, с разной степенью проявляемой при этом самостоятельности.

Классификация по источнику знаний включает в себя три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические.

К словесным методам обучения относят: рассказ (повествовательное изложение фактов, событий, развивающихся во времени и имеющих сюжет); описание (раскрытие внешних признаков изучаемых явлений, физических упражнений); объяснение (раскрытие внутренних закономерностей изучаемых явлений, что позволяет выявлять причины проявления достоинств и недостатков в выполнении физических упражнений); беседу (вопросно-ответная форма общения с учениками, решающая разные задачи: введения учеников в курс предстоящей работы; объяснения, повторения и закрепления материала; обобщения и систематизации знаний); лекции (монологическая форма изложения материала); учебную дискуссию (обмен взглядами, суждениями по конкретной проблеме и отстаивание их); работу с книгой (организация самостоятельной работы учеников с использованием составления плана прочитанного, выписки цитат, конспектирования, написания тезисов, рецензий, аннотаций, рефератов и др.)

Эффективному использованию словесных методов обучения способствует: постоянное совершенствование разнообразных форм изложения учебного материала, добиваясь его понимания, аргументированности; совершенствование грамотности речи, дикции, регулирования темпа изложения материала. Чтобы обратить внимание учеников на отдельные стороны изучаемого вопроса, используется выбор нужного тона и интонаций, эмоциональность изложения, сочетание вербального (словесного) общения с невербальным (владение мимикой, жестами, пластикой движений).

К наглядным методам обучения относят: демонстрацию (показизучаемых предметов, явлений с использованием разных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической и др.); наблюдение за изучаемым предметом или явлением с последующим их анализом и обсуждением; экскурсии, ориентированные на изучение предмета или явления в естественных условиях (учебно-тренировочное занятие, соревнование, на стадионе и др.) или в специально организованных условиях (музей и др.).

Требования к использованию методов наглядного обучения:

§ Подчинение видов наглядности цели и задачам уроков, учебно-тренировочных занятий.

§ Разнообразие видов наглядности, обеспечивающее формирование многостороннего представления об изучаемом предмете, явлении. Так, при обучении физическому упражнению сформировать представление о внешнем характере движений и их зависимости от внутренних биомеханических, физиологических и других закономерностей поможет использование изобразительной, символической (графики, модели и т.п.) и других видов наглядности.

§ Воздействие на разные органы чувств – зрение, слух, мышечное чувство и др.

§ Обучение учеников целенаправленному наблюдению, выделяя в изучаемом явлении главное и второстепенное.

§ Использование предметных ориентиров, регуляторов, ограничителей движений, позволяющих управлять темпом, ритмом, направлением, силой, продолжительностью движений.

§ Использование словесно-образной наглядности, дающей яркое представление о характере движений (прыжок в длину с места аналогичен прыжку зайца и др.).

К практическим методам обучения относят: упражнения, предполагающие многократное применение знаний на практике, а также углубление их, выработку соответствующих умений и навыков, развитие творческих способностей; лабораторные и практические работы, ориентирующие на самостоятельную деятельность в соответствии с полученными знаниями и инструкцией, разработанной педагогом. Эффективность практических методов обучения возрастает в условиях:

§ Целенаправленного использования учениками усвоенных знаний на практике, формирования умений и навыков, повторения и закрепления учебного материала.

§ Создания ситуаций для переноса усвоенных знаний, умений и навыков в новые, нестандартные условия.

§ Предупреждения появления ошибок путем систематического использования текущего контроля, организации самоконтроля, оценки выполнения учебных заданий и коррекции работы учеников.

§ Установления связи усвоенных умений и навыков с усвоенными ранее, постепенного их усложнения в разнообразных ситуациях.

§ Разнообразия обстановки, в которой выполняются разучиваемые двигательные или другие действия, что предупреждает утомляемость от однообразия работы, повышает интерес к решению учебной задачи.

§ Рациональное распределение повторений учебных заданий во времени.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учеников позволяет усложнять формы и способы работы учеников, создавать более благоприятные условия для проявления и формирования их индивидуальности, использования собственных возможностей в процессе познания мира и самого себя.

Этаклассификация включает в себя комплекс методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность учеников, побуждает к самостоятельному творческому поиску способов преодоления возникающих в учебной работе трудностей. Классификация включает в себя объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и методы проблемного обучения - проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает передачу знаний в готовом виде путем использования комплекса тех или иных словесных и наглядных методов обучения. Применение комплекса данных методов позволяет преобразовать пассивно усвоенные знания в активно осмысленные и используемые в разных ситуациях практической учебной работы. Ученик может объяснить причины переноса знаний, реализованных в умениях, в другие ситуации. Этому способствуют объяснение и демонстрация изучаемых предметов и явлений в развитии и изменении, наблюдение за ними, сравнение данных наблюдений ряда учеников и т.п.

Репродуктивный метод предполагает: самостоятельное теоретическое обоснование выполняемых практических заданий; выявление совместно с преподавателем алгоритмической последовательности практических действий и работу по алгоритму с последующим объяснением его значимости. Широко используется программирование (разработка) «шагов», «порций» в практической работе (разделение учебного материала на отдельные части) и разработка форм контроля за усвоением каждой части, прежде, чем перейти к усвоению последующей; функции контроля могут выполнять технические средства. Контролирующие устройства позволяют поддерживать обратную связь с учениками, давая информацию о соответствии их действий заданному образцу. Примером программированного обучения физическим упражнениям может быть использование тренажеров, а также устройств, контролирующих направление, силу, ритм, амплитуду движений и т.п.

Проблемное обучение характеризуется созданием проблемных ситуаций, организацией самостоятельного поиска учащимися вариантов их решения и проверкой правильности этих вариантов.

Проблемной характеризуют такую ситуацию, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает теоретических знаний, фактического материала, и он должен сам их искать. Поисковой деятельности ученика предшествует формулировка гипотезы, предположения об обоснованном варианте решения проблемной задачи. Гипотеза формулируется на основе логических рассуждений, анализа (мысленного отделения друг от друга элементов изучаемого явления и одновременно выделения тех данных, которые уже известны и послужат для конструирования гипотезы), синтеза (объединения тех элементов, которые явятся основой гипотезы). Проверка гипотезы включает в себя ее оценку и выбор правильного решения, которое можно объяснить и научно обосновать. Проверка может быть логической и экспериментальной в зависимости от характера проблемы и возможностей ученика.

Проблемное обучение имеет разные виды.

Проблемное преподавание предполагает постановку перед учениками проблемной задачи (не имеющей традиционного решения) и раскрытие путей ее решения, показывая трудности и противоречия, которые приходится преодолевать, формулируя гипотезу и осуществляя поиск ее доказательств. Решение проблемной задачи преподавателем называют методом проблемного изложения материала. Использование метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем определенного типа, но еще без умения осуществлять это самостоятельно. Проблемой называют сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения. Вопрос, на который нет готового ответа, носит проблемный характер.

Проблемное учение предполагает формулировку проблемной задачи и самостоятельное ее решение учениками, включающее формулировку гипотезы, ее проверку, объяснение и доказательства с разной степенью помощи преподавателя в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учеников. Решение проблемной задачи с помощью преподавателя называют частично-поисковым методом проблемного обучения. Самостоятельное решение учениками проблемной задачи называют исследовательским методом. Значительная мера самостоятельности учеников не исключает помощи педагога, тренера, особенно в планировании самостоятельной работы, требующей творческого подхода, умения сравнивать разные точки зрения по исследуемому проблемному вопросу, обосновывать и доказывать свое суждение. Ход самостоятельной исследовательской работы ученика может включать в себя следующие этапы:

1. Осознание учениками при помощи педагога, тренера целей (конечного результата деятельности), задач (этапов для достижения цели), методов, средств и условий, необходимых для их решения.

2. Создание проблемной ситуации, когда выполняющие работу не знают, как ее решить практически.

3. Разработка вариантов решения проблемной ситуации.

4. Выбор наиболее эффективного варианта, его обоснование и проверка в практической деятельности.

5. Сравнение планируемого конечного результата с достигнутым, выявление причин достоинств и недостатков выполненной работы.

Характерной чертой проблемного обучения является преобладание учения над преподаванием в условиях взаимодействия педагога и учеников, что активизирует познавательную деятельность занимающихся и способствует развитию познавательных способностей.

Необходимость развития познавательных способностей занимающихся средствами предметов, изучаемых в учебных заведениях, а также в процессе занятий физической культурой и спортом в учебное и внеучебное время побуждает исследователей и практиков к разработке новых методов, приемов и педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность учеников. К числу разработанных и теоретически обоснованных относят такие методы, как:

§ Моделирование (выделение совокупности объектов, их свойств и отношений между ними) проблемной ситуации; ее схематизация помогает поиску путей решения проблемной задачи.

§ «Мозговая атака» или «мозговой штурм», основанный на групповом совместном поиске путей решения какой-либо задачи. Все пути, идеи принимаются, подвергаются обсуждению, выделяются наиболее рациональные и аргументированные. Этот метод ориентирует на преодоление стереотипов мышления, побуждает к проявлению творческой инициативы.

§ Синектика - разрабатывается техника решения проблемы путем использования аналогий и метафор. Использование аналогий и метафор (прямых, субъективных, символических, фантастических) обеспечивает преодоление субъективных ограничений (неуверенности в себе, сомнений, недопонимания изучаемого материала и т.п.), связанных с восприятием основных закономерностей изучаемого явления.

§ Познавательные (дидактические) игры, моделирующие реальность, из которой ученикам предлагается найти выход, активно преобразуя предложенную реальную ситуацию.

§ Компьютерное обучение по специально разработанным обучающим программам, которые предъявляют учебную информацию, управляют ходом ее усвоения, контролируют и корректируют результаты.

Выбор методов обучения педагогом не может быть произвольным. Он предполагает учет следующих факторов, влияющих на ход процесса обучения:

1. Цель обучения, задачи, которые решаются на конкретном занятии, уроке.

2. Уровень мотивации обучения у учеников.

3. Закономерности и вытекающие из них принципы обучения в процессе решения конкретной образовательной задачи (объяснить новый материал, повторить пройденный и др.).

4. Объем требований и содержание, которое надо реализовать.

5. Уровень подготовленности учеников, их активность и интерес к задаче занятия, урока.

6. Возраст и работоспособность учеников, сформированность у них умений и навыков учебной работы.

7. Материально-техническое оснащение учебного процесса.

8. Количество учеников в группе, классе.

9. Подготовленность самого педагога к предстоящей работе и др.

Кроме того, могут быть непредвиденные обстоятельства, которые требуют от педагога коррекции его работы по ходу ее выполнения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения – учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Их выбор зависит от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, характерных особенностей отдельных учебных предметов, материальной оснащенности учебного учреждения.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Установлены следующие требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля; всесторонность – контроль должен охватывать все разделы учебной программы; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, а также индивидуальные качества учащихся; единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Технологии обучения. Во второй половине XX века возникла необходимость совершенствования систем обучения, образования и воспитания. Причиной этого явления стало возникновение противоречий между темпами накопления новых знаний в современном мире во всех сферах науки, техники и культуры и ограниченными возможностями их усвоения учениками. Поиск путей по преодолению этих противоречий был подчинен цели – максимально развивать способности учеников, возможности к их самореализации, саморегуляции деятельности и поведения. На достижение этой цели направлена инновационная деятельность педагога.

Инновации (от лат. in – в, novus – новый) подразумевают нововведения, новшества, способствующие прогрессивному развитию процессов обучения, образования, воспитания, то есть элементы нового вносятся в традиционные формы работы учебных заведений, педагогов, учеников. Они могут проявляться в новых формах планирования учебной работы, новых сочетаниях методов, приемов и средств обучения, направленных на реализацию педагогической идеи. Так возникла и продолжает развиваться идея разработки технологий обучения.

Под технологией обучения понимают совокупность психолого-педагогических установок, определяющих подбор и компоновку методов, приемов, средств, организационных форм обучения, обеспечивающих эффективное педагогическое взаимодействие и устойчивую обратную связь педагога и учеников.

Психолого-педагогическая установка ориентирует на разработку такого процесса решения педагогической задачи, который будет способствовать как овладению учениками знаниями, умениями и навыками, так и развитию их личностных свойств, качеств и познавательных способностей. Психолого-педагогическая установка отражает систему взглядов, объединенных ведущей идеей и определяющих своеобразие выбора методов, приемов, средств, организационных форм обучения, направленных на решение педагогической задачи.

К ведущим идеям, влияющим на разработку технологий обучения, относят: ориентации педагогического процесса на развитие личности учеников; активизации и интенсификации деятельности учащихся; эффективности управления и организации педагогического процесса; развивающего обучения и др.

К показателям технологичности педагогического процесса относят:

§ Основополагающую идею, которой руководствуются при определении методов, средств, структурных элементов урока, учебно-тренировочного занятия, их функций.

§ Управляемость ходом учебно-воспитательной работы благодаря использованию: диагностики обученности и воспитанности занимающихся до планирования учебно-воспита-тельной работы, по ходу ее, при подведении итогов, сопоставляя достигнутый результат с планируемым; разных форм педагогического взаимодействия, обеспечивающих обратную связь педагога и учеников.

§ Системность учебно-воспитательной работы, проявляющуюся в логической взаимосвязи всех ее частей, в жесткой последовательности основных элементов педагогического процесса, что облегчает понимание учениками теоретических положений, закономерностей их реализации в практической деятельности, осмысление фатов, событий, их систематизацию и обобщение.

Технологический подход предполагает поиск возможностей технологической обработки учебного материала, отражающего как внешние признаки изучаемых явлений (например, физических упражнений), так и их внутренние механизмы (биомеханические, физиологические, психологические, личностные). При этом надо учитывать, что теории, концептуальные подходы, противоречивые мнения и оценки технологической обработке не поддаются.

Формальное использование технологий обучения может привести к формализму в знаниях, к безыдейности в воспитании.

Выделяют крупные технологические структуры, как, например, структура целостного педагогического процесса или структура управления процессом воспитания и др., и технологические микроструктуры, возникающие в разнообразных организационных формах работы, в способах педагогического взаимодействия, свойственных тем или иным типам уроков. Например, тип урока по усвоению новых знаний включает в себя преимущественно такие его структурные элементы, как постановку перед учениками задачи, в соответствии с ней передачу ученикам новой информации и задание на дом. Эти структурные элементы могут быть дополнены такими способами работы, выбор которых подчинен определенной психолого-педагогической установке. Так, изучение влияния обучения на развитие личности и познавательных способностей побуждает педагога к использованию текущего контроля за системностью, глубиной усвоения новых знаний, разнообразных способов получения обратной информации об отношении учеников к новому материалу, умении использовать новые знания для обоснования своей позиции в работе по усвоению нового материала и др.

Структурные элементы технологий обучения связаны технологическими звеньями. К ним можно отнести такие способы и организационные формы работы, как диагностику исходного, конечного уровня обученности или воспитанности, разнообразные формы текущего контроля за работой учеников, сопоставление данных анализа работы учеников тренером, учителем с данными самоанализа работы учениками, выполненные устно или письменно в дневниках и др.

Технологии обучения могут разрабатываться и использоваться педагогом, тренером, дополняя методики обучения или являться частью методики обучения.

Работая над материалом данной темы, необходимо, прежде всего, разобраться в содержании понятий «методы обучения», «приемы обучения» и представить систему и многообразие методов в целом. Желательно, чтобы теоретические положения подтверждались самостоятельно подобранными примерами из практики спортивной или учебной деятельности. В подборе этих примеров при подготовке к занятию окажут помощь учебные пособия, указанные в списке литературы.

Вопросы:

1. Раскройте сущность понятий «классификация методов обучения», «методы обучения», «методический прием обучения», «средства обучения».

2. Охарактеризуйте известные Вам классификации методов обучения.

3. При решении каких дидактических задач особенно успешно можно использовать словесные, наглядные, практические методы?

4. Как влияет возраст, спортивная подготовленность учеников на выбор методов обучения?

5. Приведите пример того, как можно использовать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или частично-поисковый методы обучения в процессе изучения элементов техники в одном из видов спорта.

6. Обсудите ситуацию: ученик 3 класса смирился с тем, что на уроке физической культуры хуже всех выполняет физические упражнения, и интереса к ним не проявлял. Даже в играх участвовал только тогда, когда этого требовал учитель. Ученики говорили о нем, что он хорошо учится, хороший товарищ, но играть с ним на уроке физкультуры не всегда интересно. Какие методы, приемы, средства обучения будут способствовать развитию у ученика интереса к урокам физической культуры?

7. Приведите пример ситуации учебного процесса на учебно-тренировочном занятии по Вашей специализации с оптимальным выбором методов и приемов обучения. Обоснуйте пример.

8. Раскройте понятие «педагогические технологии», их отличие от понятия «методика обучения» и их сходство.

9. Охарактеризуйте понятие технологичности обучения и приведите пример проявления технологичности в процессе учебно-тренировочной работы по одному из видов спорта.

 

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Дайте характеристику методов обучения, используя учебную литературу, по следующей форме:

Название метода обучения Сущность метода обучения Требования к применению
1. Словесные методы обучения: § Рассказ и т.д.    
2. Наглядные методы обучения: § Наблюдение и т.д.    
3. Практические методы обучения: § Упражнение и т.д.    

 

2. Вам нужно обучить новому двигательному действию учащихся 1, 6 и 10 классов. Какими методами обучения, методическими приемами вы будете пользоваться в каждом классе? Объясните, почему.

3. Вам предстоит на учебно-тренировочном занятии с подростками (10-13 лет) организовать изучение сложного и малоинтересного двигательного действия (укажите какого). Какими методами обучения Вы сможете вызвать интерес и желание освоить это двигательное действие?

4. Какими методами и приемами обучения можно повысить активность учащихся на уроках физической культуры при выполнении общеразвивающих упражнений во 2-3-х, 5-6-х, 9-10-х классах.

5. Вам нужно сформировать у учеников 7-го класса понятие о технике выполнения двигательного действия, по которому у учащихся уже имеются ошибочные представления и понятия. Как Вы будете решать эту задачу?

6. Предложите возможный вариант проблемного обучения на учебно-тренировочном занятии по избранному виду спорта.

Задачи учебно-тренировочного занятия: _______________.

Возраст и подготовленность занимающихся: ___________.

А. Проблемное преподавание: (сформулируйте проблемный вопрос, который вы зададите занимающимся, с учетом поставленных задач и содержания занятия) ___________________?

Б. Предложите ученикам дать на него обоснованный ответ. Если преподаватель будет помогать ученикам в поиске ответа – это будет частично-поисковый метод. Укажите формы помощи ученикам и возможные варианты ответов занимающихся на поставленный вопрос ______________.

В. Обсуждение предложенных вариантов ответов _______.

7. Ученица X класса заявила: «Мне не нравятся уроки физической культуры потому, что на них надо преимущественно выполнять физические упражнения, предложенные учителем, не проявляя при этом творчества». Предложите технологию обучения любому физическому упражнению на уроке физической культуры в X классе, способствующую развитию творческих способностей, имеющую признаки технологичности.

8. Многие ученики VI класса пассивно выполняют физические упражнения в подготовительной части урока. Какие технологические звенья процесса обучения могут повысить их активность?

9. Разработайте технологию обучения элементам любого упражнения на учебно-тренировочных занятиях по Вашей специализации. Определите ведущую идею, которой вы будете руководствоваться при определении педагогической задачи, при выборе методов, приемов, средств, организационных форм ее решения и перечислите их. Обоснуйте правильность вашего выбора с позиции адекватности комплекса методов, приемов, средств, организационных форм обучения возрасту учеников, ведущей идеи, поставленной образовательной задачи.

 

Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время:

1. Продолжите анализ учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта, ответив на вопросы № 4, 5, 6, 7 (приложение № 2).

2. Проведите педагогическое наблюдение на одном из учебных занятий на курсе в университете. Задача наблюдения: проследить, какие методы, приемы и средства обучения использованы преподавателем на занятии.

§ Сравните особенности практического применения этих методов с теоретическими положениями о них в педагогической литературе.

§ Какие приемы создания проблемных ситуаций применял педагог на занятии? Приведите примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.077 с.)