ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Тема 1. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка

На уроке и во внеурочное время

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи языковой политики в России.

2. Роль иностранного языка в развитии личности учащегося.

3. Социокультурная компетенция, ее содержание и возможности формирования в условиях современной школы.

Литература:

1. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учи- телей иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2.

2. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк. – 1998.

3. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения ино-странным языкам. – Воронеж, 2002.

4. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностраннымязыкам. – М.: Высшая школа, 1991.

5. Смольникова И.А. Информационные и коммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства для формирования иноязычной компетенции (http: //www/bitpro.ru).

6. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4.

7. Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. научн. трудов. – М.: Еврошкола, 1998.

8. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.

9. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 1.

10. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового об- разования. // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3.

11. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 2. – С. 21-25.

12. Синагатуллин И.М. Роль глобализации и языка (языков) международного общения в решении актуальных вопросов нового времени // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 8-14.

13. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку- М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательства АСТ", 2004.

14. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8. – С. 2- 6.

15. Ратина Н.Ф., Кульнозарова Л.А. Лингвострановедческий курс // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8. – С. 35 – 39.

16. Пономарева О.Г. Урок США. Национальный характер. Особенности поведения в общественных местах // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 6. – С. 69 – 72.

17. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4. – С.14-21.

18. Иоаннесян И.Г. Игры на английском языке с использованием страноведческого материала // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 2. – С. 61 – 63.

19. Томахин Г.Д. Реалии в культуре и языке. Реалия – предмет и реалия - слово // Приложение к журналу «Иностранные языки в школе». – 2007. – № 8. – С. 20 – 29.

20. Бобкова Л.В. Страноведение как форма привития интереса к изучению иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. – С. 32 – 38.

21. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 4. – С. 2 – 14.

22. Петрова А.А. Языковая политика в России: проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 2. – С. 105 – 108.

Контрольные вопросы:

1. Каковы цели и задачи языковой политики в России в настоящее время?

2. Как реализуется социокультурный подход в Государственном образовательном стандарте и в Примерных Программах по иностранным

языкам?

3. Какую роль играет предмет иностранный язык в общеобразовательном аспекте?

4. Что такое принцип культуросообразности в обучении иностранному языку?

5. Что такое «фоновые знания»?

6. Что такое «межкультурная коммуникация»?

7. В чем суть проблем обучения языку и культуре?

8. Какие трудности испытывают обучаемые в процессе реализации цели обучения?

9. Что такое «бикультурная личность», «культурная картина мира», «культурема»?

10. Какова роль социокультурного компонента в реализации коммуникативного подхода?

11. Что понимается под термином «культура» с методической точки зрения?

12. Какова перспектива формирования социокультурной компетенции?

13. Что такое «многоязычие», «билингвизм»?

14. Какие типы школ с точки зрения их национально-языкового состава существуют в России?

15. В чем заключается роль изучения иностранного языка в поликультурном социуме (гуманитарно-социальный смысл, лингвистический смысл, социально-религиозный смысл, культурно-экономический смысл, глобальный смысл).

16. Какие факторы обуславливают систему языкового образования по Гальсковой Н.Д.?

Тема 2. Методика как теория и как наука

Вопросы для обсуждения:

1. Научная самостоятельность методики обучения иностранному языку.

2. Значение смежных и базисных наук для методики обучения иностранному языку.

3. Основные методические категории.

4. Основные методы исследования, используемые в научной методической работе.

5. Вспомогательные методы исследования и их роль при проведении исследовательской работы.

6. Специфика предмета «Иностранный язык».

Литература:

1. Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб. 2001.

2. Методика как наука: учебное пособие / Под редакцией Е.И. Пассова, Е.С.Кузнецовой.- Воронеж: НОУ "Интерлингво". 2002. - С. 2-23.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 5-51.

4. Шаховский В.И. Лингвистика – методике // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 1. – С. 90-93.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ-ГЛОССА. 2000.

6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1991.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, - 1991. – С. 3-38.

Контрольные вопросы:

1. Почему методика является самостоятельной наукой?

2. Какие методы исследования вам известны?

3. Что такое эксперимент?

4. На какие группы делятся виды речевой деятельности в зависимости от способа ее реализации?

5. Какие анализаторы участвуют во всех видах речевой деятельности? Какие выводы будущие учителя должны сделать из этого?

6. В чем проявляется специфика учебного предмета «иностранный язык»?

7. С какими смежными науками взаимодействует методика обучения иностранным языкам, чем определяется данное взаимодействие?

8. Методика наука точная? Если нет, то, к каким наукам её можно отнести?

9. Какие психологические принципы необходимо учитывать при обучении иностранному языку?

10. Чем отличается овладение иностранным языком от овладения родным языком в условиях средней школы?

11. Как лингвисты объясняют причины коммуникативного успеха и неуспеха?

12. Какое влияние на методику оказала лингвистика в целом?

Тема 3. Цели и содержание обучения иностранному языку

В средней школе

Вопросы для обсуждения:

1. Цель обучения иностранному языку и трактовка ее аспектов на современном этапе.

2. Влияние условий обучения на реализацию цели обучения иностранному языку.

3. Программы обучения иностранному языку и другие нормативные документы, определяющие цели обучения (структура, требования к знаниям, умениям и навыкам).

4. Содержание обучения иностранному языку на современном этапе. Компоненты содержания.

5. Мотивация изучения иностранного языка.

Литература:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образо- вания (пояснительная записка) // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4. – С. 2 – 8.

2. Программы по иностранным языкам. Министерство образования и науки РФ. – 2005.

3. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА. -2000.

5. Гальскова Н.Д., Соловцова Э.И. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3.- С. 31 – 35.

6. Журавлев И.К. Состав содержания образования, обусловленный принципами построения учебного плана // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика. - 1998. - С. 183 - 191.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение . - 2002.

8. Гальскова Н.Д. Условия изучения иностранных языков и их влияние на цели обучения // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 4. - С.7.

9. Концепция образования по иностранным языкам в 12- летней школе // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4. - С. 3.

10. Пассов Е.И., Голдина Е.В. Цели обучения иностранным языкам. Воронеж, 2002.

11. Рогова В.Г. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-40.

12. Милованова Л.А. О профильно-ориентированном обучении английскому языку в старших классах // Иностранные языки в школе. – 1999. - № 1. – С. 65-71.

13. Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 3. – С. 8-13.

14. Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 7. – С. 12-17.

15. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Иностранные языки в школе.- 2009. - № 1. – С. 4 – 8.

Контрольные вопросы:

1. Просмотрите программы по иностранному языку для СОШ и программы школ с углубленным изучением иностранного языка. Как соотносится трактовка целей обучения иностранному языку в отечественной и зарубежной методиках? Как реализуются цели в программах по иностранному языку? Как изменяется трактовка целей обучения иностранному языку в зависимости от этапа (начальный, средний, старший)?

2. В чем основная заслуга концепции Л.В.Щербы по вопросу целей обучения иностранному языку?

3. Определите значимость постановки целей в процессе обучения иностранному языку. Определите, какая из целей обучения является самой главной.

4. Почему в последнее время изменилась постановка целей обучения? С чем это связано?

5. Насколько цели, сформулированные в современных подходах, являются достижимыми в средней школе? При каких условиях они могут быть достижимы? Аргументируйте свой ответ.

6. Что определяет государственный стандарт?

7. Что такое «целевая доминанта»? Что является целевой доминантой в процессе реализации цели обучения иностранному языку, и почему?

8. Какова роль мотивации в процессе реализации цели обучения иностранному языку?

9. Как определяются уровни владения иностранным языком в европейских школах?

10. Как реализуется достижение порогового уровня владения иностранным языком в российских школах?

11. Что предполагает формирование стратегической и дискурсивной компетенций, сформулированных в документах Совета Европы?

12. Определите цель профильного обучения. Какое содержание лежит в основе данного профиля?

13. Назовите особенности зарубежного опыта составления программ.

14. Как влияют «языковые потребности» на процесс обучения иностранному языку?

15. Какие приемы познавательной деятельности используются при изучении иностранного языка?

16. Каковы основные компоненты языковых способностей?

17. Что такое «методическая компетенция»?

В средней школе

Вопросы для обсуждения:

1. Специфичность использования дидактических принципов в обучении иностранному языку в средней школе.

2. Методические принципы обучения иностранному языку.

3. Методы обучения иностранному языку.

Литература:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образо- вания. – М. - 2004.

2. Примерные программы по иностранным языкам. Министерство образо- вания и науки РФ. - 2005.

3. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА. -2000.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение . - 2002.

6. Концепция образования по иностранным языкам в 12- летней школе // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4. - С. 3.

7. Пассов Е.И., Голдина Е.В. Цели обучения иностранным языкам. Воронеж, 2002.

8. Бим И.Л. Некоторые исходные положения учебника иностранного языка в школе // Иностранные языки в школе. – 2002. - №3. – С. 3 – 8.

9. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение. – 1991.

10. Горлова Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам. – Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8.

11. Учебно-методические комплекты по иностранным языкам издательства «Просвещение». – Иностранные языки в школе / Специальный выпуск. – 2007.

12. Гурвич П.Б. О четырех общеметодических принципах организации обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 6. – С. 32-39.

13. Ариян М.А. Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2010. - № 1. – С. 7 – 13.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие основные положения педагогики и дидактики имеют первостепенное значение для методики обучения иностранным языкам?

2. Каковы основные черты методических принципов?

3. Почему «принцип сознательности» нельзя прямолинейно перенести в методику обучения иностранным языкам? Как его нужно трансформировать?

4. На что направлен «принцип учета родного языка» и «опоры на родной язык»? Что является более плодотворным?

5. Как вы считаете, почему общению нужно обучать только через общение?

6. Какие 3 ранга принципов выделяет Пассов Е.И.?

7. Что понимается под индивидуализацией обучения иноязычной речевой деятельности?

8. Какие задачи стоят перед учителем в связи с реализацией принципа функциональности в целом?

9. Что такое «ситуация», какова ее роль в процессе обучения иностранному языку?

10. В чем заключается суть дифференцированного и интегрированного обучения?

11. Какие задачи стоят перед учителем при реализации данного принципа?

12. В чем заключается роль принципа активности в формировании коммуникативной компетенции?

13. Какие методы обучения могут быть использованы в реализации цели обучения иностранному языку?

14. Дайте определения следующим методическим категориям: метод, система обучения, упражнение, система упражнений.

Тема 8. Обучение лексике

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативные документы о цели и содержании в области обучения лексике.

2. Проблема лексического минимума и ее решение в УМК разного типа.

3. Способы семантизации лексики.

4. Пути автоматизации лексики.

5. Лексически направленный урок.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. – М. – 1988. - С. 77-86.

3. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – С. 89 - 102.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – С. 101-123.

5. Нуриахметова Т.М. Самостоятельная работа старшеклассников с лексикой // Иностранные языки в школе. – 1988. - №3. – С. 23-27.

6. Ростовцева Е.Н. Использование ситуаций при презентации лексики // Иностранные языки в школе. – 1990. - № 4. – С. 35-39.

7. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – 4-е изд., - Минск. : Вышэйшая школа. – 1998. – С. 29-58.

8. Шамов А.Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 4. – с. 2 – 9.

9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. –

М.: АРКТИ-ГЛОССА. - 2000.

10. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. – М.: Просвещение. - 1991.

11. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение. - 1981.

12. Примерные программы по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 5, № 6.

Контрольные вопросы:

1. Какое место отведено лингвострановедческим и страноведческим знаниям?

2. Какие задачи ставятся перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности (ВРД)?

3. Что такое лексический навык?

4. Какова цель лексически направленного урока?

5. Какова роль обучения лексике в процессе реализации цели обучения английскому языку?

6. Каким образом должно происходить овладение активным минимумом?

7. Какие типы упражнений должны использоваться учителем для освоения активного минимума?

8. Что такое «потенциальный словарь»?

9. Какие упражнения необходимо использовать для пассивного освоения ЛЕ?

10. Какие упражнения необходимо использовать для развития потенциального словаря?

11. Какова роль языковой догадки в обучении лексике?

12. Что означает «знать слово»?

13. В чем заключается лингвистический, методологический и психологический компоненты содержания обучения лексике?

14. Что такое семантическое поле?

15. Что такое «коллаж»? Как он монтируется и используется?

16. Какие виды работы можно проводить с помощью коллажа?

Тема 9. Обучение грамматике

Вопросы для обсуждения:

1. Цели в обучении грамматике в средней школе. Нормативные документы о целях обучения грамматике.

2. Содержание обучения грамматике в средней школе. Нормативные документы о содержании обучения грамматике.

3. Методические принципы в реализации программных требований по обучению грамматике.

4. Специфика продуктивного (активного) освоения грамматического минимума. Классификация грамматических упражнений.

5. Особенности рецептивного (пассивного) освоения грамматического минимума. Классификация грамматических упражнений.

6. Грамматически направленный урок, его цели и содержание.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку.

2. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. – Ленинград: Просвещение, 1975. – Беседа № 4.

3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. – М. – 1988. - С. 86-91.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – С. 101-123.

5. Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи //Иностранные языки в школе. – 1998. - №1. – С. 18-24.

6. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике (упрощенным предложениям) // Иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – С. 15-20.

7. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков //Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 22-26.

8. Кашаев А.А. Перфокарта на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 4. – С. 37 - 39.

9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – 4-е изд., - Минск.: Вышэйшая школа. – 1998. – С. 29-58.

10. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. – М.: Просвещение. - 1991.

11. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1981.

12. Клементенко А.Д, Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе. – М.: Педагогика. - 1981.

13. Программа для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. – М.: Просвещение. - 1994.

14. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 6. – С. 25 – 32.

15. Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике (на примере рифмованных текстов) // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 6. – С. 33 – 40.

Контрольные вопросы:

1. Какой минимум определен для активного владения английским языком и почему?

2. Какой минимум представлен для рецептивного владения, чем он характеризуется?

3. Что такое «дедукция», и какую роль она играет в изучении грамматики?

4. Какова цель грамматически направленного урока?

5. Какие правила может использовать учитель при работе над грамматической стороной речи?

6. Как и когда необходимо использовать правила в обучении грамматике?

7. Что значит знать грамматику?

8. Что такое «межъязыковая интерференция»?

9. Что такое «внутриязыковая интерференция»?

10. Как используется имплицитный подход в структурном методе?

11. Как используется имплицитный подход в коммуникативном методе?

12. Как используется эксплицитный подход в дедуктивном методе?

13. Как используется эксплицитный подход в индуктивном методе?

14. В чем суть дифференцированного подхода?

15. Какие типы упражнений можно использовать для тренировки грамматической стороне речи?

16. Какие игры можно использовать в обучении грамматической стороне речи?

17. Как исправлять грамматические ошибки?

18. Что такое «грамматический навык»?

19. Как должна осуществляться тренировка грамматического навыка?

20. Чем характеризуется разговорная грамматика? Как использовать упрощенные грамматические структуры на уроке?

21. Что такое «перфокарта», каковы ее функции?

Тема 11. Обучение говорению

Вопросы для обсуждения:

1. Психофизиологические механизмы обучения говорению.

2. Цели в обучении диалогической и монологической речи. Нормативные документы о целях в обучении говорению.

3. Методическая характеристика диалогической и монологической речи.

4. Технология обучения диалогической речи (различные подходы, этапы обучения, система упражнений).

5. Технология обучения монологической речи (различные подходы, этапы обучения, система упражнений).

6. Урок развития диалогической речи.

7. Урок обучения монологической речи.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М. – 1988. - С. 96-113.

3. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – С. 123-139.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – С. 164-187.

5. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. – С. 17-20.

6. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. – С. 9 - 13.

7. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. – С.24.

8. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4. - С. 30 - 36.

9. Борисова Р.Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи //Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. – С. 51-54.

10. Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. – 1992. - № 1. – С. 59-62.

11. Носенко Э.Л. Пути реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иноязычной речи. // Иностранные языки в школе. – 1990. - № 2. – С. 40-46.

12. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1991. - № 6. – С. 3-8.

13. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – 4-е изд., - Минск.: Вышэйшая школа. - 1998.

14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА.- 2000.

15. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Просвещение. - 1991.

16. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1981.

17. Клементенко А.Д, Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения ИЯ в средней школе. – М.: Педагогика. - 1981.

18. Обучение говорению на иностранном языке: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», №11).

19. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 7. – С. 17 – 24.

20. Букичева О.А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. – С. 50-53.

21. Киреева Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 4. – С. 46 – 49.

22. Верисокин Ю.И. Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 1. – С. 53 – 58.

23. Скалкин В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению // Приложение к журналу «Иностранные языки в школе». – 2008. - № 4. – С. 12 – 23.

Контрольные вопросы:

1. Какие требования к базовому уровню владения говорением определены в стандарте?

2. Какие сферы общения и тематика предлагаются для реализации цели обучения?

3. Какие виды диалогов должны освоить учащиеся?

4. Какие коммуникативные задачи должны решать учащиеся в процессе обучения диалогической речи?

5. Какие умения необходимо формировать в процессе обучения диалогической речи?

6. Какими умениями должны овладеть учащиеся в процессе обучения монологической речи?

7. Чем характеризуется монологическая речь?

8. Чем характеризуется речевое упражнение (РУ)?

9. Что такое «функциональные модели»? Как использовать функциональные модели в обучении диалогической речи?

10. Что такое ситуация?

11. Что такое «ролевая игра», и какова ее роль в реализации целей обучения?

12. Что такое «драматизация»?

13. В чем отличие ролевой игры от драматизации?

14. Какие условия должны быть созданы для успешного развития навыков говорения?

15. Какие трудности необходимо учитывать в процессе реализации цели в области говорения?

16. Какие источники создания мотивации можно использовать в обучении говорению?

17. Какие задания и упражнения можно использовать на начальной, средней и старшей ступени обучения монологической речи?

18. Чем характеризуется диалогическая речь?

19. Как осуществлять контроль и оценку умений в говорении?

20. В чем заключается роль и функция ролевой игры?

21. Что такое «дискурсивная компетенция»?

22. Какие типы дискурсов должны формироваться в средней школе?

23. Каким образом обучение говорению интегрируется с обучением различным аспектам языка и другим видам речевой деятельности?

Тема 12. Обучение чтению

Вопросы для обсуждения:

1. Цели в обучении чтению на иностранном языке. Нормативные документы о целях обучения чтению.

2. Содержание обучения чтению: виды чтения, навыки и умения в чтении, трудности в обучении чтению, принципы отбора текстов.

3. Специфика обучения чтению на начальном этапе формирования коммуникативной компетенции.

4. Урок обучения чтению.

5. Организация домашнего и индивидуального чтения на иностранном языке.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М. – 1988. - С. 113-120.

3. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. –С. 139-162.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – С. 141-163.

5. Нуждина М.А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. – С. 21-26.

6. Купарева В.В., Старикова А.Ю. Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе. // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. – С. 16-20.

7. Азовкина А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. – С. 48-51.

8. Маева Т.С. Некоторые приемы обучения чтению // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 5. – С. 15-19.

9. Черкасова Т.В. Использование смысловых связей при обучении чтению на английском языке // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. – С. 35-38.

10. Меркулова И.И. Система проблемных заданий в обучении чтению // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 6. – С. 8-12.

11. Перкас С.В. Организация индивидуального чтения в старших классах гуманитарной гимназии//Иностранные языки в школе. - 1998. - № 3. – С. 4-8.

12. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – 4-е изд., - Минск.: Вышэйшая школа. - 1998.

13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА. - 2000.

14. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Просвещение. - 1991.

15. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1981.

16. Клементенко А.Д, Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения ИЯ в средней школе. – М.: Педагогика. - 1981.

17. Обучение чтению: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам». - № 13).

18. Бычкова Н.А. Организация домашнего чтения на старшем этапе обучения // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 6. – С. 43 – 48.

19. Селиванова Н.А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4. – С. 21 – 26.

20. Воронкова Т.Е. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 7. – С. 37 – 41.

21. Салтановская Г.Н., Юрчишина Г.В. Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на иностранном языке // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 2. – С. 28 – 32.

22. Игумнова О.В. Урок Чтения по УМК В.П. Кузовлева «Английский язык» для 8 класса // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 4. – С. 42 – 48.

23. Бердникова И.А. Развитие критического мышления на занятиях по домашнему чтению на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 1. – С. 84. – 89.

24. Балакина Н.О. Предтекстовые упражнения в процессе обучения чтению // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 4. – С. 63 – 67.

25. Кучеренко Н.Л. Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 2. – С. 18 – 23.

26. Куклина С.С. Комплекс средств организации коллективной учебной деятельности для развития умений чтения на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 6. – С. 27 – 33.

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к базовому уровню владения чтением?

2. Какие функции чтения определены в государственном образовательном стандарте?

3. Какие виды чтения должны осваиваться в процессе реализации цели обучения?

4. Какие задачи должны быть выполнены в процессе обучения чтению?

5. Что является показателями понимания текста?

6. Какие основные виды чтения необходимо формировать в процессе обучения иностранному языку?

7. Какие упражнения рекомендуется проводить на уроках обучения чтению?

8. Что такое «графема»?

9. Когда необходимо приступать к обучению чтению?

10. Как обучать чтению на начальном этапе обучения иностранному языку?

11. Как должна оцениваться техника чтения?

12. Какие требования должны предъявляться к учебным текстам (объем, основная идея текста, тематика, проблематика, аутентичность)?

13. Какие этапы работы над текстом должны соблюдаться в процессе обучения чтению?

14. Что понимается под «денотатом»? Что такое денотатная структура содержания текста?

15. Как составить денотатную карту текста?

16. Что понимается под терминами «проблемная ситуация» и «проблема»?

17. Что такое «текстовое проблемное задание»?

18. Что такое «автономность чтения»?

19. Какие возможности дает индивидуальное чтение?

20. Какие задания могут быть использованы в рамках индивидуального чтения?

Тема 13. Обучение письму

Вопросы для обсуждения:

1. Функции письма и письменной речи в реализации цели обучения.

2. Цели, задачи и содержание обучения письму и письменной речи на иностранном языке.

3. Упражнения в обучении письму и письменной речи.

4. Реферирование и аннотирование в процессе формирования коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку.

2. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. –С. 162-187.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – С. 164-187.

4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – 4-е изд., - Минск.: Вышэйшая школа. - 1998.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА. - 2000.

6. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1981.

7. Клементенко А.Д, Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения ИЯ в средней школе. – М.: Педагогика. - 1981.

8. Мазунова Л.К. Письмо как методическая категория // Иностранные языки в школе. 2004. - №6.

9. Обучение письму: Учебное пособие / Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», №14).

10. Извольская Н.И. Формирование и развитие умения писать личные письма на иностранном языке // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 8. – С. 40-44.

11. Исаева Н.П. Проведение промежуточного контроля навыков и умений учащихся в письменной речи // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 5. – С. 54 – 57.

12. Сысоев П.В. Правила написания аннотации // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 4. – С. 81 – 84.

13. Лапшова Н.К. Игровые приемы обучения письменной речи на начальном этапе // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 6. – С. 18 -23.

14. Опойкова О.Н. Обучение написанию аргументированного эссе на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 6. – С. 30 – 32.

Контрольные вопросы:

1. Какую роль играет письменная речь в обучении иностранному языку?

2. Какие умения в области письма должны быть сформированы?

3. Что такое «письмо» и «письменная речь»?

4. Какие трудности испытывают учащиеся в овладении графемно-морфемной системой языка?

5. В чем заключаются орфографические трудности?

6. В чем заключается психологическое содержание обучения письму?

7. Какие упражнения можно предложить для формирования графических и орфографических навыков?

8. Какие письменные упражнения можно использовать для формирования а) лексических навыков; б) навыков чтения; в) речевых навыков?

9. Какова функция реферата как одного из письменных упражнений?

10. Какова функция аннотации как одного из письменных упражнений?

11. В чем заключается методическое содержание письма?

12. Какова последовательность работы в обучении графике и орфографии?

13. Какие формы работы можно использовать в обучении письму?

14. Чем письменная речь отличается от устной?

15. Когда письмо выступает самостоятельной целью обучения, а когда является средством формирования смежных навыков?

Тема 15. Планирование учебного процесса по иностранному языку



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.018 с.)