Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как используется понятие «система» в методике обучения ИЯ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В педагогике и дидактике термин «система обучения» используется давно. Мы говорим о системе просвещения, о системе среднего образования, о системе повышения квалификации и т. д. Но лишь относительно недавно системный подход стал рассматриваться в качестве одного из ведущих методологических принципов научного исследования в любой области знания. Вызвано это пониманием сложности явлений реальной действительности, ограниченности их рассмотрения в одной какой-либо плоскости без учета их многообразных внешних и внутренних связей. || Что же понимается под системой? Системой является по сути дела всякое сложное явление, состоящее из множества элементов, которые образуют благодаря наличию между ними внутренних связей некую целостность. Каждая система имеет свою структуру, т. е. свое внутреннее устройство. Так, система просвещения в нашей стране складывается из взаимодействия целого ряда элементов, каждый из которых обладает сложной структурой и может рассматриваться как ее подсистема. Эта система дошкольного воспитания, система общего и система среднего специального образования, система высшего образования, система подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и т. д. Иерархическая зависимость этих подсистем определяется соподчиненностью их функций: каждая из них на своем уровне и все они вместе решают задачу формирования личности, направлены на духовное воспроизводство общества. || Как же используется понятие «система» в методике обучения ИЯ? Общепринято говорить о системе обучения конкретному языку, воплощенной в учебнике, о системе упражнений вообще и в каждом из основных видов РД в частности, о системе уроков по теме и т. д. При этом имеются в виду определенные структурные и функциональные взаимосвязи входящих в систему элементов, обеспечивающие достижение поставленных целей (например, взаимосвязь каждого урока с другими в системе уроков по теме). Следовательно, система всегда ориентирована на получение планируемого результата. || Что дает нам введение понятия «система» в понятийный аппарат методики и возведение его в ранг основной методической категории? Обучение любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку, зависит от множества факторов: это и социальные факторы, воздействующие и на цели, и на содержание, на принципы, методы и средства обучения, на учебно-воспитательный процесс. Это и уровень развития науки в целом и методики обучения ИЯ в особенности. Это и материально-технический прогресс и развитие материальной базы школы. Это и подготовка учительских кадров по ИЯ. Это и качество учебников, а также других средств обучения. Это и особенность контингента учащихся, его социально-психологические и общедидактические характеристики. Это и характер сложившихся между учителем и учащимися отношений. И отношение тех и других к учебному предмету, к учебнику и т. д. Учесть все это многообразие факторов можно только, представив их в виде многоуровневой системы (см. схему 2, с. 54) и расположив элементы системы в соответствии с их значимостью и воздействием друг на друга, т. е. установив иерархию (сопоставление). Рассматривая явление одного уровня, можно на время условно отграничиться от явлений другого уровня, имея, однако, в виду их взаимосвязи. Следовательно, рассмотреть функционирование каждого из элементов системы, не нарушая ее целостности, можно лишь на основе уровневого подхода. «В истоке концепции уровней лежит идея иерархической упорядоченности материального мира....Идея уровней организации предполагает дифференцированную оценку каждой формы движения в отдельности... она помогает уяснить, что любая форма движения представляет собой не одномерный процесс, а осуществляется сразу в нескольких качественно своеобразных плоскостях...» (107, с. 4). В исследовательских целях можно отдельно рассматривать каждый ярус системы обучения ИЯ, каждый ее элемент, помня, однако, об их теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Так, методика как наука представляет собой систему наших знаний о явлениях и процессах того отрезка педагогической действительности, которые она изучает. Специфика методики как науки определяется ее местом в системе: она возникла и развивается как бы на стыке ряда других наук — педагогики, дидактики, психологии и лингвистики (см. схему 2), вернее, в области их взаимодействия. || А что изучает методика? Как видно из таблицы, это, с одной стороны, реальные объекты: программа, учебники, учебные пособия, учитель ИЯ, ученик, организационные формы учебно-воспитательного процесса (урок, внеклассная работа и др.), которые поддаются непосредственному наблюдению. С другой стороны, это абстрактные объекты, а именно: цели, содержание, принципы, методы и приемы обучения, или, говоря иначе, это вся проблематика, которую мы вычленяем в процессе изучения реальных объектов методики. Если мы во взаимодействии рассматриваем цели, содержание, принципы, методы и средства обучения в определенный исторический период, то они также образуют систему, которая может найти воплощение в теоретическом описании или в учебнике. Последний тоже является сложной системой (знаковой, т. е. фиксирующей знания с помощью знаков языка), ибо в нем находит отражение и трактовка целей и содержания и других основных методических категорий (ОМК). В нем они материализуются (опредмечиваются) с помощью запрограммированных в учебнике предметных действий с иноязычным материалом. Однако реализуется эта система, только став орудием взаимодействия учителя и учащихся, т. е. будучи внедренной в практику, в учебно-воспитательный процесс. Последний, включая в себя и ученика, и учителя, и учебник, представляет собой еще более сложную систему, в которую учебник входит лишь как одна из подсистем (см. схему 2). Если анализировать только учебник, отвлекаясь от его зависимости от деятельности ученика, учителя, условий обучения, то полученные данные будут одними. Так, учебник может, например, рассматриваться как продукт творческой деятельности его создателей, а именно с точки зрения его соответствия уровню развития научных знаний в определенный исторический период, т. е. с позиции того, как в нем представлены и проинтерпретированы ОМК, а также с позиций его соответствия программе и т. п. Если же учитывать все указанные взаимосвязи и выявлять, как с помощью учебника организуется учебно-воспитательный процесс: деятельность учителя и учащихся, то полученные данные будут иными, более полными. Причины успеха или неуспеха обучения мы должны, следуя системному подходу, искать не только в концепции авторов учебника, но и в программе, на основе которой он создавался, в реальных условиях обучения, уровне квалификации учителя и т. д., ибо только все эти факторы в их единстве (в системе) обеспечивают достижение результата обучения. Итак, все указанные выше сложные явления нашей методической действительности объективно являются системами. И даже если в соответствии с уровневым подходом мы временно абстрагируемся от каких-то их взаимосвязей, следует иметь в виду условность такого отграничения. Из сказанного вытекает, сколь важно изучать явления в системе. Именно это и обусловливает выделение понятия «система» в качестве одной из основных методических категорий. § 2. Как в данной книге рассматривается понятие «система обучения»! В данной книге понятие «система обучения» рассматривается на трех уровнях. Во-первых, на уровне макроподхода, т. е. с самых общих позиций, на самом высоком уровне абстракции. На этом уровне рассмотрения систему образует взаимодействие методики как науки со всей ее объектно-предметной областью (см. схему 2). При этом нас интересует сама методика как наука, которая возникала и развивается в процессе взаимодействия с рядом других наук. ||Каких? (См. схему 2.)
Имея близкие с этими науками объекты-программы (но именно программы обучения ИЯ), учебники (не вообще, а учебники именно ИЯ) и т. д., методика черпает данные этих наук, обобщает и интегрирует их, преломляя их в своих целях — в целях обучения ИЯ в средней школе. Тем самым она формирует и формулирует свой предмет исследования, т. е. все то, что уже познано и подлежит познанию в русле основных методических категорий —. целей, содержания, методов, подходов и принципов, средств и процесса обучения. В процессе взаимодействия этих двух подсистем — методики как науки и ее объектно-предметной области происходит увеличение объема теоретических знаний в области методики обучения ИЯ и усиление управления практикой со стороны теории. || Что мы имеем на выходе этой системы? Полученные знания, как правило, материализуются в фундаментальных трудах, например в различных общих методиках обучения иностранным языкам в средней школе. В нашем же случае речь идет о том, чтобы определить исходные общетеоретические позиции, с точки зрения которых будет вестись все дальнейшее изложение. Следующий уровень рассмотрения понятия «система» может быть отнесен к сфере обучения конкретному языку. На этом уровне ОМК рассматриваются как сложные иерархические системы и наполняются конкретным содержанием, ориентированным на обучение определенному ИЯ. В результате их интерпретации складывается концептуальная система, на выходе которой может быть тот или иной материальный продукт — научный труд в виде монографии (например, частная методика), целая серия учебников или отдельный учебник, в которых воплощена эта концептуальная система. Они-то и являются объектами исследования системы на данном уровне. В настоящей книге будет сделана попытка рассмотреть концептуальную систему обучения немецкому языку и ее воплощение в серии учебников в их тесной взаимосвязи, чтобы показать их взаимообусловленность. Третий уровень рассмотрения понятия «система» — это уровень реального учебно-воспитательного процесса, основными составляющими которого (подсистемами) является учитель (П), учащиеся (У) и материальные средства обучения (учебники, учебные пособия). Следовательно, система на этом уровне рассмотрения складывается из взаимодействия живых и неживых подсистем. Объектом изучения тут должна стать сама практика и, в частности, успешность внедрения в нее учебников и достижение планируемого результата, в качестве которого выступает ученик, обученный, воспитанный, образованный средствами конкретного ИЯ как учебного предмета. Это могло бы стать предметом специального исследования. Здесь же будут затронуты лишь отдельные проблемы, связанные с внедрением учебников, однако с учетом выявленных системных взаимосвязей. Таким образом, понятие «система» получает в данной книге многоуровневую интерпретацию. <…> Итак, только многоступенчатое системное изучение теории и практики в их взаимодействии и единстве может составить адекватную картину состояния дела в области методики обучения ИЯ вообще и немецкому языку в 'частности. Понятие «система» как одна из ОМК «притягивает» к себе такие понятия, как «принципы обучения», с помощью которых она характеризуется, а также «цели», «содержание», «методы и приемы», «средства» и «процесс обучения», которые составляют ее содержательную и структурную основу. /Из: Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – С.24-29/.
М.В.Ляховицкий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.009 с.) |