ТОП 10:

Рассмотрение объекта и предмета методики обучения иностранным языкам с позиций системно-структурного подхода



 

Выделение объекта методики обучения иностранным языкам

как науки

 

Известно, что определить свойства отдельных эле­ментов системы мы можем по их месту в макросистеме и среде. Для определения объекта исследования методики как науки нам необходимо отдельно рассмотреть имен­но этот элемент системы общего образования. Как и всякий элемент сложной системы, она в свою очередь представляет собой сложную динамическую систему.

Будучи частной дидактикой, методика занимает про­межуточное положение между смежными педагогиче­скими науками (педагогикой, дидактикой, педагогиче­ской психологией) и специальными областями знания. В основном все, что реально противостоит ей на уровне наблюдения (термин Ю.С. Степанова, 1975), является объектом ее исследования.

Основные объекты методики – это, прежде всего про­граммы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение тому или иному учебному предмету; процесс обучения ему (учебно-воспитательный процесс), вклю­чающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (совокупность уроков, внеклассная работа и т. п.).

Иначе говоря, в качестве объектов методики высту­пают реальные явления данной сферы действительности и некоторые результаты познания в данной области, зафиксированные в определенной знаковой форме и выступающие в объективированном, материальном ви­де (к последним относятся программы, учебники).

Все указанные объекты являются в той или иной своей форме также объектами изучения смежных наук. Так, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-воспитательный процесс, учитель, уче­ник являются в самом обобщенном виде объектами пе­дагогики и дидактики.

Ученик, учитель и очень косвенно учебно-воспита­тельный процесс, на основе которого происходит изуче­ние процессов формирования психики школьника, – все это составляет в свою очередь объект педагогической и социальной психологии.

Специальные науки, а нас интересует лингвистика, также имеют общий объект с методикой обучения иност­ранным языкам, а именно сам иностранный язык как предмет обучения.

Разница, однако, в подходе к изучению этих объектов заключается в том, что педагогику, например, интересуют общие закономерности процесса воспитания, образования и обучения, т.е. воспитание, образование и обучение как общественно-исторический процесс вообще, а методика рассматривает вопросы воспитания и обучения средствами конкретного учебного предмета. Дидактика рассматривает проблемы содержания обучения как общественно-исторической категории, соответ­ствие содержания целям и задачам обучения в принци­пиальном плане, в то время как методика разрабатывает на основе общих дидактических закономерностей свои конкретные цели и содержание обучения данному учеб­ному предмету. Если лингвистика занимается в основ­ном проблемами системы языка, его внутренней логи­кой, его «разборкой» и «сборкой» (Леонтьев 1969б, с.8) в целях наиболее полного его описания, то для методики обучения языкам эти процессы и сама язы­ковая система важны главным образом с точки зрения того, как из этого полного описания выбрать нужный минимум для обучения, для овладения средствами язы­ка в целях осуществления (в определенных пределах) речевого общения на иностранном языке как основы для всесторонней познавательной деятельности.

Следовательно, при наличии одних и тех же объек­тов каждая наука осуществляет их изучение со своей точки зрения, т.е. по-своему отражает и моделирует их, принимая за исходные разные аспекты данных объек­тов и имеет, следовательно, каждая свой «абстрактный объект», свой предмет изучения; «совокупность конк­ретных объектов научного исследования – это и есть объект данной науки. Абстрактная система объектов или совокупность (система) абстрактных объектов обра­зует предмет данной науки» (Леонтьев 1969а, с.7).

Учитывая, что проблема соотношения объекта и предмета познания – одна из основных проблем марк­систской гносеологии, следует подробнее остановиться на ней.

Философы отмечают, что «в отличие от объекта по­знания, содержание которого не зависит от познающего субъекта, предмет познания формируется Познающим субъектом» (Попов 1970, с.59). В соответствии с этим определение объекта методики как «совокупности всех педагогических явлений, связанных с обуче-нием и вос­питанием учащихся средствами иностранного языка», приведенное в «Общей методике обучения иностранным языкам в средней школе» (1967, с.76), нуждается в не­котором уточнении: необходимо добавить, что речь идет о совокупности всех реально существующих объектов данной сферы деятельности.

Таким образом, в качестве конкретных объектов ме­тодики обучения как науки выступают реальные подси­стемы внутри иностранного языка как учебного пред­мета. Сюда, прежде всего относится педагогический про­цесс в конкретных формах его проявления (совокупность уроков, внеклассных мероприятий, различные формы самостоятельной работы учащихся), в конкретных фор­мах деятельности учителя и учеников и их взаимодей­ствия, а также конкретные средства обучения, материа­лизующие содержание учебного предмета (программы, учебники, учебные пособия, включая техническое осна­щение педагогического процесса). Находясь в сложном взаимодействии друг с другом (программа обусловливает учебники и учебные пособия и непосредственно воз­действует на деятельность учителя; учитель, учебники и учебные пособия организуют деятельность учащихся; организационные формы педагогического процесса оп­ределяют взаимодействие учителя и учащихся и т.д.) они составляют систему объекта методики.

 

Выделение предмета методики обучения иностранным языкам

как науки

Если отталкиваться от определения предмета мето­дики, данного в «Общей методике обучения иностран­ным языкам в средней школе» (1967, с.75), – «…предметом методики обучения иностранным языкам является процесс обучения подрастающего поколения иностран­ным языкам и его воспитание средствами этого предме­та», – то это значит, что в качестве абстрактного объек­та методики мыслится процесс обучения и воспитания, который следует, вероятно, трактовать как некую абст­ракцию.

Представляется более правомерным в качестве абст­рактного объекта методики рассматривать всю совокуп­ность тех аспектов реальных объектов, которые мы вы­деляем в них в процессе познавательной деятельности, включая то, что непосредственно не дано нам в наблю­дении и находится на уровне представлений (термин Ю. С. Степанова 1975), извлекается в ходе познания, в ходе нашего движения от незнания к знанию, в том числе все многообразные связи и отношения между яв­лениями и даже сами формы познания. Следовательно, в предмет методики входит вся проблематика, связан­ная с изучением данной сферы действительности, а так­же проблемы развития самой методики как науки.

Характерно при этом, что «предмет и объект позна­ния отличаются друг от друга также по своей структу­ре. Структура объекта познания представляет собой взаимодействие основных составных элементов данного объекта. В результате такого взаимодействия основных составных элементов возникают различные свойства, связи объекта и законы его развития. Хотя структура предмета познания в определенной степени детермини­руется структурой объекта, но эта детерминация не является жесткой. Структура предмета познания относи­тельно самостоятельна. Основными элементами этой структуры выступает, во-первых, история развития нау­ки об изучаемом объекте; во-вторых, существенные свойства и связи, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания выражение в опреде­ленных логических формах (вероятно, имеются в. виду законы, теории. – И.Б.); в-третьих, логический аппа­рат, используемый в процессе формирования предмета познания» (Попов 1970, с.61). Приведенное высказыва­ние подтверждает наш вывод о том, что в предмет методики обучения иностранным языкам как науки входят также проблемы развития самой методики.

Поскольку наши знания отражают и обобщают ре­альные объекты данной предметной области в процессе взаимодействия с ними (в процессе познавательной дея­тельности), создаются модели этого взаимодействия, которые отображают состояние дела в тот или иной исторический период и некоторую концептуальную сис­тему, определяющую в значительной степени направле­ние самой познавательной деятельности.

Исходя из сказанного, мы определяем предмет методики как обобщение множества возможных моделей взаимодействия всех явлений, процессов, связей, отно­шений той сферы действительности, которая связана с обучением иностранным языкам.

Таким образом, в предмет методики как науки входят все идеальные подсистемы внутри учебного пред­мета, т.е. наши знания о нем, зафиксированные в кате­гориях цели, содержания и методов обучения, находя­щихся в тесной взаимосвязи друг с другом и взаимо­действующих с методикой как целостной, исторически сложившейся системой наших знаний о данной сфере действительности, отражаемой учебным предметом. Все вместе она обобщает и моделирует как свой предмет.

Различный подход к интерпретации предмета мето­дики, обусловленный как социальными (общественно-историческими) факторами личностными свойст­вами исследователей, имеет своим следствием образо­вание разных концептуальных систем, которые могут найти ту или иную материальную реализацию (в науч­ных трудах, в создании учебных пособий, в конкретной деятельности).

Произведенное выше разграничение объекта и пред­мета методики позволяет рассматривать их не как тож­дество (что обычно имеет место), а как сложное диалектическое единство. Включение в предмет методики ее проблематики как науки позволяет, в частности, учи­тывать и ее логико-методологический аспект, а это отве­чает современному подходу к развитию науки вообще.

Следует отметить, что в основе нашего понимания предмета методики как обобщения множества возмож­ных моделей данной предметной области лежит пред­ставление о том, что сама эта предметная область – явление крайне многосложное и как всякое сложное яв­ление представляет собой систему.

Речь идет о системе обучения конкретному учебному предмету – иностранному языку, которая является эле­ментом еще более сложной системы – макросистемы общего образования <…>

/Из :И.Л. Бим. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977.-C.21-26/.

 

 

И.Л.Бим







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.007 с.)