ТОП 10:

ПРИНЦИПЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ



 

 

Е.И.Пассов

Коммуникативный метод – средство обучения говорению

Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б.В. Беляев.

Если сохранить правильное по сути определение Б.В. Беляева, но соблюсти верные методологические позиции, можно более пол­но и более точно раскрыть содержание понятия «метод».

Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, явля­ются следующие.

1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения определенной цели. Такой целью может быть любой вид речевой деятельности, точнее, умение совершать этот вид деятельности, например говоре­ние.

2) Независимость метода от условий обучения (в широком смысле этого термина). Метод определяет стратегию обучения, а не его тактику, и поэтому выбор его не может зависеть от языка, ступени обучения, аудитории и т. п.

3) Способность метода охватывает все стороны обучения дан­ному виду речевой деятельности; это достигается за счет совокуп­ности принципов, входящих в метод, за счет полноты их номен­клатуры, а также за счет объема содержания каждого из них (подробно см. вторую главу).

4) Наличие в методе основного стержня или, пользуясь словами М.В. Ляховицкого, «доминирующей идеи решения главной ме­тодической задачи». Эта основная идея цементирует все входя­щие в метод принципы, интегрирует их. Именно наличие главной идеи позволяет принципам быть функционально взаимообуслов­ленными. Важно заметить, что ведущая идея выполняет методоло­гическую роль: через призму этой идеи решаются все вопросы, связанные с данным методом.

На основе этого мы определяем метод как систему функцио­нально взаимообусловленных частнометодических принципов, объ­единенных единой стратегической идеей, направленную на обуче­ние какому-либо виду речевой деятельности.

Совершенно очевидно, что для коммуникативного метода такой идеей является коммуникативность обучения. Следовательно, по­строение процесса обучения требует раскрытия понятия «ком­муникативность» и показа того, к чему в обучении обязывает его признание.

Прежде всего необходимо сказать, что «коммуникативность» следует рассматривать в качестве категории методики как науки. «Без коммуникативности нет современной методики»,– справед­ливо утверждают В. Г. Костомаров и О. Д. Митрофанова.

Если попытаться в общих чертах определить коммуникатив­ность, то можно сказать, что она заключается в подобии про­цесса обучения процессу коммуникации. Точнее говоря, коммуни­кативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Как любая модель процесс обучения в каких-то аспектах упрощен по сравнению с реаль­ным процессом коммуникации, но по основным параметрам (по крайней мере по принципиально важным) он ему адекватен, по­добен. Зачем нужна эта адекватность?

Ее методическая значимость объясняется двумя главными фак­торами:

1) явлением переноса, без которого любое обучение не имеет смысла. Многочисленные данные говорят о том, что перенос обес­печивается именно осознанием (актуальным или интуитивным – в данном случае не имеет значения) адекватности условий обучения и условий применения результатов обучения. Становится очевид­ным, что очень важно определить эти необходимые условия;

2) явлением мотивации, отсутствие которой можно сплошь и рядом наблюдать на уроках иностранного языка, что оказывает на обучение поистине пагубное влияние. Здесь имеется в виду как ши­рокая мотивация (в целом к учению), так и узкая мотивация (каждого отдельного высказывания). Несомненно, что мотивация обеспечивается тем, насколько полно моделируется в процессе обучения характер общения.

Итак, что же это за параметры процесса общения, которые необходимо сохранить в процессе обучения? Это:

1) деятельностный характер речевого поведения общающихся, который должен воплотиться:

а) в коммуникативном поведении учителя как участника процесса общения и обучения;

б) в коммуникативном (мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения и учения;

2) предметность процесса коммуникации, которая должна быть смоделирована ограниченным, но точным набором предметов обсуждения (в рамках проблем);

3) ситуации общения, которые моделируются как наиболее типичные варианты взаимоотношений общающихся;

4) речевые средства, обеспечивающие процесс общения и обучения в данных ситуациях (их наличие и организация); реальная система этих средств подлежит моделированию в упрощенную, но выполняющую те же функции, хотя и меньшими средствами, систему.

В перечисленных параметрах учтены все основные качества процесса общения: деятельностный характер, целенаправленность и мотивированность, ситуативная соотнесенность, предметность, содержательность. Следовательно, будучи интерпретированы методически, эти параметры создадут такой процесс обучения, при котором окажется возможным развивать все качества говорения как средства общения.<…>.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.004 с.)