Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Теоретические основы технологии социальной работы↑ Стр 1 из 46Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНИК
Москва ИНФРА-М
УДК 364(075.8) ББК 65.272я73 Т38 Учебник подготовлен коллективом авторов: гл. I, 5, 17, 18, 24 — канд. искусствовед, наук, проф. Т.В. Шеляг; гл. 2 — д-р социол. наук, проф. П.Д. Павленок, д-р филос. наук, проф. В.Ц. Худовердян; гл. 3, 11 — д-р ист. наук, проф. Е.И. Холостова; гл. 4 — д-р социол. наук, проф. Л.Г. Гуслякова: гл. 6 — д-р социол. наук, проф. В.В. Луков; гл. 7 — канд. ист. наук, доц. П.В. Бобкова (§2, 3), канд. филос. наук Е.Г. Студенова; ' гл. 8, 10, 19 — канд. ист. наук, доц. Н.П. Щукина; гл. 9 — канд. психол. наук И.П. Лотова; гл. 12 — канд. экон. наук, доц. Т.С. Пантелеева; гл. 13 —д-р социол. наук, проф. З.М. Саралиева; гл. 14 — д-р пед. наук, проф. В.А. Фокин; гл. 15 — канд. психол. наук, доц. Л.Д. Демина; гл. 16 — д-р мед. наук А.В. Мартыненко; гл. 20 —• канд. психол. наук Л.С. Алексеева, Л.П. Кругликова (§1); гл. 21 — ст. препод. С.В. Колков; гл. 22 — д-р социол. наук Е.Р. Ярская-Смирнова; гл. 23 -- д-р ист. наук. проф. В.Т. Мошняга
Отв..ред. —- д-р ист. наук, проф. Е.И. Холостова Зам. отв. ред. — канд. искусствовед, наук, проф. Т.В. Шеляг
Редакционная коллегия: д-р ист. наук, проф. И.Г. Зайнышев, канд. ист. наук, доц. В.В. Колков; канд. пед. наук А.М. Панов; д-р ист. наук, проф. Ю.П. Свириденко
Т38 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)
ISBN 5-16-000485-8
Преподавание курса «Технологии социальной работы» является сравнительно новым для отечественной системы высшего образования, поэтому количество учебников пока незначительно, а единое понимание многих вопросов отсутствует. Данный учебник составлен на основе курсов лекций, прочитанных в ряде ведущих вузов страны. Создание книги соответствует предметному плану и программе курса. Тем не менее замечания и предложения читателей будут способствовать дальнейшей работе над учебником в целях его совершенствования и уточнению теоретических и методических проблем социальных наук в целом. Для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих учебный курс «Технологии социальной работы» в процессе подготовки и переподготовки по специальности и направлению «Социальная работа». ISBN 5-16-000485-8 ББК 65.272я73 © Авторский коллектив, 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ
В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при таких условиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению в драматический период его жизни — период переходной экономики. Подготовка и переподготовка кадров сотрудников учреждений социального обслуживания, специалистов органов социального управления предусматривает усвоение ими многих дисциплин, охватывающих различные стороны социальной действительности, Проблемам технологии социальной работы уделяется основное внимание в этом комплексе учебных дисциплин, так как овладение ими предопределяет эффективность деятельности социальных работников. Без знания теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социального менеждмента и социальных услуг. Технологизция деятельности относится к наиболее комплексным явлениям в социальной сфере. Поэтому данный учебный курс основан на знаниях в первую очередь теории и методологии социальной работы, психологии и других знаниях в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, которыми уже овладели студенты. Разумеется, нет необходимости детализировать содержание этих дисциплин — соответствующие разделы содержат лишь их общие принципы, используемые в технологизации социальной работы. Большое внимание уделяется активным формам подготовки студентов, практическим занятиям под руководством преподавателя, самостоятельному углубленному изучению дополнительного материала. В связи с этим каждая глава сопровождается вопросами для самопроверки и списком литературы, работа с которым позволит расширить знание материала. Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 1. Предмет и задачи курса «Технологии социальной работы» Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»
Учебный курс «Технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоретических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятии зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины «соционом» или «социальный инженер» содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнаны и не утверждены нормативными документами, Содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим в настоящем учебнике используются в одинаковом значении термины «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Принципы классификации Социальных технологий, проанализированные в следующей главе, свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования иди конкретных целей оказания помощи клиенту. Поэтому в ходе изложения материала студенты неоднократно будут убеждаться в том, что одни и те же типы технологий могут применяться к различным категориям клиентов, различные методы пересекаются, взаимообусловливаются, по-разному используются в несхожих ситуациях. Исследования показывают, что в каждом социальном действии можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих Процесса — адаптация и трансформация, которые по причине их всеобщности можно назвать социальными метатехнологиями. Они характерны для всех социальных процессов. Во взаимодействии двух социальных субъектов или более можно видеть либо адаптацию одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде является частным случаем такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает к адаптации) либо индивид сам осознает необходимость приспособления. Для этого необходимы изменение (сознательное или бессознательное) адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или свое окружение. Хотя среди видов человеческой деятельности значительное место занимает неадаптивная активность, все технологии социальной работы в большей или меньшей степени являются адаптационными. Само предназначение социальной работы состоит в том, чтобы предоставить клиенту возможность социального функционирования, усилить ее либо восстановить в случае утраты. Соответственно, этот процесс может приобрести черты абилитации (привития навыков социального функционирования) либо реабилитации. В то же время было бы неправильно односторонне Рассматривать эти процессы. Адаптация клиента требует трансформации каких-то черт его поведения или характера, структуры личности или обстоятельств жизни. Но и общество не только может, но в ряде случаев должно трансформироваться, чтобы адаптироваться к нуждам и потребностям индивидов. Это прямо провозглашается в международных документах по отношению к людям с ограниченными возможностями; это же утверждается по отношению, например, к такой категории клиентов, как дезадаптированные дети и подростки, для которых их асоциальное, противоправное поведение нередко является единственной формой адаптации к жестокости общества. Если рассматривать связь между метатехнологиями (которые отражают процессы, происходящие не только в социальной работе и даже не только в социальной среде, но, возможно, на биологическом, организменном уровне в целом) и технологиями социальной работы, можно отметить, что и те и другие являются элементами единой структуры, в которой наиболее общим уровнем являются метатехнологии. Далее располагается общая социальная технология, охватывающая рациональные, структурированные элементы изменений в обществе; затем — теоретический уровень, содержащий общие технологии социальной работы; наконец, непосредственное доведение воздействий до конкретных реципиентов и получение ожидаемого (или неожиданного) результата осуществляют конкретные технологии и методы социальной работы. Такая структура определяет композицию учебника, состоящего из четырех разделов. Первый раздел посвящен концептуальному обоснованию необходимости социально-технологической подготовки специалиста в области социального управления и социального обслуживания, сущности социальных технологий вообще и специфике технологий социальной работы. В связи с тем что каждый социальный работник преобразовывает социальную действительность (в масштабе одной личности, целого региона и т.д.), большое внимание уделено технологическим аспектам социального управления. Второй раздел раскрывает содержание тех процессов, которые присущи каждой социальной системе и каждому воздействию, осуществляемому сотрудниками социальной сферы. Действительно, любое вмешательство в социальную ситуацию клиента осуществляется на основе диагностики его проблем. Социальное страхование и социальное обеспечение — это «сквозные» технологии, обеспечивающие социальную защищенность индивидов и их семей независимо от условий социального риска. Применяемые методы могут быть инновационными, традиционными или рутинными. Разумеется, эффективность этих методов меняется в зависимости от условий их применения или адресата воздействия, Третий раздел посвящен междисциплинарным технологиям социальной работы. Выделение такой группы технологий объясняется тем, что социальная работа ориентирована на решение самого широкого круга проблем индивида и группы при помощи методов психологии, педагогики, социологии, медицинских и юридических наук. Это не значит, что социальная работа не имеет собственной специфики, представляя собой лишь совокупность средств, заимствованных из других областей знания и сфер деятельности. Все используемые в социальной работе технологии имеют свои особенности, поэтому их можно разделить на социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические и т.д. Четвертый раздел посвящен конкретным технологиям социальной работы. Здесь представлен наибольший объем материала, хотя, вполне вероятно, кому-то он покажется недостаточным, поскольку в каждой обширной категории можно выделить определенные подгруппы, применительно к которым технологии должны использовать определенные методы и средства. С другой стороны, по отношению к различным группам клиентов нередко применяются сходные технологии. Поскольку практически невозможно выделить все возможные типы клиентов или перечислить все возможные технологии работы с ними, в данном разделе приведены только основные их группы в соответствии с учебной программой. Следует также иметь в виду, что технологии существуют не обособленно, а как технологии конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста социальной сферы. В связи с этим авторы не ставили своей задачей рассмотреть все возможные варианты технологий. Несомненно, каждый профессиональный сотрудник социальной сферы в своей деятельности будет адаптировать существующие технологии к своим потребностям, возможностям и вкусам, а также вырабатывать собственные методики и технологии. Поэтому целью настоящего издания является ознакомление студентов, обучающихся по специальности и направлению «Социальная работа», с общими теоретическими проблемами и содержанием технологий социальной работы; изложение основ технологий социальной работы с различными категориями клиентов; создание возможностей для дальнейшей самостоятельной работы студентов в рассматриваемой области социальной деятельности. Во исполнение указанных целей в учебнике широко представлены нормативно-законодательные документы и материалы, относящиеся к сфере социального управления и социального обслуживания. Хотя правовое поле еще нельзя назвать безукоризненным, в настоящее время известные законодательные основания для социальной работы в различных направлениях и специализациях уже сформированы; их знание и квалифицированное применение — основа эффективности технологий устранения жизненных затруднений клиентов. Вопросы
1. Каковы причины технологизации социальной деятельности? 2. В чем заключается специфика социальных технологий? 3. Каковы особенности технологий социальной работы? 4. Что такое метатехнологии и как они проявляются в различных процессах социальной работы? Литература
1. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М.— Белгород, 1993. 2. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. — М. — Н.-Новгород, 1996. 3. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. — М., 1994. 4. Словарь-справочник по социальной работе. ~ М.: Юристъ, 1997. 5. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997. 6. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. — М.: Институт социальной работы, 1995. 7. Толковый словарь по социальным технологиям/ Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. — М., 1995. 8. Франчук В.И. Основы современной теории организаций. — М., 1995. 9. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992. Вопросы 1. Что вы понимаете под социальными технологиями? 2. Назовите типы социальных технологий и дайте их содержательную характеристику. 3. В чем заключается специфика социальных технологий в социальной работе? 4. Назовите типы технологий в социальной работе и определите их содержание. Литература 1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. — М., 1977, с. 235. 2. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления: Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. —М., 1994. 3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М.—Белгород, 1993. 4. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления / Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М., 1989,с.95. 5. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. — М.— Н.Новгород, 1996, с. 4. 6. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и техиологизации социального пространства. — М., 1994. 7. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1983,с.48. 8. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М., 1997. 9. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения. — Белгород, 1991, ч. 1—4. 10. Социальная работа (вопросы и ответы)/Отв. ред. А.М. Панов, Е.И.Холостова. - М., 1997. 11. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара/Ред.-сост. Т.В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1995. 12. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг.-М., 1976, с. 182. 13. Толковый словарь по социальным технологиям /Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. — М., 1995. 14. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992. Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы Вопросы 1. Каковы особенности организации социальной работы в России? 2. В чем заключается специфика социальных проблем? 3. Каково содержание понятия «технологизация социальной работы»? 4. Каковы функции технологий социальной работы? Литература 1. Дятченко Л,Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М.— Белгород, 1993. 2. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. — М,-- Н.Новгород, 19%, с. 4. 3. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. — М.,!994. 4. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1983,с.48. 5. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М. Панова, Е.И.Холостовой. - М., 1997. 6. Справочное пособие по социальной работе /Отв. ред. А.М. Панов, Е.И.Холостова.- М.,!997. 7. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара/Ред.-сост. Т.В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1995. 8. Толковый словарь по социальным технологиям /Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В,И. Патрушева, И.М. Слепенкова. — М., 1995. 9. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992. Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика Вопросы 1. Какова связь между системным подходом к организации социальной работы и выбором ее технологий? 2. В чем сущность «моделей жизни» экологической теории? 3. Каким образом социально-радикальные теории влияют на технологии социальной работы? 4. В чем сущность психодинамических подходов к осуществлению социальной работы? 5. Какие особенности вносит в технологии социальной работы гуманистическая психология? 6. В чем специфика коммуникативных и ролевых теорий в организации практики социальной работы? Литература 1. Гуслякова Л.Г., Дубинин И.И. Динамика обыденного сознания. — Минск, 1986. 2. Гуслякова Л, Г., Кувшинникова В.А. Некоторые проблемы формирования духовных потребностей, здорового образа жизни / Выбор судьбы. — Барнаул, 1988. 3. Гуслякова Л.Г., Шефер И.И., Огарь И.В. Социальные аспекты национальных отношений в общественном мнении населения Алтая/ Материалы выборочного социологического опроса. — Барнаул, 1991. 4. Леви-Стросс К. Структурная антропология, — М,, 1989. 5. Леннеер-Аксельсон Б, Психосоциальяая работа с детьми и подростками / Социальная работа. Вып. 1. — М., 1992. 6. Системный подход в социальной работе. — М.: Институт социальной работы, 1997. 7 Словарь-справочник по социальной работе. — М.. Юристъ, 1997. 8. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997. 9. Теория социальной работы. — М., 1997. 10. Payne M. (1991) Modern Social Work Theory: a critical introduction. London. Вопросы 1. Чем обусловлена медицинская модель подхода к технологиям социальной работы? 2. В чем сущность социальной диагностики и ее отличие от диагностики медицинской? 3. Каковы принципы социально-диагностической деятельности? 4. Каковы особенности диагностики в социальной работе? 5. Опишите технологический процесс диагностики в социальной работе. Литература 1. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа, 1992,вып. 2. 2. Аминов Н.А., Суслаков Б.А., Федоров М.Е. Компьютерная психодиагностика в процессе подготовки социальных работников / Социальная информатика-93. — М., 1993. 3. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. — Барнаул, 1995. 4. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. — М., 1994. 5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. —М., 1993. 6. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристь, 1997. 7. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997. Глава 6. Технология социальной экспертизы Вопросы 1. В чем отличие социальной экспертизы от других видов экспертизы? 2. Может ли социальный работник быть экспертом при проведении социальной экспертизы? 3. В чем отличие экспертной модели «Рецензия» от обычной рецензии, например литературного критика? 4. Как вырабатывается экспертная оценка? 5. Что значит соблюдать требования относительно интерфейса при подготовке экспертного заключения? Литература 1. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М.: Патент, 1996. 2. Луков В.А. Социальная экспертиза /Ин-т молодежи. — М., 1996. 3. Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология («круглый стол») // Социологические исследования, 1992, № 11. 4. Триподи Т. Оценка социальных программ /' Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994,т.2. Глава 7. Технологии социального предвидения Вопросы 1. В чем заключаются сущность и содержание социальных инноваций9 2. Каковы принципы социально-инновационной деятельности? 3. Каково содержание социального прогнозирования? 4. Какие уровни социально-прогнозных технологий принято выделять? 5. Что такое социальное моделирование? 6. Какие уровни и технологии социального моделирования вы знаете? Литература 1. Дудченко B.C. Инновационные технологии. — М., 1997. 2. Преодолевая барьеры инвалидности. — М., 1997. 3. Словарь-справочник по социальной работе. -— М.: Юристъ, 1997. 4. Социальное прогнозирование и моделирование. — М., I995. 5. Энциклопедия по социальной работе: Пер. с англ. В 3 т. — М., 1994.
Глава 8. Метод групповой работы Понятие и назначение метода
Социальная работа с группой — метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил. формирования социального поведения1. В настоящее время от 6 до 10% социальных работников используют этот метод как основной. Однако, поскольку семью можно определить как «наиболее влиятельную группу», а организацию — как совокупность нескольких малых групп, на практике любой социальный работник в той или иной мере имеет дело с группой. Групповые методы в социальной работе начали применяться в конце XIX в., когда в западных странах и в России получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Сотрудники подобных учреждений первыми стали осуществлять социальную работу с группой. В это время появился интерес к теоретическому определению феномена группы. Одним из первых исследований в этой области стала работа Г. Лебона «Толпа», в которой анализировался процесс распространения инфекционных заболеваний в группе. Важный вклад в разработку теории внесли также Ч. Кули, создавший понятие «первичная группа», 3. Фрейд, изучавший проблему эмоциональной реакции группы на лидера, Г. Зиммель, исследовавший влияние размера группы на характер взаимоотношений ее членов. Большое влияние на раннюю теорию групп оказали работы П. Кропоткина, противопоставившего дарвиновской идее о борьбе за существование принцип сотрудничества как основной фактор, способствующий выживанию человечества. Кропоткин описал всемирную историю как эволюцию добровольной кооперации от первобытного племени до современных профсоюзов. Источниками теории групп могут быть названы работы М. Фолетт, Д. Дьюи, А.С. Макаренко и др. Окончательное признание теория групп как метод социальной работы получила в 30-х it, XX в., когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936г.) и начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». В России метод групповой работы стал активно использоваться социологами с конца 70-х гг. (прежде всего специалистами в области управленческого консультирования1, а после институционализации социальной работы в 90-х гг. — в социальной работе). В настоящее время теоретическая база социальной работы с группами составлена из положений таких школ, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем. Базовым для всех групповых теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения. С этой точки зрения человека можно рассматривать как обособленного индивида только в ограниченном физиологическом смысле. Люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным образом в группе. В рамках теории поля группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему. Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен. Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем. Например, Т. Парсонс и другие сторонники функционализма изучали специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривали такие вопросы, как влияние различных частей системы друг на друга, поддержание традиций в системе и приспособление систем к своему окружению. Под методом групповой работы будем понимать совместную Деятельность людей, которые, работая в группах по 2—10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы — преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований — переосмысление жизненных ценностей. Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, по выражениюВ.Н. Макаревича, и задуматься, может быть впервые за долгое время, над смыслом собственной жизни. Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название «аксикреация» — порождение, «выращивание» у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей. Специалист, который ориентирован на работу с личностными ценностями, должен помнить, что побудить членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы. В процессе аксикреации социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг — сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Аксикреацию не следует форсировать — она должна органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как ее искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы. Поскольку аксикреация происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание я готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия. Не следует в полной мере выявлять и вербально оформлять актуализируемые в групповой работе ценности. Преимущество групповой работы перед индивидуальной — получение «добавочного продукта» за счет достижения и использования так называемого синергетического эффекта: результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных членов, участники чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается, и происходит качественный скачок результативности. Синергетический эффект получается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции, а возможно, за счет фасилитационного воздействия одних членов группы на других. Устойчивый синергетический эффект достигается на этапе достаточной зрелости группы. Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США1 групповая работа используется: I) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов; 2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности); 3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; 4) для утверждения личности; 5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности; 6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно. В.Н. Макаревич так определяет назначение групповой работы (правда, без акцентирования внимания на социальной работе): 1) решение сложных проблем; 2) формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды»; 3) поиск и реализация благоприятных возможностей; 4) организация процесса обучения, обмен опытом; 5) личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т.д. Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели. Внутренне ориентированные группы, в свою очередь, разделяются на два типа: а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации); б) группы, цель которых — исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Каждый из этих типов групп, в свою очередь, дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой. В группах социализации цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают две задачи: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей. Вместе с тем независимо от типа группы и избранного подхода социальный работник, должен, во-первых, помочь членам группы образовать систему взаимопомощи (это его основная задача); во-вторых, понимать характер и содержание групповых процессов и использовать их для достижения целей группы, помогать в этом членам группы; в-третьих, стремиться повысить способность членов группы действовать независимо; в-четвертых, помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности группы. В количественном отношении группа не должна насчитывать менее трех человек — в противном случае не могут быть достигнуты развернутая кооперация, специализация, другие групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и успешнее она может решить поставленную задачу. Практика показывает, что деятельность группы из двух-трех человек может оказаться эффективнее, чем деятельность индивидуального работника; в группе, насчитывающей свыше семи человек, возникают проблемы социо-технического характера, связанные с регулированием внутригрупповых процессов; такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы, работа замедляется, а общение становится более поверхностным. Желательно, чтобы группа была однородной по возрастному составу и уровню интеллекта (который не должен быть низким). По половому признаку группа может насчитывать 40% мужчин и 60% женщин или наоборот. При комплектовании группы важно учитывать и следующие качественные критерии: компетентность и профессионализм в области решаемой проблемы; заинтересованность в решении задачи; добровольность участия; хорошие или нейтральные взаимоотношения. Эти требования носят достаточно универсальный характер и являются своего рода азбучными истинами. К факторам, способствующим групповой работе, следует отнести: адекватность состава группы тем задачам, которые она решает; значимость задачи для всех участников; соответствие технологий взаимодействия групповым нормам и характеру решаемой задачи; оптимальный состав и численность группы; гармоничное распределение ролей. Оптимальность условий не всегда означает их благоприятность. Иногда группа работает лучше и становится более сплоченной, а участники чувствуют себя эмоционально более вовлеченными, если у группы имеется «враг». Некоторые социальные работники имеют склонность набирать очки, порождая образ внешнего врага. К факторам, препятствующим групповой работе, следует отнести: незначительность задачи, ради которой создана группа; слишком жесткие условия се существования; наличие плохого лидера; неэффективные способы ведения групповой работы; состав группы, не подходящий для решения задачи; многолюдность группы; редкость и недостаточная продолжительность встреч; надежда на быстрый и легкий успех; необоснованная надежда на социального работника. Решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной и потенциально разрешимой. Результаты должны быть полезными для всех (например, «12 шагов» группы Анонимных алкоголиков). На практике продолжительность работы группы варьирует. В обычном типовом режиме группа работает по три-четыре часа в день и собирается один раз в неделю — выбор конкретного варианта зависит от характера и срочности задачи, состава группы, условий, в которых она существует, Вопросы 1. Что такое метод групповой работы? Каково его место среди других методов социальной работы? 2. Каковы этапы групповой работы? 3. В чем состоят трудности групповой работы? 4. Что такое эффект группы? В чем он заключается? Литература 1. Ерасова П.Н., Кольцова В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы //Реферативный журнал. Серия «Социология», 1994, № 3. 2. Киддлмэн P.P., Гольяберг Г.С. Социальная работа с группой / Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. Т. 3. — М., 1994. 3. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии //Социс, 1992, № 3. 4. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. — М., 1994. 5. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1991. 6. Роджерс К. О групповой психотерапии — М., 1993. 7. Сник С. Управление производительностью. — М., 1993.
Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе Тест «Умение слушать» На вопросы теста следует дать ответы, которые оцениваются следующим образом: «всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов. 1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (а то и собеседник) неинтересны вам? 2. Раздражают ли вас манеры вашею собеседника? 3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость? 4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком? 5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника? 6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? 7. Меняются ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник? 8. Меняете ли тему ра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.136 (0.016 с.) |