Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медико-социальная работа в онкологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В последние годы идет активный поиск новых форм и методов-медико-социальной помощи в преодолении такой социально значимой патологии, как онкология. В настоящее время в России заболеваемость злокачественными опухолями имеет тенденцию к росту. Численность контингентов онкологических больных, состоящих на учете в специализированных учреждениях, по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России в 1998 г. составила на конец 1998 г. 2005,7 тыс., или 1,4% населения страны1. Достигнуты определенные успехи в лечении злокачественных новообразований, и, таким образом, в целом прогноз заболевании у больных данного профиля улучшается. Вместе с тем увеличивающая продолжительность жизни значительного числа пациентов не может оставаться единственным критерием уровня онкологической помощи. В организации медико-социальной работы важнейшим является показатель излеченности от злокачественных новообразований, который означает не только клиническое выздоровление больных, но и возвращение их к прежнему социальному статусу. Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса. Длительное тяжелое заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, потеря социального статуса, оперативное вмешательство, инвалидность, угроза летального исхода и другие факторы разрушают привычные стереотипы поведения больного, изменяют систему ценностей, перестраивают его личность и заставляют его адаптироваться к новым условиям жизни. Своеобразие клинического течения онкологических заболеваний, особенности их лечения, анатомо-функциональные нарушения, неизбежно возникающие после лечения и требующие коррекции, тяжелый психологический стресс — все это заставляет рассматривать проблему реабилитации онкологических больных как важнейшую. Руководствуясь общими принципами, медико-социальная работа в онкологии, однако, имеет свои особенности. Поскольку диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление, медико-социальная работа с группами риска онкологических заболеваний приобретает особое значение. Профилактическая работа проводится с лицами, страдающими предопухолевыми заболеваниями; лицами, родственники которых имеют онкологические заболевания: работающими на вредных производствах; проживающими на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист по социальной работе может участвовать в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении 4-акторов риска, информировать население о состоянии среды обитания и др. Важнейшее место в медико-социальной работе с онкологическими больными занимает работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе — решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей затрудняет лечение и неблагоприятно влияет на качество жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уход за больными, снижением трудовой занятости родственников больных. Зачастую семья больного не в состоянии справиться с обрушившимися на нее проблемами и сама становится объектом социальной работы. Специфика медико-социальной работы с онкологическими больными, которых можно разделить на две группы: 1) длительно и часто болеющие и 2) больные с выраженными социальными проблемами, — довольно однородна, так как все длительно и часто болеющие онкологические больные имеют выраженные социальные проблемы. Так, по данным нашего исследования, выраженные материальные проблемы испытывают свыше 80% таких больных, а около 40% больных нуждаются в улучшении жилищных условий. почти 90% родителей детей, страдающих онкологическими заболеваниями, не заняты трудовой деятельностью, а 2/3 пациентов и их родители не располагают информацией о доступной социальной помощи1. Социальная работа с данными группами больных подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях онкологического заболевания, оказание им социальной поддержки и психологической помощи. Слабая социальная и психологическая защищенность больных с онкологической патологией неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни излеченных больных. У таких пациентов резко выражены чувства страха, обреченности, изолированности от общества. Вследствие этого медико-социальная работа с онкологическими больными предполагает взаимодействие и координацию усилий специалистов смежных профессий — врачей, психологов, социальных работников. Причиной установления инвалидности при онкологической патологии является не основное заболевание, а его осложнения и сопутствующие заболевания, что обусловлено отсутствием критериев определения инвалидности у таких больных. При наличии медико-социальных проблем, характерных для групп инвалидов, имеющих другие виды патологии, необходимы постоянное лечение, медицинское наблюдение, паллиативная (симптоматическая) помощь. Психологические проблемы вызваны деградацией личности, патологической адаптацией к болезни — в этом случае специфическими являются вопросы биомедицинской этики, т.е. внимательное и бережное отношение родственников и специалистов к умирающим больным. Часто возникает дискуссия о правомерности эвтаназии — умерщвлении безнадежного больного, имеющего последнюю стадию онкологического заболевания, по его собственной просьбе. Этот вопрос нашел отражение в российском законодательстве — в соответствии со ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан эвтаназия запрещена. Разрабатывая теоретические и организационные основы медико-социальной работы в области онкологии, Е.И. Моисеенко предлагает систему мероприятий постоянного психологического сопровождения на всех этапах работы с больными и членами их семей — от начала лечения больного до выздоровления. Автор рекомендует создавать различные группы психологической поддержки, в которых предусмотрены обучение саморегуляции и самоподдержке, организация психологических тренингов для переживших утрату родственников умершего больного, организация встреч семей, в которых имеются больные со злокачественными новообразованиями, а также лиц, излеченных от онкологических заболеваний, и волонтерами.1 В НИИ детской онкологии и гематологии Онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина функционирует кабинет социальной и психологической реабилитации, оказывающий медико-социальную помощь семьям, имеющим больных с онкологической патологией, на всех этапах лечения и диспансерного наблюдения. Его задачи — учет больных со злокачественными новообразованиями и их семей; патронаж семей, имеющих больного с онкологическим заболеванием в заключительной стадии; анализ и поиск путей решения социальных и психологических проблем семей больных; информирование больных злокачественными новообразованиями и (или) родителей больного ребенка о социальных льготах; контроль за соблюдением гарантированных прав больных со злокачественными новообразованиями и их семей; обучение волонтеров и координация их работы; организация групп психологической поддержки для данного контингента больных и семей, переживших утрату родственников. Подобная организационная форма медико-социальной работы может быть рекомендована каждому учреждению онкологического профиля. С развитием международных программ лечения больных онкологическими заболеваниями при поддержке и непосредственном участии благотворительного обществаКЭР (Германия) в России открыто 12 гематоонкологических центров для детей. Социальную и психологическую реабилитацию пациентов в центре осуществляют медицинский персонал отделений, врачи-психологи, родители, входящие в Ассоциацию семей, имеющих онкологических больных, специалисты-онкологи из Врачебной ассоциации1. Независимо от возраста ребенка, нозологической формы опухоли, социального положения и материального обеспечения семьи первый этап работы начинается с беседы с родителями и родственниками о характере заболевания, необходимости длительного, изнурительного лечения, требующего изменения привычного образа жизни. Следующий этап — создание психологического комфорта для больного и его родственников от момента начала лечения, решение организационных вопросов в целях обеспечения круглосуточного пребывания матери и ребенка в отделении, информация о заболевании. Обсуждается возможность и целесообразность информирования о случившемся родственников, друзей и знакомых. Врач сообщает о противоопухолевых препаратах, которые будет получать больной, об осложнениях, которые могут последовать, о сроках их возникновения и правилах поведения в такой ситуации. Через 2—3 недели после начала лечения родители и дети осознают всю тяжесть своей проблемы, и первоначальное эмоциональное возбуждение сменяется депрессией, которая может продолжаться длительное время. В этот период важны оценка личности ребенка, поддержка его интересов, оценка возможности его физического и психического восстановления, эмоциональная поддержка окружающих. Во время этого первого терапевтического интервала одни надолго исчезают из поля зрения специалистов центра, получая лечение у сомнительных «целителей», другие возвращаются раньше назначенного срока. Когда наступает период излечения, достижению жизненных целей ребенка препятствует ограничение его способностей заниматься привычной деятельностью. Старшеклассники обсуждают свое трудоустройство с персоналом отделения, новыми друзьями, оценивают свои возможности. Больные IV клинической группы выписываются с условием амбулаторного наблюдения и лечения у участкового педиатра. Эта группа детей и их родители нуждаются в специальной поддержке, так как многие матери после продолжительного пребывания с ребенком в стационаре потеряли работу и единственным источником их материального обеспечения является пенсионное пособие на ребенка. Опыт работы такого специализированного учреждения свидетельствует о необходимости социальной и психологической реабилитации пациентов различных клинических групп. Особое место в медико-социальной работе занимает организация паллиативной помощи инкурабельным (неизлечимым) онкологическим больным. Паллиативная помощь подразумевает облегчение состояния таких больных, т.е. снижение степени выраженности симптомов, в первую очередь боли, одышки, расстройства сна, тошноты и рвоты, кишечной непроходимости, мочеполовых нарушений, беспокойства, тревоги, депрессии и др. Вопросы психосоциального характера предусматривают умение общаться с пациентом и его семьей после сообщения им о наличии смертельно опасного заболевания, уважение мнения пациента и семьи даже в том случае, когда оно расходится с мнением профессионалов. В рамках паллиативной помощи специалисты обеспечивают физический уход, морально поддерживают пациента и его семью, одобряют приглашение священнослужителя по просьбе пациента. Онкологические больные часто обращаются к нетрадиционным методам лечения — в этом случае специалисты обязаны дать классическую характеристику этим методам, уметь отличить от них шарлатанство. К мероприятиям паллиативной помощи относится и организация хосписов. Надо отметить, что хоспис не следует воспринимать как учреждение, предназначенное для безнадежных больных, в котором они умирают, — хосписы помогают умирающему человеку прожить оставшуюся жизнь, не испытывая чувства страха, по возможности полноценно, получая медицинскую, социальную и психологическую помощь. В рамках медицинской помощи проводятся симптоматическое лечение и обезболивание; социальные работники организуют материальную поддержку, содействуют в обеспечении гарантированных прав клиентов и их семей и др.; психологи и социальные работники помогают избавиться от чувства страха, депрессии, проводят психологические тренинги для родственников. §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
Подавляющее большинство семей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и сроки их появления на свет. Однако в большинстве развитых стран произошла так называемая контрацептивная революция, благодаря которой главным методом планирования семьи стало предупреждение беременности с помощью различных противозачаточных средств. В России же до сих пор одним из главных методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта. Хотя по официальным данным абсолютное и относительное число абортов в последние годы снижается в результате проводимых мероприятий в рамках федеральных целевых программ «Безопасное материнство» и «Планирование семьи», эти показатели остаются очень высокими (2210,1 тыс. в 1998 г.)1. Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет. Уровень использования современных методов контрацепции женщинами детородного возраста весьма низок. Крайне недостаточна информированность об этих методах не только населения, но и специалистов. Если в Великобритании и Голландии гормональную контрацепцию используют до 50% женщин, то в России, по данным Е.Ф. Лаховой,— всего 5—6%. Одна из наиболее опасных тенденции в настоящее время -рост заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет. Неуклонное распространение получает добрачная половая жизнь: по данным Минздрава России, сексуальный опыт имеют 489ё подростков, причем 35% из них начали половую жизнь в 12—13 лет. Высокое число абортов и ЗППП способствуют тому, что каждая 10-я супружеская пара в нашей стране бесплодна, и обусловливают социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этой проблемы создана федеральная целевая программа «Планирование семьи», которая предусматривает создание одноименной службы в Российской Федерации. Основу нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказы Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию, гинекологической помощи населению Российской Федерации.» от 15 ноября 1991 г. № 186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997—1998 it.» от 26 ноября 1997 г. № 392. Эти документы определили основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения. В 1998 г. в Российской Федерации действовало более 200 центров планирования семьи и репродукции. В лечебно-профилактических учреждениях были созданы кабинеты планирования семья. Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, а иногда — структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров. В ряде регионов наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции, обслуживающие жителей городов. Численность персонала этих центров составляет в среднем 20— 30 человек. Одна должность врача (суммарно по всем специальностям) приходится примерно на 60 тыс. обслуживаемого населения, должность среднего медицинского персонала —- на 30 тыс. населения (указание Минздрава России «О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции» от 23 марта 1998 г. № 219-у). Подавляющее большинство врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, — это акушеры-гинекологи, прошедшие специальную подготовку по вопросам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специальной помощи детям и подросткам. В центрах работают урологи, сексопатологи, генетики, а также психотерапевты, эндокринологи, невропатологи. В соответствии с названным указанием Минздрава России в рекомендуемой штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции предусматривается деятельность социальных работников, руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде помощи. В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация «Планирование семьи» пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками — медико-педагогических центров. Такие центры создаются в регионах по распоряжению местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей. Основные направления деятельности таких центров: • целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведению подростков на уровне общества и семьи; • оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи; индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением; лечение и профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику; решение проблем психосексуальных взаимоотношений; правовая помощь; . • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования; • обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи; • работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра; • индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагоприятными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе; • амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции; • привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе1.
Структура и штат центра определяются его руководителем с учетом предоставленных ему прав в соответствии с направлениями деятельности центра и потребностями регионов. Одним из таких учреждений является муниципальный консультативно-диагностический центр для детей и подростков «Ювентус» в г. Новосибирске. Свою деятельность центр осуществляет на основании устава, утвержденного Комитетом по здравоохранению мэрии, как лечебно-профилактическое учреждение городского подчинения. В состав центра входят отделения детской и подростковой гинекологии и венерологии, детской психиатрии, социальной реабилитации; городская медико-педагогическая школа по половому воспитанию; отделение платных услуг для населения старше 18 лет и др. В центре работают 57 сотрудников, в том числе 17 врачей. На основании договора о совместной деятельности центра и Комитета по делам молодежи администрации Новосибирской области ведется работа по сексуальному образованию, профилактике ЗППП в сельских районах области. В Хабаровске действует краевая молодежная социальная служба «Центр планирования семьи» Комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края, которая с 1994 г. является учебно-методическим консультативным центром и учреждением дополнительного образования. Основные задачи службы — информирование о репродуктивном здоровье и здоровом образе жизни, работа с молодежью группы риска; проведение социологических исследований и создание банка данных по проблемам планирования семьи; оказание консультативной помощи по междичностным проблемам, по контрацепции и ЗППП; снятие «кризиса» при «неожиданной» беременности и сексуальной агрессии; учебно-методическая работа (подготовка специалистов для работы в области планирования семьи). Консультирование клиентов осуществляется не только врачом-специалистом. Первичная встреча может проводиться инструктором или педагогом. Консультанты отводят 25% рабочего времени на индивидуальный прием, 25% — на методическую работу (подбор специальной литературы, разработка программ, текстов буклетов, составление каталогов и др.), 50% —- на образовательную деятельность. Все услуги центра предоставляются анонимно и бесплатно, включая обеспечение контрацептивами. На базе центра работают подростковый клуб «Сверстники», агитбригада, составленная из старшеклассников и общественных инструкторов по планированию семьи, клуб молодой семьи для студенческой молодежи. Учетной формой обращения на индивидуальную консультацию служит анонимная ка].тгочка., одну часть которой заполняет клиент, а другую — консультант. В карточке посетитель указывает пол, возраст, социальное, положение, проблему, в связи с которой он обратился в центр, специалиста, у которого желает получить консультацию. Консультант центра кратко описывает ситуацию, отмечает необходимые данные, заносит рекомендации и сведения о выданных клиенту контрацептивах, тестах уа беременность, брошюрах, буклетах. Центр финансируется из средств краевого бюджета. Приобретение контрацептивов и методической литературы происходит за счет федеральной программы «Планирование семьи», Российской ассоциации «Планирование семьи» и средств самого центра. Отдельные мероприятия обеспечивались Государственным комитетом Российской Федерации по делам молодежи. В центре нет специального медицинского подразделения, необходимая помощь оказывается в женских консультациях, поликлиниках, консультациях «Брак и семья». Наиболее развитой и многофункциональной социальной службой в Российской Федерации является служба, действующая в системе Министерства труда и социального развития. Базовыми комплексными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими широкий спектр социальных услуг взрослым и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являются территориальные центры социальной помощи семье и детям. Одно из направлений деятельности этих территориальных центров — участие в решении проблем планирования семьи. В Центре социальной помощи семье и детям г. Бор Нижегородской области в рамках программ, реализуемых центром, действует школа полового воспитания подростков и психолого-педагогической подготовки к семейной жизни. Кроме лекций проводятся психологические и психотерапевтические тренинга «Введение в сексологию», «Функции семьи», «Психология общения», «Профилактика агрессивного поведения». Сотрудники центра (психолог, психотерапевт, сексолог) совместно с медицинскими работниками проводят занятия со школьными педагогами, педагогами дошкольных учреждений, родителями. Во время лекций и бесед рассматриваются функции семьи, вопросы физиологии и гигиены, нежелательности ранних интимных отношений, профилактики абортов, использования контрацепции, предупреждения сексуального насилия. Обучение проводится в трех возрастных группах: 12—13, 14—1,5 и 15—17 лет по соответствующим программам. Занятия сопровождаются показом видеофильмов, использованием наглядных пособий.По завершении двухмесячного учебного цикла подростки информируются о возможности индивидуальной консультации у специалистов центра или по «телефону доверия», действующему в центре. Исходя из необходимости формирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, ответственности за планирование своей семьи Российская ассоциация «Планирование семьи» разработала образовательную программу «Основы планирования семьи и здорового образа жизни». Авторы полагают, что программа может быть использована педагогами, психологами, медицинскими и социальными работниками, работающими с подростками в возрасте 14—18 лет как в школе, так и в других учреждениях — центрах планирования семьи, молодежных центрах и др. Необходимы тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В этой связи программа может использоваться в ходе профессиональной подготовки или повышения квалификации специалистов в этой области. Вопросы
1. Дайте определение медико-социальной работы как вида профессиональной деятельности. 2. Каковы основные функции специалиста, осуществляющего медико-социальную работу? 3. Определите особенности наркологических заболеваний как социальной патологии. 4. Какова специфика технологий медико-социальной работы в наркологии? 5. Каковы особенности медико-социальной работы в онкологии? 6. Хоспис как форма организации паллиативной помощи умирающим больным. 7. Социальная значимость проблемы планирования семьи, 8. Каковы основные направления деятельности центров планирования семьи и репродукции? Литература
1. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Мартыненко А.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. — М.: Центр программно-технич. управл. Федер. системы информ. обеспеч. молодежи, 1996, 2. Гончаренко В.Л,, Мартыненко А.В., Стародубов В.И. Совершенствование управления социальной работой и повышение эффективности медико-социальной помощи //Здравоохранение Российской Федерации, 1998, № 3. 3. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г. — М.: Минздрав России, РАМН, 1999. 4. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. и др. Основы планирования семьи и здорового образа жизни: Образовательная программа Российской ассоциации «Планирование семьи». — М., 1997. 5. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. — М.: Наука, 1999. 6. Мартыпенко А.В. Теоретические и организационно-методические основы медико-социальной работы: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. -М.: НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. И.А. Семашко. 1997. 7. Медико-социальная работа / Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. 8. Медицина и социальная работа: Методологический семинар / Отв. ред. и сост. А.В. Мартыненко. — М.: Инст. социальной работы, 1998. 9. Медико-социальная помощь / Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. 10. Моисеенко Е.И. Медико-социальные аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. — М.: Онкологич. научн, центр им. Н.Н. Блохина. — 1997, 11. Москаленко В.Д. Программы социальной работы с семьями больных алкоголизмом. —- М.: Центр общечеловеч. ценностей, S992. 12. Опыт организации работы молодежных центров в России: Информационное письмо Минздрава России / Подг. Н.В. Лузин, И.О. Таенкова, И.Л. Алесина и др. — М., 1997. 13. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 /'/ Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 1993. № 33, ст. 1318. 14. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992. 15. Социальные и психологические проблемы детской онкологии: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. — М., 1997.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.017 с.) |