Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская диаспора в новых государствахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате возникновения новых независимых государств образовалась диаспора, которая по численности, пожалуй, не знает себе равных среди национальных меньшинств в современном мире. В связи с образованием новой диаспоры Государственная Дума Федерального Собрания приняла постановление от 8 декабря i995 г. «О декларации о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам» (Собрание законодательства РФ №27, ст, 2578). Однако согласно этому постановлению соотечественниками считаются этнические русские и представители коренных национальностей Российской Федерации (татары, чуваши, мордовцы, чеченцы и др.). Положение этнических русских и русскоязычного населения в новых государствах различное. Вместе с тем во всех этих государствах происходит общий процесс — деруссификация; закрытие русских школ и других культурно-образовательных учреждений, лишение русских права занятия должностей в качестве государственных чиновников, отказ в регистрации местных организаций русских общин либо искусственное ее затягивание. Согласно переписи 1989 г. в этих государствах насчитывалось более 25 млн. этнических русских и 11 млн. русскоязычного нетитульного населения (украинцы, белорусы, татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, мари и др.). Конечно, за время, истекшее после переписи, произошли определенные изменения, имеющие неоднозначный характер. С одной стороны, возник естественный прирост населения в рамках диаспоры и даже некоторый миграционный приток в ее состав; с другой стороны, в силу экономических и политических причин, вызвавших острые межнациональные конфликты, большие группы представителей русскоязычной диаспоры из числа немцев, евреев, армян, греков эмигрировали в страны дальнего зарубежья, а часть их — в Россию. Статистические данные свидетельствуют, например, об увеличении русскоговорящего населения в Германии, что обусловливает возрастание числа газет на русском языке. Сейчас их более 100. Хотя для Германии это не является чем-то исключительным — известно, например, что в 20—30-е гг. в Берлине выходило более 50 газет и журналов на русском языке, с которыми сотрудничали В. Набоков, А. Толстой, О. Мандельштам, С. Есенин, Б. Пастернак и др. Самая большая русская диаспора находится на Украине (более 11 млн, человек), в Казахстане (более 6 млн.), Узбекистане (1,6 млн.), Белоруссии (1,3 млн.). На долю этих четырех государств приходится свыше 81% русского населения, находящегося за пределами Российской Федерации. Что касается русскоговорящего населения, то в России насчитывается почти 52% украинцев, 18% белорусов, затем (в порядке убывания) — евреи, немцы, татары, поляки и армяне. Очень важно понимать, что родной язык перечисленных нерусских этносов русский, а следовательно, они принадлежат к русской культуре и должны учитываться при разработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации и других странСНГ. В то же время Россия сегодня не в состоянии примять каждого желающего — прежде всего в силу экономических соображений. Уже в течение многих лет ежегодно в Россию прибывают сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, для обустройства которых нужны большие финансовые средства. Однако их, как правило, недостаточно. В социальной работе с переселенцами следует учитывать, что на историческую родину возвращаются не самые состоятельные и не самые бедные (первые; сумевшие подняться по социальной лестнице, не чувствуют себя ущемленными, а вторые просто не имеют материальных возможностей для переезда, и лишь глубокое отчаяние (угроза физической расправы) вынуждает их покинуть свой дом). Тем не менее, миграция русского и русскоязычного населения из новых государств составит, по прогнозам, не более 10% от числа такого населения, следовательно, российская диаспора в странах — участниках СНГ будет сохраняться и развиваться В связи с этим межгосударственные отношения должны обеспечивать диаспоре равноправные условия, чувство уверенности в поддержке как местных, так и российских властей. Важно при этом учитывать не только экономическую, но и социокультурную, психологическую стороны проблемы. Хотя для приезжих русских Россия — историческая родина, тем не менее у них возникает масса проблем в процессе адаптации к новым условиям. Этнические русские в культурно-языковом и бытовом отношении более сходны с теми, среди которых они жили, чем с жителями исконно русских областей. Это проблема не только русских, решившихся реимигрировать, но и представителей всех народов, прибывающих на историческую родину. Например, большая часть армян уехала из Баку и других районов Азербайджана в Россию, а не в Армению. Один из главных мотивов (помимо экономического) — незнание или плохое знание армянского языка, истории, культуры армянского народа и, напротив, принадлежность их к русской культуре, русскому языку. Одна из серьезных проблем любой диаспоры — информационное обеспечение. Приведем любопытные данные: в 1910 г. в России было выпущено 903 книги на еврейских языках (идише и иврите), 2062 — на польском, 884 — на немецком, 203 — на армянском. Для сравнения: в 1995 г. было выпущено 13 книг на иврите, 15 — на польском, 135 — на немецком, 2 — на армянском языках. Как говорится, комментарии излишни. А ведь книга является надежным фактором сохранения и развития национальной культуры, языка. Язык —- важнейший элемент этнической общности, первейшее условие выживания этноса (что отражено в Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств 5 ноября 1999 г.), средство предотвращения его ассимиляции. Великий педагог К.Д. Ушинский справедливо утверждал: чтобы уничтожить народ, достаточно отучить его от родного языка. С этим утверждением удивительно перекликается венгерская поговорка: «Нация живет в своем языке». Язык, как никакой другой элемент этнической общности, воплощает в себе национальный дух и обладает способностью мобилизовывать этнические силы на свою защиту. Пример тому — решимость многих национальных меньшинств (каталонцев, курдов, басков, валийцев и др.) добиваться признания прав своего языка. Но для выживания (точнее, адаптации) национальных меньшинств в иной этнической среде важно знать не только свой язык, но и язык коренного народа. Двуязычие позволяет, во-первых, сохранить свои этнический облик и, во-вторых, взаимодействовать с коренным населением, В западных странах, во-первых, население складывалось на основе многих этнических групп (Новый Свет — США, Канада, Латинская Америка); во-вторых, общий рынок создавался следующим образом: выходцы из бывших колоний европейских стран или более бедных европейских государств в свое время устремились в бурно развивающиеся державы (Германию, Францию, Англию и др.), чтобы занять те рабочие места, которые европейцы считали непрестижными и низкооплачиваемыми, и получить заработок, значительно превышающий их возможный заработок на родине. Дети этих «рабочих-гостей» слабо знают культуру своей родины, говорят только на языке страны проживания и чувствуют себя скорее немцами, французами и т.д., но для коренных жителей этих стран остаются во многом чужими. Между тем инонациональное население составляет в некоторых развитых европейских странах 20—30%, и это превращается в серьезную политическую, экономическую, социальную, культурную и психологическую проблему как для политиков, так и для простых обывателей. Социальная работа с национальными меньшинствами в развитых странах дальнего зарубежья ведется практически со дня зарождения социальной работы как таковой. Существуют отработанные технологии оказания им содействия, особенно в странах, принявших в свое время большое количество иммигрантов или являющихся сегодня местом массовой иммиграции. Например, в Канаде и Бельгии социальные службы учитывают все, что необходимо для работы с иммигрантами: кто, на какой срок, из какой страны приехал, уровень образования, социальный статус, семейное положение, жизненные планы и т.д. Очень четко отслеживается перемещение национальных групп по стране. Все это способствует тому, что социальные службы приспосабливаются к потребностям иммигрантов, в частности, комплектуя библиотеки, обеспечивающие их нужной литературой на языке этноса, организуя теле- и радиопередачи и т.д. Подобная работа проводится также в США, во Франции, в Англии и других странах. В Германии насчитывается около 5 млн. иностранцев, т.е. национальных меньшинств — главным образом это греки, итальянцы, югославы, португальцы и испанцы, но основную часть (2 млн.) составляют турки, которые имеют свои организации, объединения, создают свои детские сады, спортивные клубы, имеют свои магазины и банки. Вся эта деятельность поддерживается федеральным государством. В школах старых федеральных земель до воссоединения Германии обучались 780 тыс. детей иностранцев (в том числе 360 тыс. детей турецкого происхождения). В работе с детьми учитываются продолжительность пребывания в стране, степень интеграции, знание языка. Вместе с тем даже в такой богатой и демократичной стране, как Германия, взаимоотношения между коренными жителями и национальными меньшинствами не всегда идеальны — нередки случаи вандализма, проявления расизма. Рассмотренная нами проблема характеризуется прежде всего своей масштабностью, поскольку к категории национальных меньшинств относится почти каждый третий гражданин России, если учесть, что к внутренней диаспоре принадлежат и русские, проживающие в 21 российской республике. Поэтому от степени разумности, последовательности социальной работы с национальными меньшинствами на всех уровнях (государственном, региональном, местном) во многом зависит демократическое развитие общества, позволяющее каждому этносу и каждому его представителю защищать свои права перед государственными властями. В конечном итоге от решения проблем национальных меньшинств зависит целостность полиэтнической России. Вопросы
1. Каковы основные причины активизации миграционных процессов в современном мире? 2. Какие виды и типы миграции вы можете назвать? 3. В каких международных актах и нормативных документах с4юрму-лированы основные принципы миграционной политики? 4. В чем сущность технологий социальной работы с мигрантами? 5. Дайте характеристику основных направлений технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами. 6. Каковы причины образования национальных меньшинств, диаспоры? 7. Национальные меньшинства и малочисленные народы России: их определение, их различия. 8. Каковы особенности социальной ситуации этнических русских в ближнем зарубежье? 9. На какой правовой базе строится социальная работа с национальными меньшинствами? 10. Расскажите о формах национальной автономии в Российской Федерации. Литература
1. Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» // Российская газета, 1993, 20 марта. 2. Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» с измснгниями и дополнениями от 21 декабря 1995 г. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 1750-1752. 3. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» от 28 июня 1997 г. // Российская газета, 1997, 3 июля. 4. Конвенция МОТ № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах. 26 июня 1957 г. 5. Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах. 26 июля 1989 г. 6. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая Комиссией по правам человека на ее 48-й сессии в 1993 г. 7. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. — М., 1996. 9. Булатецкий Ю.Е., Мошняга В.П. Миграционные процессы и миграционная политика, — М., 1993. 10. Васильев Г. В., Башкирова Г. Б. Эмигранты. — М.: Сов. Россия, 1990. П. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы,- М., 1993. 12. Денисенко М.Б. и др. Миграциологня / М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев, Б.С. Хорев. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 13. Корчагин Ю.В. Народы Севера России в двадцатом столетии. — СПб., Петропавловск-Камчатский, 1994. !4. Кукушкин Ю., Барсенков А. и др. К вопросу о концепции национальной политики Российской Федерации //Этнополитический вестник России, 1992, № 1. 15. Лебедева Н.М, Социальная психология этнических миграции. — М., 1993. 16. Миграции населения. — М.. 1992. 17. Хохлов А.А. Социальная работа с мигрантами. — М., 1992.
Глава 25. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.01 с.) |