Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии социальной работы с женщинамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов. Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов: • необходимость второго заработка в семье, так как для обеспечения семьи, имеющей детей, необходим заработок как отца, так и матери. Если же семья неполная, то зарплата единственного родителя (в подавляющем большинстве случаев — матери) является важнейшим (иногда — единственным) источником доходов (пособия на детей покрывают в среднем не более 10% общих расходов на них); • работа — важнейшее средство «социальной страховки» как для женщины, так и для ее семьи. В условиях нарастающей безработицы, массовых невыплат зарплаты работа обоих супругов (желательно в разных местах) может служить хотя бы относительной гарантией выживания семьи. Семейная нестабильность, опасность распада семьи заставляют женщину в ряде случаев стремиться сохранить статус работающей, даже если для этого нет экономических оснований. (Кстати, одной из причин ограничения числа желаемых детей является в известной мере нестабильность семьи.) Природные и антропогенные катастрофы, военные действия и национальные конфликты, в которых чаще гибнут мужчины, чреваты для женщины опасностью остаться вдовой, поэтому работа представляет для нее своеобразный вил. страховки еще и по этой причине; • работа— средство самоутверждения,саморазвития,способ получения признания, место, где можно получить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразных домашних дел (это характерно для женщин в основном с высоким образовательным статусом). Согласно данным социально-психологических исследований дети (особенно мальчики) не слишком приветствуют внедомашнюю занятость своих матерей, если те заняты рутинным, нидкоквалифицированным, плохо oплачиваемым трудом, но с большим уважениям относятся к матерям, занимающимся престижным высококвалифицированным трудом, сделавшим карьеру. Статус и интеллект домохозяйки дети оценивают традиционно низко. В нашем обществе, не вполне избавившемся от признаков традиционности, даже феминистическая идеология и женское движение не лишены подчиненности, патриархального стереотипа. Многие женщины, борясь за сохранение своего статуса в обществе, пытаются использовать единственный социальный ресурс, которым, как они считают, располагает женщина, — свою детородную способность. Отсюда требования, выдвигаемые нередко добровольными объединениями многодетных и неполных семей (в которых детей воспитывает мать) признать социальную ценность материнского труда и оплачивать его наряду с внедомашним трудом, продлить оплачиваемый отпуск женщины по уходу за ребенком до достижения им 6 (вариант — до 8) лет. Подобный подход способен еще более усугубить негативное отношение к женщинам-работницам, имеющим детей, по причине наличия льгот для них, узаконить второсортность женского труда. Ведь именно перерывы в работе, используемые для ухода за малолетними детьми, вынуждают женщин, в целом более образованных, чем мужчин, отставать от последних в карьере, что обусловливает также более низкий уровень оплаты их труда. Право на более длительный отпуск может оказаться непреодолимым барьером для многих работающих женщин: некоторые руководители в условиях нарастания безработицы предпочтут сокращать число работающих за счет именно этой категории женщин, ибо формально это не будет считаться увольнением. Вынужденная длительная бездеятельность и утрата квалификации еще более снижают конкурентоспособность женщины, делая ее еще более уязвимой на рынке труда. Индивидуальная ответственность, надежда лишь на собственные силы, стремление к самообеспеченности, к сожалению, не очень быстро распространяющиеся в нашем обществе, должны стать основой нового самосознания женщин в меняющихся условиях. Надежды на то, что кто-то сумеет решить социальные проблемы женщины, иллюзорны. Общество, охваченное «патриархатным ренессансом», т.е. возрождением представлений о преимуществе мужчин над женщинами, о «естественном биологическом предназначении» женщины, к сожалению, пока не осознает всей опасности нового стремительно разрастающегося социального разлома. Поэтому для женщин единственным вариантом позитивного развития является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьею-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семей и строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной независимости и свободы выбора. Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами, безболезненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих или обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда. Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью — данный выбор предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни. Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного и сексуального насилия, оградить женщину от нежелаемых беременностей, внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и, вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди всех стран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов. Без изменения идеологии общества в сторону демократии, утверждения равенства всех граждан независимо от пола, признания права женщины самой распоряжаться своей судьбой невозможно разрешить ее конкретные социальные проблемы. Для этого необходимы значительное обогащение нормативной базы на федеральном уровне, а также глубинное изменение менталитета как общества, так и каждой отдельной личности. Масштабные идеологические и социально-психологические изменения не могут произойти в короткий срок, тем более в столь неблагоприятных объективных и субъективных условиях. В технологическом плане для этого требуется внести серьезные изменения в систему воспитания и образования детей, что включает в себя мероприятия федерального, регионального и муниципального уровня и только отчасти входит в компетенцию социальной работы. Поддержание, развитие, а иногда создание промышленности бытового обслуживания, вынесение ряда операций за рамки семьи, внедрение достижений промышленно-бытовой революции (за годы кардинальных экономических преобразований объем услуг бытовой промышленности, никогда не бывший у нас достаточно высоким, сократился по ряду показателей в десятки раз) — вес эти факторы, необходимые для выравнивания асимметрии «двойной занятости» и облегчения нагрузок в семье, относятся в первую очередь к сфере социально-экономических технологий регионального и локального уровня. Социальный работник может, во-первых, инициировать внимание к. этой сфере на местном уровне путем обращений в органы принятия решений, средства массовой информации, создания объединений лиц, заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социального управления; во-вторых, он может осуществлять социально-терапевтическую и коррекционную работу с целью изменения неблагоприятной ситуации в конкретной семье. Создание реальных возможностей на рынке жилья для разрешения жилищных проблем, улучшения жилищных условий не только богатых и сверхбогатых людей, но и представителей «среднего класса» возможно путем развития жилищного кредитования, особенно льготных его форм для уязвимых (или особенно социально значимых) категорий семей. Во многих странах разработаны системы такой социальной деятельности, делающие доступным обретение жилья для большинства населения. В настоящее время в нашей стране становление таких систем будет возможно при условии социально-экономической стабилизации, изменения политики оплаты труда и доходов населения и развития рынка банковских услуг для широких слоев населения. Поддержание существующей системы медицинского обслуживания, прежде всего охрана материнского и детского здоровья, инвестиции в которую, как показывают расчеты Всемирного банка, в конечном счете наиболее эффективны, способно разрешить или предотвратить многие социальные проблемы женщин и их семей. Обеспечение максимальной (территориально-организационной и экономической) доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизни относятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на всех трех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи входят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные методики оздоровления используют центры социального обслуживания населения, основными клиентами которых являются женщины. Максимально возможное в существующих условиях сохранение и развитие сети социальных ресурсов для образования, отдыха и культурного развития детей также способно позитивно повлиять на положение женщин. Местные органы социальной защиты населения предоставляют льготные путевки в детские оздоровительные лагеря и санатории детям из семей группы риска. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в учебе, тем более детям с ограниченными возможностями — также функция учреждений социального обслуживания. Выявление таких детей, диагностика социально-педагогических затруднений, предоставление помощи таким семьям или информации об источниках такой помощи — все это относится к технологиям социальной помощи женщинам. Говоря о собственно гендерных направлениях социальной работы, можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та или иная задача. Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов). Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах не разрешает социальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизнь женщины или ее детей. Острые экономические затруднения дают женщине право обращаться за адресной социальной или экстренной помощью, которая также является краткосрочной (в соответствии со своим концептуальным предназначением) разовой технологией. Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социальною статуса женщины находятся в уязвимом положении. Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Важное значение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения. Разумеется, все эти три типа задач, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п. Активно развивающаяся система центров социального обслуживания действует преимущественно в системе учреждений Министерства труда и социального развития. Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту. Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, их функции могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные па иной ведомственной основе, в том числе созданные зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Характерно, что большинство клиентов практически любых социальных учреждений, ориентированных на оказание самых разнообразных услуг, — женщины. Важно, чтобы деятельность этих организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачной для контроля в плане содержания и методов работы, а также информационно доступна клиентам. Экстренная социальная помощь — это разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, оказавшимся в чужом городе и ставшим жертвой грабителей. Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, р первую очередь представители социально неблагополучных семей. Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждения социальной помощи стационарного типа, в которых лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (в первую очередь детям и женщинам), предоставляется возможность временного пребывания. Клиенты таких учреждений могут укрыться от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае нужды защитить собственные права, трудоустроиться. Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетним беременным, которые в силу известных причин нередко вынуждены уйти из дома и прекратить обучение в школе. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но и оказывают им помощь в последующем жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, передачу новорожденного ребенка в другую семью, если несовершеннолетняя мать отказывается от него. Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания: первые пресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных интересов. Более высокий уровень работы — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений клиентов, существующих в течение более длительного времени, имеющих более обширный круг проблем, развивающих личность членов группы. Содействие социального работника в создании таких групп означает перевод его клиентов из разряда объектов воздействия в разряд субъектов, которые равноправно участвуют в решении собственных проблем. Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия: травмирующие обстоятельства не меняются, но изменяется их восприятие клиентом. Так, члены группы «Жены алкоголиков» лишь косвенно могут повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но ставят своей целью учиться быть счастливыми и в таких условиях. Оказание женщинам содействия в планировании семьи — это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие из них. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи, разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии контрацепции. Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится их сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения. Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы — это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям проводится переподготовка и переобучение женщин дефицитным или более нужным профессиям (хотя в условиях всеобщего кризиса экономики все труднее оказывается изыскать эти профессии). Разумеется, такая помощь оказывается совместно усилиями учреждений социального обслуживания и служб занятости. Содействие в самопомощи и самозанятости женщин— это создание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов. Нередко это цехи и мастерские становятся самостоятельными производствами, которые, выполняя первоначальные задачи, одновременно предоставляют рабочие места социально ущемленным категориям населения. Несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей; тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них. Вопросы
1. В чем причина основных социальных проблем женщин? 2. Каковы социально-трудовые проблемы женщин? 3. Каковы тенденции развития «женского вопроса» в мире и нашей стране? 4. Как подразделяются направления социальной работы с женщинами по целям? 5; Какие виды социальной работы с женщинами практикуются и в какой системе учреждений? Литература
1. Борзикова Л. В. Ценности семьи в структуре жизненных ориентации /Демографическая политика в региональном разрезе. — М., 1988. 2. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. — М., 1981. 3. Голод С.И. Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты. — М., 1984. 4. Демографическая политика в современном мире /Отв. ред. А.Г. Вишневский. — М., 1989. 5. Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку //Семья в России, 1994, № 1. 6. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. — М., 1990. 7. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3—4. 8. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). — М., 1995. 9. Предупреждение ссмейно-бытовых правонарушений. — М., 1989. 10. Проблемы родительства и планирования семьи. —М., 1992. 11. Социальный потенциал семьи. — М., 1988. 12. США: проблемы семьи. - М., 1990. 13. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы. Факторы. Условия. — М„ 1981. 14. Труд, семья, быт советских женщин. — М., 1990, 15. Шапиро Ю.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. — М., 1983. 16. Davis К. Wives and work: The sex role revolution and its consequences. — in: Population and Development Review, 1984, 10, p. 397 — 417. Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.017 с.) |