Основные направления и перспективы социального развития Ростовской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и перспективы социального развития Ростовской области



Демография и миграционная политика

Особенности демографического состояния Ростовской области

Современная демографическая ситуация в Ростовской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических а также демографических процессов, происходивших в стране в предыдущие десятилетия. Численность населения Ростовской области с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи 2010 года составила 4 276,4 тыс. человек, или 3 процента численности населения России. Среди субъектов Российской Федерации Ростовская область занимает 6-е место по численности постоянного населения, среди субъектов ЮФО – 2-е – после Краснодарского края. Ростовская область – один из наиболее густонаселенных регионов России, плотность населения составляет 42,4 человека на 1 кв. км. Наиболее заселены города Ростов-на-Дону, Таганрог и Гуково, а также Аксайский и Мясниковский районы. В общей численности населения городские жители составляют 67,3 процента, сельские – 32,7 процента.

В последнее время в Ростовской области наблюдается положительная динамика основных демографических показателей, а именно за период 2005-2010 годов:

- ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 66,9 лет на начало 2005 года (в том числе мужчин – 61,0 года, женщин – 73,2 лет) до 69,5 лет на начало 2010 года (в том числе мужчин – 64,1 года, женщин – 75,0 лет). Для сравнения на начало 2010 года значение показателя по России составило 68,7 лет;

- количество родившихся в 2010 году по сравнению с 2005 годом выросло на 7,0 тыс. человек, или на 17,7 процента;

- число умерших снизилось в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 5,9 тыс. человек, или на 8,6 процента;

- существенно сократилась младенческая смертность с 14,9 до 7,6 промилле, или на 51,1 процента.

В значительной мере указанной положительной динамике способствовала экономическая и социальная политика, проводимая в области, в том числе меры, принимаемые в соответствии с Областной целевой программой улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годов Координация реализации мер по улучшению демографической ситуации в Ростовской области осуществляется в рамках работы областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам и рабочей группы по вопросам демографической политики в составе комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в Ростовской области. В Ростовской области сложилось тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями и научными учреждениями в области регулирования демографических процессов.

Тем не менее по итогам 2010 года число умерших превысило численность родившихся в 1,35 раза. Коэффициенты основных демографических показателей в Ростовской области не достигли уровня среднероссийских: рождаемость 10,9 промилле против 12,5 промилле; смертность – 14,7 промилле против 14,2 промилле; естественная убыль населения – 3,8 промилле против 1,7 промилле, соответственно. Более того, по сравнению с территориями, входящими в ЮФО, в Ростовской области в 2010 году наблюдается самый низкий уровень рождаемости и самые высокие показатели смертности и естественной убыли населения (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

Показатели естественного движения населения в разрезе субъектов ЮФО и Российской Федерации в 2010 году [85]

Наименование Число родившихся Число умерших Естественный прирост(+), убыль (-)
на 1 000 населения
Российская Федерация 12,5 14,2 -1,7
Южный федеральный округ 11,8 14,1 -2,3
Республика Адыгея 12,9 14,1 -1,2
Республика Калмыкия 15,3 11,0 4,3
Краснодарский край 12,2 13,6 -1,4
Астраханская область 14,2 13,5 0,7
Волгоградская область 11,3 14,6 -3,3
Ростовская область 10,9 14,7 -3,8

 

Недостаточная рождаемость и высокая смертность определили значительный уровень естественной убыли населения области, который не компенсируется миграционным приростом. Во многом такая ситуация сложилась из-за неблагоприятной возрастной структуры населения области – высокой доли лиц пенсионного возраста (23,8 процента) и низкой доли детей и подростков (14,9 процента). Причинами низкой рождаемости населения, помимо перехода семей на малодетность, стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и иные причины.

По данным за 2008 год удельный вес населения, умершего в трудоспособном возрасте, составил 25,4 процента, из них 79,7 процента – мужчин. Так, мужская смертность превышает женскую: в возрасте 25–29 лет – в 3,8 раза, в возрасте 30–34 лет – в 3,3 раза, что нарушает пропорциональное соотношение полов, отрицательно сказывается на уровне брачности населения, трудовом потенциале, благосостоянии семей. Таким образом, в 2008 году из всего числа умерших мужчин 39,2 процента находилось в трудоспособном возрасте, из общего количества умерших женщин – 10,7 процента. Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти населения в 2008 году остаются болезни системы кровообращения (58,9 процента), новообразования (14,0 процента), внешние причины, в том числе несчастные случаи, отравления и травмы (7,1 процента).

В 2010 году позитивное демографическое развитие отмечается только в 7 из 55 муниципальных образований: города Батайск, Ростов-на-Дону, Азовский, Аксайский, Багаевский, Мясниковский, Родионово-Несветайский районы. В данных территориях к началу 2011 года отмечался рост численности населения.

Сложившийся под влиянием длительного снижения рождаемости регрессивный тип возрастной структуры населения (доля населения старших возрастов превышает долю детей и подростков) не обеспечивает численного роста населения области и приводит к его "старению". Средний возраст населения области увеличивается.

В воспроизводстве населения в современных условиях определенную значимость приобретает миграция (табл. 6.2).

За последние годы в миграционных процессах произошли существенные изменения. До середины 90-х годов миграция развивалась нарастающими темпами. Причем приток мигрантов в Ростовскую область заметно превышал отток. В указанные годы миграционный прирост сыграл значительную роль в сохранении численности населения от уменьшения. В 1994 году положительное сальдо миграции достигло максимального значения – 70,8 тыс. человек.

Таблица 6.2

Миграция населения в Ростовской области в 2008-2010 годах в разрезе стран, человек [86]

Наименование региона 2008 год 2009 год 2010 год
Всего внешняя миграция 5 351 3 860 1 235
в том числе: межрегиональная -991 -2 049 -1 331
со странами СНГ и Балтии 6 117 5 736 2 457
из них: Украина 1 679 1 735  
Белоруссия     -11
Казахстан      
Молдавия      
Государства Закавказья  
Азербайджан      
Армения 1 603 1 489  
Государства Средней Азии  
Киргизия      
Таджикистан      
Туркмения      
Узбекистан      
Государства Балтии  
Латвия      
Литва      
Эстония      
с другими зарубежными странами      
в том числе по странам: Германия -71 -26 -53
Грузия      
Израиль -10   -8
Испания -5   -1
Италия -7 -2 -9
Канада -16 -10 -11
США -23 -18 -46
другие страны -18 -7  

 

В последующие годы приток населения в область стал постепенно сокращаться и с 2004 года сальдо миграции приняло отрицательное значение. Хотя его размеры невелики, тем не менее это способствовало сокращению населения. Убыль складывалась в основном за счет межрегиональной миграции. С 2008 года миграционный отток сменился миграционным приростом и составил 5,4 тыс. человек. В 2010 году положительная тенденция сохранилась и прирост составил 1,2 тыс. человек.

В перспективе прогнозируется дальнейшее старение населения области и увеличение доли старших возрастов в общей численности населения к 2013 году до 24,9 процента, коэффициент смертности может возрасти до 14,4 промилле. Несмотря на предполагаемый рост уровня рождаемости, сохранится превышение смертности над рождаемостью. В совокупности это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности при одновременном старении населения.

 

Стратегические цели, принципы, основные задачи и мероприятия демографической политики согласованы с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией демографической политики Ростовской области до 2025 года.

Стратегическими целями демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются стабилизация численности населения к 2016 году и создание условий для ее роста к 2020 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2016 году – до 70,0 лет, к 2020 году – до 72 лет.

Достижение целей демографической политики Ростовской области в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

 

В основу демографической политики Ростовской области положены следующие принципы:

- комплексность решения демографических задач – мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

- концентрация на приоритетах – выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

- своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

- координация действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

 

Основными задачами демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются:

- сокращение уровня смертности, прежде всего, граждан в трудоспособном возрасте;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего, граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и областных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

- сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

- сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

- сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

- сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также применения новых инновационных технологий лечения;

- внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

- повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

 

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

- обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

- развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;

- поддержка и развитие детского отдыха, летних оздоровительных лагерей по месту проживания детей при активном вовлечении работодателей в этот процесс.

Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

- разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

- создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

- разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

 

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

1) усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

- оказание государственной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей;

- оказание дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов;

- удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития вариативных форм дошкольного образования, создания образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (частные, семейные, корпоративные, автономные), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

- реализация региональных программ обеспечения жильем граждан, в том числе молодых семей, разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений;

- предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детям, находящимся под опекой (попечительством), в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области;

- развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

2) реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

- разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

 

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

- повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.

 

Решение задачи по улучшению миграционной ситуации в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ростовскую область в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий, а также миграционного замещения естественной убыли населения;

- проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы;

- интеграция мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.57.9 (0.047 с.)