Условия базового сценария социально – экономического развития города на период до 2020 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия базового сценария социально – экономического развития города на период до 2020 года



Сценарий долгосрочного развития города Шахты разработан на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Ростовской области, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

Равно как и в других регионах России, Южного Федерального Округа, Ростовской области, в городе Шахты на протяжении последних десятков лет наблюдается деградация производственной базы и инфраструктуры экономики. В среднесрочной перспективе тенденции вряд ли будут изменены кардинально, так как, скорее всего, сохранится зависимость экономики от сырьевого рынка. Данные факторы затруднят появление и распространение новых инновационных продуктов. Как следствие наличие у страны и регионов минимум двух сценариев перспективного развития - консервативного и инновационного.

Однако, уровень города в большей степени поддается прогнозированию, поскольку имеет меньшее число факторов, влияющих на варианты развития, в связи с чем нет необходимости предусматривать несколько сценариев. Целесообразнее признать базовым единый сценарий, сочетающий элементы инвестиционного и инновационного развития.

Преимущество данного варианта очевидно, так как в результате его реализации повышается устойчивость экономики города, и как результат, значительно возрастает качество жизни населения и собственные доходы местного бюджета. В результате город может существенно улучшить общий уровень развития, уйти от «дотационной экономики» и повысить свой рейтинговый уровень среди муниципальных образований области. Кроме того, инновационно-инвестиционный сценарий развития более подходит для ускоренного развития муниципального образования.

Инвестиционный этап будет направлен на развитие новых промышленных зон, модернизацию промышленных предприятий в индустриальных районах, что позволит обеспечить существенное повышение производительности труда в экономике города и сформировать новые высокоэффективные рабочие места. Другие возможности связаны с активизацией работы по привлечению прямых внешних и внутренних инвестиций.

При реализации инновационно-инвестиционного сценария развития возможны следующие риски:

- недостаточный уровень участия и освоения средств государственных программ в сферах жилищного строительства, ЖКХ, образования, медицины, спорта, инвестиционного и территориального развития;

- генплан развития города описывает промышленные зоны, «технопарк» Восточно-Донбасской агломерации, но при этом территории инфраструктурно не разработаны и не включены в программы инфраструктурного развития;

- город находится в состоянии острого территориального дефицита, особенно по признаку нового строительства на пригодных и свободных от застройки территориях и требует принятия мер по изменению городской черты в кратчайшие сроки;

- недостаток кадрового потенциала; неполное соответствие уровня профессионализма кадров рабочих и специалистов требованиям высокотехнологических производств (один из способов устранения – целевая подготовка высококвалифицированных специалистов);

- недостаток финансовых ресурсов для приоритетной поддержки инновационной сферы (один из способов устранения – участие в реализации приоритетных национальных проектов, долгосрочных федеральных и областных целевых программах);

- низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики.

Для реализации данного сценария развития необходимо на – инвестиционном этапе:

- ликвидировать негативные последствия развития экономики города;

- обеспечить целенаправленную поддержку действующих на территории города предприятий;

- стабилизировать функционирование предприятий социальной сферы;

- осуществить постепенное свертывание убыточных производств и обеспечить увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции;

- обеспечить реализацию программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города.

На инновационном этапе следует:

- обеспечить концентрацию усилий на рентабельных видах хозяйственной деятельности для создания конкурентных преимуществ;

- обеспечить техническую и кадровую модернизацию отраслей производства и предприятий;

- усилить специализацию конкурентоспособных производств, содействовать укреплению рыночных позиций предприятий – лидеров на целевых сегментах рынка в регионе;

Реализация этапов сопряжена с изменяющимися социально-экономическими условиями и факторами, в связи с чем, может осуществляться как последовательно, так и параллельно друг другу, в зависимости от необходимости решения конкретных задач.

Таким образом, можно говорить, что Стратегия социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года «Донбасс – Next», ориентированная на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и институтов, направлена на решение актуальных проблем и минимизацию рисков, связанных с угрозами и ограничениями развития территории.

Огромный потенциал для инновационного и инвестиционного развития города заключен в развитии и освоении существующих промышленных зон с возможным перепрофилированием их первоначального использования и свободных от застройки промышленных площадок, расположенные в различных частях города. Использование данных резервов напрямую зависит от формирования городом инвестиционно привлекательного имиджа, применяемых инструментов продвижения существующих инвестиционных площадок, а так же качества формирования новых (подготовка документов планирования, подвод коммуникаций, каналы распространения информации).

Значительно расширяющим возможности социально-экономического развитии города, должен стать избранный бренд. Брендинг городов, как явление, широко используется в мировой практике, особенно для формирования имиджа небольших городов. При этом можно утверждать, что неуправляемый процесс не исключает факта самостоятельного формирования имиджа, однако, в данном случае, он может быть отрицательным и иметь негативные последствия для социально-экономического развития города. Избранный бренд, уже продвигаемый в Шахтах, благодаря сформированному массовому общественному сознанию формулируется следующим образом: город Шахты – город Олимпийских чемпионов, Олимпийская столица Юга России.

Получение мультипликативного эффекта от эксплуатации бренда возможно при наличии подтверждающих факторов. В данной связи в развитии муниципального образования необходимо предусмотреть формирование спортивной инфраструктуры для занятий спортом на профессиональном и любительском уровне. Закрепление статуса города в официальных спортивных кругах, в качестве города, входящего в состав территорий, организующих и принимающих крупные турниры. Популяризацию массового спорта за счет создания условий для занятий им, а так же проведения массовых спортивных акций.

Определенную роль город Шахты может играть в качестве научного центра региона и культурного центра северо-западной части Ростовской области. Для обеспечения первого направления необходима концентрация ресурсов и активизация, как органов исполнительной власти, так и самой научной общественности, которая в городе сформирована двумя государственными высшими учебными заведениями, в том числе, имеющими собственные научные Советы, так и 3 негосударственными вузами, 5 колледжами и техникумами, сетью учреждений начального профессионального образования.

Перспективной является реализация проекта по строительству кампуса одного из высших учебных заведений, расположенных в Шахтах, в проектируемом жилом районе «Олимпийский». Проект включает в себя строительство учебных аудиторий, научно-исследовательских лабораторий, жилых помещения для студентов и преподавателей, библиотеки, спортсооружений.

Университетский городок должен стать новым студенческим центром города, на базе которого обеспечиваются необходимые и уникальные условия для концентрации:

функций наукограда (научно-исследовательский центр в совокупности со структурой внедренческих учреждений для апробации и испытаний научных разработок студентов, аспирантов и преподавателей вуза; дискуссионная площадка для проведения конгрессов, форумов, конференций, симпозиумов, конкурсов, защиты диссертаций);

выставочной деятельности, для чего необходимо построить отвечающие современным требованиям комплексы и создать соответствующую инфраструктуру;

спортивных объектов различной направленности, обеспечивающих подготовку команд и проведение соревнований по видам спорта, включенным в Универсиаду.

Значительный потенциал для инновационного роста содержится в информационном, гуманитарном, культурном, а в последующем и экономическом, сотрудничестве города Шахты с Луганской областью Республики Украина и германским городом Гельзенкирхен, болгарскими, китайскими и японскими городами, опыт взаимодействия с которыми уже есть у города Шахты.

Использование механизмов международного сотрудничества в рамках созданного Еврорегиона «Донбасс», в состав которого вошли Луганская и Донецкая области Украины, могут стать новыми ускорителями экономического роста не только приграничных территорий, но и города Шахты, в том числе. Еврорегион «Донбасс» рассматривается как один из факторов, способствующих созданию экспортноориентированных предприятий, логистических центров на территории города.

В сфере территориального развития необходимо акцентировать внимание на:

- приоритетных инвестиционных площадках, расположенных в административных границах городского округа муниципального образования «Город Шахты», и предназначенных для обеспечения интенсивного социально-экономического развития территории;

- площадках, находящихся за пределами административных границ городского округа, но предназначенных для реализации интенсивного развития территории муниципального образования и обеспечения его устойчивого социально-экономического развития, формирования современных индустриальных парков;

- комплексном развитии территории в целях жилищного строительства.

В связи с решениями о реконструкции федеральной автодороги М-4 «Дон», на участке 933-1024км, с последующей эксплуатацией на платной основе, возникает острая необходимость строительства сети альтернативных автомобильных дорог в обход основных городских магистралей, что является дополнительным фактором развития Северо-Восточной промышленной зоны и Юго-Восточного промышленного района города Шахты.

Имеющийся на сегодняшний день дисбаланс в развитии ядра агломерации должен быть устранен за счет включения промышленных территорий, необходимых для размещения новых предприятий, в состав городского округа муниципального образования «Город Шахты». В настоящий момент они отнесены к Октябрьскому муниципальному району. Так же необходимо учесть строительство на территории Межрегионального (Красносулинского) индустриального комплекса логистических центров и возможное расширение границ Особой экономической зоны со стороны города. Для чего потребуется изменение границ муниципального образования, за счет земель Красносулинского муниципального района.

Следующий стратегически важный аспект, определяющий инвестиционную привлекательность города – это плата за землю на территории муниципального образования по сравнению с близлежайшими районами, которая является основным фактором оттока капитала из города. До сих пор инвестору выгоднее размещать предприятия на «пахотных» землях, а не на территории городского округа, который в связи с ликвидацией угледобывающих предприятий, по прежнему остро нуждается в поступлении налоговых платежей в местный бюджет, в развитии транспортной и социальной инфраструктуры, в создании новых рабочих мест.

Прорисовав условия базового сценария социально-экономического развития города на период до 2020 года, на основе трендов развития за последние годы, а так же с учетом направлений развития Ростовской области, возможно сформулировать миссию, стратегические цели и задачи социально-экономичес­кого развития города в перспективном периоде.

Миссия города – город Шахты является промышленным центром Ростовской области, обеспечивающий своим жителям возможность постоянного повышения личного благосостояния и условия комфортного проживания, в совокупности формирующих высокое качество жизни.

Миссия призвана объединить для эффективного взаимодействия население, бизнес-сообщество и органы власти в создании наилучших условий для жизнедеятельности на территории города. Стратегически важным и необходимым является создание условий для непрерывного повышения качества жизни посредством использования инноваций в социально-экономической сфере, сохранения здоровья населения, поступательного развития системы образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Стратегические цели и задачи долгосрочного социально-эконо­мического развития города

1. Повышение экономической конкурентоспособности муниципального образования.

Задачи:

- развитие институтов и внедрение механизмов, обеспечивающих эффективное привлечение инвесторов;

- развитие ключевых комплексов и секторов экономики, в том числе обеспечивающих укрепление налогового потенциала;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

2. Пространственное развитие города, как комфортной и безопасной среды обитания.

Задачи:

- решение вопросов расселения территории в соответствии с генеральным планом;

- эффективное освоение земель Восточно-Донбасской агломерации;

- создание условий для решения жилищного вопроса максимально возможному числу нуждающихся;

- обеспечение бесперебойного и качественного предоставления всего спектра коммунальных, жилищно-бытовых, транспортных и иных услуг, формирующих комфорт проживания;

- обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопас­ности.

3. Повышение качества жизни населения:

Задачи:

- улучшение демографической ситуации и общей продолжительности жизни населения;

- создание условий для возможности получения разноплановых услуг в сфере образования, культуры и спорта, формирование базы для воспитания гармоничной, духовно развитой личности – патриота города и страны;

- качественное предоставление населению всего спектра государственных и муниципальных услуг.

 

Состав и целевые значения экономических и статистических показателей, свидетельствующих об эффективной реализации Стратегии социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года «Донбасс – Next», представлены в следующей таблице.

Таблица 1.21 – Целевые индикаторы социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года

Показатель Значение
Прирост индекса промышленного производства, %  
2013 / 2012 0,5
2014 / 2013 0,5
2015 / 2014 0,5
2016 / 2015 0,5
2017 / 2016 0,5
2018 / 2017 0,5
2019 / 2018 0,5
2020 / 2019 0,5
Прирост объема инвестиций в основной капитал, %  
2013 / 2012 4,31
2014 / 2013 3,86
2015 / 2014 3,71
2016 / 2015 3,58
2017 / 2016 3,5
2018 / 2017 3,45
2019 / 2018 3,42
2020 / 2019 3,4
Индекс изменения численности населения  
2013 / 2012 0,996
2014 / 2013 0,999
2015 / 2014 1,001
2016 / 2015 1,004
2017 / 2016 1,006
2018 / 2017 1,009
2019 / 2018 1,011
2020 / 2019 1,014
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет  
2013 69,6
2014 69,7
2015 69,8
2016 69,9
2017 70,0
2018 70,1
2019 70,2
2020 70,3
Объем жилищного строительства, тыс. м 2  
2013 82,5
2014  
2015  
2016 104,2
2017 104,6
2018  
2019  
2020  
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %  
2013  
2014 24,5
2015  
2016  
2017  
2018  
2019  
2020  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.023 с.)