Уникальное геополитическое и геоэкономическое положение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уникальное геополитическое и геоэкономическое положение



Ростовская областьрасположена на юге Европейской части России. Граничит на юге с Краснодарским и Ставропольским краями, на юго-востоке – с Калмыкией, на востоке и северо-востоке – с Волгоградской областью, на севере – с Воронежской областью, на западе проходит государственная граница с Украиной (с Донецкой и Луганской областями протяженность сухопутной границы составляет 660 км), на юго-западе омывается Таганрогским заливом Азовского моря (имеет морскую границу с Украиной).

Уникальное географическое и геополитическое положение обеспечивает Ростовской области звание и функцию «ворот Северного Кавказа». В городе Ростове-на-Дону расположен аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по ЮФО, Южное таможенное управление, а также функционируют региональные офисы крупных вертикально интегрированных российских и зарубежных корпораций.

Выгодное геополитическое положение создаёт предпосылки для активной внешнеполитической роли Ростовской области на юге (Турция, Азербайджан, Армения, Грузия и другие страны) и юго-западе (Украина, Румыния и другие страны) России, а также особую политическую и экономическую роль в связи с соседством с Северо-Кавказскими республиками, Краснодарским краем с его высокоразвитым рекреационным и транспортным сектором, Астраханской областью и её выходом в Казахстан. В Ростовской области осуществляют деятельность Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Генеральное консульство Республики Армения, Генеральное консульство Румынии, Почетный консул Словацкой Республики Шулек Петер, Торговое представительство Венгрии, действует Генеральное консульство Украины, Республики Беларусь, а также работает заместитель руководителя Торговой миссии Украины в России.

 

Развитая транспортная инфраструктура

Транспортная инфраструктура области является составляющей ведущих евроазиатских международных транспортных коридоров: «Север-Юг», проходящего по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск, и «Транссиб», проходящего по маршруту Саратов – Волгоград – Каменск-Шахтинский – Ростов-на-Дону – Новороссийск, официально установленных на Второй общеевропейской конференции по транспорту (о. Крит) – № 1, 2, 9, и евроазиатский коридор – «Север-Юг», установленный на Второй международной европейской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, 2000 год).

Основой железнодорожной сети области является двухпутная, электрифицированная магистраль Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Баку (495 км), пересекающая с севера на юг ее западную часть и обеспечивающая выход на Северный Кавказ и страны Закавказья. В железнодорожную сеть области входят также следующие магистральные линии:

- Ростов-на-Дону – Марцево – Ясиноватая (135 км), обеспечивающая выход на Украину и связь двух самых крупных городов Ростовской области: Ростова-на-Дону и Таганрога;

- Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск (110 км), дающая выход на Черноморское побережье к крупнейшему порту России;

- Батайск – Азов (30 км), обеспечивающая связь с портом Азов;

- Батайск – Сальск (180 км), предоставляющая выход на магистраль Краснодар – Волгоград;

- Лихая – Морозовск – Волгоград (225 км), связывающая область с городом Волгоградом.

Наиболее значительными железнодорожными станциями являются:

Ростов-на-Дону, Батайск, Лихая, Сальск.

Для экономических связей области с другими регионами России, а также для внутриобластных связей большое значение имеет водный транспорт, в частности Азово-Донской водный путь. По территории области протекает река Дон и её главные притоки Северский Донец и Маныч, а также Азово-Донской и Таганрогский подходные морские каналы.

Основные портовыемощности Ростовской областирасполагаютсяв городах Таганроге, Азове, Ростове-на-Дону, Волгодонске, Усть-Донецке, причем Таганрогский, Ростовский и Азовский порты являются международными, которые связывают регион с пятью морями и обеспечивают доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн – к придунайским странам.

Вместе с портами Краснодарского края порты Ростовской области формируют один из двух, наравне с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, основных экспортно-импортных регионов Российской Федерации. Суммарная мощность портов Азово-Черноморского бассейна Российской Федерации составляет более 150 млн. тонн в год.

Сеть автомобильных дорог области представлена федеральными, прочими федеральными и территориальными автодорогами общего пользования, а также ведомственными (сельскими) дорогами.

На территории области расположены следующие федеральные магистрали:

М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;

М-19 – Новошахтинск – Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали «Дон»;

М-21 – Волгоград – Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев);

М-23 – Ростов-на-Дону – Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу).

Автодорожными узлами являются, как правило, районные центры, но наиболее загруженные из них – города Ростов-на-Дону, Миллерово, Каменск-Шахтинский, Белая Калитва, Зерноград, Таганрог.

На территории области воздушный транспорт представлен аэропортом города Ростова-на-Дону.

По территории Ростовской области проходят следующие трассы магистральных нефтепроводов:

- нефтепровод «Лисичанск — Тихорецк», L = 246 км по Ростовской области, D – 720 мм, давление – 50 атм., производительность – 60 тыс. тонн/сутки;

- нефтепровод «Самара — Тихорецк», L = 257 км по Ростовской области, D – 800 мм, давление – 40 атм., производительность – 30 тыс. тонн/сутки;

- нефтепровод «Самара — Лисичанск», L = 151 км по Ростовской области, D – 1200 мм, давление – 35 атм., производительность – 114 тыс. тонн/сутки;

- обходная ветка нефтепровода «Суходольная – Родионовская», L = 260 км, которая проходит по территории Ростовской области вдоль границы с Украиной, производительность – 70 тыс. тонн/сутки.

 

Предпосылки увеличения концентрации добавленной стоимости в пределах территории Ростовской области в различных комплексах и секторах экономики

Ростовская область располагает потенциалом для локализации на ее территории всей цепочки добавленной стоимости, как в производстве конечной продукции, так и в предоставлении услуг, в частности, в агропромышленном секторе, секторах сельхозмашиностроения и легкой промышленности, транспортно-логистическом, производстве и распределении электроэнергии, сфере медицины и образования. Для этого имеются все необходимые предпосылки: наличие внутреннего спроса на соответствующую продукцию и услуги и территориальная близость специализированных рынков; прямые и косвенные поддерживающие отрасли; инфраструктурная обеспеченность (техническая инфраструктура, система подготовки необходимых кадров, инфраструктура научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), правовая инфраструктура, инфраструктура бизнес-услуг), система дистрибуции (экспортеры, оптовая и розничная торговля).

 

Значительный потенциал регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокой численностью и концентрацией населения, относительно высоким уровнем доходов на душу населения и устойчиво высоким транзитным трафиком населения

По данным на 1 января 2011 года, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (далее – ВПН-2010) численность постоянного населения Ростовской области составляет 4 276 426 человек, в том числе городское население – 2 876 272 человека, сельское – 1 400 154 человека. На долю Ростовской области приходится более 30 процентов численности постоянного населения, проживающего в ЮФО. Плотность населения Ростовской области составляет 42,38 чел. на км2 и в сравнении с другими субъектами ЮФО уступает только Краснодарскому краю и Республике Адыгея (табл. 1.2).

На начало 2010 года из общей численности постоянного населения (без учета ВПН-2010) доля населения в трудоспособном возрасте (от 16 лет до 59 лет для мужчин и от 16 лет до 54 лет для женщин) составила 61,4 процента, старше трудоспособного – 23,8 процента, моложе трудоспособного –14,9 процента[4].

 

Таблица 1.2

Численность постоянного населения в разрезе субъектов ЮФО в 2010 году, в среднем за год [5]

Наименование тыс. чел. В процентах от общей численности ЮФО чел. / км2
Южный федеральный округ 13 858 100,0 33,1
Республика Адыгея   3,2 57,95
Республика Калмыкия   2,1 3,8
Краснодарский край 5 219 37,7 68,76
Астраханская область 1 011 7,3 22,92
Волгоградская область 2 615 18,9 22,93
Ростовская область 4 284 30,9 42,38

 

Учитывая географическое положение, потенциал потребительского спроса в Ростовской области в значительной мере определяется интенсивностью транзитных и миграционных потоков. Неоспоримым преимуществом региона является наличие одной из крупнейших агломераций в России[6], численность населения которой по разным оценкам составляет от 1,8 млн. чел. до 3 млн. чел. Именно городские агломерации в настоящее время являются локомотивами развития регионов и макрорегионов, так как концентрируют ресурсы динамичного роста потребительского рынка, возможности формирования новых интеллектуалоёмких секторов экономики, потенциал социокультурной переработки.

В Ростовской области имеются предпосылки для объединения Ростовской агломерации и Восточно-Донбасской конурбации, на территории которой проживает свыше 500 тыс. человек населения. В результате такого объединения может быть сформирована Ростовско-Шахтинская конурбация, которая располагает мощным трудовым и потребительским потенциалом, развитой инженерной инфраструктурой и системой жизнеобеспечения. Учитывая решение о создании в 2010 году Еврорегиона «Донбасс», объединяющего приграничные районы Восточного Донбасса Ростовской области, а со стороны Украины – Луганской и Донецкой областей, по сути, созданы условия для формирования крупного трансграничного агломеративного комплекса с численностью населения свыше 7 млн. человек.

Показатели численности, концентрации, миграции и транзита населения обеспечили в Ростовской области по итогам 2010 года оборот розничной торговли в размере 464 115,5 млн. руб., в сравнении с другими субъектами ЮФО Ростовская область располагает вторым по своей ёмкости потребительским рынком.

 

Развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологических производств

Развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологических производств обеспечивают высокий уровень развития человеческих ресурсов. Население Ростовской области имеет высокий образовательный уровень: так, на 1 000 человек среднее специальное образование имеют 300 человек, среднее общее образование – 400 человек, неполное среднее – 87 человек, высшее – 190 человек, незаконченное высшее – 12 человек. На конец 2010 года в регионе количество образовательных учреждений начального профессионального образования составило 85 единиц (численность обучающихся 29,975 тыс. чел.); количество государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на начало 2010/2011 учебного года составило 62 единицы (64,46 тыс. чел.); количество образовательных учреждений высшего профессионального образования – 26 единиц (209,96 тыс. чел.).

Ростовская система высшей школы – единственная в ЮФО, имеющая разветвлённую филиальную сеть[7]. В «зону охвата» филиальной сети ростовских вузов попадают Краснодарский и Ставропольский края, а также Республики Северо-Кавказского федерального округа. Область традиционно принимает большое количество будущих студентов из этих регионов (по разным оценкам доля иногородних студентов составляет от 15 до 30 процентов).

По итогам 2010 года в Ростовской области 100 организаций выполняли научные исследования и разработки (из них: 50 – научно-исследовательские организации, 12 – конструкторские организации, 1– проектные и проектно-изыскательские организации строительства, 20 – высшие учебные заведения, 11 – промышленные предприятия) (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1. Число организаций Ростовской области, выполняющих научные исследования и разработки в 2010 году [8]

23 ноября 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону был образован Южный федеральный университет (далее – ЮФУ) путем присоединения к Ростовскому государственному университету Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета.Стратегической целью послужило развитие ЮФУ, как исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа, современного и конкурентоспособного на мировых рынках труда, знаний и технологий, способного отработать механизмы модернизации отечественного высшего профессионального образования на основе его интеграции с академической и прикладной наукой, активного участия в решении социально-экономических проблем региона и страны.

В результате модернизации научно-исследовательских процессов в 2007-2010 годах в ЮФУ дополнительно были организованы: совместно с РАН 7 научных центров; 17 кафедр и лабораторий, в том числе научно-образовательный центр «Нанотехнологии»; 20 центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и 84 научно-образовательных центра. Объём научно-исследовательских работ составил 2 666,2 млн. руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.012 с.)