Развитие научно-инновационной сферы Ростовской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие научно-инновационной сферы Ростовской области



 

Ростовская область обладает одним из самых высоких научно-инновационных потенциалов на Юге России. Так, по данным за 2009 год число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, составило 101 ед., или 45,7 процента от общего количества научных организаций, расположенных в границах ЮФО. На долю Ростовской области приходится половина всех внутренних затрат на научные исследования и разработки в ЮФО. Ростовская область является лидером среди субъектов ЮФО по числу выданных патентов и созданных передовых производственных технологий. В то же время по количеству используемых передовых производственных технологий регион уступает Волгоградской области, а по инновационной активности организаций находится на третьем месте после Волгоградской и Астраханской областей.

Инфраструктура инновационной системы региона по состоянию на 1 января 2011 года включает в себя следующие элементы:

- 12 инновационно-ориентированных региональных вузов;

- 3 технопарка (города Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск);

- 7 бизнес-инкубаторов;

- ГУП РО «Ростовский региональный центр инновационного развития»;

- Некоммерческое партнерство «Ростовский центр трансфера технологии»;

- Центр энергосбережения и инновационных технологий;

- Научно-производственный центр космических и оптико-электронных технологий «Вертикаль» на базе ОАО «КВАНТ»;

- Инновационно-технологический лазерный центр в городе Таганроге;

- Центр инновационных технологий компании ОАО «ЭМАльянс» с участием государственного научного центра Российской Федерации ОАО НПО «ЦНИИТМАШ».

Ростовская область обладает набором конкурентных преимуществ, обеспечивающих ей возможность инновационного развития, в частности: высокий уровень диверсифицированности экономики, наличие развитой научно-образовательной базы, высококвалифицированный кадровый потенциал, наличие высокотехнологичных производств, высокий уровень и качество урбанизации Ростовской агломерации.

В то же время невосприимчивость регионального бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях большинства донских компаний является одной из ключевых проблем инновационного развития региональной экономики. Так, на начало 2010 года в Ростовской области всего 7,8 процента от общего количества обследованных крупных и средних предприятий являются инновационно-активными, доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий области оценивается лишь в 5,5 процента. Такая ситуация приводит, с одной стороны, к усилению технологической отсталости экономики Ростовской области и, как следствие, дальнейшему снижению конкурентоспособности региональных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках. С другой – сектор генерации знаний и сформированная инновационная инфраструктура Ростовской области фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих местные разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья региональной инновационной системы будут характеризоваться низкой отдачей. Указанный круг проблем обусловливает невостребованность высококвалифицированных научно-технических кадров на региональном уровне и, как следствие, «утечку мозгов», либо вынужденную переквалификацию на более востребованные специальности сферы услуг.

Таким образом, ключевыми проблемами, сдерживающими в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области, являются:

1. Низкая инновационная активность предприятий, выражающаяся как в отсутствии внутреннего спроса на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности, так и деятельности по созданию собственных инновационных разработок.

2. Не ориентированная на решение задач инновационного развития наука.

3. Слабость кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями.

4. Не отвечающая требованиям инновационной экономики система образования.

5. Кадровый дефицит, обусловленный, во-первых, низкой привлекательностью научно-инновационный сферы деятельности, во-вторых, низким уровнем подготовки молодых специалистов, в-третьих, «утечкой мозгов» – отток наиболее эффективных и перспективных кадров из экономики Ростовской области в другие регионы страны и за рубеж в связи с невозможностью самореализации на региональном уровне.

6. Недостаточная инновационная активность государственного сектора и сектора предоставления общественных и социальных услуг.

Описанный круг проблем обусловливает существенный разрыв между имеющимся научно-инновационным потенциалом и его реализацией как в рамках региональной экономики, так и за ее пределами.

 

В этой связи в качестве основных угроз инновационного развития Ростовской области необходимо выделить следующие:

1. Сохранение технологической отсталости экономики.

2. Утрата кадрового потенциала в связи со старением научных кадров, «утечкой мозгов», а также дальнейшей деградацией системы прикладной науки и высшего профессионального образования.

3. Огосударствление и бюрократизация процесса инновационного развития.

 

Стратегической целью развития научно-инновационной сферы Ростовской области на период до 2020 года является обеспечение конкурентоспособности экономики региона на глобальных рынках как в производственно-технологической, так и научно-образовательной сферах.

Для решения ключевых проблем и достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы необходима реализация следующих направлений и комплекса мер:

1. Стимулирование инновационной активности предприятий Ростовской области:

- стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;

- устранение в системе государственного регулирования (включая техническое и налоговое регулирование) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности;

- опережающее увеличение расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития;

- поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, к услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;

- совершенствование инструментов инвестиционного стимулирования инновационной деятельности предприятий;

- усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;

- совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной, новой продукции (услуг);

- определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике и способствуют переходу к новым технологическим укладам.

2. Расширение поддержки стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития – ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, посевной фонд Ростовской области, через областные программы инновационного развития и поддержки малого, среднего предпринимательства, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих федеральных и областных целевых программ и подпрограмм (энергосбережения и энергоэффективности, развития авиакосмической промышленности, элементной базы радиоэлектроники, композитных материалов и других программ).

3. Формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая институционализацию процедур Форсайта[84] и формирование эффективно действующих технологических платформ.

Императивом перехода региональной экономики на инновационный путь развития является кардинальное повышение инновационной активности донского бизнеса. Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) для софинансирования по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более интенсивному осуществлению технологических и организационных инноваций, создать дополнительные стимулы для реализации более длительных инновационных проектов и расширению взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями. Основными направлениями предоставления грантовой поддержки технологических инноваций должны стать:

- проведение НИОКР, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции;

- внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов и лицензий, программного обеспечения, а также машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;

- проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.

Успешность мер, направленных на поддержку новых высокотехнологичных предприятий и их развитие на ранних стадиях, принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно-ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала. Приоритетными направлениями содействия старту и развитию новых высокотехнологичных бизнесов являются:

- расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности – «предпосевной» и «посевной», в том числе в рамках областных долгосрочных целевых программ инновационного развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности региональных представительств Фонда содействия развитию малых форм предприятий, а также деятельности фонда посевных инвестиций Ростовской области;

- расширение механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий – «бизнес-ангелов»;

- формирование благоприятных условий для создания малых инновационных предприятий государственными научными и образовательными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;

- содействие процессам интеграции успешных «молодых» инновационных компаний в глобальные цепочки формирования стоимости, в том числе в рамках создания высокотехнологичных кластеров на территории Ростовской области;

- усиление инновационной направленности областной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства;

- расширение видов ресурсного обеспечения для создания и функционирования новых инновационных компаний за счет развития сети инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного доступа к оборудованию;

- развитие системы поддержки изобретательства, создания и деятельности студенческих инновационных фирм.

Преодоление проблемы низкой ориентированности региональной науки на решение задач инновационного развития, проявляющей себя в низкой обеспеченности научных учреждений материально-технической базой и квалифицированным кадровым составом научных работников, необходимо осуществлять в следующих направлениях:

- приоритетом в области генерации знаний должно стать создание «центров компетенции» на базе ведущих донских университетов – как через создание национальных исследовательских центров (далее – НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (суперкомпьютеры, композиционные материалы, магнитно-ядерные резонансные технологии и другие направления) – по модели создания НИЦ «Курчатовский институт», так и через повышение конкурентоспособности Южного федерального университета и государственных научных центров (Северо-Кавказский научный центр высшей школы, Южный научный центр Российской академии наук) в сегментах мировых глобальных рынков передовых научных разработок, а также развитие регионального инновационно-технологического комплекса на базе ведущих вузов области, и, в первую очередь, в сферах биомедицины и нанотехнологий;

- приоритетом в образовании является реструктуризация сектора высшего образования с ориентацией на развитие сектора исследований и разработок в региональных вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальным расширением международной интеграции донских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усилением академической мобильности и развитием сетевой организации образовательных и исследовательских программ.

Ключевым инструментом региональной государственной политики в сфере науки должны стать долгосрочные государственные научно-технические приоритеты. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники необходимо формулировать на основе результатов регулярного научного аудита российских исследовательских организаций и прогнозов развития науки и технологий в мире, в том числе получаемых с использованием методик «Форсайт». Для реализации механизма, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив долгосрочного технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок необходимо создать технологические платформы. Реализация исследовательских программ в рамках технологических платформ может быть организована путём создания Регионального фонда технологического развития (РФТР). При этом необходимо обеспечить разработку отраслевых (секторальных) стратегий инновационного развития, либо специальных разделов, посвященных реализации целей инновационного развития в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) региональной экономики и социальной сферы.

В целях поддержки инновационных проектов на всех стадиях развития – от зарождения идеи до воплощения в конечном продукте – необходимо создать «инновационные конвейеры». В рамках «инновационного конвейера» требуется сформировать механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, наладить «передачу» таких проектов от одного института развития к другому. «Региональный инновационный конвейер», по сути, выполняет функцию эффективного инструмента «стыковки» сферы исследований и разработок с бизнесом, формирования новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.

«Инновационный конвейер» должен обеспечить взаимодействие региональных представительств Внешэкономбанка, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, фонд посевных инвестиций Ростовской области с участием ОАО «РВК», венчурные фонды и технологические центры, созданные с участием области и государственной корпорации (далее – ГК) «Роснанотех», а также биржевые институты – в частности, площадка ММВБ-Юг, созданная для высокотехнологичных компаний. Необходимо расширять и совершенствовать публичную базу данных, включающую в себя краткую информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах.

Деятельность «инновационного конвейера» должна опираться на созданную инновационную инфраструктуру – технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, в том числе инфраструктуру, создаваемую ГК «Роснанотех» и регионами в рамках программы развития нанотехнологических центров. При этом в отношении объектов инновационной инфраструктуры должна быть создана система мониторинга эффективности их использования. В этих целях, в том числе, должен быть сформирован областной реестр объектов инновационной инфраструктуры.

В рамках этой деятельности должны быть разработаны дополнительные меры по стимулированию реализации частным бизнесом инновационных проектов, по созданию в Ростовской области корпоративных центров исследований и разработок крупными донскими и национальными компаниями.

Сбалансированное развитие федеральной и региональной составляющих инновационной системы необходимо реализовывать через повышение эффективности использования действующих институтов – координационных инновационных советов, технопарков, а также через расширение поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета областной программы поддержки малого бизнеса.

Региональную инновационную систему Ростовской области необходимо полноценно интегрировать в национальную и международную инновационную среду, используя все имеющиеся механизмы. В первую очередь, это участие в международных научных программах, привлечение ученых с мировым именем для преподавания и ведения исследований в региональных исследовательских университетах, финансирование реализации совместных инновационных проектов или покупка и локализация в Ростовской области высокотехнологичного бизнеса через Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», через фонды, создаваемые с участием ОАО «РВК», через размещение в регионе исследовательских центров ведущих зарубежных компаний на базе научно-технологического парка ЮФУ.

В этих целях органами исполнительной власти Ростовской области в рамках деятельности Регионального инновационного совета на постоянной основе необходимо проводить общественно-государственные консультации по вопросам разработки и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, оценки эффективности реализации бюджетных программ, развития механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Наиболее значимыми механизмами координации между государством и организациями гражданского общества являются постоянно действующие консультативные комиссии с участием представителей региональных объединений предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений, представителей научного и образовательного сообщества, благотворительных и экспертных организаций. Такие комиссии необходимо создавать при Региональном инновационном совете Ростовской области. С участием этих консультативных советов должна осуществляться разработка и экспертиза областных долгосрочных целевых и ведомственных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности, а также оценка эффективности их реализации.

Одной из ключевых проблем в настоящее время является несоответствие системы образования требованиям инновационного развития.

Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения/преподавания быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. В рамках модернизации системы общего и профессионального образования необходимо обеспечить переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

Одна из важнейших задач – формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью и прикладными разработками. Таким образом, будет обеспечено максимально полное распространение международных стандартов в области образования, науки, техники и управления, эффективное стимулирование международной и внутристрановой академической мобильности студентов и преподавателей.

Необходимо оказывать государственную поддержку предприятиям (организациям), создающим на своей базе совместно с учреждениями профессионального образования кафедры, осуществляющие обучение студентов в области критических технологий и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации.

В рамках поддержки дополнительного образования важнейшей задачей на период до 2020 года является формирование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов и управленческих кадров инновационных предприятий, организаций сектора генерации знаний и органов государственного и муниципального управления, в центре которой формируется Губернаторская программа подготовки инновационных менеджеров.

На конкурсной основе необходимо обеспечить государственную поддержку создания и деятельности корпоративных и отраслевых центров сертификации персонала в части оценки квалификации сотрудников по профессиям в области критических технологий (пилотным университетом данной программы выступает ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)».

Помимо указанных проблем и направлений их решения, также приоритетными являются следующие направления.

В системе государственного управления необходимо внедрять новые инновационные технологии, в том числе в рамках создания «электронного правительства». На основе современных технологий управления, необходимо пересмотреть способы и инструменты реализации государственных функций.

Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере области позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить «обратную связь» в отношении контроля своевременности и качества, повысить их доступность.

В этих целях должна быть осуществлена разработка концепций инновационного развития сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, а также обеспечено отражение приоритетов инновационного развития в составе стратегий и государственных программ развития соответствующих секторов (отраслей) экономики и социальной сферы.

Для реализации концепций необходимо сформировать управленческие механизмы, включающие в себя:

- определение структурных подразделений в отраслевых органах исполнительной власти, ответственных за инновационное развитие соответствующей сферы и создание при них экспертных советов, с участием заинтересованных научных, образовательных организаций, представителей бизнеса и общественности;

- определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития соответствующей отрасли, включая объем финансирования НИОКР;

- совершенствование механизмов планирования исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения новых технологий, повышение качественных характеристик предоставляемых услуг, с учетом лучшего мирового опыта, учета предложений профессиональных ассоциаций;

- формирование (или конкурсный отбор) и обеспечение поддержки деятельности организационных структур (центров компетенции), отвечающих за содействие внедрению технологических и организационных инноваций на отраслевом уровне;

- формирование баз данных технологических и организационных инноваций в соответствующей сфере, создание необходимых интернет-ресурсов для их публикации и обсуждения;

- формирование технологических дорожных карт для планирования разработки конкретных технологий/продуктов, формирование перспективных «технологических платформ».

Важным инструментом стимулирования инновационного развития является институт государственных закупок. Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок являются:

- расширение способов и процедур размещения, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры конкурентных переговоров, предквалификацию и другие факторы).

- повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей и детализацию процедур проведения экспертной оценки качества представляемых заявок.

Одним из факторов расширения спроса на инновации должно стать создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей в себя информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система может быть создана на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок.

Важным направлением инновационного развития Ростовской области является активизация взаимовыгодного международного сотрудничества. Основными направлениями развития международного сотрудничества в сфере инноваций должны стать:

- обеспечение активизации участия донских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах многостороннего сотрудничества, включая рамочные программы Европейского союза (ЕС) по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности, а также международные технологические платформы;

- заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию научно-технической и инновационной кооперации по приоритетным направлениям развития технологий. В максимальной степени необходимо реализовать потенциал кооперации высокотехнологичных производств в рамках интеграции на пространстве СНГ, в том числе в рамках развития совместной производственной и торговой активности в странах формируемого Единого экономического пространства;

- развитие международного сотрудничества компаний с государственным участием, в том числе при реализации ими программ инновационного развития, стимулирование создания на территории Ростовской области международных научно-технических центров, а также корпоративных центров исследований и разработок;

- поддержка выхода донских высокотехнологичных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внешней торговле высокотехнологичной продукцией;

- формирование и продвижение бренда «Сделано на Дону»;

- расширение поддержки стажировок донских исследователей за рубежом, в том числе студентов, и зарубежных исследователей в университетах области, проведения в Ростовской области международных научно-практических конференций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.92.134 (0.051 с.)