Развитие транспортно-логистической инфраструктуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры



Транспорт является системообразующей отраслью, которая обеспечивает не только перемещение грузов и перевозку пассажиров, но наряду с этим, служит катализатором для промышленного роста, создавая спрос на высокотехнологичную продукцию различных сфер народного хозяйства. Транспортно-логистический комплекс региона является приоритетным направлением долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

Благодаря геополитическому положению Ростовская область обладает значительным транзитным потенциалом для перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении. Использование транзитного потенциала области в системе развивающихся международных транспортных коридоров является не только приоритетом развития региональной транспортной системы, но и условием интенсификации экономической деятельности Ростовской области.

Система международных транспортных коридоров (далее – МТК) в Ростовской области представлена на рис. 3.1.


Рисунок 3.1. Схема МТК в Ростовской области [66]

Она включает в себя:

1. МТК № 9 (Критский): Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва – Воронеж – Ростов – Краснодар – Новороссийск и автомобильной магистралью Е-115, проходящей по тому же маршруту.

2. МТК № 3: Берлин – Дрезден – Киев.

3. МТК № 4: Вена – Будапешт – Бухарест – Кишинёв.

4. МТК № 9-б: Клайпеда (Калининград) – Киев – Харьков – Ростов-на-Дону

5. МТК № 7: Дунайский водно-транспортный коридор Дунай – Азово-Черноморская акватория – Дон – Волга – Каспий.

6. Транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря с обеспечением сообщений:

- водным путем по маршруту Каспийское море – Волга – Волго-Донской канал – Дон – Азовское – Черное моря;

- железнодорожным ходом: Волгоград – Котельниково – Сальск – Тихорецкая – Краснодар – Новороссийск;

- автомобильной магистралью Е-40: Харьков – Ростов-на-Дону – Волгоград – Астрахань.

Анализ и оценка деятельности транспортных комплексов и терминально-логистической инфраструктуры Ростовской области

Транспортный комплекс – один из ведущих в экономике Ростовской области, на долю которого приходится около 10 процентов ВРП и около 30 процентов занятых в экономике. Стоимость производственных фондов транспортного сектора в Ростовской области превысила 104 млрд. руб.

Общий объем перевозок (отправления грузов) всеми видами транспорта Ростовской области в 2009 году составил 36,7 млн. тонн. В структуре грузовых перевозок области на долю железнодорожного транспорта приходится 44,2 процента, автомобильного транспорта – 43,8 процента, внутреннего водного – 7,1 процента. Через Ростовскую область проходят 6 железнодорожных линий (в том числе магистраль «центр-юг»), 7 автомобильных дорог федерального значения, судоходный путь по рекам из северо-запада и центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург – Москва – Кавказский регион.

Автодорожный комплекс

Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной системы и во многом определяют возможности и темпы социально-экономического развития территории Ростовской области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования области по состоянию на 1 января 2010 года составила 15,95 тыс. км, в том числе:

- федерального значения – 713,8 км;

- регионального и межмуниципального значения – 7 493 км;

- местного (муниципального) значения – 7 743,0 км.

Структура автомобильных дорог Ростовской области в разрезе ведомственной принадлежности представлена на рис. 3.2.

 

Рисунок 3.2. Структура автомобильных дорог общего пользования Ростовской области по значению в 2010 году [67]

 

Плотность сети дорог общего пользования Ростовской области составляет 3,8 км/1 000 жителей и 158 км/1 000 кв. км ее территории. Обеспеченность автодорогами (в км) в расчете на 1 000 жителей территории в Ростовской области, России и отдельных зарубежных странах представлена на рис. 3.3.

 

Рисунок 3.3. Обеспеченность автомобильными дорогами (км на 1 000 жителей) [68].

Плотность сети автомобильных дорог на 1 кв. км территории в Ростовской области в сравнении с Россией и отдельными зарубежными странами представлена на рис. 3.4.

 

Рисунок 3.4. Плотность сети автомобильных дорог на 1 кв. км. [69]

 

Ростовская область характеризуется наибольшей протяженностью и плотностью автомобильных дорог общего пользования по сравнению с субъектами ЮФО. В то же время регион находится лишь на третьем месте в округе по плотности дорог с твердым покрытием на единицу площади территории (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Плотность дорог с твердым покрытием в субъектах ЮФО [70]

Наименование субъекта ЮФО Место в ЮФО
по площади территории по всей протяженности автодорог общего пользования по плотности дорог с твердым покрытием на 1 кв.км территории
Республика Адыгея      
Республика Калмыкия      
Краснодарский край      
Астраханская область      
Волгоградская область      
Ростовская область      

 

Наиболее разветвленной сетью дорог характеризуются Аксайский, Семикаракорский, Азовский и Октябрьский районы. Наименее обеспечены автомобильными дорогами восточные и юго-восточные районы Ростовской области: Заветинский, Морозовский, Ремонтненский, что сдерживает освоение территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития.

Острой проблемой является состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах Ростовской области. В настоящее время на региональных дорогах эксплуатируется 420 мостов и путепроводов протяженностью 24 200 м, из которых 37 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии.

Федеральные дороги на всем своем протяжении имеют капитальный тип дорожной одежды и по своим техническим параметрам на 2/3 соответствуют нормативам I – II категории. Параметры региональных и межмуниципальных дорог области в основном соответствуют нормативам III – IV категории.

Протяженность и структура региональных и межмуниципальных дорог области по категориям представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Структура автомобильных дорог общего пользования Ростовской области регионального и межмуниципального значения по категориям [71]

Наименование показателя Протяженность, км
всего в том числе по категориям:
I II III IY Y внекате-горий-ные
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги 7 494,4 6,3 574,7 1 163,3 5 568,7 35,0 146,4
из них: региональные 4 311,1 6,3 530,5 980,6 2 663,2 16,3 114,2
межмуниципальные 3 183,3   44,2 182,7 2 905,5 18,7 32,2

 

Протяженность и структура региональных и межмуниципальных дорог области по типам покрытий представлены в табл. 3.3.

Доля дорог с усовершенствованным типом покрытия в Ростовской области составляет 93,3 процента от общей протяженности региональных и межмуниципальных дорог. Из общей протяженности сети региональных и межмуниципальных дорог по состоянию на 1 января 2010 года на 146,4 км, или 2,0 процента, твердое покрытие отсутствует. Местные дороги находятся в муниципальной собственности районов области и обслуживают местные связи. Протяженность автодорог общего пользования местного значения на начало 2010 года составила 7 743,0 км, или 48,5 процента от всей протяженности автодорог общего пользования на территории Ростовской области. Параметры дорог местного значения соответствуют нормативам IV – V категорий, на 21,5 процента общей протяженности отсутствует твердое покрытие. На дорогах с покрытием последнее часто требует усиления, имеет место несоответствие по геометрическим и другим параметрам. Наиболее проблемными по причине отсутствия связи сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием являются следующие районы: Азовский, Зимовниковский, Красносулинский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Тарасовский, Целинский и Чертковский.

Таблица 3.3

Структура автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения по типам покрытий Ростовской области [72]

Наименование показателя Протяженность, км
Всего в том числе по типам покрытий:
усовершенствованные переходные низшего и грунто-вого типа
цементно-бетонные асфальто-бетонные обрабо-танные щебнем
Региональные и межмуниципаль-ные автомобильные дороги 7 493,0 55,1 6 877,8 60,1 353,6 155,2
из них: региональные 4 311,1 51,2 3 992,2 31,9 119,2 116,6
межмуниципаль-ные 3 183,3 3,9 2 886,9 28,1 225,8 38,6

 

Наиболее актуальные проблемы автодорожного комплекса Ростовской области:

- значительная часть автомобильных дорог общего пользования работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки: 35,7 процента протяженности федеральных, 34,4 процента – региональных и 50,1 процента – межмуниципальных дорог не соответствуют по основным техническим параметрам существующей интенсивности движения;

- недостаточно развита сеть федеральных дорог: их протяженность в границах области составляет всего 4,5 процента от протяженности дорог общего пользования, в то время как по федеральной сети осуществляется порядка 40 процентов областного грузопотока;

- особенно недостаточен уровень развития сети в восточных районах области, а также в сельской местности, что сдерживает развитие агропромышленного комплекса, замедляет темпы социально-экономического развития в целом;

- недостаточно количество обходов для вывода транзитного транспорта из города Ростова-на-Дону и других муниципальных образований в Ростовской области;

- отсутствуют дублеры основных въездов в город Ростов-на-Дону, параметры въездных магистралей не соответствуют сложившимся размерам транспортных потоков, что приводит к перегрузке дорог, особенно в период летних «пиковых» нагрузок;

- в целом по области доля дорог IV, V и внекатегорийных составляет около 80 процентов, при этом 1,3 процента дорог общего пользования не имеют твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта, особенно с большими осевыми нагрузками;

- 306 муниципальных образований в Ростовской области с общей численностью проживающего в них населения 39 834 человек не имеют круглогодичного проезда к дорогам общего пользования;

- неудовлетворительное состояние автодорожных мостов и путепроводов, более трети мостов требуют реконструкции или замены;

- наблюдается рост уровня аварийности на сети дорог общего пользования вследствие опережения темпов роста интенсивности движения по сравнению с увеличением пропускной способности дорог области;

- существует острая нехватка средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования;

- отсутствие необходимого финансирования (11,7 процента от норматива) снизили объемы капитального ремонта и выполнение работ, связанных с содержанием автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Перечисленные проблемы дорожного комплекса Ростовской области ставят в число первоочередных задач реализацию проектов по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, приведение технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения.

Автомобильный транспорт

Анализ современного состояния и проблем развития автомобильного транспорта в области показывает, что в этой сфере в последние годы произошли серьезные изменения. Численность легковых автомобилей, зарегистрированных в области, продолжала расти и в кризисный 2009 год (с 920,7 тыс. единиц до 974,5 тыс. единиц) однако более медленными темпами по сравнению с 2007 годом и 2008 годом. Количество грузовых автомобилей, напротив, несколько сократилось со 169,5 тыс. единиц до 168,7 тыс. единиц. Динамика численности автомобильного парка и его структура по состоянию на 1 января 2010 года представлена в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Динамика численности автомобильного парка Ростовской области, на конец года [73]

Наименование автотранспорта Численность автомобильного парка Ростовской области по годам, тыс. автомобилей/в процентах к итогу
2000 год 2002 год 2005 год 2007 год 2008 год 2010 год
Всего 798,24 859,40 906,4 1 029,06 1 114,02 1 165,84
В том числе: грузовые 145,39 150,79 156,96 163,10 169,53 168,73
легковые 635,67 688,97 728,46 843,14 920,73 974,48
автобусы 17,18 19,64 21,01 22,82 23,76 22,63

 

В целом за рассматриваемый период среднегодовой темп роста численности автопарка области составил, в процентах:

- всего – 4,3,

- грузовые – 1,7,

- легковые– 4,9,

- автобусы – 3,1.

Данные о численности автопарка Ростовской области и показатели степени автомобилизации населения по состоянию на 1 января 2010 года представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Степень автомобилизации населения Ростовской области [74]

Наименование территории Количество автомобилей, единиц/в процентах к итогу Уровень автомобилизации (единиц на 1 000 жителей)
всего в том числе
грузовые легковые автобусы
Всего по области 1 165 837 168 727 14,5 974 478 83,6 22 632 1,9  
в том числе: Ростов-на-Дону 337 607 39 557 11,7 292 218 86,6 5 832 1,7  

 

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности в 2009 году превысил 16 млн. тонн. Увеличение средней дальности перевозок определило рост грузооборота по сравнению с 2008 годом на 2,2 процента. Перевозки грузов крупными и средними автотранспортными предприятиями за январь-декабрь 2009 года во внутригородском и пригородном сообщениях составили 48 процентов общего объема перевозок грузов, в междугородном сообщении – 52 процента, в международном сообщении перевозки грузов не осуществлялись. Изменение структуры грузооборота по видам сообщения в 2007-2009 годах представлено на рис. 3.5.

 

Рисунок 3.5. Структура грузооборота крупных и средних автопредприятий Ростовской области за 2007-2009 годы по видам сообщения, в процентах [75]

На автомобильный транспорт приходится ежегодно до 98 процентов общего объема пассажирских перевозок в Ростовской области. За 2009 год автотранспортом предприятий перевезено 383,77 млн. чел. Пассажирооборот составил 4 259,7 млн. пас./км. Структура общего объема перевозок пассажиров по видам сообщения в течение ряда лет оставалась стабильной. Доля перевозок во внутригородском сообщении составляла около 88 процентов, в пригородном – 10-11 процентов, в междугородном и международном – 1,0 процента. Структура пассажирооборота автомобильного (автобусного) транспорта за 2007-2009 годы по видам сообщения приведена на рис. 3.6.

 

Рисунок 3.6. Структура пассажирооборота автотранспорта Ростовской области по видам сообщения в 2007-2009 годах [76]

Основными проблемами развития автомобильного транспорта Ростовской области являются: - отсутствие современных автоматизированных систем управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;- высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомобильных магистралях;- сверхнормативный износ парка городских и пригородных автобусов;

- необеспеченность спроса на качественные пассажирские перевозки пассажирским транспортом в городах и пригородных зонах;

- несовершенство законодательной и нормативной правовой базы для создания конкурентных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных грузовых перевозок.

 

Железнодорожный транспорт

Общая эксплуатационная длина железных дорог на территории Ростовской области составляет 1 841 км, густота железнодорожной сети области – 18,2 км на 1 000 кв. км. Около трети объема перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом ЮФО приходится на Ростовскую область. Отправление грузов по Ростовской области в предкризисные 2003-2008 годы выросло с 20,7 млн. тонн до 27,7 млн. тонн в год. Среднегодовой рост выгрузки грузов по станциям Ростовской области в предкризисные 2003-2008 годы составили 4,2 процента (с 17,4 млн. тонн до 21,1 млн. тонн). Существующая железнодорожная инфраструктура в целом обеспечивает современные потребности населения и предприятий в перевозке грузов и пассажиров. В то же время износ основных фондов на железнодорожном транспорте Ростовской области составляет более 32 процентов, что выше среднероссийского, равного 29,1 процента.

 

К основным проблемам железнодорожного транспорта в регионе относятся:

- недостаточная пропускная способность Ростовского железнодорожного узла;

- спад объемов пригородных пассажирских перевозок;

- недостаточное использование потенциала промышленного железнодорожного транспорта в городах области;

- низкая конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;

- дефицит современных транспортно-логистических центров и мощностей терминально-складского хозяйства;

- высокий уровень износа основных фондов;

- незавершенный процесс структурного реформирования отрасли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.105 с.)