Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и молодёжная политика

Поиск

 

Развитие сферы культуры

Культура как самостоятельная отрасль по своей структуре неоднородна и представляет собой сферу библиотечного, клубного, музейного дела, творческих союзов, театров, кино, концертных организаций, памятников истории и культуры, образовательных учреждений Ростовской области.

Сфера культуры Ростовской области, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку и получавшая ее по остаточному принципу, оказалась наименее подготовленной к новым формам экономической деятельности, основанным на конкуренции. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности – продюсерских фирм, бирж (ярмарок), частных киноплексов, фондов, негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства характерно исключительно для крупных городов.

Реформы системы государственного управления, проводимые в Российской Федерации, привели к перераспределению расходных полномочий в сфере культуры между различными уровнями исполнительной власти Ростовской области. Их результатом явилось включение базовых общественных услуг культуры наряду с муниципальными районами и городскими округами в сферу расходных полномочий поселений. В результате учредителями 79,3 процента учреждений культуры являются администрации поселений, которые, как показывает анализ, не имеют достаточных средств для реализации полномочий в сфере культуры.

Невысокий уровень качества, неравномерность предоставляемых услуг в муниципальных образованиях, отставание сферы культуры в использовании современных технологий по обеспечению доступа к информации и культурным ценностям порождают социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи и в целом оказывают негативное влияние на социальное самосознание населения, особенно в условиях экономического кризиса.

В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации деятельности областных органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, творческих союзов, индивидуальных субъектов культурной деятельности.

Анализ основных показателей, характеризующих динамику развития сферы «Культура», свидетельствует о закреплении негативных процессов в разрезе традиционных видов массовых услуг культурно-досугового характера.

За 7 лет с 2004 по 2010 годы в Ростовской области количество учреждений культурно-досугового типа сократилось на 7 процентов и составило на конец 2010 года 1 346 единиц. Более чем на 10 процентов за тот же период сократилось количество библиотек, при этом численность зарегистрированных пользователей в целом осталась на прежнем уровне (табл. 6.10). Показатель, характеризующий обновление библиотечных фондов общедоступных библиотек, сократился с 723,9 тыс. экземпляров новых поступлений в 2004 году до 393,8 в 2010 году, что в целом свидетельствует о негативных тенденциях в системе библиотечного дела Ростовской области. Темпы создания и развития электронно-цифровых библиотечных фондов открытого доступа в Ростовской области не соответствуют динамике увеличения пользователей.

Таблица 6.10

Характеристика работы библиотечной сети Ростовской области в 2004-2010 годах [102]

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Число библиотек, единиц 1 222 1 184 1 174 1 155 1 149 1 137 1 098
Численность зарегистрированных пользователей в общедоступных (публичных) библиотеках (на конец года), тыс. чел. 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7
Книжный фонд общедоступных (публичных) библиотек (на конец года), тыс. экземпляров 29,6 28,8 28,4 27,7 27,1 26,5 25,7
Число экземпляров книжного фонда в среднем на одного пользователя (на конец года), экз. 17,4 16,9 16,6 16,2 15,9 15,8 15,5

Вместе с тем в Ростовской области за период с 2004 по 2010 годы наблюдается рост количества музеев в 1,7 раза, в результате чего их число достигло на конец 2010 года 48 единиц (табл. 6.11). При этом общее число посетителей музеев сократилось на 1,5 процента, что в условиях роста количества музеев и музейных ценностей свидетельствует о росте конкуренции на рынке данного вида услуг. Перспективы развития данного рынка связаны, прежде всего, с растущим рынком туристских услуг, при ограничивающем влиянии платёжеспособного спроса и принятых моделей проведения досуга и отдыха.

Таблица 6.11

Характеристика работы музеев в Ростовской области в 2004-2010 годах [103]

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Число музеев (на конец года), единиц              
Число посещений музеев, тыс. посещений 1 525,3 1 502,2 1 556,4 1 523,3 1 516,3 1 491,9 1 502,5

 

С 2004 года по 2010 год число посещений ростовских театров сократилось на 4,4 процента, при том что их количество сохранялось неизменным на всём протяжении анализируемого периода (табл. 6.12). На этом рынке также растёт конкуренция за посетителей, финансовое положение театров в значительной мере будет зависеть от способности их творческих коллективов предлагать уникальные творческие проекты.

 

Таблица 6.12

Характеристика работы профессиональных театров в Ростовской области в 2004-2010 годах [104]

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Число профессиональных театров (на конец года), единиц              
Численность зрителей театров тыс. человек 595,1 596,3 595,1 611,4 601,7 560,4 568,7

 

Вместе с тем более всех пострадал самый массовый культурно-досуговый сектор – число киноустановок с платным показом (на конец года) в 2010 году по сравнению с сопоставимым периодом 2004 года сократилось на 35,4 процента и составило 230 единиц (табл. 6.13). Строительство новых крупноформатных кинозалов в Ростовской области не компенсировало общее сокращение и деградацию материально-технической базы массового кинопроката.

Таблица 6.13

Характеристика работы кинотеатров в Ростовской области в 2004-2010 годах [105]

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Число киноустановок с платным показом (на конец года), единиц              

Таким образом, ключевыми проблемами в сфере культуры Ростовской области являются:

1. Внутриобластная неравномерность обеспечения населения Ростовской области услугами учреждений культуры. Устойчивое сокращение сети муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек, в первую очередь, в сельской местности (за последние три года число клубов уменьшилось на 31 ед., библиотек – на 48 ед.). Снижение качества и количества услуг, предоставляемых населению.

2. Систематическое недофинансирование сферы привело к разрушению и утрате многих объектов культурного наследия, неудовлетворительному состоянию сохранности предметов музейного и редкого библиотечного фондов, при этом наиболее острой эта проблема является для сельских муниципальных образований и небольших городов Ростовской области.

3. Утрата частью населения, особенно молодежью, основ традиционной народной культуры.

4. Отсутствие реальной социальной значимости работников сферы культуры, проявляющееся, прежде всего, в низком уровне заработной платы работников учреждений культуры, способствует оттоку и повышению среднего возраста ценных профессиональных кадров.

5. Критический износ материально-технической базы, аварийное состояние зданий муниципальных учреждений культуры, объектов культурного наследия.

6. Низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Стратегические цели развития отрасли культуры Ростовской области включают в себя:

1. Сохранение исторического и культурного наследия области.

2. Формирование единого культурного пространства, создание условий для выравнивания доступа населения к культурным ценностям, информационным ресурсам и пользованию учреждениями культуры.

3. Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала Ростовской области.

Для достижения стратегических целей развития необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить сохранность и возможность использования действующих объектов исторического и культурного наследия, музейных и библиотечных фондов;

- обеспечить сохранность и осуществлять популяризацию многонационального культурного наследия народов Дона;

- обеспечить равный доступ населения области к услугам учреждений культуры, информации и культурным ценностям, включая российское и мировое культурное наследие, современной национальной и мировой культуре, глобальным информационным ресурсам;

- обеспечить доступность культурных продуктов и услуг для граждан с ограниченными возможностями, расширение их участия в культурной деятельности;

- создать условия для повышения качества и конкурентоспособности услуг сферы культуры;

- обеспечить воспроизводство и развитие творческого потенциала области;

- сохранить и развить систему образования в сфере культуры;

- обеспечить сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных художественных промыслов;

- выполнить полную компьютеризацию и информатизацию отрасли;

- модернизировать и развить инфраструктуру отрасли;

- осуществить продвижение достижений и культурного наследия Ростовской области на российское и мировое культурное пространство;

- обеспечить совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры области;

- поддержать развитие культуры муниципальных образований области;

- развить детское творчество, организовать адресную поддержку профессионального искусства и литературы, народного творчества и национальных культур, народных промыслов и ремесел;

- добиться взаимодействия учреждений культуры с научными и образовательными организациями;

- создать пространства для диалога между представителями различных духовных конфессий.

Для решения ключевых проблем, реализации стратегических целей и задач в сфере культуры Ростовской области необходимо:

1. Усовершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность отрасли, в частности, закон о библиотечном деле, внести изменения в закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).

2. Реформировать систему управления отраслью и использовать программно-целевые методы, направленные на повышение эффективности и результативности принимаемых решений.

3. Полностью перейти на планирование работы органов управления учреждениями культуры, опираясь на систему краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития отрасли.

4. Увеличить расходы на культуру, сконцентрировать бюджетные средства на решении приоритетных задач, повысить уровень обеспеченности населения бюджетными услугами.

5. Усовершенствовать стандарты качества услуг, а также расширить возможности оказания услуг населению, предоставляемых в сфере культуры.

6. Продолжить развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов и предпринимателей, в том числе путем расширения полномочий попечительских советов, налаживание политики постоянного взаимодействия между культурой и бизнесом.

7. В целях воспроизводства кадрового потенциала отрасли, поддержания знаний специалистов учреждений культуры в актуальном состоянии обеспечить:

- совершенствование системы профессионального художественного образования, предполагающее непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

- условия сохранения и развития сети учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства и учреждений дополнительного образования детей;

- совершенствование системы выявления и поддержки талантливой молодежи путем отбора на конкурсах и фестивалях, учреждение грантов, создание специальных баз данных;

- сохранить и усовершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры, на основании мониторинга уровня подготовки профессионального состава специалистов отрасли.

8. Создать систему мониторинга и контроля реализации стратегических целей и задач, в том числе посредством оценки общественного мнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.011 с.)