Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности



Экологическая ситуация в Ростовской области напрямую связана с тем, что она относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.

В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов ЮФО. К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, деградация почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель.

В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 166,8 кг/год, в Краснодарском крае – 168,8 кг/год, в Волгоградской области – 202,4 кг/год. [112]

По показателю «доля площади особо охраняемых природных территорий в общей площади субъекта» Ростовская область (2,2 процента) уступает Астраханской области (4,5 процента), Волгоградской области (8,6 процента), Республике Калмыкия (14,3 процента), Республике Адыгея (14,8 процента), Краснодарскому краю (23,3 процента). Лесистость Ростовской области ниже, чем в среднем по ЮФО.

При этом необходимо выделить территории с наиболее высокой экологической нагрузкой, как, например, Восточный Донбасс. Проблемы Восточного Донбасса характерны только для Ростовской области и во многом являются определенным риском для обеспечения экологической безопасности региона.

Особое место среди потенциально опасных с экологической точки зрения объектов занимает единственная на территории ЮФО Ростовская атомная станция. От должного уровня безопасности на данном объекте зависит экологическая безопасность не только Ростовской области, но и значительной части России, а также прилегающих территорий зарубежных стран.

Ключевые экологические проблемы в сфере охраны окружающей среды, водохозяйственного комплекса и обеспечения экологической безопасности Ростовской области включают в себя:

1. Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.

Прежде всего, это связано с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и другими причинами. Площадь территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса составляет более 89 тыс. га.

Основными источниками загрязнения рек являются шахты: «Глубокая», «им. Красина», «им. Кирова», «№15 шахтоуправление «Несветаевское», «Комиссаровская», «Восточная», шахтоуправление «Краснодонецкое», «Тацинская». По ориентировочным данным полное затопление указанных шахт возможно к 2017 году. Кэтому времени и следует ожидать максимального проявления негативных процессов, сопровождающих затопление шахт.

2. Проблема утилизации отходов производства и потребления.

Из всех образующихся на территории области отходов производства и потребления используется и обезвреживается только 5,6 процента. Остальная часть размещается на полигонах и свалках, последние зачастую являются несанкционированными. Охват населения услугой по сбору и вывозу отходов составляет в среднем по Ростовской области всего 60 процентов. Во многих муниципальных районах данный показатель меньше 10 процентов. Для решения проблемы обращения с отходами производства и потребления необходима разработка комплексной системы управления отходами.

3. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в области увеличивается количество автотранспорта и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.

Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет порядка 20 процентов от общего объема выбросов, а от автотранспортных средств – около 80 процентов.

По результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями практически для всех крупных городов (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране уровнями загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха бензопиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества.

В трех городах Ростовской области: Азове, Новочеркасске, Ростове-на-Дону – уровень загрязнения воздуха очень высокий, в городе Волгодонске – высокий, в городах Таганрог и Шахты – повышенный, в городе Цимлянске – низкий. В остальных населенных пунктах области мониторинг за состоянием атмосферного воздуха не проводится.

4. Загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, заиление русел малых рек, абразия берегов водных объектов.

Практически все водоисточники Ростовской области как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений области.

Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон и малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды по бассейну реки Дон колеблется от «умеренно-загрязненной» до «очень грязной». Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди.

Причинами загрязнения водных объектов являются: сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, несоблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В настоящее время состояние водных объектов области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов.

Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Указанные процессы формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению водных объектов.

На территории Ростовской области расположено 1 576 напорных гидротехнических сооружений (далее – ГТС), из них 821 сооружение не имеет собственника, 280 гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. На многих сооружениях отсутствуют службы эксплуатации. Анализ ситуации показывает, что за последние 20 лет уровень технической безопасности ГТС существенно снизился, что чревато возникновением чрезвычайных ситуаций со значительным ущербом населению и экономике области. Таким образом, необходимо проведение мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса.

5. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса.

В настоящее время рост промышленного производства и особенно увеличение объемов жилищного и промышленного строительства привели к повышению спроса на местное минеральное сырье для строительной индустрии. Приоритетным является использование ранее не востребованных промышленностью видов сырья и расширение спектра применения нетрадиционных для Ростовской области видов полезных ископаемых (кремнисто-карбонатно-глинистые породы), что требует проведения работ по их разведке.

Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков. В ряде районов области, имеющих дефицит водных ресурсов, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества.

Не менее важной проблемой является переоценка количественных и качественных параметров ресурсов месторождений пресных подземных вод, утвержденных в 60-70-х годах прошлого века, срок действия запасов которых истек. Для обеспечения устойчивого функционирования и создания основы для развития таких водозаборов необходимо проводить работы по переоценке запасов с утверждением их Государственной комиссией запасов.

Вместе с тем обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

6. Сохранение биологического разнообразия.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий. На территории Ростовской области расположены следующие особо охраняемые природные территории, тыс.га:

– государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» – 9,4648;

– государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» – 44,998;

– 70 памятников природы областного значения – 20,473113;

– 6 памятников природы местного значения – 6,65;

– особо охраняемая природная территория местного значения «Зона сотрудничества с государственным природным биосферным заповедником «Ростовский» – 100 тыс. га.

По рекомендациям Международного союза охраны природы, площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Общая площадь особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории области составляет 222,541043 тыс. га, или 2,2 процента от общей площади области. Для сравнения в целом по России данный показатель зафиксирован на отметке 9,8 процента от общей площади суши, в ЮФО – 10,6 процента.

Увеличение общей площади особо охраняемых природных территорий области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ. Мероприятия в рамках ведения Красной Книги Ростовской области относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания.

7. Деградация почвенного покрова, выжигание сухой растительности. Недостаточность озеленения крупных городов.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами, загрязнение тяжелыми металлами.

Актуальной проблемой для Ростовской области остается выжигание сухой растительности. Ежегодно на территории Ростовской области регистрируется около 5-7 тысяч случаев возгорания сухой растительности. Площадь выжигания составляет около 20 тыс. га ежегодно.

В крупных городах Ростовской области наблюдается нехватка озелененных территорий. Так, доля фактической обеспеченности зелеными насаждениями от нормативной обеспеченности зелеными насаждениями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Азове, Батайска ниже 50 процентов.

8. Отсутствие системы экологического образования.

Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

9. Размещение производственных сил с учетом экологической составляющей. Внедрение наилучших доступных технологий.

Размещение на территории области производственных объектов должно осуществляться с учетом экологических требований:

– учет наличия на территории области достаточного объема природных ресурсов (полезные ископаемые, водные ресурсы) для обеспечения производства;

– размещение производственных объектов вблизи объектов размещения отходов производства и потребления, или создание таких объектов как части производства;

– оценка возможности водоснабжения и водоотведения с помощью существующих инженерных коммуникаций или строительства сооружений, обеспечивающих водоподачу и очистку сточных вод;

– внедрение на производстве только наилучших существующих технологий. Особую актуальность данные вопросы принимают в связи со строительством 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС. Также нерешенным остается вопрос воздействия на окружающую среду строительства канала «Евразия» или 2-й нитки Волго-Донского судоходного канала. При этом остается неясным вопрос достаточности водных ресурсов в бассейне Нижнего Дона.

10. Адаптация к изменяющимся климатическим условиям.

Для обеспечения безопасного и устойчивого развития Ростовской области в условиях изменяющегося климата необходимо принять превентивные меры для эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления и адаптации различных секторов экономики, населения и окружающей среды в условиях изменения климата.

На основании Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года №1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации», и принимая во внимание решение 20 заседания 4 созыва Законодательного собрания Ростовской области от 18 декабря 2009 года в рамках «правительственного часа» по вопросу «Об обеспечении экологической безопасности на территории Ростовской области», необходимо разработать концепцию экологической безопасности Ростовской области.

Для решения проблем, связанных с обращением отходов в Ростовской области, необходимо разработать региональную стратегию (концепцию) создания комплексной системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами на краткосрочную и долгосрочную перспективу, создание экономически обоснованной и экологически безопасной системы санитарной очистки территории Ростовской области. Для этого в Ростовской области на первом этапе должны быть разработаны генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Ростовской области. На втором этапе планируется разработать научно-обоснованную концепцию обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами в Ростовской области на период до 2020 года, на третьем – единую схему межмуниципального размещения природоохранных объектов комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области. На четвертом этапе предполагается разработать областную целевую программу «Управление отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области». Одновременно рассматривается вопрос по созданию перерабатывающего комплекса в Октябрьском районе.

 

Стратегической целью в области экологии региона является сохранение природных комплексов, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Ростовской области и России в целом.

Для реализации стратегической цели необходимо:

1. Обеспечить защищенность окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе за счет стимулирования внедрения наилучших доступных технологий.

2. Осуществить оценку состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Обеспечить защиту территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, а также оздоровление экологической обстановки на водных объектах.

4. Обеспечить сырьевые потребности хозяйственного комплекса и создать условия для повышения эффективности использования недр Ростовской области.

5. Сохранить биологическое разнообразие.

6. Повысить экологическую культуру населения.

7. Ликвидировать объекты накопленного экологического ущерба.

Одним из важных шагов на пути решения обозначенных проблем является разработка концепции экологической безопасности Ростовской области на период до 2020 года.

 

Ожидаемые результаты и ключевые мероприятия по решению экологических проблем Ростовской области на период до 2020 года [113]

№ п/п Ожидаемые результаты Мероприятия Срок реализации, год
1. Оздоровление водных объектов. Планируется расчистить не менее 60 км. русел рек. Оздоровление водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод в бассейнах рек Чир, Тузлов, Калитва, Глубокая, Кагальник Азовский. 2011-2020
Реализация мероприятий, направленных на оздоровление бассейна реки Северский Донец, в том числе в рамках проекта целевой межгосударственной программы «Северский Донец». 2012-2016
2. Обеспечение безопасности потенциально-опасных и аварийных гидротехнических сооружений. Планируется отремонтировать и реконструировать 35 гидротехнических сооружений. Капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, требующих первоочередного принятия мер. 2011-2016
Определение собственников всех бесхозяйных ГТС, расположенных на территории Ростовской области. 2011-2013
3. Создание условий по использованию для водоснабжения подземных вод в 8 районах области. Поиски, оценка, разведка и переоценка запасов подземных вод на территории Ростовской области. 2016-2020
4. Развитие системы экологического мониторинга. Осуществление мониторинга и контроля качества окружающей среды. 2011-2020
Проведение мониторинга водных объектов в бассейнах рек Чир, Тузлов, Калитва, Глубокая, Кагальник Азовский. 2011-2020
Разработка и внедрение автоматизированной системы управления природопользованием и охраной окружающей среды региона, направленной на принятие управленческих решений и выполнение стратегических и оперативных задач обеспечения улучшения качества окружающей среды в условиях развития и модернизации экономики региона. 2011-2013
5. Увеличение площади особо охраняемых природных территорий до 3,9 процента от площади Ростовской области. Сохранение «краснокнижных» видов. Обеспечение функционирования существующих особо охраняемых природных территорий и расширение сети особо охраняемых природных территорий путем создания на территории Верхнедонского и Шолоховского районов природного парка «Среднедонской». 2012-2015.
Осуществление ведения Красной книги Ростовской области, в том числе ее переиздание в 2014 году. 2011-2020
6. Снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Ликвидация накопленного экологического ущерба. Разработка концепции экологической безопасности Ростовской области. 2014-2015
Реализация мероприятий по берегоукреплению (Азовское море, Таганрогский залив и другие водные объекты). 2011-2020
Выполнение комплекса мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающего мероприятия по ликвидации экологических последствий массовой ликвидации шахт Восточного Донбасса. 2011-2015
Научно-исследовательской работы по теме: «Региональная комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области».  
Строительство межмуниципальных полигонов для размещения отходов производства и потребления. 2012-2020
Ликвидация пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.  
Решение проблем с сульфатными полями Волгодонского химического завода.  
Строительство очистных сооружений канализации. Строительство ливневой канализации. 2012-2020
Внедрение на предприятиях области наилучших доступных технологий. 2012-2020
7. Меры адаптации хозяйственного комплекса Ростовской области в условиях изменяющегося климата.   Комплексная оценка тенденций изменения климатических условий на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 года) периоды для предупреждения возможных негативных последствий для окружающей среды и экономики области. Разработка мероприятий направленных на минимизацию негативных последствий изменения климата для основных отраслей экономики: сельского хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и других отраслей. 2011-2012
8. Повышение уровня экологической культуры. Реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, в том числе повышение квалификации лиц, уполномоченных принимать управленческие решения, организация детско-юношеского экологического движения. 2011-2020

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.038 с.)