ЭТАПЫ и ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭТАПЫ и ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА



ЭТАПЫ и ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

Доцент, к.э.н. Драган А.В.

Москва


Содержание

Введение

1. Назначение и область применения

2. Нормативные ссылки

3. Основные принципы экологического аудита

4. Общие правила, порядок и процедуры проведения экологического аудита на промышленных объектах

4.1. Общие положения

4.2. Подготовительный этап

4.3. Основной этап

4.4. Заключительный этап

Приложения

Приложение 1 Формирование критериев экологического аудита

Приложение 2 Программа экологического аудита промышленного объекта

Приложение 3 Перечень запрашиваемой документации

Приложение 4 Рекомендации по составлению договора на проведение экоаудита

Приложение 5 Практические рекомендации по проведению совещаний группы экоаудита с руководящим составом аудируемого объекта

Приложение 6 Вопросы для сбора информации по экологическому аудиту действующих промышленных объектов

Приложение 7. Рабочие документы этапа натурного обследования объекта экоаудирования

Приложение 7 Форма аудиторского протокола по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия

Приложение 8 Форма аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия

Приложение 9 Исходные аналитические данные для проведения экологического аудита и составления протокола аудита

Приложение 10 Рекомендации по составлению экоаудиторского Заключения

Приложение 12 Типовая схема отчета по экологическому аудиту


 

Введение

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Приемы экологического аудита позволяют определять приоритетные экологические проблемы аудируемого объекта, оценивать риск (вероятность) их возникновения и намечать пути их решения. Это особенно актуально для объектов, которые в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ [8] отнесены к категории опасных производственных объектов; при оценке эффективности инвестиционных проектов; при приватизации, реструктуризации и реализации инвестиционных проектов; внедрении системы управления качеством окружающей среды согласно международным стандартам; при изучении, использовании, освоении, охране и воспроизводстве природных ресурсов (объектов); при сертификации по экологическим требованиям и так далее.

Использование результатов аудита может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации на промышленном объекте, способствуя:

- разработке основы для последовательного повышения эффективности использования природных ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия промышленного объекта на окружающую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств, а также методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;

- обоснованию необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, наносящих наибольший вред окружающей среде;

- предотвращению развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций, разработке рекомендаций по своевременному их разрешению;

- созданию информационной основы для повышения эффективности других видов экологической деятельности на объекте: экологического контроля и мониторинга, экологического страхования, экологической сертификации и т. д.;

- повышению достоверности экологической информации;

- оценке эффективности существующих локальных, территориальных, федеральных систем и механизмов экологического контроля и управления, обоснованию предложений по их дальнейшему развитию;

- формированию необходимых исходных данных для разработки и реализации многоцелевых долгосрочных производственных, территориальных и федеральных экологических программ.

Разумеется, экологический аудит в большей степени определяет и оценивает проблемы, нежели их решает. Но, опираясь на независимые квалифицированные оценки, нетрадиционные подходы, комплексное рассмотрение проблем, выяснение приоритетов и направлений сосредоточения усилий, экологический аудит позволяет быстрее и легче получать реальные результаты.

Введение и развитие экологического аудита обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности регулирования использования экологически опасных технических средств, технологий, веществ и материалов на объекте, решения экологических проблем трансграничного характера, анализа и оценки состояния природных и производственных комплексов, повышения ответственности за ущерб окружающей среде.

Неудовлетворительное качество окружающей среды на промышленных объектах требует принятия эффективных мер, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Российские стандарты ИСО серии 14000 и 19000, посвященные вопросам экологического аудита, представляют собой аутентичные переводы соответствующих международных стандартов. Они не адаптированы к российскому законодательству и не учитывают специфические особенности объектов аудита. В связи с этим их прямое использование при проведении экоаудиторских проверок крайне затруднительно.

Настоящая Методика проведения экологического аудита учитывает международный и отечественный опыт экоаудиторской деятельности, специфические особенности объектов, подлежащих проверке, и предъявляемые к ним требования законодательных и подзаконных актов Российской Федерации. В Методике раскрыты организационные и процедурные вопросы проведения экологического аудита на промышленных объектах. Кроме того, рассмотрены вопросы подбора аудиторской команды и распределения обязанностей, принятия критериев для оценки полученных результатов, составления программ аудиторских проверок, подготовки типовых схем, протоколов, анкет и другой аудиторской документации, даны рекомендации по организации работы на объекте, выбору направлений и глубины проверки, интерпретации полученных результатов, выработке корректирующих мероприятий, подготовке аудиторского заключения.


Назначение и область применения

Настоящие Материалы определяют цели, задачи и порядок проведения экологического аудита промышленных объектов в соответствии с системой стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 и 19000.

Материалы предназначены для использования экоаудиторскими организациями, осуществляющими экологический аудит промышленных объектов.

Материалы разработаны с учетом требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и может дополняться и изменяться по мере появления новых и изменения действующих нормативных актов.

Нормативные ссылки

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. № 2061-1 (с изменениями от 21.02.92 г. и 02.06.93 г.).

3. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

5. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103-1.

6. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ.

7. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с изменениями от 3 марта 1995 г., от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г.).

8. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

9. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33‑Ф3 «Об особо охраняемых территориях».

10. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г.).

11. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

13. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

14. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

15. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. № 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности».

19. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»

20. ГОСТ 17.0.0.04-90. Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения

21. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы

22. ГОСТ Р ИСО 140010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»

23. ГОСТ Р ИСО 140011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»

24. ГОСТ Р ИСО 140012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»

25. ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»

Общие положения

4.1.1. Экологический аудит проводят аккредитованные в установленном порядке организации по экологическому аудиту, в составе которых имеется не менее трех прошедших специальную подготовку и аттестованных в установленном порядке аудиторов.

4.1.2. Номенклатура объектов, подлежащих экологическому аудиту, определяется в соответствии с договором на проведение экологического аудита между заказчиком (клиентом) и организацией по экологическому аудиту, или в порядке проведения внешнего аудита в соответствии с решением специально уполномоченных органов.

Рис. 1. Виды экологических аудитов

4.1.3. Экологический аудит организуется как комплекс унифицированных действий, обеспечивающих независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит как вид деятельности включает в себя комплекс организационных, научных, методических и других мероприятий (действий) и может проводиться на всех стадиях хозяйственной деятельности объекта.

В качестве объектов экологического аудита может рассматриваться хозяйственная и иная деятельность, в том числе прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, население, а также результаты деятельности.

Экологический аудит развивается как систематизированный процесс получения, изучения, оценки экологической и иной информации об аудируемом объекте на основе осуществления независимой вневедомственной проверки его соответствия или несоответствия определенным критериям.

В качестве критериев в установленном порядке выделяются количественные или качественные показатели (признаки), основанные на экологических требованиях законодательных и подзаконных нормативных актов и устанавливаемые индивидуально в каждом случае экологического аудита в зависимости от конкретных целей его проведения и специфических характеристик аудируемого объекта.

4.1.4. В общем случае экологический аудит проводится в три этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

 

Подготовительный этап

4.2.1. Инициирование проведения экоаудита осуществляется заказчиком (клиентом) на проведение экоаудита. При возникновении у клиента потребности в проведении экоаудита в той или иной области деятельности промышленного объекта, связанной с воздействием на окружающую среду, охраной окружающей средой и природопользованием, им формулируются цели и задачи экоаудита и избирается экоаудиторская фирма (или отдельные аудиторы-экологи). После этого клиент совместно с экоаудиторской фирмой или самостоятельно (в случае привлечения отдельных аудиторов-экологов) назначает Ведущего аудитора-эколога.

4.2.2. Для проведения работ по экологическому аудиту в каждом конкретном случае клиентом совместно с экоаудиторской фирмой создается группа аудита. В каждую группу по экоаудиту дополнительно включаются аудиторы-экологи или технические специалисты, эксперты, обладающие знаниями в области деятельности, в которой проводится аудиторская проверка, если ни один из аудиторов-экологов не обладает достаточными знаниями в проверяемой области деятельности. Число и состав членов группы определяется исходя из определенного клиентом периода времени, в течение которого должен быть проведен экоаудит, сложности аудируемого объекта и поставленных целей и задач перед экоаудитом.

4.2.3. Решение вопроса об использовании внешних или внутренних (являющихся сотрудниками аудируемой организации) членов группы экоаудита отдается на усмотрение клиента. Член группы экоаудита, выбранный из персонала аудируемой организации, не должен быть подотчетен тем лицам, которые несут ответственность за аудируемый объект рассмотрения.

4.2.4. На подготовительном этапе клиент и Ведущий аудитор проводят консультации с представителями аудируемого объекта, согласовывают цели и задачи экоаудита, критерии аудита и область распространения (охвата) экоаудита. В зависимости от объекта аудирования и сложности вопросов, возникающих при выполнении целей и задач экоаудита, поставленных клиентом, может возникнуть необходимость разработки комплексной Программы или Плана экологического аудирования для конкретного случая проведения экоаудита. Программа может охватывать широкий круг вопросов: от разработки и выбора нормативных документов, необходимых для проведения экоаудита, до создания методик оценки экологического риска и прогноза развития экологической ситуации на аудируемом объекте.

4.2.5. Разработка Программы для рассматриваемого объекта экоаудирования и конкретных целей и задач экоаудита может проводиться по отдельному договору между клиентом и экоаудиторской фирмой.

4.2.6. В случае проведения экоаудита с относительно узким кругом и охватом рассматриваемых вопросов можно ограничиться составлением Плана экоаудита.

Отличие Плана экоаудита от Программы экоаудита заключается в том, что План экоаудита включает более узкий перечень вопросов, относящихся в основном к графику экоаудита в конкретных условиях проведения экологического аудита на данном объекте.

4.2.7. Ведущий аудитор проводит предварительный обзор соответствующих документов аудируемого объекта и оценивает достаточность и адекватность информации для проведения экоаудита (программы, отчеты, руководства, требования, стандарты предприятия, рабочие журналы и т. д.). Если документация не удовлетворяет требованиям экоаудита, клиент должен быть официально информирован об этом. Работа по экоаудиту может быть продолжена только после получения соответствующего заключения от клиента.

4.2.8. На предварительном этапе определяются сроки проведения экоаудита, необходимые для этого материальные ресурсы, качественный и количественный состав группы экоаудита.

Результатом консультаций между участниками экоаудита (клиент - экоаудиторская фирма – Ведущий аудитор-эколог– промышленный объект) является заключение договора на проведение экоаудита.

В договоре отражаются все вопросы методики и техники проведения экоаудита.

4.2.9. Если клиент имеет дело с отдельными аудиторами-экологами, то он заключает трудовое соглашение с выбранной им группой аудиторов-экологов, в котором оговариваются те же условия проведения экоаудита, что и в договоре.

4.2.10. После заключения договора на предварительном этапе составляется План экоаудита, который должен быть достаточно гибким для внесения необходимых изменений на основе получаемой в процессе экоаудита информации. Так как по своему содержанию План является сокращенным вариантом Программы экологического аудита, то при наличии последней Ведущий аудитор совместно с клиентом решают вопрос необходимости разработки Плана экоаудита или использования вместо него Программы экологического аудирования.

4.2.11. В Плане экоаудита формируются этапы и виды конкретных работ с указанием для каждого этапа требований к содержанию, материалам, а также сроков и конкретных исполнителей. Кроме того, предусматриваются натурные обследования объекта.

4.2.12. План экоаудита готовит Ведущий аудитор-эколог совместно с членами группы по экоаудиту. Готовый план обсуждается с клиентом и представителями аудируемого предприятия. План включает три раздела. В первом разделе плана приводятся исходные данные для проведения экоаудита и определяется персональный состав группы по экоаудиту с распределением функций между ее членами. Во втором разделе плана приводится график проведения аудита. В третьем - излагается план организационно-технических мероприятий по обеспечению экоаудита.

4.2.13. План экоаудита в общем случае может включать следующее:

Часть 1. Информационные материалы:

а) цели и задачи экоаудита;

б) критерии экоаудита;

в) информация о членах группы по экоаудиту, в том числе о распределении обязанностей между членами группы;

г) перечень используемых программ экоаудита и основных законодательных и нормативных документов для экоаудита;

д) процедуры проведения экоаудита (возможны ссылки на них);

е) оглавление отчета по экоаудиту, срок его представления и адресаты рассылки.

Часть 2. График проведения работ:

а) разработка Программы экоаудита (если это необходимо);

б) проведение вводного совещания;

в) ознакомление с управлением окружающей средой на предприятии (эко­менеджментом);

г) посещение выбранных для экоаудита подразделений (функциональных единиц, территорий);

д) ознакомление с результатами предыдущих экоаудитов (если таковые проводились), инспекционных проверок;

е) составление Протоколов экоаудита;

ж) составление Заключения по экоаудиту;

з) проведение финальной встречи;

и) составление отчета по экоаудиту;

к) организационно-технические мероприятия, осуществление которых необходимо для проведения экоаудита.

Рекомендуется следующая форма для второй части Плана экоаудита:

1) №№ п/п;

2) наименование действия;

3) начало;

4) окончание;

5) место проведения;

6) ответственный исполнитель;

7) участники;

8) чем заканчивается этап;

9) примечания.

4.2.14. Время начала и окончания каждого из этапов определяется Ведущим аудитором вместе с руководством предприятия и с учетом объема работ, которые должны быть выполнены, а также ожидаемых при этом трудозатрат.

4.2.15. Организационно-технические мероприятия, за выполнение которых отвечает администрация объектов (транспортное и жилищно-бытовое обеспечение работы аудиторов) и которые необходимы для успешного проведения экоаудита, вносятся в План экоаудита. Сюда же включаются мероприятия в части обеспечения потребности аудиторов в рабочих помещениях, услугах связи, копировальной техники, а также (при необходимости) в средствах техники безопасности.

4.2.16. План экоаудита должен быть разработан таким образом, чтобы обеспечить для клиента и аудиторов желаемый уровень доверия относительно надежности находок экоаудита и экоаудиторских заключений.

4.2.17. Подготовленный План экоаудита согласовывается с его заказчиком (клиентом), который может внести в него необходимые, на его взгляд, изменения. Утвержденный руководителем группы аудиторов план предоставляется заказчику аудита, промышленному объекту и каждому из аудиторов. Указанный План является обязательным для всех, кого он касается.

4.2.18. Экоаудит может быть начат только после того, как заключен договор на проведение экоаудита и после консультаций с клиентом у Ведущего аудитора сложилось мнение, что:

- имеется достаточная информация об объекте экоаудита;

- имеются адекватные ресурсы для поддержания процесса экоаудита;

- имеется адекватная кооперация с аудируемым объектом.

 

Основной этап

4.3.1. Основной этап начинается с совместного вводного совещания группы экоаудита, руководства и ведущего персонала аудируемой организации, выделенного для участия в экоаудите. Вводное совещание имеет своей целью:

а) представление членов группы экоаудита руководству и ведущему персоналу аудируемой организации;

б) обсуждение Плана экоаудита (или Программы экологического аудита, если она имеется) и организации его выполнения;

в) краткое сообщение о методике и процедурах, которые будут использоваться при проведении экоаудита;

г) установление связей между членами группы экоаудита и выделенным для участия в экоаудите ведущим персоналом аудируемой организации;

д) подтверждение доступности необходимой документации, производственных объектов, средств обслуживания, контактов с персоналом на рабочих местах, необходимых аудиторам-экологам для выполнения своих обязанностей по проведению экоаудита;

е) рассмотрение регламента работ и обеспечение условий безопасности для аудиторов-экологов.

4.3.2. В процессе экоаудита члены группы по экоаудиту в соответствии с закреплением их функциональных обязанностей собирают, анализируют, интерпретируют и записывают в виде свидетельств экоаудита всю информацию, необходимую для определения соответствия или несоответствия критериям экоаудита.

4.3.3. Свидетельства экоаудита могут быть собраны при помощи интервью, экспертизы документов, наблюдений за деятельностью и условиями ее осуществления. Особое внимание при этом обращается на воздействия и состояние окружающей среды. Данные, необходимые для составления заключения и отчета по экоаудиту, в том числе данные о выявленных несоответствиях, должны быть задокументированы. При этом следует указывать конкретное место получения данных, лицо, с которым осуществлялся контакт при их получении, и относящуюся к ним документацию.

4.3.4. Свидетельство экоаудита должно иметь такое качественное или количественное выражение, чтобы компетентные аудиторы-экологи, работающие независимо друг от друга, обнаружили по нему одни и те же находки (при оценке одного и того же свидетельства и использовании одинаковых критериев аудита).

4.3.5. Информация, собранная путем интервью, должна быть проверена из независимых источников, наблюдений, отчетов, стандартов предприятия, инструкций и результатов измерений. В отдельных случаях (для решения конкретных вопросов экоаудита) по согласованию сторон могут быть проведены дополнительные измерения или испытания.

4.3.6. Свидетельства, собранные в процессе экоаудита, неизбежно являются лишь выборкой доступной информации, частично благодаря тому факту, что аудит в области окружающей среды проводится в ограниченный период времени и при ограниченных ресурсах. Поэтому имеет место элемент неопределенности, присущий всем экологическим аудитам, и все пользователи результатов аудита в области окружающей среды должны быть осведомлены об этом.

4.3.7. Для документирования всех собранных свидетельств и другой информации, необходимой для принятия заключения и написания отчета, каждый аудитор-эколог ведет Протокол экоаудита.

4.3.8. В ряде случаев при проведении экоаудита может потребоваться разработка специальных форм Протоколов экоаудита и методик их заполнения. Примерами разработки и заполнения специальных Протоколов экоаудита являются случаи экоаудита по следующим комплексным экологическим проблемам:

- идентификация и ранжирование источников воздействия на окружающую среду (по критериям экологической опасности);

- идентификация и ранжирование загрязняющих веществ (по жизненному циклу предприятия);

- система и объекты производственного экологического мониторинга, включая мониторинг неорганизованных источников воздействия; мониторинг использования и образования опасных отходов;

- система регулирования воздействия на окружающую природную среду, включая оценку эффективности охраны окружающей среды;

- система оценки и компенсации ущерба, эколого-экономической и судебно-арбитражной ответственности, экологические санкции, и др.

4.3.9. Группа экоаудита должна рассмотреть все полученные в процессе экоаудита данные (свидетельства), задокументированные в Протоколах, и составить Заключение по экоаудиту.

Заключение является основным результатом экологического аудита. Заключение организации по экологическому аудиту (группы аудиторов-экологов) в случаях, когда экологический аудит проводился по поручению специально уполномоченных органов, может в установленном порядке использоваться как официальный документ.

Заключение группы по экоаудиту состоит из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.

Во вводной части указываются: информационные данные об организации по экологическому аудированию и об аудиторах-экологах.

В аналитической части указывается:

- наименование предприятия, краткая характеристика его деятельности с позиций охраны природы и природопользования;

- результаты проверки и оценки объекта экологического аудита;

- факты выявленных в ходе экологического аудита существенных нарушений установленного порядка (несоответствий).

В итоговой части заключения по экологическому аудиту содержится запись о подтверждении соответствия проектной и технической документации или хозяйственной деятельности промышленного объекта законодательству Российской Федерации, федеральным и региональным нормативным документам в области охраны окружающей среды, в том числе выбранным клиентом критериям экоаудита.

4.3.10. После окончания обследования аудируемого объекта и составления Заключения по экоаудиту проводится совместное совещание. Состав участников - тот же, что и для вводного совместного совещания. В процессе совещания руководство промышленного объекта и его персонал знакомятся с Заключением по экоаудиту и подтверждают фактические основания выявленных несоответствий. Главная цель этой встречи состоит в представлении результатов аудита аудируемой организации таким образом, чтобы добиться их полного понимания и подтверждения фактических оснований результатов экоаудита.

Все возникшие разногласия в процессе обсуждения Заключения по экоаудиту должны быть разрешены по возможности до того, как будет подготовлен отчет по экоаудиту.

Заключительный этап

4.4.1. На заключительном этапе под руководством Ведущего аудитора-эколога членами группы экоаудита составляется отчет. При этом Ведущий аудитор отвечает перед клиентом за правильность (точность) и полноту приводимой в нем информации, выявленных несоответствий и рекомендаций (если последнее предусмотрено договором на проведение экоаудита). Решение по отображению в отчете возражений (замечаний) аудируемой организации по поводу рассмотренного Заключения по экоаудиту принимается Ведущим аудитором-экологом. Содержание отчета должно соответствовать принятому Плану экоаудита. Любые изменения Плана экоаудита, возникшие в процессе проведения экоаудита и составления отчета, должны быть согласованы с клиентом.

4.4.2. Отчет по экоаудиту должен быть датирован, завизирован всеми членами группы экоаудита и подписан Ведущим аудиторам-экологам. Он должен содержать результаты экоаудита и резюме по всем находкам, свидетельствам и несоответствиям, выявленным в процессе экоаудита.

По согласованию с клиентом отчет по экоаудиту может включать:

а) сведения об аудируемой организации и клиенте, о членах группы аудита и о представителях аудируемой организации, принимавших участие в аудите;

б) согласованные цели, задачи и область применения экоаудита;

в) согласованные критерии, относительно которых экоаудит проводился, включая ссылки на документы, на основании которых были приняты эти критерии, Программу (План) экоаудита;

г) заявление о конфиденциальном характере содержания отчета;

д) краткое изложение процесса экоаудита, включая полученные свидетельства, находки и выявленные несоответствия, указание периода времени, в течение которого проводился экоаудит;

е) заключение по экоаудиту;

ж) рекомендации аудиторов по устранению выявленных несоответствий (если выдача таких рекомендаций согласована с клиентом).

ж) список рассылки отчета (определяется клиентом).

4.4.3. Отчет по экоаудиту является собственностью клиента и должен быть подготовлен в согласованный с ним период времени в соответствии с Планом экоаудита. Если это невозможно, причины задержки должны быть сообщены клиенту для уточнения даты составления отчета.

4.4.4. Ведущий аудитор-эколог передает отчет по экоаудиту клиенту. Аудируемая организация должна получить копию отчета, если это не исключено клиентом. Наиболее удобным представляется указание относительно рассылки отчета по экоаудиту в договоре на проведение экоаудита. Дополнительная рассылка отчетов по экоаудиту требует разрешения аудируемой организации. Конфиденциальность содержащейся в нем информации, а также других сведений об аудируемом объекте, не включенных в отчет, гарантируется аудиторами-экологами и всеми получателями отчета. За несанкционированное разглашение сведений об аудируемом объекте виновники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и, если они являются аудиторами-экологами или экоаудиторской фирмой, то может быть поставлен вопрос о лишении их прав заниматься этим видом деятельности.

4.4.5. Черновые материалы к отчету по экоаудированию и другие рабочие материалы, имеющие отношение к экоаудиту, должны быть сохранены в соответствии с соглашением между клиентом, экоаудиторской фирмой и аудируемой организацией.

Экоаудит считается завершенным после того, как закончены все действия, предусмотренные Программой (Планом) экоаудита, и отчет по экоаудиту принят клиентом.


 

Приложение 1

Приложение 2

Предварительный вопросник по экоаудиту

Общая предварительная информация по объектам экоаудита хозяйствующего субъекта регламентируется в предварительном вопроснике, состоящем из следующих разделов:

а) состав объектов экоаудита;

б) проблемно-ориентированные целевые вопросы по экоаудиту;

в) перечень необходимой нормативно-правовой, отчетной, технологической и иной документации, требующейся аудиторам-экологам для их деятельности на аудируемом объекте;

г) список персонала предприятия и вопросы для интервьюирования управляющего и другого персонала.

14. Структура Программы экологического аудирования

14.1. Введение:

Нормативно-правовые основания, обоснование целесообразности проведения экоаудита в свете целей и задач, поставленных клиентом (заказчиком на проведение экоаудита), краткая история предприятия в экологическом аспекте (проводимые превентивные мероприятия), действующий эколого-экономический механизм охраны окружающей среды.

14.2. Цели и задачи Программы:

Кратко- и долгосрочные цели создания программы, договор по экоаудиту и письмо руководства о поддержке целей и задач программы, экологическая политика объекта, карта-схема с указанием месторасположения аудируемых объектов, карта-схема предприятия: здания, резервуары, места хранения, сырья, продукции, отходов, зоны выброса, зоны сброса, склады, коммуникации, источники тепло- и водоснабжения и др., с приложением фотографий аудируемых объектов и объектов потенциальных экологических проблем.

14.3. Состав группы по экоаудиту, распределение функций и обязанностей аудиторов-экологов, Ведущего аудитора-эколога и персонала аудируемого объекта, ответственного за реализацию каждого этапа Программы, ее целей и задач, роль подразделений хозяйствующего субъекта в реализации Программы.

14.4. Масштабы Программы:

Вид, сроки, аудируемые объекты; предварительный отчет о состоянии окружающей среды аудируемого объекта.

14.5. Перечень конкретных экологических проблем, реализуемых в процессе экоаудита:

- описание экологических требований, содержащихся в законодательных и нормативно-правовых документах различного уровня;

- копии разрешений по охране окружающей среды, лимитам природопользования, охране здоровья и технике безопасности;

- объем и ингредиенты загрязняющих веществ по выбросам, сбросам, накоплению и размещению отходов производства и потребления, радиационное, электромагнитное, тепловое, световое, шумовое загрязнение объекта экоаудита;

- документация по охране окружающей среды, охране здоровья работников предприятия и технике безопасности;

- инвентарная опись запасов и отходов химических веществ;

- инвентарная ведомость материалов, хранящихся в заливных резервуарах;

- план мероприятий по профилактике аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

14.6. Процедурное обеспечение аудирования с описанием этапов процесса аудирования и используемой методологии.

14.7. Юридическое обеспечение, включая вопросы конфиденциальности информации.

14.8. График аудирования объектов, предусматривающий развернутый перечень объектов, даты обследования, установление экологических приоритетов, исходя из используемого сырья, образующихся отходов, общего состояния объектов, учета экологического риска, фактического и предотвращенного экологического ущерба.

14.9. Список команды аудиторов-экологов (с указанием основных принципов подбора специалистов), контрольные взаимоотношения с аудиторами-экологами, ссылки на договор по экоаудиту.

14.10. Структура договора по экоаудиту, порядок распространения и использования отчета (структура отчета, ответственные за подготовку разделов и качество отчета, список рассылки, общий порядок использования).

14.11. Управление Программой (планы действий, возможные изменения экологических приоритетов и целей Программы, процедуры оценки и совершенствования Программы, взаимодействие с высшим управленческим персоналом объекта и т. д.).

14.12. Приложение (предварительные вопросники, Протоколы экоаудита по экологическим проблемам, включающие контрольные листы проверок соответствия деятельности аудируемого объекта законодательству и нормативным актам различного уровня, копия принятой Политики хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды и др.)

15. Основные направления разработки и реализации Программ экологического аудирования

К основным направлениям разработки и реализации Программ экологического аудирования относятся направления, предоставляющие возможность получения и оценки независимой информации об экологической ситуации и рез



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.016 с.)