ТОП 10:

Формирование критериев экологического аудита



1. В качестве критериев в установленном порядке выделяются количественные или качественные показатели (признаки), основанные на экологических требованиях законодательных и подзаконных нормативных актов и устанавливаемые индивидуально в каждом случае экологического аудита в зависимости от конкретных целей его проведения и специфических характеристик аудируемого объекта.

2. Критериям, как средствам суждения (мерилам оценки), придается первостепенное значении в практике экоаудиторской деятельности. Их место в процессе экологического аудита обозначено на рис. 2.

Рис. 2. Схема процесса экологического аудита

Схема процесса экологического аудита дает наглядное представление о том, что критерии:

а) определяются целью проведения аудита;

б) служат основой для подготовки программы аудита;

в) используются для оценки деятельности аудируемого объекта.

3. Критерии аудита напрямую связаны с целями аудиторских проверок и устанавливаются индивидуально в каждом случае экологического аудита. Критерии экологического аудита формируются таким образом, чтобы обеспечить возможность достижения поставленных целей. При этом отбираются только те требования (нормы), соблюдение которых может быть проверено аудитором-экологом.

4. Выработка критериев осуществляется, как правило, аудиторами-экологами, приглашенными для проведения проверки объекта. Допускается также проведение аудита по критериям, предложенным заказчиком. В последнем случае их следует включать в текст договора на проведение аудита.

5. Критерии (согласно ГОСТ Р 14010-98) могут устанавливаться на основе требований (норм) документов разного статуса. В общем случае процедура формирования критериев включает следующие стадии:

1) анализ документов и выбор разделов, содержащих требования, проверка выполнения которых позволит достичь поставленную перед аудиторами цель;

2) систематизация требований, отобранных из одного или нескольких документов, на основе идентичности объектов нормирования и нормируемых характеристик и проверка их взаимной согласованности;

3) оформление критериев;

4) согласование критериев с заказчиком аудита.

Первая из перечисленных стадий особенно актуальна, когда результатом аудиторской проверки должны явиться выводы о соблюдении законодательных требований по охране окружающей среды. Задача осложнена многочисленностью законов, которые должны быть подвергнуты исследованию, - это акты законодательства об охране окружающей среды, природных ресурсах и иных отраслей законодательства, включающие требования по охране окружающей среды. Кроме того, помимо федеральных законов следует учитывать положения других нормативных правовых актов, среди которых первостепенное значение имеют указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, документы Госкомэкологии России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и других ведомств природоресурсного блока. Принимая во внимание сжатые сроки аудита, подобные виды работ рекомендуется выполнять с помощью автоматизированных поисковых систем, совмещенных с базами данных нормативных документов.

6. Осуществляемая на второй стадии формирования критериев экоаудита систематизация отобранных требований ставит перед собой две следующие задачи:

а) обобщение разрозненных взаимодополняющих, конкретизирующих и развивающих друг друга требований, установленных в разных нормативных актах, позволяющее сформировать целостную картину о действующих регуляционных мерах в интересующей эколога-аудитора области;

б) выявление противоречивых, не согласующихся между собой требований, что, к сожалению, иногда имеет место в составе нормативных правовых документов.

7. Обе задачи крайне важно решить именно на начальной стадии выполнения работ на объекте, застраховав себя от «нежелательных открытий» в процессе осуществления экоаудиторской проверки. При систематизации требований следует учитывать их характер: запретительный, обязывающий, допускающий, уполномочивающий.

8. При оформлении критериев экологического аудита необходимо избегать недоразумений, обусловленных возможностью неоднозначной их трактовки. Поэтому следует строго придерживаться текста отобранных для этого требований. Наиболее рациональным способом представления критериев являются ссылки на документы или на их разделы, содержащие соответствующие требования. Ссылки должны включать все атрибуты документов, необходимые для их идентификации: полные названия, даты принятия, регистрации, регистрационные номера, наименование принявшего органа, сведения об официальном опубликовании. Например, при проведении аудита соблюдения требований природоохранного законодательства может иметь место следующая запись:

«При проведении экоаудита в качестве критериев используются:

нормы статей 20 (часть 4), 45 (части 1-4), 54, 56 и 71 закона Российской Федерации от 19.12.98 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в редакции на период настоящего аудита), Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 457;

нормы статей 9 (часть 1), 12 (части 3-5), 14 (части 1,3), 15 (части 3,4), 16 (части 3,7), 18, 19 (часть 3), 22 (часть 1), 25, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции на период настоящего аудита), Российская газета от 13.05.99;

нормы статей 92, 96, 102, 106, 107, 124, 125, 133 и 137 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ (в редакции на период настоящего аудита), Российская газета, № 227, 23.11.95, № 229, 25.11.95;

нормы статей 1,3,13,42, 45. 45, 56, 67, 101 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136 – ФЗ (в редакции на период настоящего аудита), Российская газета № 211-212 от 30 октября 2001 г.

нормы статей 11, 18 и 19 федерального закона от 22.05.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции на период настоящего аудита), Российская газета, № 121, 30.06.98.»

Если аналогичные требования содержатся в разных статьях или законах, то в качестве критериев следует упомянуть каждую из этих статей.

13. Предложенный способ представления критериев имеет два очень важных преимущества, а именно:

1) исключается неверное толкование законодательных требований;

2) формируются одинаковые критерии разными аудиторами, что очень важно при сопоставлении и анализе результатов аудита, как одного объекта (в разные годы, так и группы объектов одного региона).

Одновременно с критериями целесообразно формировать документ (программу или развернутый план аудита), дающий представление о направлениях и предметах аудиторской проверки, составе проверяемой документации, необходимых данных по качеству окружающей среды в зоне влияния объекта и уровнях воздействующих факторов, составе привлекаемых к проверке специалистов, объеме экспериментальных исследований и сроках проведения проверки. Позиции этого документа определяются критериями аудита. Если в результате корректировки программы/плана по замечаниям заказчика аудиторы утрачивают уверенность в возможности проверки объекта по выбранным критериям, последние следует пересмотреть, но без ущерба для достижения целей аудита. Критерии аудита целесообразно фиксировать в программе/плане аудиторской проверки и согласовывать с заказчиком в рамках этого документа.

 


Приложение 2







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.003 с.)