Мониторинг окружающей среды. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг окружающей среды. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды.



 

В рамках осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Республике Беларусь для своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных и других природных объектов, для предупреждения и устранения негативных явлений и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об окружающей среде и прогнозирования ее состояния.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, специальные государственные органы при участии министерств, государственных комитетов, ведомств, юридических лиц осуществляет мониторинг окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды. Порядок осуществления мониторинга определяется законодательством Республики Беларусь.

Для учета количества, качества и других характеристик природных ресурсов, объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов, содержание и ведение которых определяется законодательством Республики Беларусь.

Органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства здравоохранения Республики Беларусь проводится государственный учет объектов, которые вредно воздействуют или могут вредно воздействовать на состояние окружающей среды, видов и количества вредных веществ, выделяемых в окружающую среду, видов и размеров вредных физических воздействий на нее.

Проекты, решения, системы, объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности, подлежат государственной экологической экспертизе, которая проводится государственными органами по экологии с участием в необходимых случаях государственных и общественных организаций со следующими целями:

· определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;

· оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства;

· определения достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.

Государственной экологической экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проектная документация по хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду; проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производственных сил и отраслей народного хозяйства; действующие предприятия и другие объекты; экологическое состояние отдельных регионов и местностей.

В число экологических требований к хозяйственной и иной деятельности входят:

· экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

· экологические требования при обращении с химическими веществами;

· требования к охране окружающей среды от вредного биологического воздействия;

· требования к охране окружающей среды от шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий;

· требования к охране окружающей среды от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами;

· требования к экологической безопасности транспортных средств;

· требования к экологической безопасности при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, оборудования, материалов, технологий и систем;

· экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности;

· требования к охране озонового слоя.

Если же в нарушение всех этих требований в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду, такие участки территории Республики Беларусь объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации. Делать это вправе только Совет Министров Республики Беларусь. В таких местах приостанавливается деятельность юридических лиц и объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются меры по восстановлению экологической ситуации.

Финансирование этих мероприятий производится в первую очередь за счет виновников, а также за счет средств местного и республиканского бюджетов и других источников.

Если же в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, ведущие к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почв, флоры и фауны, то эти участки территории Республики Беларусь Парламент Республики Беларусь объявляет зонами экологического бедствия.

В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничивается природопользование, принимаются оперативные меры по восстановлению экологической ситуации и оздоровлению окружающей среды. Финансирование этих мероприятий аналогично финансированию мероприятий по восстановлению экологической ситуации в зонах чрезвычайной экологической ситуации.

Правовой режим территорий Республики Беларусь подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, определяется Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Государство особо охраняет государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, животных и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Порядок ведения Красной книги Республики Беларусь определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Особой охране подлежат также курортные зоны, зоны отдыха прибрежной полосы, водоохранные зоны (полосы), зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов, других населенных пунктов и другие территории в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Для обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляется контроль и надзор в области охраны окружающей среды - государственный, производственный, ведомственный и общественный.

Государственный контроль осуществляют:

· Советы депутатов;

· соответствующие органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

· иные специально уполномоченные на то государственные органы.

Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура Республики Беларусь. Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами с целью обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства, предписаний Государственного комитета по экологии и иных специальных уполномоченных на то государственных органов. Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды на государственном и общественном уровнях. Споры в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и другими государствами рассматриваются в порядке, определяемом межгосударственными экологическими соглашениями.

Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, что содержатся в законодательстве Республики Беларусь, то применяются правила международного договора.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что не освобождает их от необходимости возмещения вреда, причиненного этими действиями, добровольно или по решению суда, в полном объеме.


Основная литература

1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. Мн.,2000.

3. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Мн.,2000.

4. Балашенко С.А. Экологическое право. Мн., 1999.

5. Борико С.В. Судоустройство. Мн., 2000.

6. Гражданское право. В 2-х частях/ Под ред. В.Ф. Чигира.Мн.,2001.

7. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. / Учеб.пособие. – Мн.,1999.

8. Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. Права человека. Мн.,2001.

9. Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. Основы прав человека. Мн.,2002

10. Канстытуцыйнае права Рэспублiкi Беларусь. Навучальны дапаможнiк/ Пад рэд. М.У.Сiльчанкi. Гродна, 1999.

11. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А. Василевича. Мн.,2000.

12. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Мн.,2001.

13. Основы права: Учебник/ Под общ. Ред. Г.Б. Шишко.Мн.,2002.

14. Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Мн.,2000.

Дополнительная литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. М.,1996.

2. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. М., 1997.

3. Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правоведение. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. С.Н. Макаренко. М., 1999.

4. Мирошникова В.А. Основы правоведения. М.,1997.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.1999.

6. Прокуронова С.С. Правоведение: конспект лекций. СПб., 2000.

7. Тихиня В.Г. Тернистый путь к правовому государству. Мн., 1995.

Нормативные правовые акты

· Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.2002.

· Гражданский кодекс Республики Беларусь, 07.12.1998г.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 7-9.

· Избирательный кодекс Республики Беларусь, 11.02.2000г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2000г. № 25.

· Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 09.07.1999г. //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 15.

· Жилищный кодекс Республики Беларусь, 23.03.1999г // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 15.

· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 06.12.1984г. – Мн.: Амалфея, 2002.

· Кодекс Республики Беларусь о земле, 04.01.1999.//Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №15.

· Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26.07.1999г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999. № 80.

· Уголовный кодекс Республики Беларусь, 09.07.1999г.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 24.

· Банковский кодекс Республики Беларусь, 25.10.2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000г. № 106.

· О милиции: Закон Республики Беларусь, 26 февраля 1991г. с изм. и доп. от 19.05.2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2001.№50.2/166.

· О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 6 октября 1994г. (с изм. и доп. по состоянию на 20.06.1996г.)// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 23.Ст.427; Справочник юрисконсульта: В 4 т. Т. 1. Мн.1997. С. 176.

· О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 13 января 1995г. (в редакции Законов Республики Беларусь от 3 мая и 7 июня 1996г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11.Ст. 120; 1996. № 21. Ст. Ст. 377, 380.

· Об адвокатуре: Закон Республики Беларусь, 15 июня 1993г. с изм. от 6.07.1998г.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. №28.

· Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь, 12 ноября 1992г. с изм. и доп. от 9.07.1999г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999. №57. 2/64.

· Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь, 31.01.1995г.//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.1995.№14.

· Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26.11.1992г.// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993г. № 1.

· Об особо охраняемых природных территориях и объектах: Закон Республики Беларусь, 20.10.1994г. с изм. от 23.05.2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №52.2/171.

· О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС: Закон Республики Беларусь, 12.11.1991г. с изм.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. №19-20.

· О правах ребенка: Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993г.// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993г. № 33. ст.430.В редакции Закона от 25 октября 2000 г. N 440-З//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 г. N 103. 2/215.

· О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 7. 2/136.

· Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь № 11, 16.03.1999г. с изм. внес. Декретом №22 от 16.11.2000г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999 № 23; 2000. №109.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Тема 1. Общая теория государства и права

Тема 2. Система законодательства Республики Беларусь

Тема 3.Конституция Республики Беларусь

Тема 4.Основы административного права

Тема 5.Основы уголовного права

Тема 6.Основы гражданского права

Тема 7.Основные положения семейного права

Тема 8.Основы трудового права

Тема 9.Основы финансового права

Тема 10. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

Литература и нормативно-правовые акты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.042 с.)