Избирательный кодекс Республики Беларусь об основных принципах избирательной системы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательный кодекс Республики Беларусь об основных принципах избирательной системы.



 

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также путем личного участия в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Участие граждан в управлении своим государством - необходимый признак цивилизованного правового государства. Право граждан участвовать в управлении страной обеспечивается, в первую очередь, возможностью избирать и быть избранным. Выборы являются высшим непосредственным выражением воли народа. Избирательная система – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов депутатов в представительные органы государства (и Президента) и установление принципиальных отношений между избранными и избирателями.

Избирательное право - важнейший демократический институт, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Избирательное право - это совокупность юридических норм, изданных на основе конституционных принципов, детально регулирующих всю процедуру организации и проведения выборов и устанавливающих взаимоотношения избранных лиц с избирателями.

Международные стандарты, касающиеся выборов, связаны с тремя основными правами:

1.Правом принимать участие в управлении страной.

2.Правом избирать и быть избранным.

3.Правом на равный доступ к государственной службе.

Порядок проведения выборов в Беларуси устанавливается нормами Избирательного кодекса, принятого 11 февраля 2000года. Участие в них граждан определяется следующими принципами, закрепленными в Конституции:

· Всеобщее прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и т.д.

· Право избирать (активное избирательное право) предоставляется гражданам нашей республики с 18 лет.

· Право быть избранным в органы государственной власти (пассивное избирательное право) определяется специальными законами. Например, в соответствии с действующей Конституцией возрастной ценз для избрания на пост Президента РБ установлен в 35 лет, депутата Палаты представителей - 21 год, члена Совета Республики - 30 лет.

В выборах не участвуют:

· Граждане, признанные судом недееспособными;

· Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

При прямых выборах избиратели голосуют за кандидатов непосредственно сами. Непрямые выборы могут быть косвенными или многоступенчатыми.

При косвенных выборах избиратели голосуют за выборщиков, которые в свою очередь избирают соответствующих должностных лиц.

При многоступенчатых выборах представители вышестоящего органа избираются представителями нижестоящего органа.

Равные выборы предполагают, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и голосует один раз.

Тайное голосование запрещает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование проходит тайно в специальных кабинах.

Свободные выборы предполагают, что каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Никто не вправе принудить избирателя участвовать или не участвовать в выборах. Насилие, обман, угрозы или подкуп в отношении избирателей влекут уголовную ответственность.

Гласность при подготовке и проведении выборов означает:

· информирование граждан о работе избирательных комиссий, списках кандидатов, результатах голосования;

· допуск для наблюдения за ходом проведения выборов представителей различных общественных организаций, политических партий, международных организаций, СМИ;

· освещение СМИ подготовки и проведения выборов.

Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. Расходы на эти цели могут осуществляться также за счет общественных объединений, организаций и граждан Республики Беларусь, которые могут вносить свои денежные средства в единый централизованный внебюджетный избирательный фонд, создаваемый Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.


Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь: Президент. Парламент. Правительство. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Местное управление и самоуправление. Комитет государственного контроля.

 

Все органы государства обладают определенными властными полномочиями, в структуре госаппарата работают специально подготовленные люди – государственные служащие, центральные органы государственной власти могут издавать нормативные акты, обязательные для всех граждан и юридических лиц, через государственные органы государство проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Государственные органы в пределах свих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

А) Президент Республики Беларусь (гл.3Конституции РБст.ст.79-89) является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на 5лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков подряд. Кандидаты на должность Президента выдвигаются только гражданами при наличии не менее 100тысяч подписей избирателей. Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены в ст.84Конституции РБ, в законе о Президенте.

Основные функции Президента:

-назначение республиканских референдумов;

-назначение выборов;

-назначение членов Центральной комиссии по выборам;

-образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента;

-назначение на должность: премьер-министра, членов правительства, председателей высших судебных инстанций, судей Конституционного суда, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, председателя Комитета государственного контроля, руководителей республиканских органов управления, и др.

-решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища;

-осуществление помилования осужденных;

-введение чрезвычайного положения;

-подписание законов;

-прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей;

-ведение переговоров и подписание международных договоров;

-установление государственных праздников, награждение государственными наградами; и иные полномочия.

Б) Парламент (ст. ст.90-105Конституции РБ) – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом РБ. Состоит из двух палат – палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года.

Основная функция Парламента – осуществление законодательной (законотворческой) деятельности. Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Полномочия каждой из палат Парламента четко определены Конституцией (ст. ст.97, 98).

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. Из числа депутатов избираются постоянные комиссии, основной задачей которых является ведение законопроектной деятельности.

В каждой из палат Парламента избирается Председатель и по одному заместителю, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. При законотворческом процессе Совет Республики имеет право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями пи решении кадровых вопросов: он дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка и др.

В) Правительство - Совет Министров Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть в республике и является центральным органов государственного управления.

Правительство в своей работе подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер – министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Полномочия Правительства определены ст. ст. 106-108 Конституции РБ, детализированы в законе от 5мая 1998года «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Являясь центральным органом государственного управления

Правительство наделено широкими полномочиями в экономической сфере, в области бюджета и финансов, занятости и труда, социально-культурной сфере, в области окружающей среды, обеспечения законности и правопорядка, национальной безопасности и внешней политики.

Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а Премьер-министр в пределах своей компетенции – распоряжения.


Г) Правоохранительные органы в Республике Беларусь.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К правоохранительным органам относятся: общие суды, хозяйственные суды, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, а также ряд негосударственных институтов – адвокатура, третейский суд, и др.

1. Суд.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с органами власти, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств на права и свободы граждан.

Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным и конституционным.

К числу универсальных принципов судебной власти можно отнести:

- независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей;

- коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

- профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;

- право на обжалование судебных решений;

- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел.

Система судов в Республике Беларусь строится по принципам территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

Согласно Закону от 13 января 1995 года "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные, а также военные суды. К хозяйственным судам - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды городов и районов.

В системе общих и хозяйственных судов допускается создание специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административным, земельным, налоговым и др.

После проведенного в ноябре 1996 года референдума в главу 6 "Суд" Конституции Республики Беларусь включены положения о Конституционном Суде.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики дает заключения о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых различными государственными органами и должностными лицами.

Законодательством Беларуси установлен порядок назначения судей всех уровней президентом. Президентом назначается и шесть судей Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Лишение полномочий судьи производится также по решению Президента. Судьей в Республике Беларусь может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет. Судьей по административным делам может быть гражданин не моложе 23 лет, имеющий высшее юридическое образование.

2. Правовой статус милиции.

Милиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел. Правовой статус органов внутренних дел в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 26.02.1991г. «О милиции» (с изм. и доп.), Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами.

Милиция в Республике Беларусь - государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Задачами милиции являются:

· охрана общественного порядка;

· обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;

· предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

· обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

· защита всех форм собственности от противоправных посягательств;

· оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;

· исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством, запрещено. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Деятельность милиции строится на следующих принципах:

· законности – деятельность милиции регулируется законодательными актами Республики Беларусь;

· гуманизма;

· уважения прав человека, что означает, что милиция защищает каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения религии, политических и иных убеждений.

· тесной связи с трудовыми коллективами и населением.

Милиция в Республике Беларусь состоит из следующих структур, выполняющих свои задачи в тесном взаимодействии:

- криминальной милиции;

- милиции общественной безопасности;

- специальной;

- транспортноймилиции.

Милиция входит в систему органов внутренних дел, которую возглавляет и осуществляет руководство Министр внутренних дел Республики Беларусь.

Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений.

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения экспертных исследований по материалам оперативно-розыскной деятельности, делам о преступлениях и административных правонарушениях и оказания помощи милиции общественной безопасности и специальной милиции в решении возложенных на них обязанностей.

Криминальная милиция входит в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел, а также Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Милиция общественной безопасности образуется районными, городскими, районными в городах, областными Советами депутатов, ответственна перед ними, подотчетна им и вышестоящим органам внутренних дел.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной служб, службы дознания, виз и регистраций, участковых инспекторов милиции, изоляторы временного содержания задержанных, спецприемники, приемники-распределители, учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции. Милиция общественной безопасности входит в состав отделов и управлений внутренних дел. Могут создаваться также межтерриториальные подразделения милиции общественной безопасности.

Специальная милиция, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам, милиция режимных территорий и объектов, государственная автомобильная инспекция, дорожно - патрульная служба, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, вытекающие из обязанностей милиции.

В состав транспортной милиции входят:

· криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности);

· милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Работником милиции является лицо, состоящее на должности в органе, подразделении, учебном заведении или учреждении милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Работники милиции имеют знаки отличия и служебное удостоверение, являются представителями власти и находятся под особой защитой государства. Работник милиции при исполнении служебных обязанностей является неприкосновенным лицом.

Законные требования работников милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Неповиновение законным требованиям работника милиции, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на милицию обязанностей, влекут установленную законом ответственность.

Права милиции и обязанности милиции закрепляются в ст.ст.15, 16 Закона о милиции и представляют собой широкий спектр полномочий для обеспечения общественного порядка, предупреждению преступности, пресечению противоправного поведения, осуществлению других возложенных на нее функций.

Работник милиции на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан и должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таковых обязан: принять возможные меры к предотвращению и пресечению правонарушения, спасению людей, оказанию нуждающимся помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушение, выявлению очевидцев правонарушения, охране места происшествия; сообщить об этом в ближайший орган милиции.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается:

· совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан;

· склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений;

· прибегать к насилию, угрозам, шантажу и иным неправомерным действиям, ограничивающим права, свободы, законные интересы граждан и должностных лиц.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих неприкосновенность жилища, тайну переписки, почтовых отправлений и телефонных разговоров, допускается только с санкции прокурора или по решению суда. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью милиции осуществляет Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Когда это возможно, применение силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждению о намерении их использовать.

Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против:

- женщин с видимыми признаками беременности,

- малолетних,

- инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст.19 Закона милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.027 с.)