Понятие административного правонарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административного правонарушения.



Административное правонарушение (проступок ) – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

· Общественная опасность: закон определяет, какое деяние и в какой степени является антиобщественным. Деяние, лишенное общественной опасности, не может квалифицироваться как административный проступок;

· Противоправность: заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права. Действие либо бездействие не является противоправным, если оно не запрещено нормами права, не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

· Виновность: именно виновное противоправное деяние образует административное правонарушение. Именно виновное нарушение служит основанием и необходимым условием привлечения к административной ответственности;

· Наказуемость деяния.

6. Условия привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности, выражающийся в применении соответствующими органами конкретных административно-правовых санкций к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность характеризуется следующими чертами:

· Она представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных взысканий;

· Для нее характерна множественность правовых норм, регулирующих различные аспекты и множественность государственных органов, имеющих право ее применять;

· Основанием административной ответственности является правонарушение;

· За административное правонарушение предусматривается наложение административного взыскания;

· Административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. меры ответственности применяются к любым лицам за пределами ведомственных границ;

· Применение административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В некоторых случаях закон допускает возможность освобождения от административной ответственности. Это происходит, когда совершено незначительное правонарушение лицом, впервые совершившим его, имеющим положительную репутацию.

Орган, рассматривающий дело, может в этом случае передать все материалы на рассмотрение общественности или ограничивается устным замечанием.

Лица, хотя и совершившие административное правонарушение, но действовавшие при этом в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости - не подлежат административной ответственности.

Административное взыскание – это принудительные меры воздействия, применяемые к лицам, совершившим правонарушение, в целях наказания и исправления нарушителя, а также предупреждения новых правонарушений.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания.

Штраф – это денежное взыскание в пользу государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Осуществление конфискации предметов в административном порядке противоречит ст. 44 Конституции Республики Беларусь, согласно ч. 5 которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по постановлению суда.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.

Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – 2 месяцев со дня его обнаружения.

О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностным лицом. Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, дан в ст. 2341 КоАП РБ.

Например, у полномоченные на то должностные лица органов внутренних дел, исполнительных комитетов; лесной охраны, органов системы министерства здравоохранения; органов государственного энергонадзора и газового надзора; финансовых органов; таможенных органов; судебные исполнители; следователь, лицо, которое проводит дознание; и др.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

- дата и место его составления,

- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

- сведения о личности нарушителя;

- место, время совершения административного правонарушения;

- нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

- фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

- объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности:

· Право на свободу передвижения (ст. 30 Конституции РБ) лица, привлекаемого к административной ответственности, может быть ограничено в соответствии со ст. 238 КоАП РБ, согласно которой в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, а также при наличии иных условий, оговоренных в ст.238 КоАП РБ, нарушитель может быть доставлен в опорный пункт милиции уполномоченным на то лицом.

· Согласно ч. 3 ст. 235 КоАП РБ, лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписания протокола, о чем в протоколе делается запись.

· К протоколу лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

· Согласно ч .5 ст. 235 КоАП РБ, при составлении протокола об административном правонарушении нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 КоАП РБ.

· Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть разъяснены ему и впоследствии при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, рассматривающим дело, или председательствующим в заседании коллегиального органа (ч. 2 ст. 258 КоАП РБ).

· Право обжалования постановления об административном взыскании.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

· Знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката.

· В случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, является несовершеннолетним или в силу своих физических или психических недостатков не может само осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, его вправе представлять законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители (ст. 249 КоАП РБ).

В КоАП оговорены и случаи ограничения прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности,например, при применении к нему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

· административное задержание лица – не более 3 часов, или 3 суток, или 10 суток, или до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел в зависимости от причин задержания;

· личный досмотр - производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии 2 понятых того же пола;

· досмотр вещей – производится в присутствии собственника или владельца, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в присутствии 2 понятых в отсутствии собственника (владельца);

· изъятие вещей и документов.

В случае административного задержания, согласно ст. 240 КоАП РБ

задержанный вправе:

-отказаться от подписания протокола;

-уведомить (по его просьбе уведомляются) о задержании родственников, администрации по месту работы или учебы. Обязательно уведомляются родители и лица, их заменяющие, о задержании несовершеннолетних.

Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов в соответствии со ст. 246 КоАП РБ могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.011 с.)