Тема 18. Основы экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Основы экологического права



Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права. Экологическое право- это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношение в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в отдельную отрасль произошло в конце 1980-х –начале 1990-х годов.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством, по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах государства, граждан и общества.

Метод экологического права – это способ правового воздействия норм экологического права на общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экологической деятельности. Он представляет собой совокупность диспозитивных и императивных подходов к установлению обязанностей и прав субъектов экологических правоотношений. На основе эколого-правового метода устанавливается юридическая ответственность за нарушение норм экологического права с помощью диспозитивного и императивного подходов к установлению правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права можно разделить на общие и отраслевые. Общеправовые принципы:

1) развитие экологических отношений на основе принципа народовластия в соответствии со ст.3 Конституции РФ;

2) демократизация – обязанность всех субъектов, участвующих в экологопользовании, в соответствии со ст. 58 Конституции РФ сохранять природу и окружающую среду;

3) гуманизм – необходимость осуществления экологопользования в интересах сохранения жизни и здоровья всего населения;

4) законность – точное соблюдение всех правил и предписаний, изложенных в экологическом законодательстве, всеми экологопользователями;

5) равноправие субъектов – равенство всех видов собственности на природные ресурсы (ст.9 Конституции РФ, ст.212 ГК РФ)

6) единство прав и обязанностей в экологопользовании – каждому праву должна соответствовать определенная обязанность, и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав;

7) сочетание убеждения и принуждения – вначале следует убедить в необходимости соблюдать нормы экологического законодательства, и только лишь в случае невыполнения этих норм применяются меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести экологического правонарушения.

Отраслевые принципы экологического права изложены в ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Экологическое законодательство опирается в первую очередь на нормы Конституции РФ, где в ст.9 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,.муниципальной и иных формах собственности. Положения ст.36 указывают, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки и вправе использовать их в целях, не нарушающих условий и порядка землепользования, предусмотренного законодательством.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Базовым нормативным документом в области экологического законодательства является «Закон об охране окружающей природной среды», где предусмотрена охрана от загрязнений, порчи, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ естественных экологических систем, озонового слоя, подземных вод, недр земли, лесной и иной растительности и животного мира, природных ландшафтов. Охрана указанных объектов осуществляется на основании норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, а также законов об охране атмосферного воздуха, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, о континентальном шельфе РФ.

Права граждан в области экологии. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных, общественных и иных фондов медицинской помощи;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в благоприятной для жизни и здоровья условиях окружающей среды;

- государственным контролем соблюдения природоохранительного законодательства и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;

- возмещения в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью и жизни граждан в результате загрязнений окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в т.ч. последствий аварий и катастроф.

Граждане имеют право:

- создавать общественные фонды, объединения и иные общественные формирования в области охраны окружающей природы;

- требовать от соответствующих органов представления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Экономический механизм охраны окружающей среды. К числу основных задач, решаемых экономическим механизмом охраны окружающей среды, относят:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов, загрязняющих окружающую среду

3) предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных ирных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

4) возмещение в установленном порядке вреда.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала.

Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, средств предприятий, экологических фондов, кредитов банка и добровольных взносов населения.

Контроль использования и регулирования норм природопользования осуществляется на основе договоров о природопользовании, выданных государственными природоохранными органами лицензий на комплексное природопользование, в которых указаны виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователями на определенный срок объемов предельного использования при родных ресурсов, объемов допустимых выбросов и сбросов промышленных отходов в окружающую среду. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие воздействия. Плата за природопользование перечисляется в бесспорном порядке в бюджеты республик РФ и счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Государственная экологическая экспертиза. Экспертиза такого рода производится с целью проверки соответствия хозяйственной деятельности требованиям и нормам соблюдения экологической безопасности. Она осуществляется на принципах: обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Государственная экспертиза в обязательном порядке проводится перед любыми мероприятиями, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление всех работ по проектам может осуществляться только после проведения и выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы. Порядок проведения и полномочия экспертизы регулируется законодательством РФ. Руководители всех предприятий, нарушающие или не выполняющие требования заключений госэкспертизы, несут ответственность согласно действующему законодательству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.43.155 (0.009 с.)