Тема 16. Основы финансового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Основы финансового права



Общие положения финансового права Российской Федерации.

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения, перераспределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое исполнение функций государства. Объективным условием ее осуществления является необходимость распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода в денежной форме, т.е. при помощи денег. Финансовая деятельность осуществляется разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или их распределения, применяются методы собирания, распределения и использования фондов денежных средств.

Среди методов собирания денежных средств наиболее широко распространен налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли организаций, учреждений и граждан в обязательном порядке, в сроки, установленные законом и в назначенных размерах отчисляются в бюджет. В обязательном порядке отчисляются также и средства во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования. Они уплачиваются предприятиями и гражданами и направляются на социальные выплаты.

Источником поступлений денежных средств в бюджет государства являются также государственные пошлины. Они взимаются за различные услуги, оказываемые государственными учреждениями.

Основным методом распределения и использования денежных средств является финансирование и кредитование. Финансирование – это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета.

Кредитование, в отличие от финансирования, является плановой, целевой, возвратной и возмездной формой выдачи денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат обязательному возврату в назначенный срок и за пользование которыми уплачиваются установленные проценты.

Производственная сфера в значительной степени находится на самофинансировании, своими доходами возмещая расходы.

Совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называются финансовыми институтами. Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую систему страны. Финансовая система Российской федерации представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими звеньями являются: бюджетная система с входящими в ее состав государственными (федеральными и региональными) и местными бюджетами; внебюджетные целевые фонды; финансы предприятий, организаций; имущественное и личное страхование, кредит (государственный и банковский).

Государственные финансы включают бюджет страны; внебюджетные фонды и государственный кредит. Финансы предприятий и организаций состоят из финансов коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций, финансов общественных объединений. Страхование как важнейшее звено финансовой системы делится на две формы: обязательное и добровольное. Эти формы в свою очередь подразделяются по видам страхования: социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков, пр.

Важным институтом финансовой системы является кредитование – отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками и иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств и предоставления банковских ссуд.

Государство имеет достаточно широкую систему органов, занимающихся финансовой деятельностью. Прежде всего это высшие представительные и исполнительные органы государственной власти: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов Федерации, Правительство РФ, администрация субъектов Федерации, Министерство финансов РФ. Помимо них финансовую деятельность осуществляют и специальные органы6 ЦБ РФ, Счетная палата, Казначейство, Государственная налоговая служба, разнообразные инспекции, контролирующие финансовую деятельность (страхование, валютную деятельность, др.).

Для того, чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением и применением ресурсов всех институтов финансовой системы.

Финансовый контроль – это осуществляемая с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных или негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.

Важным видом финансового контроля является общегосударственный контроль, осуществляемый органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами.

Каждое министерство и ведомство проводит ведомственный контроль за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций.

Финансовый контроль частного сектора, развития его финансово-хозяйственной деятельности организуется негосударственными, независимыми, хозрасчетными, контрольно-ревизионными органами – аудиторскими фирмами.

У финансового права нет самостоятельного метода правового регулирования, поэтому используется административно-правовой метод. Он включает обязательный характер правил, неравное положение сторон в правоотношении, разный объем прав и обязанностей субъектов.

Источниками финансового права являются Конституция РФ, законы, иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. Все это в совокупности составляет финансовое законодательство.

 

Бюджетное устройство. Бюджет – это закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Бюджет – это основной финансовый план образования, распределения, использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Бюджетное право РФ – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории России.

Основы бюджетного устройства закреплены в ст.71, 106,114 Конституции РФ и бюджетном законодательстве, основу которого составляет Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 г. и ежегодно принимаемые законы, например «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 г.»».

Совокупность бюджетов разных уровней образует бюджетную систему. Российская Федерация – федеративное государство, и у него федеративное бюджетное устройство, определяющее бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета; бюджетов субъектов Федерации, автономных областей, округов, краев, городов Москвы и Санкт – Петербурга, местных бюджетов и административно-территориальных образований.

Федеративное устройство бюджета РФ определяет всю организацию и принципы построения бюджетной системы, взаимосвязь между бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Структура бюджета состоит из доходной и расходной частей и формируется в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная классификация РФ объединяет доходы и расходы бюджетов всех уровней с последующим присвоением им группировочных кодов.С помощью классификатора можно сопоставить показатели бюджетов разных уровней. Бюджетная классификации включает:

- классификацию доходов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, а также еще четыре классификации, которые учитывают виды государственного внутреннего и внешнего долга, источники внутреннего и внешнего финансирования бюджетов Российской Федерации.

Бюджеты РФ делятся на группы. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Большое практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому признаку доходы бюджета делятся на закрепленные, регулирующие, дотации, субвенции и ссуды. Расходы бюджетов различных уровней в соответствии с экономической классификацией подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов. Функционально расходы бюджетов направляются на государственное управление и местное самоуправление, судебную власть, национальную оборону, энергетику и строительную индустрию, сельское хозяйство, охрану окружающей среды и пр.

Важным показателем финансового благополучия в стране является сбалансированность бюджета, т.е. равенство доходной и расходной части бюджета. В случае неравенства доходной и расходной части бюджета возникает, как правило, дефицит бюджета, реже профицит. Если предельный уровень дефицита превышен, то применяют механизм секвестра расходов, который состоит в пропорциональном снижении ежемесячных расходов по всем статьям бюджета в течении оставшегося периода времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат только защищенные статьи. Состав этих статей определяется представительным органом при принятии и утверждении бюджета. Бюджеты разных уровней проходят все стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность и исполнение бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около 3-х лет. Этот период называется бюджетным периодом. Финансовый год длятся 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).

Процесс бюджетирования состоит из пяти стадий:

1) составление проекта бюджета

2) рассмотрение проекта бюджета

3) рассмотрение уточненной версии бюджета

4) исполнение бюджета

5) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Налоговое право. Налог – обязательный и индивидуально-безвозмездный взимаемый с физических и юридических лиц платеж в форме отчисления денежных средств. Он собирается с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются основными источниками дохода государственного бюджета. Существуют различные основания, которые могут быть положены в основу классификации налогов.

По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые, или подоходно-поимущественные, взимаются в момент приобретения и накопления материальных благ, подоходный налог уплачивается при получении собственником определенных видов имущества или сбережений. Косвенные налоги, или налоги на потребление, взимаются в процессе расходования материальных благ. Например, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.

В зависимости от характера распределения сумм различают закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные – налоги, длительное время закрепленный как источник конкретного дохода бюджета. Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита.

В зависимости от характера использования налоги бывают общие и целевые. Целевые учитываются на особых статьях расходов бюджета. Общие налоги не имеют конкретной привязки к определенным расходам.

В зависимости от территориального уровня налоги делятся на федеральные, налоги субъектов РФ, местные и сборы. Федеральные устанавливаются федеральными законами и взимаются по всей территории. Остальные виды налогов устанавливаются и действуют в рамках территориальных границ субъектов.

В зависимости от времени уплаты различают регулярные и разовые налоги. Регулярные взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени существования объекта налогообложения. Так, подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе. Разовые налоги взимаются в связи с каким-либо событием. Например, уплата налога на имущество, переходящего по праву наследования.

В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги, уплачиваемы юридическими, физическими лицами и налоги, которые платят и те и другие. Так, например, к общим относят земельный налог и транспортный налог.

Все виды налогов, собираемых на территории РФ, объединяются в налоговую систему, под которой понимают совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Действенность налоговой системы определяется содержанием конкретного закона о налоге. Для того, чтобы закон был применимым и реализуемым, необходимо, чтобы он содержал элементы налоговой формулы, доступно доносящей до налогоплательщиков и налоговых органов порядок формирования и сроки уплаты налога.

Налог считается установленным, если определены налогоплательщики, т.е. лица, которым вменяется уплата этого налога. Кроме того, необходимо определить и элементы налога: налогооблагаемую базу, налоговую ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога в нормативно-правовом акте могут предусматриваться льготы по налогообложению и основания для их предоставления.

Налоговая база представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Для исчисления налога устанавливается ставка и единица налогообложения. Под ставкой понимают установленный законодательными или иным правовым актом размер налога на единицу измерения. Ставки бывают твердые и процентные. Срок уплаты налога и налоговый период – это срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и исчисляется налог по действующей ставке, который должен быть уплачен налогоплательщиком. Налогоплательщик также называется налоговым (фискальным) агентом, если на нем лежит ответственность за исчисление и уплаты налога. Так, например, организация- работодатель есть налоговый агент по удержанию подоходного налога со всех видов доходов, составляющих вознаграждение за труд наемных рабочих. Существует группа субъектов налогообложения, которая полностью освобождается от уплаты налогов. В этом случае говорят, что им предоставляется налоговое освобождение. Кроме всевозможных скидок (льгот) по уменьшению действующих налоговых ставок, существует налоговый кредит, который предусматривает временное снятие налогового бремени в связи с особым режимом деятельности субъектов.

Ответственность за налоговое правонарушение может возлагаться на налогоплательщика или на налоговые органы. Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязательства по уплате установленных законодательством налоговых отчислений. За налоговые правонарушения предусмотрена как административная, так и уголовная юридическая ответственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.023 с.)