Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 9. Правовые отношения Известно, что общество представляет собой устойчивое взаимодействие людей, социальных групп, организаций, преследующих в своей деятельности определенные интересы. Для их реализации они вступают друг с другом в различные отношения: моральные, экономические, религиозные, пиитические и т. п. Все эти отношения выступают в виде более или менее устойчивой связи между их участниками, поведение которых определяется нормами морали, религии, обычаев. Под регулирующим воздействием норм права вышеназванные отношения приобретают правовую форму. Право упорядочивает, стабилизирует общественные отношения, делает их более цивилизованными и предсказуемыми. Таким образом, правоотношение - это устойчивая юридическая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающаяся в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости принудительными мерами государственно-властного характера. Правоотношения обладают рядом присущих им признаков, отличающих их от иных видов общественных отношений. Во-первых, правовое отношение - разновидность общественного отношения. Связанность участников взаимными правами и обязанностями (либо только правом и корреспондирующей ему обязанностью) возникает в конкретной социальной среде и предполагает конкретную общественную установку. Во-вторых, правоотношение - отношение, урегулированное правом. Правовые нормы определяют круг участников правоотношений, объем прав и обязанностей каждого из них, последствия преобразования правоотношений, виды мер ответственности за нарушение действующего законодательства в этой области. В-третьих, правоотношение - двусторонняя связь, которая возникает между участниками правоотношения. Одна из сторон - управомоченная, другая - обязанная. Однако возможны и другие варианты, когда у обеих сторон имеются и права и обязанности (по договору купли-продажи покупатель имеет право получить вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, наоборот, вправе получить деньги, но обязан передать вещь покупателю); либо у одной стороны имеются только права, а у другой - только обязанности (отношения между должником и кредитором). В-четвертых, правоотношения обладают волевым, идеологическим характером. Он проявляется при создании законодательных актов, регулирующих различные отношения, а также при реализации воли каждой из сторон конкретного правоотношения. В-пятых, реализация прав и исполнение обязанностей участников правоотношения обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением. Принудительные меры государственной властного характера могут заключаться в пресечении незаконных правоотношений, применении экономических, юридических санкций к недобросовестным участникам, нарушающим права контрагентов, не выполняющим либо ненадлежащим образом выполняющим свои обязанности. Структура правоотношения. Правоотношения имеют сложную структуру, включающую в себя объекты, субъекты, а также права и обязанности последних. Объект правоотношения - это материальное или нематериальное благо или поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение. Круг объектов весьма разнообразен. Например, из содержания ст. 128 Гражданского кодекса РФ следует, что объектами гражданских правоотношений являются: вещи, включая деньги и ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права; работа и услуги; информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Объект может изменять свои свойства в процессе развития правоотношения, переходить от одной стороны к другой. Помимо этого одно и то же благо может являться объектом различных правоотношений. Субъекты правоотношений - это их участники, наделенные юридическими правами и обязанностями. Именно на реализацию законных прав и интересов субъектов направлено правоотношение. Круг субъектов весьма разнообразен: государство, государственные (административно-территориальные) единицы; юридические лица, физически; лица. Государство является субъектом международных, наиболее значимых экономических, политических, социальных отношений, как с другими странами, так и внутри страны. Это вытекает из функций государства определять свою внешнюю и внутреннюю политику, преодолевать различного рода противоречия, управлять основным экономическим потенциалом, обеспечивать достойное существование человека и гражданина. Административно-территориальные единицы - республики, города, округа, воеводства, уезды, области и т. п. являются субъектами правоотношений в рамках отведенных им конституцией полномочий. Юридические лица - организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, приобретающие и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права, несущие обязанности, выступающие в качестве истца или ответчика в суде, имеющие самостоятельный баланс или смету. Юридические лица вступают в правоотношения, необходимые для реализации стоящих перед ними уставных задач. Например, коллегии адвокатов оказывают гражданам и организациям правовую помощь. С этой целью между клиентами и адвокатами заключаются соглашения. Физические лица - конкретные люди, стремящиеся к удовлетворению своих потребностей, исполняющие возложенные на них обязанности. Субъектами правоотношений являются не только отдельные личности, но и их общности (нации, народности). Объем прав и обязанностей субъектов определяется их праводееспособностью (правосубьектностью). Правоспособность субъекта - закрепленная в законе его способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность юридического лица возникает с момента регистрации устава. Правоспособность физического лица возникает с момента рождения. Из этого правила есть единственное исключение - право ребенка наследодателя, родившегося после его смерти, быть наследником по закону, то есть здесь правоспособность возникает до рождения. Правоспособность физического лица прекращается смертью (объявлением гражданина умершим в судебном порядке). Это возможно, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет; а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая - в течение шести месяцев. Она признается в равной мере за всеми гражданами. Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности. Дееспособность лица может быть полной, частичной, ограниченной. Объем дееспособности зависит от ряда критериев, прежде всего от возраста. Так, частичной дееспособностью обладают малолетние лица (в возрасте от 6 до 14 лет). Они вправе: самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; распоряжаться средствами, предоставленными для личных нужд. Частичная дееспособность и у несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Однако пределы их дееспособности значительно расширены. Указанные лица вправе: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять авторские права; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; с 16 лет быть членами кооперативов. В полном объеме дееспособность возникает при достижении восемнадцатилетнего возраста, то есть совершеннолетия. Полностью отсутствует дееспособность у малолетних (до 6 лет). На содержание дееспособности оказывает влияние ряд взаимосвязанных факторов, прежде всего - состояние гражданства. Лица без гражданства и иностранные граждане не обладают политическими правами, не могут быть командирами воздушных, капитанами морских судов; быть подвержены ряду правоограничений. На дееспособность субъектов влияет состояние их здоровья. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. Дееспособность лица, злоупотребляющего спиртными напитками или являющегося наркоманом, может быть ограничена судом. Над ним устанавливается попечительство. Выделяется и такой фактор, влияющий на дееспособность, как законопослушность субъектов. Например, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, не пользуются избирательным правом. В ряде случаев дееспособность зависит от семейного положения. Так, лица, вступившие в брак до восемнадцати лет, в том числе расторгнувшие его в этом возрасте, признаются полностью дееспособными. В известной степени на дееспособность может повлиять участие в экономическом процессе. Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, работающие по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть признаны полностью дееспособными. Перечень обстоятельств, влияющих на объем дееспособности конкретного лица, не является исчерпывающим и может быть дополнен другими факторами. Дееспособность юридических лиц совпадает с их правоспособностью и является специальной, поскольку она определяется характером деятельности предприятия, учреждения, организации. Реализуется правосубъектность юридических лиц через акты и другие действия их руководителей и других лиц, наделенных властными полномочиями.
Субъективные права и юридические обязанности. Содержание правоотношения составляют права и обязанности его субъектов, которые, в свою очередь, определяются характером самого правоотношения, спецификой его возникновения и развития. Субъективное право - предоставленная и защищаемая государством мера возможного поведения управомоченного субъекта, носителя права. Субъективное право - сложное понятие. Оно включает в себя совокупность правомочий. Прежде всего, это правомочие требования, обращенное к другим лицам с целью удовлетворения законных притязаний управомоченного лица. Правомочие на защиту включает в себя возможность самому лицу защищать принадлежащее ему право всеми, не запрещенными законом, средствами и способами, а также обращаться, в случае необходимости, за защитой в специально на то уполномоченные органы. Правомочие на собственные действия - возможность правомерного поведения носителя права с целью удовлетворения потребностей. Юридическая обязанность - предусмотренная законом мера должного поведения субъекта правоотношения, способствующая удовлетворению интересов управомоченной стороны. Обязанности в правоотношениях могут быть активные и пассивные. Активная обязанность предполагает совершение действий (уплата долга, поставка продукции). Пассивная обязанность заключается в необходимости воздержаться от действий, нежелательных для управомоченной стороны, как правило, нарушающих ее права. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей происходит в результате правомерного поведения субъектов, направленного на удовлетворение потребностей управомоченной стороны и выполнение необходимых юридически значимых действий (воздержание от них) обязанной стороной. Виды правоотношений. Многообразие правоотношений порождает необходимость в их классификации. По отраслям права правоотношения подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т. п. По содержанию правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Первые вызываются к жизни правомерными действиями, реже событиями. Содержание таких правоотношений составляют взаимные права и обязанности сторон, реализуемые по их обоюдному желанию. Охранительные правоотношения возникают в результате правонарушений. Они, как правило, связаны с реализацией юридической ответственности. По характеру обязанности правоотношения делятся на правоотношения пассивного и активного типа. По степени определенности сторон можно выделить абсолютно определенные правоотношения и относительные. В абсолютно определенных правоотношениях круг сторон четко отграничен. Например, отношения собственности. Лицо, в собственности которого находится имущество, выделено из массы субъектов. Если собственность коллективная - можно выделить доли каждого собственника, определить совокупность его полномочий в отношении имущества. Относительно определенные отношения не обладают исчерпывающим перечнем субъектов права или обязанности. Например, в отношении купли-продажи посредством конклюдентных действий (через машины-автоматы) круг покупателей определить невозможно.
Юридические факты и их разновидности. Правоотношения представляют собой устойчивые правовые связи, но отнюдь не статичные. Они возникают, развиваются и прекращаются при наличии определенных обстоятельств. Например, рождение ребенка порождает для родителей правоотношения по его воспитанию, содержанию. Основанием возникновения правоотношения являются юридические факты. Фактические жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение (развитие) и прекращение правоотношений, именуются юридическими фактами. Возможна и такая ситуация: несколько юридических фактов порождают одно последствие. Например, смерть человека и наличие завещания, составленного им, порождают наследование по завещанию. Совокупность различных юридических фактов, вызывающих наступление одного последствия, именуется юридическим составом. По характеру наступающих последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие юридические факты вызывают возникновение правоотношения. Например, совершение преступления вызывает наступление уголовно-правовых и уголовно-процессуальных правоотношений. Правоизменяющие юридические факты изменяют правоотношение, хотя в целом оно остается. Например, уход в отпуск по уходу за ребенком изменяет условия трудового договора, но в целом его не прекращает. Правопрекращающие юридические факты прекращают правоотношения. Например, утрата гражданства прекращает полномочия судьи. По волевому моменту юридические факты делятся на события и действия. События - юридические факты, имеющие правовые последствия и наступление которых не зависит от воли участников конкретного правоотношения. Например, стихийное бедствие вызывает наступление правоотношения по выплате страховой суммы. Действия - юридические факты, зависящие от воли лиц. Они подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения). К первым относятся юридические поступки, сделки и акты государственных органов и органов местного самоуправления. Юридические поступки - действия субъектов права, совершенные без цели породить правовые последствия (например, находка клада человеком, рывшим колодец). Сделки - действия субъектов, права, направленные на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Сделки могут быть односторонними (завещание, дарение), двусторонними (мена, поставка), многосторонними (договор о совместной деятельности). Акты государственных органов - любые акты, принимаемые в пределах компетенции государственных органов или органов местного самоуправления, устанавливающие права или обязанности. Правонарушения могут быть уголовными (преступления), гражданскими (деликты), дисциплинарными и административными (проступки). По фактическому составу один юридический факт в ряде случаев способен вызвать несколько правовых последствий. Например, получение в дар квартиры порождает отношения собственности на жилое помещение, влечет изменение договора найма предыдущего жилого помещения, порождает правоотношение по уплате налога на доход, отношения по регистрации, квартплате и т. п.
Правовая культура. Понятие "культура" достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним не сохранилось какого-то четкого содержания, поэтому существуют различные его толкования. Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Под культурой уже понимаются убеждения, ценности и формы их выражения, которые являются общими для какой-либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культура выделяет общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные. Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Она отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям. Вот именно их и формирует культура. Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Правовая культура является разновидностью культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе, стандартах поведения. Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности. Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, выражающих отношение общества, индивида к праву; а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура - понятие более широкое, чем правосознание, и характеризует уровень правосудия, включает степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц, Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.
Виды и функции правовой культуры. Правовая культура общества не представляет собой единого целого. Она распадается на виды, которые выделяются на основе следующих критериев. С точки зрения носителей правовой культуры она подразделяется на правовую культуру общества, группы и личности. По степени познания правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности выделяются обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический. Правовая культура выполняет в обществе ряд функций. Познавательная функция выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, на основе которых они вступают в правоотношения. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого функционирования общества путем предписания индивидам и группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе. Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям накопленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей. Оценочная функция правовой культуры состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка, законодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом. Личные права и свободы Они составляют основу правового положения человека и гражданина Российской Федерации и отражены в ст. 20 - 29 Конституции. Большинство из этих прав являются основополагающими, неотъемлемыми правами человека и не подлежат ограничению. Личные права и свободы имеют повышенный уровень гарантий. Личные права, производные от естественного права на жизнь и свободу, призваны гарантировать человеку индивидуальность в отношениях с другими людьми и государством. К личным правам относятся: 1) право на жизнь (ст. 20), которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни; 2) право на достоинство (ст. 21), предполагающее право на уважение и обязанность уважать других, запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию; 3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), выражающееся в возможности совершать любые правомерные, то есть в рамках закона, действия. Это право предполагает ограничение должностных лиц в применении принуждения к людям. Личная неприкосновенность означает: а) что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску, наносить вред здоровью; б) право свободно распоряжаться своей судьбой: жениться, учиться, голосовать и т. д.; 4) право на неприкосновенность жилища (ст. 25), которое означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как на основании закона или судебного решения. Федеральное Собрание Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая федеративное устройство российского государства, призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят представители от 89 субъектов Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопросами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет. К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента о введении военного, а также чрезвычайного положения; назначение выборов Президента Российской Федерации. В числе полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др. Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создаются по различным направлениям парламентской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют комитеты по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной поддержке, экологии, экономической политике, обороне, безопасности, собственности, комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, комитет по образованию, науке и культуре и др. Органы правосудия Они представляют третью ветвь власти - судебную, которая осуществляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 года. Поскольку российское государство является федеральным, постольку устанавливается двухуровневая судебная система: 1) федеральные суды, к которым относятся: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации; 2) суды субъектов Российской Федерации, включающие конституционные суды субъектов Российской Федерации, мировые суды. Мировые суды являются низшим звеном судебной системы в городах, районах и т. д. Они рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи. Несмотря на то что судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, условно правосудие можно разделить на три "ветви": а) конституционное правосудие; б) общее правосудие; в) арбитражное правосудие. Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами: суд высшего звена (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции; суды среднего звена (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу; суды основного низового звена (районные, городские суды, мировые суды) рассматривают гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу и выносят решения по гражданским делам, приговоры - по уголовным делам, определения - по любому из этих производств. Конституционное правосудие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Суд РФ и Конституционные Суды республик. Основная функция этих судов состоит в охране и защите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, разрешении споров о компетенции между органами федеральной власти, а также федерации и субъектов Российской Федерации. Экономические споры, а также споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного. Судьями могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. Они несменяемы и неприкосновенны. Это означает, что судья не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей - неправительственной профессиональной организации судей, которая аттестует судью и рекомендует его к назначению на должность. Заключение судьи под стражу возможно с санкции Генерального прокурора или решения суда. Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Присяжные заседатели - люди, присутствующие на суде и высказывающие свое мнение перед окончательным принятием решения. Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 30 лет, никогда не подвергавшихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны 12 присяжных заседателей, то есть имеющих право выносить вердикт по делу, и 2 запасных. Роль заседателей состоит в определении виновности или невиновности подсудимого. Только после этого суд принимает решения голосованием. Органы прокуратуры Несмотря на то что в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть" названа прокуратура, она не входит в судебную систему, так как имеет несколько иные, по сравнению с судебной властью, правовую природу и функции. Прокуратура является составной частью контрольной власти. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года определил ее функции и задачи. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов; местными представительными органами (законодательными собраниями); органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, при исполнении наказания. Возглавляет органы прокуратуры Генеральный прокурор, который назначает прокуроров субъектов РФ по согласованию с субъектами. Опека и попечительство Опека и попечительство- это правовые формы защиты личных и имущественных интересов граждан, нуждающихся в этом. Опека или попечительство над детьми устанавливаются в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК РФ). Опека может иметь место только в отношении детей, не достигших возраста 14 лет, попечительство - в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 31 - 40 ГК РФ). В качестве опекунов (попечителей) детей могут выступать только совершеннолетние дееспособные лица, давшие на это свое согласие и имеющие нравственные и другие личные качества и способности, необходимые для содержания, воспитания и образования ребенка. Опеку или попечительство назначает орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту жительства опекуна (попечителя). Указанные формы защиты детей не лишают ребенка предоставленных ему законом прав, в том числе права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособие и другие социальные выплаты, права собственности на жилье, помещение или получение его и др. Опекуны (попечители), в свою очередь, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, создавать ему необходимые условия, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии.
Приемная семья. Приемная семья - это вид защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Она образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. Договор заключается на определенный срок. В нем должны быть оговорены условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, органов опеки и попечительства, размер оплаты труда приемных родителей и соответствующие льготы, предусмотренные нормативными актами о приемной семье. Требования к приемным родителям такие же, как и к опекунам (попечителям). Подбор приемных родителей осуществляют органы опеки и попечительства. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается. При передаче ребенка учитывается его мнение, а если ребенок достиг возраста десяти лет, то требуется и его согласие. Дети, переданные в приемную семью, обладают всеми правами, предусмотренными ст. 55 - 57 СК РФ. Семейный кодекс РФ предусматривает возможность досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК РФ).
Тема 9. Правовые отношения Известно, что общество представляет собой устойчивое взаимодействие людей, социальных групп, организаций, преследующих в своей деятельности определенные интересы. Для их реализации они вступают друг с другом в различные отношения: моральные, экономические, религиозные, пиитические и т. п. Все эти отношения выступают в виде более или менее устойчивой связи между их участниками, поведение которых определяется нормами морали, религии, обычаев. Под регулирующим воздействием норм права вышеназванные отношения приобретают правовую форму. Право упорядочивает, стабилизирует общественные отношения, делает их более цивилизованными и предсказуемыми. Таким образом, правоотношение - это устойчивая юридическая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающаяся в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости принудительными мерами государственно-властного характера. Правоотношения обладают рядом присущих им признаков, отличающих их от иных видов общественных отношений. Во-первых, правовое отношение - разновидность общественного отношения. Связанность участников взаимными правами и обязанностями (либо только правом и корреспондирующей ему обязанностью) возникает в конкретной социальной среде и предполагает конкретную общественную установку. Во-вторых, правоотношение - отношение, урегулированное правом. Правовые нормы определяют круг участников правоотношений, объем прав и обязанностей каждого из них, последствия преобразования правоотношений, виды мер ответственности за нарушение действующего законодательства в этой области. В-третьих, правоотношение - двусторонняя связь, которая возникает между участниками правоотношения. Одна из сторон - управомоченная, другая - обязанная. Однако возможны и другие варианты, когда у обеих сторон имеются и права и обязанности (по договору купли-продажи покупатель имеет право получить вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, наоборот, вправе получить деньги, но обязан передать вещь покупателю); либо у одной стороны имеются только права, а у другой - только обязанности (отношения между должником и кредитором). В-четвертых, правоотношения обладают волевым, идеологическим характером. Он проявляется при создании законодательных актов, регулирующих различные отношения, а также при реализации воли каждой из сторон конкретного правоотношения. В-пятых, реализация прав и исполнение обязанностей участников правоотношения обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением. Принудительные меры государственной властного характера могут заключаться в пресечении незаконных правоотношений, применении экономических, юридических санкций к недобросовестным участникам, нарушающим права контрагентов, не выполняющим либо ненадлежащим образом выполняющим свои обязанности. Структура правоотношения. Правоотношения имеют сложную структуру, включающую в себя объекты, субъекты, а также права и обязанности последних. Объект правоотношения - это материальное или нематериальное благо или поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение. Круг объектов весьма разнообразен. Например, из содержания ст. 128 Гражданского кодекса РФ следует, что объектами гражданских правоотношений являются: вещи, включая деньги и ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права; работа и услуги; информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Объект может изм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.016 с.) |